logo
ШПОРГАЛКИ ПО ГЭК

3. Обслуживание с использованием банкоматов (atm-banking) и устройств банковского самообслуживания

Технологии ДБО с использованием устройств банковского самообслуживания являются одними из наиболее популярных в мире и в РФ. Можно выделить несколько видов ДБО по типу используемых устройств:ДБО с использованием банкоматов (ATM-banking) — основаны на программном обеспечении, установленном на банкоматах банка; ДБО с использованием платежных терминалов; ДБО с использованием информ-ных киосков.

Основы удаленного банковского обслуживания Существующие на сегодняшний день на рынке банковского ПО автоматизированные комплексы для удаленного банковского обслуживания включают, как правило, классическую систему класса «Клиент—Банк», клиентские приложения с использованием среды Интернет (интернет-банкинг), ср-ва для обслуживания клиентов по телефону (IVR), мобильный телефонный сервис (мобильный банкинг). Наиболее важными вопросами при использовании распределенных и вычислительных рес-ов современного банка являются разграничение доступа к данным и обеспечение информ-ой безопасности. Применительно к системам дистанционного обслуживания ситуация выглядит следующим образом: защита данных обеспечивается здесь чаще всего на основе сертифицированных ФСБ (а ранее ФАПСИ) криптографических ср-в, а разграничение доступа пользователей к информации — с помощью встроенных ср-в ОС и СУБД, а также самих приложений, входящих в состав этих систем. Разумеется, одним из обязательных требований к ср-вам электронного банкинга является их гибкость и адаптируемость. Практика показывает, что при объектно-ориентированном подходе к разработке приложений добиться этого не так сложно. Требования к системе удаленного банковского обслуживания: удобная реализ. оформления платежных поручений; наличие всего необходимого перечня валютных документов; гибкая настройка существующего функционала системы; возможность IT-специалистов корпоративных клиентов вносить в систему доработки, связанные с созданием новых отчетов, интеграцией с имеющимся у них программным обеспечением и т. д.; возможность отзыва электронного документа в соответствии с требованиями проверяющих фин-ых органов и с учетом специфики орг-ции бизнес-процессов корпоративного клиента; обеспечение высокого уровня информ-ой безопасности и защищенности каналов передачи конфиденциальных данных.

Но это еще не все. У «больших» клиентов и требования к ср-вам автоматизации большие. В частности, каждый из них заинтересован в том, чтобы, став клиентом какого-либо банка, он мог в рамках одного приложения удаленно работать со всеми счетами компаний, входящих в состав их холдинга (подобное требование тесно связано с необходимостью вести в рамках столь сложной структуры скоординированную фин-ую и учетную политику). Кроме того, для крупных клиентов удобно, чтобы вся инф-ция консолидировалась в одной базе данных, находящейся в пределах корпоративного вычислительного комплекса. При этом в целях защиты информации от несанкционированного доступа интерфейс системы должен предоставлять доступ к различным объектам (счетам, электронным документам и т. д.) в рамках настраиваемых разграничений прав доступа. Порядок прохождения платежных документов у клиента банка, как правило, примерно следующий. Бухгалтеры холдинга, работающие на различных АРМ, создают документы или импортируют их в информационные системы холдинга, подписывая своими ЭЦП. Затем все эти документы подвергаются проверке со стороны уполномоченных сотрудников на других АРМ, а далее подписываются ими, после чего в пакетном режиме передаются в банк (чаще всего по коммутируемой линии связи — через модем). Из всего вышесказанного очевидно, что приложения класса «Интернет—Клиент» для этих целей не вполне подходят.