logo
ШПОРГАЛКИ ПО ГЭК

38Вопрос. Методы анализа финансового состояния организации.

Под анализом фин-ой отчетности предприятия понимается выявление взаимосвязей и взаимозависимостей между различными показателями его финансово-хозяйственной деят-ти, включенными в отчетность.      Детализация процедурной стороны методики анализа фин-ого состояния зависит от поставленных целей, а также различных факторов информационного, методического, кадрового и технического обеспечения.      Исходной базой фин-ого анализа являются данные бухгалтерского учета и отчетности, аналитический просмотр которых должен восстановить все основные аспекты хозяйственной деят-ти и совершенных операций в обобщенной форме, т.е. с необходимой для анализа степенью агрегирования.      Одним из важных приемов анализа отчетности является "чтение" форм отчетности и изучение абсолютных величин, представленных в этих формах. "Чтение" отчетности или простое ознакомление с ней позволяет сделать выводы об основных источниках привлечения ср-в предприятием, направлениях их вложения, основных источниках полученной предприятием прибыли за отчетный период, основных источниках ден. ср-в и оборотных активов, применяемых методах учета и изменениях в них, организационной структуре предприятия и направлениях его деят-ти, дивидендной политики и т.д. Однако эта инф-ция, несмотря на всю ее значимость для принятия управленческих решений, не позволяет оценить динамику основных показателей деят-ти компании, ее место среди аналичных предприятий страны и мирового рынка.      С этой целью в практике фин-ого анализа были выработаны основные методы чтения фин-ых отчетов. Среди них можно выделить следующее: горизонтальный анализ;вертикальный анализ;трендовый анализ;метод фин-ых коэффициентов;сравнительный анализ;факторный анализ.

Горизонтальный анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом. Этот анализ заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). Следует отметить, что в условиях инфляции ценность результатов горизонтального анализа снижается.  Вертикальный анализ - определение структуры итоговых фин-ых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.      Трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденцией динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ.Сравнительный анализ - это как внутрихозяйственное сравнение по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственное сравнение показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными. Факторный анализ - это анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), т.е. заключающимся в раздроблении результативного показателя на составные части, так и обратным (синтез), когда отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.  Анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений данных отчетности, определение взаимосвязи показателей. Эти коэффициенты представляют большой интерес, поскольку, во-первых, позволяют определить тот круг сведений, который важен для пользователей фин-ой отчетности с точки зрения принятия решений; во-вторых, предоставляют возможность глубже оценить положение данной отчетной единицы в системе хозяйствования и тенденции его изменения. Большим преимуществом коэффициентов является также и то, что они сглаживают негативное влияние инфляционных процессов, которые мо. существенно искажать абсолютные показатели фин-ой отчетности и тем самым затруднять их сопоставление в динамике. Этот метод наиболее удобен в силу его простоты и оперативности. Его суть заключается в сопоставлении рассчитанных по данным отчетности коэффициентов с общепринятыми стандартными коэффициентами, среднеотраслевыми нормами или соответствующими коэффициентами, и с численными по данным деят-ти предприятия за предшествующие годы. I. Коэффициенты ликвидности Показатели ликвидности характеризуют способность компании удовлетворять претензии держателей краткосрочных долговых обязательств.

1. Коэффициент абсолютной ликвидности Показывает, какая доля краткосрочных долговых обязательств может быть покрыта за счет ден. ср-в и их эквивалентов в виде рын-ых цен.бум и депозитов, т.е. практически абсолютно ликвидных активов. 2. Коэффициент срочной ликвидности Отношение наиболее ликвидной части оборотных ср-в (ден. ср-в, дебиторской задолженности, краткосрочных фин-ых вложений) к краткосрочным обязат-вам. Рекомендуемые значения: 0.3 - 1 3. Коэффициент текущей ликвидности Рассчитывается как частное от деления оборотных ср-в на краткосрочные обязат-ва и показывает достаточно ли у предприятия ср-в, которые мо. быть использованы для погашения краткосрочных обязательств. Рекомендуемые значения: 1 - 2 4. Чистый оборотный капитал (, в ден. единицах

Разность между оборотными активами предприятия и его краткосрочными обязат-вами. Рекомендуемые значения: > 0

