4 Вопрос. Понятие и виды издержек. Графическая интерпретация издержек производства.
Издержки — это расх-ы затрачиваемые предприятием для преобретения фактич. Пр-ва, для выпуска какой-либо прод-ции или оказания каких-либо услуг. Издержки мо. быть внеш и внутренними. Те выплаты, которые мы платим поставщикам трудовых услуг, сырья, топлива, энергий, транспортных услуг и т.д., называются внеш издержками. Т.е. они представляют собой выплаты поставщикам, не относящимся к владельцам данной фирмы. Однако кроме того, фирма может использовать свои собственные рес-ы. Издержки, связанные с использованием собственного ресурса представляют собой неоплачиваемые или внутренние издержки. Издержки пр-ва для краткоср.периода различные как по объему, так и по структуре. В краткоср.периоде некоторые рес-ы, связанные с техническим оборудованием предприятия, остаются неизменными. Кол-во других рес-ов может изменяться. Отсюда следует, что в краткоср.периоде различные виды издержек мо. быть отнесены либо к постоянным либо к переменным. Постоянные издержки FC—это такие издержки, сумма которых в данный период времени не зависит непоср-венно от величины и структуры пр-ва и реализации. Графическим изображением постоянных издержек будет прямая FC, параллельная оси абсцисс (рис. 1). К постоянным издержка относятся: оплата обязательств по облигационным займам, рентные платежи, часть отчислений на амортизацию зданий и оборудования и др. Переменные издержки VC—это те издержки, общая величина которых на данный период времени находится в непоср-венной зависимости от объема пр-ва и реализации прод-ции — например, затраты на з/п, сырье, топливо, энергию, транспортные У. Различие между постоянными и переменными издержками имеет существенное значение. Постоянные издержки должны быть оплачены, даже если прод-ция не производится вообще. Переменными издержками предприниматель может управлять путем изменения объемов пр-ва. Рассмотрим динамику переменных издержек при изменении пр-ва и реализации: 1. Пропорциональными переменные издержки называются тогда, когда их относительное изменение равно относительному изменению объема или загрузки пр-ва (рис. 2, а) 2. Если относительный рост переменных издержек меньше, чем относительное увеличение объема пр-ва, то говорят о дегрессивных переменных издержках (рис. 2 б).
3 . Прогрессивные переменные издержки имеют место тогда, когда относительное увеличение переменных издержек больше, чем объем пр-ва (рис. 2в). Под валовыми издержками предприятия ТС — понимается сумма его постоянных и переменных издержек (рис. 1): TC = FC+ VС Валовые издержки с каждой новой единицей прод-ции увеличиваются на ту же величину, что и сумма переменных издержек. Средние издержки. Средние издержки АТС — это валовые издержки, приходящиеся на единицу выпускаемой прод-ции: АТС= ТС/Q Соответственно рассчитываются средние постоянные и средние переменные издержки: AFC=FC/Q, AVC=VC/Q
Средние переменные издержки (рис.3) в начале падают, достигают своего минимума, а затем начинают расти. Это означает, что при малом объеме пр-ва процесс будет относительно неэффективным и дорогостоящим, так как оборудование окажется недогруженным, разделение труда — неглубоким, технологические процессы менее совершенными. По мере расширения пр-ва его эффективность будет расти и переменные издержки на единицу прод-ции будут снижаться. Но применение все большего количества переменных рес-ов приведет к тому, что в действие вступит закон убывающей отдачи. С этого момента использование рес-ов будет настолько полным и интенсивным, что каждая добавочная единица переменных рес-ов будет увеличивать объем пр-ва на меньшую величину. Кривая средних валовых издержек зависит от вида кривой средних постоянных и средних переменных издержек. Объем пр-ва, при котором средние валовые издержки минимальны, называется оптимумом по издержкам. Возможны три варианта положения фирмы на рынке (рис. 3).
