15Вопрос. Содержание и принципы финансовой политики государства.
Под фин-ой политикой понимают комплекс мероприятий гос-ва по использованию фин-ых отношений, мобилизации фин-ых рес-ов, их распределению и использованию на основе фин-го законодательства. Фин-ая политика гос-ва является лишь ср-вом осуществления его соц-эконом-ой политики и выполняет вспомогательную роль. Именно в рамках соц-эконом-ой политики может разрабатываться и проводиться в жизнь эффективная фин-ая политика. По содержанию фин-ая политика предполагает:разработку общей концепции такой политики, определение ее основных направлений, целей, задач;создание адекватного фин-ого механизма – системы установленных государством форм, видов и методов орг-ции фин-ых отношений;управление фин-ой деят-тью государства и других субъектов хозяйственных отношений. Фин-ая политика РФ основывается на следующей системе социально-экон-их приоритетов: достижение соц-ой стабильности в обществе; оздоровление гос-ных финансов; восстановление нормального функционирования кредитной системы; поддержка сбалансированности натурально-вещественных и ден. потоков; достижение финансово-эк-ой самостоятельности и усиление ответственности регионов в рамках единого федеративного государства; создание равных условий в бюд-тно-нал-овой сфере для регионов; создание условий по пресечению фин-ых злоупотреблений и коррупции. Принципы проведения фин-ой политики: Зависимость от конечной цели; Сбалансированность всех отраслей хозяйства;Использование экон-их законов;Соответствие интересов всех членов общ-ва;Учет внутренних и внешних условий на основе реальных возможностей. Содержание фин-ой политики заключается в разработке общей концепции и определения ее главных задач: обеспечение условий для формирования максимально возможных фин-ых рес-ов; установление рационального с точки зрения государства распределения и использования фин-ых рес-ов; орг-цию регулирования и стимулирования экон-их и социальных процессов финансовыми методами; выработку инструментов фин-ого механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии; создание эффективной и максимально деловой системы оперативного управления финансами. Фин-ая стратегия – основа фин-ой политики, предполагает разработку долгосрочного курса, рассчитанного на перспективу. Методы решения фин-ых задач, составляют фин-ую тактику. Фин-ая политика включает в себя: 1.Бюд-тная политика определяется конституцией, ден. кодексом. Она выражается во взаимоотношениях между федеральной властью и субъектами федерации, в распределении расх-ов между бюд-тами различных ур-ней. 2.Нал-овая политика Без нал-ов государство существовать не может; Нали имеют тенденции к росту; При повышении оптимального нал-ового порога экономика само разрушается; Высокий нал-овый порог приводит к утечке капитала. 3.Кредитно-ден. политика – предполагает действия государства по отношению к величине ден. массы и скорости обращения денег. Составной частью является эмиссионная политика, с помощью которой государство обеспечивает необходимое кол-во денег в обороте и увеличение дох.ов в бюд-т.
