logo
ШПОРГАЛКИ ПО ГЭК

3Вопрос. Система показателей эластичности и их практическое применение.

Спрос и предложение разных Тов по-разному чувствительны к изменению факторов, их определяющих. Эластичность—это степень чувствительности спроса и предложения к различным факторам. Эластичность спроса. Главным фактором, влияющим на спрос, является цена. Эластичность спроса по цене—это степень чувствительности спроса на какой-нибудь Т к изменению цены на этот Т, показывает, на сколько %-ов увеличится (уменьшится) спрос при уменьшении (увеличении) цены на данный Т на 1%. Различают следующие типы эластичности: -единичная эластичность, когда на каждый процент изменения цены объем спроса изменяется соответственно на 1 % (Ed = 1). (рис. а) -эластичный спрос, когда объем спроса в процентах изменяется быстрее, чем изменяется цена в процентах d > 1). (рис. б) -неэластичный спрос, когда объем спроса в процентах изменяется медленнее, чем изменяется цена в процентах (Ed < 1). (рис. в)-совершенно неэластичный спрос, когда объем спроса не изменяется при любом изменении цены (Ed = 0). (рис. г) -бесконечно эластичный спрос, когда объем спроса может изменяться до беско­нечности при незначительном изменении цены (Ed=∞). (рис. г)

Ч ем больше у Та заменителей (субститутов) и чем ближе их полезные свойства, тем выше эластичность спроса на этот Т. Невысокую эластичность имеет обычно спрос на предметы первой необходимости, т. к. не располагают близкими знаменателями, тогда как спрос на предметы роскоши отличается высокой эластичностью. Согласно закону спроса, потребители при снижении цены будут приобретать большее количество прод-ции. Однако степень реакции потребителей на изменение цены может значительно варьироваться от продукта к продукту. Более того, мы обнаружим, что, как правило, реакция потребителей в отношении одной и той же прод-ции существенно варьируется при изменении цен в различных пределах. Экономисты измеряют степень чуткости, или чувствительности, потребителей к изменению цены прод-ции, используя концепцию ценовой эластичности. Для спроса на некоторые продукты характерна относительная чуткость потребителей к изменениям цен, небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой прод-ции. Спрос на такие продукты принято называть эластичным. Что касается других продуктов, потребители относительно нечутки к изменению цен на них. В таких случаях принято говорить, что спрос на такие Ты является неэластичным.

Показатель ценовой эластичности спроса Ер равен: Ер = ΔQ/ Δ Р, где ΔQ — изменение величины спроса, %; Δ Р — изменение цены, %. Формула для определения процентного изменения величины спроса ∆Q и процентного изменения цены ∆P:

где Q0 и Q1 — величина спроса до и после изменения цены, шт. , Р0 и Р1 — соответственно начальная и новая цена, руб

Коэффициент эластичности исчисляем как отношение прироста величины спроса к приросту цены: Эластичность спроса является важным фактором, влияющим на ценовую политику фирмы. Показатель эластичности спроса по дох.у Еv применяется в случае необходимости сравнения эластичности Тов низкого качества и нормальных Тов. Продукты, приобретение которых расширяется по мере роста дох.ов, называются нормальными Тами, или Тами высшей категории. Отрицательное значение коэффициента эластичности по дох.у указывает на то, что речь идет о Те низшей категории. Потребители, как правило, сокращают покупки такого рода по мере роста своих дох.ов. Еv = Δ Q/Δ V*100, ΔV – изменение дох.а потребителя. Практическое значение коэффициента эластичности по дох.у заключается в облегчении прогнозирования того, какие именно отрасли имеют шансы на процветание и расширение, а какие в будущем, вероятнее всего, ожидает застой и сокращение пр-ва. Небольшой положительный или, еще хуже, отрицательный коэффициент указывает на перспективу сокращения пр-ва в отрасли. Показатель перекрестной эластичности спроса позволяет измерять, насколько чувствителен потребительский спрос на один продукт (Х) к изменению цены какого-то другого продукта (У). Еху = ΔQx/ ΔPy*100. Он рассчитывается в случае необходимости сопоставления взаимозаменяемых (Еху>0), взаимодополняемых (Еху<0) и независимых (Еху=0) Тов. Реакция производителей на изменение цен характеризуется поср-вом расчета коэффициента эластичности предложения по цене. Еs = ΔQs/ Δ Р, где ΔQs – изменение объема предложения. В случае эластичного предложения 1% увеличения цены способен вызвать увеличение количества предлагаемого к продаже. При неэластичном предложении увеличение цены не оказывает какого-либо влияния на увеличение количества предлагаемых к продаже Тов. Факторы, влияющие на эластичность предложения 1. Фактор времени; 2.Степень сохранности Та, стоимость его хранения 3. Возможности (гибкость) технологического процесса. Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения – фактор времени. Чем больше времени, тем больше эластичность: а) в кратчайшем периоде, когда все факторы пр-ва постоянны, повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения (ЕS = 0). б) в коротком (среднесрочном) периоде, когда предложение отреагировать на изменение спроса и, соответственно, цены, мо. быть изменены только некоторые факторы пр-ва. Объем предложения изменится, но незначительно( 1 > ЕS > 0). в) в длительном периоде, когда возможностей для увеличения объема пр-ва прод-ции гораздо больше, т.к. все факторы пр-ва являются переменными коэффициент эластичности: Еs>1. Концепция эластичности спроса имеет огромное практическое значение. Например, Акцизный нал. Выбирая, какие из Тов и услуг обложить акцизом, правит-во принимает во внимание эластичность спроса на них. Если нал будет повышен, соответственно более высокая цена приведет к сокращению продаж в силу эластичности спроса, дох. от налообложения упадет. Повышение нала на

продукт, спрос на который является эластичным, повлечет за собой сокращение дох.а от налообложения. Это заставляет законодателей, устанавливая акцизные нали, искать такие продукты, спрос на которые неэластичен, например, алкогольные напитки и сигареты Практическая значимость знания эластичности спроса по цене проявляется в возможности определить изменение выручки (или общего дох.а) продавца. Так, например, при Kd меньше единицы снижение цены на такой Т приведет к уменьшению общего дох.а от его реализации, а при Kd больше единицы снижение цены приведет к увеличению общего дох.а за счет относительного увеличения объема продаж.