logo
ШПОРГАЛКИ ПО ГЭК

18Вопрос. Доходы бюджета, и их характеристика

Дох-ы бюд-ов. Дох-ы бюд-ов формируются в соответствии с бюд.ным законодательством РФ, законодательством о налах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах. Дох-ы от фед-ых нал-ов и сборов, региональных и местных нал-ов, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования дох.ов бюд-ов бюд.ной системы РФ, зачисляются на счета органов Фед-го казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами между фед. бюд.ом, бюд.ами субъектов РФ, местными бюд.ами, а также бюд.ами гос-ных внебюд.ных фондов в случаях, предусмотренных законодательством РФ. Органы Фед-го казначейства осуществляют в установленном Мин-ом фин-ов РФ порядке учет дох.ов, поступивших в бюд.ную систему РФ, и их распределение между бюд.ами в соответствии с кодом бюд.ной классификации РФ, указанным в расчетном документе на зачисление ср-в на счет, указанный в абзаце первом настоящего пункта, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором дох.ов бюд.а - согласно представленному им поручению (уведомлению). Органы Фед-го казначейства не позднее следующего рабочего дня после дня получения от учреждения ЦБ РФ выписки со своих счетов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, осуществляют перечисление указанных дох.ов на единые счета соответствующих бюд-ов. Ден-ые ср-ва считаются поступившими в дох-ы соответствующего бюд.а бюд.ной системы РФ с момента их зачисления на единый счет этого бюд.а.

Виды дох.ов бюд-ов. К дох.ам бюд-ов относятся нал-овые дох-ы, ненал-овые дох-ы и безвозмездные поступления. К нал-овым дох.ам бюд-ов относятся дох-ы от предусмотренных законодательством РФ о налах и сборах фед-ых нал-ов и сборов, в том числе от нал-ов, предусмотренных специальными нал-овыми режимами, региональных и местных нал-ов, а также пеней и штрафов по ним. К ненал-овым дох.ам бюд-ов относятся:дох-ы от использования имущества, находящегося в гос-ной или муницип. собственности, после уплаты нал-ов и сборов, предусмотренных законодательством о налах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества гос-ных и муницип. унитарных предприятий, в том числе казенных; дох-ы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, гос-ных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в гос-ной или муницип. собственности, после уплаты нал-ов и сборов, предусмотренных законодательством о налах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества гос-ных и муницип. унитарных предприятий, в том числе казенных; дох-ы от платных услуг, оказываемых бюд.ными учреждениями, после уплаты нал-ов и сборов, предусмотренных законодательством о налах и сборах; ср-ва, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также ср-ва, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муницип. образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; ср-ва самообложения граждан; иные ненал-овые дох-ы. К безвозмездным поступлениям относятся: дотации из других бюд-ов бюд.ной системы РФ; субсидии из других бюд-ов бюд.ной системы РФ (межбюд.ные субсидии); субвенции из фед-го бюд.а и (или) из бюд-ов субъектов РФ; иные межбюд.ные трансферты из других бюд-ов бюд.ной системы РФ; безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Дох-ы от использования имущества, находящегося в гос-ной или муницип. Собственности: дох-ы, получаемые в виде арендной платы за пользование гос-ым и муницип. имуществом; ср-ва, получаемые в виде %-ов по остаткам бюд.ных ср-в на счетах в ЦБ РФ и в кредитных организациях; ср-ва, получаемые от передачи имущества, находящегося в гос-ной или муницип. собственности, в залог, в доверительное управление; плата за пользование бюд.ными кредитами; дох-ы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных Тиществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим РФ, субъектам РФ или муницип. образованиям; часть прибыли гос-ных и муницип. унитарных предприятий, остающаяся после уплаты нал-ов и иных обязательных платежей; др. предусмотренные законодательством РФ дох-ы от использования имущества, находящегося в гос-ной или муницип. Собственности.