Р ассматривая вопрос об объемах пр-ва, необходимо учитывать не только средние издержки, но и предельные издержки МС — это дополнительные издержки, необходимые для пр-ва дополнительной единицы прод-ции: МС= ∆ТС/ ∆Q
Поведение кривых МС, AC и AVC подчиняется так называемому предельно-среднему правилу, в соответствии с которым предельные издержки будут равны средним издержкам в их минимальном значении. На графике 4 это правило будет означать пересечение кривой МС, кривых АС и АVС в точке их минимума, т.е. MC= тinАС.
Если исходить из того, что фирма рассматривает сложившуюся рыночную цену Р как данную и приспосабливает к ней свое пр-во, то она будет стремиться производить столько прод-ции Qorm, чтобы цена равнялась предельным издержкам. Кривая предложения фирмы SS совпадет с линией предельных издержек, лежащих выше минимального уровня средних издержек.
5вопрос Теория потребительского поведения. Понятие полезности. Выбор потребителя .Поведение потребителя объясняет теория потребительского поведения. Суть теории такова: каким образом потребители будут расх-овать свои ден-ые дох-ы между различными Тами и У-ами, которые они мо. купить.
Анализ потребительского поведения имеет огромное практическое значение: с его помощью производитель, выпустивший новый Т, может определить, на каком ур-не устанавливать цену, а потребитель - принять более рациональное решение. В основе современной теории потребления лежат принципы. Принцип свободы выбора и суверенитета потребителя. На первый взгляд может показаться, что главными действующими субъектами в экон.системе явл.производители, ведь именно они опред-ют объем и структуру пр-ва, выступает возможность оказывать влияние на ур-нь цен на Т-ы, а результатом их эффективной деят-ти явл.возможность получения прибыли. Допустимо пр-во лишь такого Т-а, к-ый м.б. продан на рынке по цене, превышающей издержки пр-ва. Именно в этом моменте акцент и смещается из сферы пр-ва в сферу потребления. Если потребитель отдал за Т опред.сумму денег, превысившую изд.пр-ва, значит производитель получит Pr и сможет продолжать свою деят-ть. В ином случае произ-ль не реализует свой Т, потерпит убытки и в конце концов разорится. Именно это свидетельствует о суверенитете потребителя, т.е. возможности влиять на объем и структуру пр-ва поср-вом формирования спроса на конкретные Т и У. Необходимым моментом суверенитета потребителя выступает свобода потребительского выбора. В действительности часто встречаются ограничения такого рода свободы. В основе этих ограничений мо. лежать различные мотивы: чрезв.обстоятельства, желание уберечь население от вредного блага, стремление обеспечить гражданам равенство в потреблении. Результатом такого рода действий станет отказ от принципа суверенитета потребителя. Люди уже не смо. сигнализировать произ-лю о своем отношении к конкр.Т и передавать ему ту сумму ден.ср-в, к-ую сочтут нужной. Свобода потребительского выбора явл. необходимым условием суверенитета потребителя. Принцип рационального поведения человека в эк-ке. Средний потребитель имеет достаточно отчетливую систему предпочтений в отношении Тов и услуг, предлагаемых на рынке. Из множества Тной массы индивид стремится выбрать наиболее предпочтительный Т или их набор, а так же определяется объем этого выбора. Такой принцип наз.гипотезой рацион-ти: при заданных ценах и дох.е потребитель стремится распределить свои ден.ср-ва так, чтобы получить максимум полезности. Принцип редкости. В соответствии с ним в теорию было заложено предположение об ограниченной, фиксированной величине пр-ва того или иного Т. В результате цена попадала в полную зависимость от спроса. Принцип полезности. Полезность объявляется целью потребления и рассматривается как св-во экон.благ удовлетворять потребности. Пол-ть позволяет описать различные отношения людей к различным наборам потребления. Ни один индивидуум не считает все Ты одинаково привлекательными для себя при сущ-щих ценах и стремится выбрать лучшие Ты по данной цене. В этом заключается принцип максимизации пол-ти. Теория пол-ти требует от разумного человека способности оценивать пол-ть при любых обстоятельствах и, руководствуясь этой оценкой, делать выбор и принимать решения. Различают общую и предельную полезности. Полезность, к-ую потребитель извлекает из каждой доп.ед-цы блага, наз.предельной полезностью. В свою очередь сумма пред.пол-тей дает общую пол-ть некоторого кол-ва блага. Пред.пол-ть рационального потребителя всегда убывающая ф-ия. Как бы ни использовал потребитель благо, очередная доп.его порция всегда приносит меньше пол-ти, чем предыдущая. Убывание пред.пол-ти вместе с увеличением общего блага, к-ым располагает потребитель, известно как закон убывающей предельной полезности. Принцип учета дох.а потребителя. При низком дох.е потребители расходуют его на приобретение предметов первой необходимости, а по мере роста дох.а растет потребление предметов роскоши. Удовлетворение, получаемое индивидом от потребления разных объемов благ, можно выразить при помощи функции общей полезности: где TU — общая полезность Тного набора; Qa Qb, .., Qz — набор Тов а, b,..., z, потребленных за определенный период времени.