4.Ценовая политика выражается в корректировке цен и тарифов на монопольные Ты и У 5.Таможенная политика – является составной частью нал-овой и ценовой политики т.к. таможенный сбор оказывает влияния на цены. Инструментом является таможенные пошлины – косвенный нал, взимаемых на Ты, ввозимые в страну и вывозимые из нее. 6.соц-ая политика предполагает мероприятия по согласованию между объемами фин-ой помощи (трансфертов) субъектам РФ и выполнением ими обязательств по финансированию бюд-тной сферы за счет собственных дох.ов; разработке механизмов компенсации дох.ов наименее обеспеченных слоев населения; реализации пенсионной реформы; упорядочению системы социальных льгот и выплат с перенесением основной части гос-ной помощи на малообеспеченные слои населения; регулированию вынужденной миграции. 7.инвестиционная политика предполагает: повышение роли бюд-та развития РФ как источника фин-ого обеспечения гос-ной инвестиционной политики; создание условий для организованного накопления и инвестирования сбережений населения; развитие ипотечного кредитования; привлечение прямых иностранных инвестиций. 8.политики в области международных финансов: интеграция в мировую фин-ую систему; усилия по признанию РФ страной с рын-ой экономикой; вступление в международные орг-ции (в частности, во Всемирную торговую орг-цию); урегулирование внешней задолженности РФ (прежде всего с участниками Парижского и Лондонского клубов кредиторов); укрепление позиций РФ в Международном валютном фонде и Мировом банке реконструкции и развития; повышение устойчивости курса рубля по отношению к иностранным валютам; полномасштабное участие РФ в группе восьми ведущих стран мира. Основные направления фин-ой политики в современных условиях: Преодоление кризисного состояния финансов и оздоровление денежно-кредитной системы; Комплекс мер по соц-ой защите населения; Сокращение внутреннего и внешнего долга. Реализ. фин-ой политики осущ-ся с помощью фин-ого механизма – это система фин-ых рычагов, воздействие на орг-цию, планир-ие и использование фин-ых рес-ов. Цель фин-ого механизма обеспечение эффективного функционирования всей фин-ой системы. Фин-ый механизм включает 5 взаимосвязанных элементов: 1финансовые методы – способы воздействия фин-ых отношений на фин-ый процесс (планир-ие, налообложение, кредитование, система расчетов, аренда, страх-ие и т.д.) 2финансовые рычаги – приемы действия фин-ых методов (финансовые санкции, амортизационные отчисление, процентные ставки, дивиденды).3Правовое обеспечение функц-ние фин-ого механизма.4Нормативное обеспечение 5Информационное обеспечение.
16вопрос. Финансовая система государства.
Фин-ая система представляет собой определенным образом упорядоченную совокупность фин-ых отношений. Звенья фин-ой системы можно сгруппировать в три крупных блока, каждый из которых также имеет внутреннюю структуру:
1) централизованные финансы –гос-ный бюд-т; внебюд-тные фонды; гос-ный кредит; фонды имущественного и личного страх-ия; фондовый рынок;
2) децентрализованные финансы –финансы коммерческих предприятий и организаций; фин-ых посредников (кредитных организаций, частных пенсионных фондов, страховых организаций и других фин-ых институтов); некоммерческих организаций; 3) финансы домашних хозяйств.
Централизованные финансы используются в качестве инструмента регулирования нац-ой эк-ки в целом. С помощью централизованных финансов мобилизуются рес-ы в бюд-тную систему и происходит их распределение и перераспределение между отраслями народного хозяйства, экономическими регионами, отдельными группами населения. Децентрализованные финансы используются для регулирования экон-их и социальных отношений в рамках отдельных хозяйствующих субъектов и составляют основу финансов. От их состояния во многом зависит общее финансовое положение страны, так как именно здесь формируется большая часть фин-ых рес-ов. Финансы домохозяйств – это личные финансы, т.е. финансовые отношения между физическими лицами, совместно проживающими и ведущими общее хозяйство. В отличие от семьи домохозяйство может включать, кроме родственников, людей, которые полностью или частично вносят свою долю в бюд-т домохозяйства, а также состоять из одного человека, обеспечивающего себя материально.
Сформировавшаяся к настоящему времени гос-ная бюд-тная система РФ состоит из трех самостоятельных звеньев:
республиканского (фед-го) бюд-та РФ;
бюд-тов национально-гос-ных и административно-территориальных образований (республиканских бюд-тов республик в составе РФ, краевых, oбластных бюд-тов, областного бюд-та автономной области, окружных бюд-тов автономных округов, городских бюд-тов городов фед-го значения – Москвы и Санкт-Петербурга);
бюд-тов муницип-ых образований (местных бюд-тов).