Штрафы и иные суммы принудительного изъятия

  1. Суммы ден. взысканий (штрафов) за нарушение законодательства РФ 2.Суммы ден. взысканий (штрафов) за нарушение законодательства о налах и сборах 3. Суммы ден. взысканий (штрафов) за административные правонарушения в области нал-ов и сборов, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях 4. Суммы ден. взысканий (штрафов) за нарушение бюд.ного законодательства РФ (в части бюд-ов субъектов РФ), а также ден. взысканий (штрафов), установленных законами субъектов РФ 5. Суммы ден. взысканий (штрафов) за нарушение бюд.ного законодательства РФ (в части бюд-ов поселений, бюд-ов муницип. районов, бюд-ов городских округов, бюд-ов внутригородских муницип. образований городов фед-го значения Москвы и Санкт-Петербурга), а также ден. взысканий (штрафов), установленных правовыми актами органов местного самоуправления поселений, муницип. районов, городских округов, внутригородских муницип. образований городов фед-го значения Москвы и Санкт-Петербурга. 6. Суммы конфискаций, компенсаций и иные ср-ва, в принудительном порядке изымаемые в дох. РФ, субъектов РФ, поселений, муницип. районов, городских округов, внутригородских муницип. образований городов фед-го значения Москвы и Санкт-Петербурга, гос-ных внебюд.ных фондов РФ, территориальных гос-ных внебюд.ных фондов в соответствии с законодательством РФ и решениями судов 7.Суммы от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и прод-ции незаконного природопользования, а также по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде. К собственным дох.ам бюд-ов относятся: нал-овые дох-ы, зачисляемые в бюд.ы в соответствии с бюд.ным законодательством РФ и законодательством о налах и сборах; ненал-овые дох-ы, зачисляемые в бюд.ы в соответствии с законодательством РФ, законами субъектов РФ и муницип.и правовыми актами представительных органов муницип. образований; дох-ы, полученные бюд.ами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.Трансферт (нормативно-долевая дотация) – сумма, выделяемая без указания конкретной цели на безвозвратной и безвозмездной основе в порядке бюд-тного регулирования из Фонда фин-ой поддержки регионов или Фонда фин-ой поддержки муницип-ых образований, создаваемых соответственно в Федеральном бюд-те или в бюд-тах субъектов Федерации. Субвенция – бюд-тные ср-ва, предоставляемые бюд-ту другого уровня бюд-тной системы РФ   или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление целевых расх-ов. Субсидия - бюд-тные ср-ва, предоставляемые бюд-ту другого уровня бюд-тной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расх-ов. Бюд-тная ссуда - бюд-тные ср-ва, предоставляемые другому бюд-ту на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах фин-ого года. Бюд-тные компенсации – суммы, утверждаемые и передаваемые из бюд-та одного уровня в др. для возмещения выпадающих дох.ов или покрытия дополнительных расх-ов, вызванных решениями органов власти другого уровня.

19вопрос. Бюджетный дефицит и методы его покрытия.

В процессе составления, утверждения и исполнения бюд-та должна быть обеспечена сбалансированность (выравни­вание) гос-ных дох.ов и расх-ов. В результате сопоставления расх-ов с дох.ами на протяжении ряда лет равновесия не достигалось: фед-ый бюд-т РФ многие годы был дефицитным. Дефицит бюд-та — это превышение расх-ов бюд-та над его дох.ами. Профицит бюд-та — это превышение дох.ов бюд-та над его расх-ми. Дефицит и профицит бюд-та представляют собой слож­ные финансовые категории, выражающие совокупность ден. отношений в процессе перераспределения создан­ной ст-ти через бюд-т, и являются объектом управле­ния в целях достижения равновесия между дох.ами и расх-ми бюд-та. Причин дефицита бюд-та много, но важнейшее значе­ние имеет возрастание затрат государства в различных сфе­рах социально-эк-ой жизни, на содержание армии и увеличение военных расх-ов, на содержание возрастающей численности государственного аппарата. Рост бюд-тных расх-ов не компенсируется увеличением нал-овых поступле­ний, в силу чего сохраняется и растет бюд-тный дефицит. В целях сбалансированности бюд-тов представитель­ные органы власти мо. устанавливать предельные разме­ры дефицита бюд-та. В случае превышения предельного уровня дефицита вводится механизм секвестра расх-ов. Секвестр заключается в пропорциональном снижении гос-ных расх-ов, например на 5, 10, 15% ежеме­сячно по всем статьям бюд-та в течение оставшегося фин-ого года.

Государства покрывают дефицит в основном ден. эмиссией и внутренним и внешним заимствованиями. Однако эмиссия денег приводит к инфляции, росту цен на Ты и У, к снижению жизненного уровня населения.

Для покрытия дефицита мо. использоваться различные спо­собы: внутренние и внеш займы; ужесточение налообложения; денежно-кредитная эмиссия (монетизация бюд-та).

Статья 94 БК РФ указывает, что источниками финанси­рования дефицита фед-го бюд-та являются:

1) внутренние источники в следующих формах:кредиты, полученные РФ от кредит­ных организаций в валюте РФ (в рублях);гос-ные займы, осуществляемые путем вы­пуска цен.бум от имени РФ;бюд-тные кредиты, полученные от бюд-тов дру­гих ур-ней бюд-тной системы РФ;поступления от продажи имущества, находящегося в гос-ной собственности;сумма превышения дох.ов над расх-ми по гос-ным запасам и резервам;

2) внеш источники в следующих формах:гос-ные займы, получаемые в иностранной валюте, путем выпуска цен.бум от имени РФ;кредиты правительств иностранных государств, бан­ков, фирм, международных фин-ых организаций;кредиты международных фин-ых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные РФ.

Источниками финансирования дефицита бюд-та субъек­та РФ мо. быть внутренние источники в следующих формах:бюд-тные кредиты, полученные от бюд-тов дру­гих ур-ней бюд-тной системы РФ;кредиты, полученные от кредитных организаций;поступления от продажи имущества, находящегося в гос-ной собственности субъекта РФ;изменения остатков ср-в на счетах по учету ср-в бюд-та субъекта РФ; займы, осуществляемые путем выпуска цен.бум от имени субъекта РФ.

Проблема совершенствования управления дефицитом и профицитом остается актуальной. Для многих стран с рын-ой экономикой характерны хронические дефициты бюд-тов. Возникает необходимость разработки концепции, основан­ной на уменьшении привлечения заемных ср-в, сокраще­нии долговых обязательств, использовании, прежде всего внут­ренних резервов роста дох.ов на базе развития промышлен­ного и сельскохозяйственного пр-ва.