Общая полезность Тного набора является суммой предельных полезностей всех единиц, составляющих этот набор благ. Предельная полезность какого-либо Та — это прирост общей полезности Тного набора при увеличении объема потребления данного Та на одну единицу.
Первый закон Госсена гласит: «Величина одного и того же удовольствия постоянно уменьшается вплоть до насыщения, по мере того как мы без помех испытываем это удовольствие». Данный закон выражает принцип убывающей предельной полезности, который заключается в том, что при потреблении какого-либо одного Та (при неизменном объеме потребления и постоянных ценах на др. блага), общая полезность, получаемая потребителем, возрастает, но возрастает все более медленно, так как полезность последующих единиц данного блага в одном непрерывном акте потребления сокращается вплоть до полного насыщения (рис.1). Рис. 1 Общая и предельная полезность
О сновное условие максимума удовлетворения потребителя описывает Второй закон Госсена: «Для того чтобы достигнуть максимальной суммы удовольствий, индивид, имеющий выбор между различными видами удовольствий, но располагающий недостаточным временем, чтобы испытать их все, должен, как бы различна не была абсолютная величина отдельных удовольствий, испытать их все частично еще до того, как он полностью испытает наибольшее из них. Отношение между ними должно быть таким, чтобы в момент прекращения величина всех удовольствий была одинаковая».
Поэтому основное условие максимизации полезности — потребитель (с фиксированным дох.ом и при заданных ценах) максимизирует полезность, т.е. достигает максимальной общей полезности, когда предельная полезность последней ден. единицы, потраченной на тот или иной Т, равна предельной полезности ден. единицы, потраченной на любой др. Т.
Если потребление какого-либо Т дает большую полезность на одну единицу дох.а (по сравнению с общим ур-нем), то индивид увеличит общую полезность, покупая большее кол-во данного Та за счет сокращения потребления других Тов до тех пор, пока предельная полезность данного Та не сравнится с предельной полезностью других Тов. Наоборот, если потребление какого-либо Та дает меньшую предельную полезность на одну денежную единицу, то для повышения общей полезности покупатель должен сокращать потребление этого Та до тех пор, пока предельная полезность последней затраченной на него ден. единицы не повысится до общего уровня.
Ситуация, когда потребитель не может увеличить общую полезность, расходуя меньше денег на приобретение одного блага и больше на покупку другого, называется ситуацией потребительского равновесия. Потребительское равновесие двух Т X и Y можно представить при помощи следующей формулы:
Полезность, извлекаемая из последней ден. единицы, потраченной на покупку Та X, равна полезности, извлекаемой из последней ден. единицы, потраченной на покупку Та Y.
6вопрос.Общая характеристика типов рыночных структур (совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия).
Рын-ая структура – сложное понятие, имеющее множество аспектов. Она может определяться характером объектов рын-ых сделок. Существуют рынки факторов производств (земля, труд, капитал), рынки продуктов и услуг, рынки Тов длительного (более года) и не длительного (до года) пользования и т. д. Классификация структуры рынка базируется на определении количества продавцов и природы продукта.
СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ Основные черты: 1. Большое число независимо действующих продавцов; 2. Стандартизированный Т; 3. Отсутствие контроля над ценой со стороны отдельного продавца; 4. Свободный вход и выход из отрасли; 5. Отсутствие не ценовой конкуренции.Совершенная конкуренция характеризуется существованием множества продавцов, оперирующих однородными стандартными продуктами, неспособностью отдельных продавцов влиять на цену Та, который продает каждый из них. Ни одна отдельная конкурентная фирма не охватывает достаточно большой доли рыночного предложения, чтобы воздействовать на цену. Цена навязана фирме – производителю рынком. Доступ в отрасль новым фирмам широко открыт. Экономика обычно в характерной чистой конкуренции включает идеальное знание рынка. Однако вряд ли последнее можно считать обоснованным. Когда продавцов множество и объёмы продаж незначительны, знать состояние рынка невозможно. В такой ситуации фирмы ничего не знают друг о друге и работают на неизвестный рынок.
ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ ИЛИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ Черты чистой монополии: 1. Единственный продавец; 2. Тип Та уникален – нет близких заменителей; 3. Контроль над ценой; 4. Вступление в отрасль заблокировано.Чистая монополия – это когда одна фирма является единственным продавцом уникального Та, который не имеет близких заменителей. Под этим термином понимается и сам этот единственный продавец Та. Рынок, где доминирует монополия, находится в резком контрасте с полностью конкурентным рынком. У покупателей, желающих потреблять Т монопольной фирмы, есть только один источник предложения. У чистой монополии нет продавцов-соперников, конкурирующих с ней на ее рынке. Понятие чистой монополии является абстракцией. Есть очень немного (если и есть) продуктов, у которых нет заменителей (например: местная электрическая компания может быть единственным продавцом электроэнергии в районе, однако, электричество во множестве своих применений имеет заменители). Когда цена электроэнергии увеличивается, его кол-во, на которое предъявляется спрос для использования в отопительных целях, снижается. Печи, работающие на натуральном газе и нефти, являются хорошими заменителями электрического обогрева. Чистая монополия чаще характерна для местных рынков, чем для общенац-ых (телефонная компания, обеспечивающая местную связь, коммунальные У). Однако деят-ть многих из этих предприятий общественного пользования регулируется правительственными агентствами в попытке удержать эти предприятия от использования ими своей монопольной власти во влиянии на цены. Естественная монополия – это отрасль, где Т может быть произведён одной фирмой с меньшими средними издержками, чем, если бы его производило несколько фирм. Простая монополия – это монополия, продающая всем свой Т по одной цене. Легальная монополия – это фирма, обладающая патентами или лицензиями, которые устанавливает барьеры, для входа в отрасль других фирм, тем самым предотвращающая конкуренцию. Фирма обладает монопольной властью тогда, когда она может воздействовать на цену своего Та, изменяя его кол-во, которое она готова продать. Степень, до которой отдельный продавец может использовать монопольную власть, зависит от наличия близких заменителей его продукта и от его доли в общих продажах на рынке. Чистая монополия и совершенная конкуренция являются двумя крайними формами рын-ой структуры. Реальные рын-ные структуры находятся между этими двумя крайними случаями.
МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ Черты монополистической конкуренции:1) Относительно большое число фирм; 2) Т, которым они торгуют дифференцирован: a) Дифференцирование по качеству продукта; b) Дифференцирование по сервису; c) Размещение фирмы продавца; 3) Основной упор на не ценовую конкуренцию; 4) Лёгкое вступление в отрасль. Для рынка с монополистической конкуренцией справедливо следующее:Т каждой фирмы, торгующей на рынке, является несовершенным заменителем Та, реализуемого др. фирмами. Продукт каждого продавца обладает исключительными качествами или характеристиками, которые служат тому, чтобы некоторые покупатели предпочли его Т конкурирующим фирмам; Дифференциация Та означает, что предмет, продаваемый на рынке, не является стандартизированным. Дифференциация может происходить из-за действительных качественных отличий между продуктами или из-за предполагаемых отличий, которые проистекают из различий в рекламе, престиже торговой марки или "имидже", связанным с обладанием или использованием этого Та;На рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но не микроскопическую долю рын-го спроса на общий тип Та, реализ-ого фирмой и ее соперниками. В типичном случае на фирму приходится от 1% до 10% продаж на рынке в течение года;Продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают, какую установить цену на свои Ты или когда выбирают ориентиры по объему годовых продаж. Эта особенность является следствием все же относительно большого числа продавцов на рынке с монополистической конкуренцией;На рынке есть условия для свободного входа и выхода. Легко основать новую фирму или покинуть рынок. Однако вход на рынок не настолько легок, как при совершенной конкуренции, поскольку новые продавцы часто испытывают трудности со своими новыми для покупателей торговыми марками и У-ами. Уже существующие фирмы с устоявшейся репутацией мо. сохранять свое преимущество над новыми производителями.