Гос-ный бюд-т – главное звено всей фин-ой системы. Бюд-т состоит из двух взаимосвязанных групп статей: дох.ных и расх-ных. В дох.ной части бюд-та содержатся источники поступления ср-в и их количественные параметры. В расх-ной части определяются направления, сферы, в которых расходуются деньги, их количественные параметры. Внебюд-тные фонды – это ср-ва Правит-ва РФ и местных органов власти, связанные с финансированием расх-ов, не включенных в бюд-т. Внебюд-тные фонды имеют строго целевое назначение – мобилизация ср-в для пенсионного обеспечения, социального страх-ия, обязательного медицинского страх-ия
Основными по размерам и значению являются соц. фонды – Пенсионный фонд, Фонд социального страх-ия, Фед-ый фонд обязательного медицинского страх-ия. К экономическим относятся Российский фонд технического развития и отраслевые внебюд-тные фонды НИОКР, финансовые фонды поддержки отраслей, инвестиционные фонды и др. Гос-ный кредит – еще одно самостоятельное звено гос-ных финансов, поскольку ему присущи не свойственные другим звеньям формы финансово-кредитных отношений по привлечению ср-в в централизованные фонды государства. Гос-ный кредит представляет собой особую форму ден. отношений между государством, юридическими и физическими лицами. Фонды имущественного и личного страх-ия предназначены для возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприятиям и населению, а также для выплаты застрахованному лицу или его семье материального обеспечения при наступлении страхового случая. Составным и наиболее динамично развивающимся звеном фин-ой системы выступает фондовый рынок, на котором происходит обращение капиталов. Фондовый рынок обеспечивает перемещение капитала в отрасли с высоким ур-нем дох.а, служит мобилизации и эффективному использованию временно свободных ден. ср-в.
Финансы предприятий представлены совокупностью экон-их отношений, возникающих в реальном денежном обороте при формировании, распределении и использовании децентрализованных фондов фин-ых рес-ов предприятий, организаций, учреждений. Это относительно самостоятельное звено финансов, оно обслуживает материальное прoизвoдcтвo, создание валового внутреннего продукта, его распределение внутри предприятий и перераспределение части этого продукта в бюд-т и внебюд-тные фонды.Именно первичные дох-ы частных и гос-ных предприятий наряду с дох.ами физических лиц, создают основу системы гос-ных финансов.
финансы домашних хозяйств – эк-ие отношения, возникающие при реальном обороте денег в секторе домашних хозяйств. Финансы домохозяйств являются материальной основой их жизни. Они предполагают контроль за предстоящими дох.ами и расх-ми в рамках отдельной эк-ой ячейки общ-ва.
- 2 Вопрос.Кривая производственных возможностей (кпв). Альтернативная стоимость, сравнительное преимущество.
- 3Вопрос. Система показателей эластичности и их практическое применение.
- 4 Вопрос. Понятие и виды издержек. Графическая интерпретация издержек производства.
- 7Вопрос. Показатели национального производства. Валовой внутренний продукт.
- 8Вопрос. Показатели общего уровня цен (индексы цен).
- 9 Вопрос.Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие.
- 10Вопрос. Инфляция, ее определение, виды. Механизмы, причины и последствия инфляции. Антиинфляционная политика государства.
- 11Вопрос. Характеристика рынка труда. Понятия и виды безработицы. Кривая Филипса и ее экономический смысл.
- 12Вопрос. Экономический рост. Основные типы и факторы экономического роста
- 13Вопрос. Цикличность как закономерность экономического развития. Виды циклов.
- 14Вопрос. Понятие «Финансы». Социально-экономическая сущность и функции финансов.
- 15Вопрос. Содержание и принципы финансовой политики государства.
- 17Вопрос. Государственный бюджет российской федерации и его функции
- 18Вопрос. Доходы бюджета, и их характеристика
- 20Вопрос. Федеральные налоги и сборы.
- 21Вопрос. Региональные налоги.
- 22Вопрос. Местные налоги.
- 23Вопрос. Сущность и функции государственного кредита. Классификация государственных займов
- 24Вопрос. Государственный долг. Внутренние и внешние займы.
- 25Вопрос. Классификация бюджетных расходов рф.
- 26Вопрос. Бюджетное устройство рф.
- 27Вопрос. Бюджетный процесс в рф.
- 28Вопрос. Внебюджетные социальные фонды государства.
- 30Вопрос. Затраты предприятия на производство продукции и выручка.
- 31Вопрос. Прибыль предприятия. Планирование и направления использования прибыли.
