logo
ШПОРГАЛКИ ПО ГЭК

48Вопрос. Управление дебиторской задолженностью.

Дебиторская задолженность образуется во время реализации прод-ции и представляет собой ден-ые ср-ва, которые покупатели должны предприятию. В наличные ден-ые ср-ва она превращается через определенный срок.

На дебиторскую задолженность влияет много факторов: объективные факторы - эк-ие условия, в которых осущ-ся предпринимательская деят-ть, субъективные - профессиональный ур-нь фин-ого менеджера, кредитную политику предприятия, которая может существенно влиять на реализацию.

В современной хозяйственной практике дебиторская задолженность (ДЗ) классифицируется по следующим видам:

Расчеты с покупателями составляют 80-90% в общей сумме ДЗ, поэтому управление ДЗ на предприятии связано в первую очередь с оптимизацией размера и обеспечением инкассации задолженности покупателей по расчетам за реализованную прод-цию. В целях эффективного управления ДЗ на предприятиях должна разрабатываться и осуществляться особая фин-ая политика управления ДЗ (или его кредитная политика по отношению к покупателям прод-ции).

Политика управления ДЗ направлена на расширение объема реализации прод-ции и заключается в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

Политика управления дебиторской задолженностью включает:

  1. Анализ дебиторской задолженности в предшествующем периоде.

Основной задачей этого анализа является оценка уровня и состава ДЗ предприятия, а также эффективности инвестированных нее фин-ых ср-в.

1-й этап анализа: оценивается ур-нь ДЗ предприятия и его динамика в предшествующем периоде. Оценка уровня осущ-ся на основе определения коэффициента отвлечения оборотных активов в ДЗ: .Где КОАДЗ – коэффициент отвлечения оборотных активов в ДЗ; ДЗ – общая сумма ДЗ предприятия, ОА – общая сумма оборотных активов предприятия.

2-й этап анализа: определяется средний период инкассации ДЗ и кол-во его оборот в рассматриваемом периоде.

Средний период инкассации ДЗ характеризует ее роль в фактической продолжительности фин-ого и общего операционного цикла предприятия: ; где Пидз – средний период инкассации ДЗ предприятия, - средний остаток ДЗ предприятия, Оо – сумма однодневного оборота по реализации прод-ции в рассматриваемом периоде.

Кол-во оборотов ДЗ характеризует скорость обращения инвестированных в нее ср-в в рассматриваемом периоде: , где ОР – общая сумма оборота по реализации прод-ции в рассматриваемом периоде.

3-й этап анализа: оценивается состав ДЗ предприятия по предусмотренным срокам ее инкассации (по отдельным «возрастным» группам)Результаты анализа представляются графически.

4-й этап анализа: рассматривается состав просроченной ДЗ, выделяются сомнительная и безнадежная задолженность. Рассчитываются следующие показатели: 1. коэффициент просроченной ДЗ: , где ДЗпр - сумма ДЗ, неоплаченной в предусмотренные сроки; 2. средний «возраст» просроченной (сомнительной, безнадежной) ДЗ: , где - средний остаток ДЗ неоплаченный в срок.

5-й этап: анализа: определяют сумму эффекта, полученного от инвестирования ср-в в ДЗ, т.е. сумму дополнительной прибыли, полученной от увеличения объема реализации прод-ции за счет предоставления кредита, сопоставляют с суммой дополнительных затрат по оформлению кредита и инкассации долга, а также фин-ых потерь от не возврата долга покупателями. Расчет эффекта производится по формуле: , где Пдз - дополнительной прибыли, полученной от увеличения объема реализации прод-ции за счет предоставления кредита, ТЗдз – текущие затраты, связанные с организацией кредитования и инкассации долга, ФПдз – сумма прямых фин-ых потерь от не возврата долга покупателям. В процессе этого этапа может быть определен также относительный показатель – коэффициент эффективности инвестирования ср-в в ДЗ: , где Эдз – сумма эффекта, полученного от инвестирования ср-в в ДЗ по расчетам с покупателями в определенном периоде, средний остаток ДЗ по расчетам с покупателями в рассматриваемом периоде.

  1. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям прод-ции. На этой стадии решают два основных вопроса:

1) в каких формах осуществлять реализацию прод-ции в кредит: Тный кредит – представляет собой форму оптовой реализации прод-ции ее продавцом на условиях отсрочки платежа, если такая отсрочка превышает обычные сроки банковских расчетов (от 1 до 6 мес.); потребительский кредит – форма розничной реализации Тов покупателям с отсрочкой платежа (обычно от 6 мес до 2 лет).

2) какой тип кредитной политики следует избрать предприятию. Тип кредитной политики характеризует принципиальные подходы к ее осуществлению с позиции соотношения ур-ней дох-ти и риска кредитной деят-ти предприятия. Бывают: а) консервативный (жесткий) тип кредитной политики направлен на минимизацию кредитного риска; б) умеренный тип характеризует типичные условия ее осуществления в соответствии с принятой коммерческой и фин-ой практикой и ориентируется на средний ур-нь кредитного риска; в) агрессивны (мягкий) тип – приоритетной целью ставит максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации прод-ции в кредит.

  1. Определение возможной суммы фин-ых ср-в, инвестируемых в ДЗ по Тному и потребительскому кредиту.

При расчете этой суммы необходимо учитывать планируемые объемы реализации прод-ции в кредит (ОРк), средний период предоставления отсрочки платежа, по отдельным формам кредита , средний период просрочки платежей исходя из сложившейся хозяйственной практики ( ), коэффициент соотношения себест-ти и цены реализуемой в кредит прод-ции (Кс/ц). Эта сумма определяется: .

    1. Формирование системы кредитных условий:

    1. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита. В основе установления таких стандартов оценки покупателей лежит их кредитоспособность.

    2. Формирование процедуры инкассации ДЗ. (сроки и формы напоминаний покупателям о дате платежа и т.д.).

    3. Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования ДЗ. Рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в др. формы оборотных активов: ден-ые ср-ва и высоколиквидные краткосрочные ЦБ. Формы рефинансирования: факторинг; учет векселей, выданных покупателями прод-ции; форфейтинг.

    4. Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией ДЗ. Контроль организуется в рамках построения общей системы фин-ого контроля на предприятии как самостоятельный его блок. Одним из видов таких систем является «Система АВС» применительно к портфелю ДЗ предприятия. Категория «А» - наиболее крупные и сомнительные виды ДЗ; «В» - кредиты средних размеров; «С» - остальные виды ДЗ. Критерием оптимальной кредитной политики является условие: , где ДЗо – оптимальный размер ДЗ при нормальном финансовом состоянии предприятия; ОПдр – дополнительная операционная Pr, получаемая предприятием от увеличения продажи прод-ции в кредит; ОЗдз - дополнительные операционные затраты по обслуживанию ДЗ; ПСдз – размер потерь ср-в, инвестированных в ДЗ из-за недобросовестности покупателей.