ОЛИГОПОЛИЯ Олигополия - это рын-ая структура, при которой в реализации какого-либо Та доминируют очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Примером олигополии, при которой продукт является стандартизированным, служит рынок алюминия. Автомобили, сигареты и пиво являются примерами дифференцированных Тов, чьи рын-ные структуры олигополистические. Обычно на олигополистических рынках господствует от 2 до 10 фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта. Олигополистические рынки обладают следующими чертами:Всего несколько фирм снабжают весь рынок. Продукт, который они поставляют, может быть как стандартизированным, так и дифференцированным; По крайней мере, некоторые фирмы в олигополистической отрасли обладают крупными рыночными долями. Следовательно, некоторые фирмы на рынке обладают способностью влиять на цену Та, варьируя его наличие на рынке; Фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость. Продавцы всегда считаются с реакцией своих конкурентов, когда устанавливают цены, ориентиры по объемам продаж, размер рекламных расх-ов или принимают др. деловые меры. Реакция, которую какой-либо продавец ожидает от соперничающих фирм в ответ на изменения установленных им цены, объема выпуска или изменения деят-ти в области маркетинга, является основным фактором, определяющим его решения. Реакция влияет на равновесие на олигополистических рынках. Нет единой модели олигополии. Можно разработать ряд моделей, объясняющих поведение фирм в конкретных ситуациях, основываясь на том, какие строят предположения фирмы относительно реакции своих соперников. Описываемые ниже модели показывают, как при олигополии проявляется тенденция к уменьшению прибылей из-за конкуренции. Разрушительное действие олигополистического соперничества на цены толкает фирмы к сговору, чтобы уменьшить конкуренцию и увеличить прибыли.
- 2 Вопрос.Кривая производственных возможностей (кпв). Альтернативная стоимость, сравнительное преимущество.
- 3Вопрос. Система показателей эластичности и их практическое применение.
- 4 Вопрос. Понятие и виды издержек. Графическая интерпретация издержек производства.
- 7Вопрос. Показатели национального производства. Валовой внутренний продукт.
- 8Вопрос. Показатели общего уровня цен (индексы цен).
- 9 Вопрос.Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие.
- 10Вопрос. Инфляция, ее определение, виды. Механизмы, причины и последствия инфляции. Антиинфляционная политика государства.
- 11Вопрос. Характеристика рынка труда. Понятия и виды безработицы. Кривая Филипса и ее экономический смысл.
- 12Вопрос. Экономический рост. Основные типы и факторы экономического роста
- 13Вопрос. Цикличность как закономерность экономического развития. Виды циклов.
- 14Вопрос. Понятие «Финансы». Социально-экономическая сущность и функции финансов.
- 15Вопрос. Содержание и принципы финансовой политики государства.
- 17Вопрос. Государственный бюджет российской федерации и его функции
- 18Вопрос. Доходы бюджета, и их характеристика
- 20Вопрос. Федеральные налоги и сборы.
- 21Вопрос. Региональные налоги.
- 22Вопрос. Местные налоги.
- 23Вопрос. Сущность и функции государственного кредита. Классификация государственных займов
- 24Вопрос. Государственный долг. Внутренние и внешние займы.
- 25Вопрос. Классификация бюджетных расходов рф.
- 26Вопрос. Бюджетное устройство рф.
- 27Вопрос. Бюджетный процесс в рф.
- 28Вопрос. Внебюджетные социальные фонды государства.
- 30Вопрос. Затраты предприятия на производство продукции и выручка.
- 31Вопрос. Прибыль предприятия. Планирование и направления использования прибыли.