II. коэффициенты фин-ой устойчивостиПоказатели структуры капитала отражают соотношение собственных и заемных ср-в в источниках финансирования компании, т.е. характеризуют степень фин-ой независимости компании от кредиторов. Это является важной характеристикой устойчивости предприятия. Для оценки структуры капитала используются следующие отношения: 5. Коэффициент фин-ой независимости Характеризует зависимость фирмы от внешних займов. Чем ниже значение коэффициента, тем больше займов у компании, тем выше риск неплатежеспособности. Рекомендуемые значения: 0.5 - 0.8 6. Суммарные обязат-ва к суммарным активам Демонстрирует, какая доля активов предприятия финансируется за счет займов. Рекомендуемые значения: 0.2 - 0.5 7. Долгосрочные обязат-ва к активам Демонстрирует, какая доля активов предприятия финансируется за счет долгосрочных займов. 8. Суммарные обязат-ва к собственному капиталу Отношение кредитных и собственных источников финансирования. Рекомендуемые значения: 0.25 - 1 9. Долгосрочные обязат-ва к внеоборотным активам Демонстрирует, какая доля основных ср-в финансируется за счет долгосрочных займов. 10. Коэффициент покрытия %-ов, раз Характеризует степень защищенности кредиторов от невыплаты %-ов за предоставленный кредит и демонстрирует: сколько раз в течение отчетного периода компания заработала ср-ва для выплаты %-ов по займам. Рекомендуемые значения: > 1

III. Коэффициенты рентабельности Коэффициенты рентабельности показывают, насколько Prна деят-ть компании. 11. Коэффициент рентабельности продаж, % Демонстрирует долю чистой прибыли в объеме продаж предприятия. 12. Коэффициент рентабельности собственного капитала, % Позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками предприятия. 13. Коэффициент рентабельности оборотных активов, % Демонстрирует возможности предприятия в обеспечении достаточного объема прибыли по отношению к используемым оборотным ср-вам компании. Чем выше значение этого коэффициента, тем более эффективно используются оборотные ср-ва. 14. Коэффициент рентабельности внеоборотных активов, % Демонстрирует способность предприятия обеспечивать достаточный объем прибыли по отношению к основным ср-вам компании. 15. Коэффициент рентабельности инвестиций, % Показывает, сколько ден. единиц потребовалось предприятию для получения одной ден. единицы прибыли. Этот показатель является одним из наиболее важных индикаторов конкурентоспособности.

IV. Коэффициенты деловой активности Коэффициенты деловой активности позволяют проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои ср-ва. 16. Коэффициент оборачиваемости рабочего, раз Показывает насколько эффективно компания использует инвестиции в оборотный капитал и как это влияет на рост продаж. Чем выше значение этого коэффициента, тем более эффективно используется предприятием чистый оборотный капитал. 17. Коэффициент оборачиваемости основных ср-в, раз Фондоотдача. Этот коэффициент характеризует эффективность использования предприятием имеющихся в распоряжении основных ср-в. Чем выше значение коэффициента, тем более эффективно предприятие использует основные ср-ва. 18. Коэффициент оборачиваемости активов, раз Характеризует эффективность использования компанией всех имеющихся в распоряжении рес-ов, независимо от источников их привлечения. Данный коэффициент показывает сколько раз за год совершается полный цикл пр-ва и обращения, приносящий соответствующий эффект в виде прибыли. 19. Коэффициент оборачиваемости запасов, раз Отражает скорость реализации запасов. Для расчета коэффициента в днях необходимо 365 дней разделить на значение коэффициента. В целом, чем выше показатель оборачиваемости запасов, тем меньше ср-в связано в этой наименее ликвидной группе активов. Особенно актуально повышение оборачиваемости и снижение запасов при наличии значительной задолженности в пассивах компании. 20. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, дней. Показывает среднее число дней, требуемое для взыскания задолженности. Чем меньше это число, тем быстрее дебиторская задолженность обращается в ден-ые ср-ва, а следовательно повышается ликвидность оборотных ср-в предприятия. Высокое значение коэффициента может свидетельствовать о трудностях со взысканием ср-в по счетам дебиторов.

V- Инвестиционные критерии. 21. Pr на акцию Один из наиболее важных показателей, влияющих на рыночную ст-ть компании. Показывает долю чистой прибыли (в ден. еденицах), приходящуюся на одну обыкновенную акцию. 22. Дивиденды на акцию Показывает сумму дивидендов, распределяемых на каждую обыкновенную акцию.

23. Соотношение цены акции и прибыли, раз Этот коэффициент показывает, сколько ден. единиц согласны платить акционеры за одну денежную единицу чистой прибыли компании. Он, также, показывает, насколько быстро мо. окупиться инвестиции в акции компании.