- 32Вопрос. Основные фонды и другие внеоборотные активы. Источники их формирования и финансирования воспроизводства.
- 34Вопрос. Состав и структура доходов федерального, регионального и местного бюджета в текущем году.
- 35Вопрос. Состав и структура расходов федерального, регионального и местного бюджетов.
- 36Вопрос. Основные элементы налога на доходы физических лиц, налога на прибыль, на добавленную стоимость.
- 38Вопрос. Методы анализа финансового состояния организации.
- 39Вопрос. Анализ ликвидности и кредитоспособности предприятия.
- 41Вопрос. Оценка средневзвешенной стоимости капитала
- 42Вопрос. Финансовые отчеты (балансовый отчет, отчет о прибылях и убытках, кассовый план, другие стандартизированные отчеты).
- 43Вопрос. Эффект финансового рычага, финансовый риск
- 44Вопрос. Определение порога рентабельности (безубыточности производства).
- 45Вопрос. Эффект операционного рычага, предпринимательский риск.
- 46Вопрос. Управление оборотными денежными фондами
- 48Вопрос. Управление дебиторской задолженностью.
- 49Вопрос. Краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование.
- 50Вопрос. Принципы и процесс управления денежными потоками предприятия
- 2. Анализ ден. Потоков предприятия в предшествующем периоде
- 51Вопрос. Методы анализа денежных потоков.
- 52Вопрос. Планирование денежных потоков и разработка платежного календаря
- 1. Прогнозирование поступления и расх-ования ден. Ср-в, по операционной деят-ти исходя из планируемого объема реализации прод-ции осущ-ся в такой последовательности:
- 53Вопрос. Оптимизация денежных потоков предприятия.
- 54Вопрос. Диагностика банкротства предприятия.
- 55Вопрос. Дивидендная политика компании, выкуп и дробление акций.
- 57Вопрос. Виды и особенности прямых иностранных инвестиций в России.
- 58Вопрос. Портфельные иностранные инвестиции в России и их оценка.
- 59Вопрос. Риск и доходность: теория портфеля
- 60Вопрос. Методы управления финансовыми рисками.
- 62Вопрос. Страхование, функции страхования, характеристика видов страхования.
- 63Вопрос. Роль и место рынка ценных бумаг в финансовой системе государства.
- 64Вопрос. Облигации как инструмент заемного финансирования.
- 65Вопрос. Функционирования фондовых бирж, профессиональные участники фондового рынка.
- 67Вопрос. Производные ценные бумаги
- 68Вопрос. Основные принципы фундаментального и технического анализа фондового рынка.
- 69Вопрос. Рынок корпоративных ценных бумаг в России и их оценка.
- 70Вопрос. Понятие денежной массы и денежной базы, понятие «денежный оборот», его содержание и структура.
- 71Вопрос. Сущность кредита, его функции
- 72Вопрос. Понятие валютной системы и ее особенности на современном этапе, конвертируемая валюта ее виды, формирование валютного курса
- 73Вопрос. Характеристика элементов кредитной системы, ее структура.
- 74Вопрос. Задачи и функции центральных банков, денежно-кредитная политика цб рф.
- 76Вопрос. Активные операции коммерческих банков
- 77Вопрос. Пассивные операции коммерческих банков.
- 78Вопрос. Информационная безопасность в финансовых системах
- 79Вопрос. Автоматизированные информационные системы и технологии в страховых органах.
- 81Вопрос. Автоматизированные информационные системы и технологии в биржевом деле.
- 82Вопрос. Автоматизированные информационные системы и технологии на предприятиях и организациях различных организационных форм.
- 83Вопрос. Автоматизированные информационные системы и технологии удалённого банковского обслуживания.
- 1.Системы «Клиент-Банк» (pc-banking, remote banking, direct banking, home banking)
- 2.Системы «Телефон-Банк» (Телефонный банкинг (phone-banking), телебанкинг, Телефон-Клиент, sms-banking)
- 3. Обслуживание с использованием банкоматов (atm-banking) и устройств банковского самообслуживания
- 84Вопрос. Автоматизированные информационные системы и технологии в казначействе.