- 32Вопрос. Основные фонды и другие внеоборотные активы. Источники их формирования и финансирования воспроизводства.
- 34Вопрос. Состав и структура доходов федерального, регионального и местного бюджета в текущем году.
- 35Вопрос. Состав и структура расходов федерального, регионального и местного бюджетов.
- 36Вопрос. Основные элементы налога на доходы физических лиц, налога на прибыль, на добавленную стоимость.
- 38Вопрос. Методы анализа финансового состояния организации.
- 39Вопрос. Анализ ликвидности и кредитоспособности предприятия.
- 41Вопрос. Оценка средневзвешенной стоимости капитала
- 42Вопрос. Финансовые отчеты (балансовый отчет, отчет о прибылях и убытках, кассовый план, другие стандартизированные отчеты).
- 43Вопрос. Эффект финансового рычага, финансовый риск
- 44Вопрос. Определение порога рентабельности (безубыточности производства).
- 45Вопрос. Эффект операционного рычага, предпринимательский риск.
- 46Вопрос. Управление оборотными денежными фондами
- 48Вопрос. Управление дебиторской задолженностью.
- 49Вопрос. Краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование.
- 50Вопрос. Принципы и процесс управления денежными потоками предприятия
- 2. Анализ ден. Потоков предприятия в предшествующем периоде
- 51Вопрос. Методы анализа денежных потоков.
- 52Вопрос. Планирование денежных потоков и разработка платежного календаря
- 1. Прогнозирование поступления и расх-ования ден. Ср-в, по операционной деят-ти исходя из планируемого объема реализации прод-ции осущ-ся в такой последовательности:
- 53Вопрос. Оптимизация денежных потоков предприятия.
- 54Вопрос. Диагностика банкротства предприятия.
- 55Вопрос. Дивидендная политика компании, выкуп и дробление акций.
- 57Вопрос. Виды и особенности прямых иностранных инвестиций в России.
- 58Вопрос. Портфельные иностранные инвестиции в России и их оценка.
- 59Вопрос. Риск и доходность: теория портфеля
- 60Вопрос. Методы управления финансовыми рисками.
- 62Вопрос. Страхование, функции страхования, характеристика видов страхования.
- 63Вопрос. Роль и место рынка ценных бумаг в финансовой системе государства.
- 64Вопрос. Облигации как инструмент заемного финансирования.
- 65Вопрос. Функционирования фондовых бирж, профессиональные участники фондового рынка.
- 67Вопрос. Производные ценные бумаги
- 68Вопрос. Основные принципы фундаментального и технического анализа фондового рынка.
- 69Вопрос. Рынок корпоративных ценных бумаг в России и их оценка.
- 70Вопрос. Понятие денежной массы и денежной базы, понятие «денежный оборот», его содержание и структура.
- 71Вопрос. Сущность кредита, его функции
- 72Вопрос. Понятие валютной системы и ее особенности на современном этапе, конвертируемая валюта ее виды, формирование валютного курса
- 73Вопрос. Характеристика элементов кредитной системы, ее структура.
- 74Вопрос. Задачи и функции центральных банков, денежно-кредитная политика цб рф.
- 76Вопрос. Активные операции коммерческих банков
- 77Вопрос. Пассивные операции коммерческих банков.
- 78Вопрос. Информационная безопасность в финансовых системах
- 79Вопрос. Автоматизированные информационные системы и технологии в страховых органах.
- 81Вопрос. Автоматизированные информационные системы и технологии в биржевом деле.
- 82Вопрос. Автоматизированные информационные системы и технологии на предприятиях и организациях различных организационных форм.
- 83Вопрос. Автоматизированные информационные системы и технологии удалённого банковского обслуживания.
- 1.Системы «Клиент-Банк» (pc-banking, remote banking, direct banking, home banking)
- 2.Системы «Телефон-Банк» (Телефонный банкинг (phone-banking), телебанкинг, Телефон-Клиент, sms-banking)
- 3. Обслуживание с использованием банкоматов (atm-banking) и устройств банковского самообслуживания
- 84Вопрос. Автоматизированные информационные системы и технологии в казначействе.