logo
Рынок ценных бумаг / КЛ РЦБ

Раскрытие информации на рынке ценных бумаг.

В целом концепция раскрытия информации (гласности) лежит в основе всех представлений о введении общественного и рыночного саморегулирований и является центральной в обеспечении общественной и рыночной стабильности.

Система раскрытия информации необходима для того, чтобы участники рынка были информированы о действиях друг друга, чтобы они принимали решения, основываясь на своих оценках реальных фактов, а не опираясь на догадки, слухи и домыслы. Инвестор, который не получит подробной и точной информации о том, на какие цели его деньги будут потрачены, каковы финансовые успехи и промахи объекта его предполагаемых инвестиций, отдаст их туда, где от него не скрывают информацию, а, наоборот, предоставляют ее для того, чтобы он принимал адекватные ситуации решения. Нет раскрытия информации - нет инвестиций. Поэтому создание системы раскрытия информации жизненно важно как для оживления внутреннего инвестиционного климата, так и для повышения привлекательности российского рынка денных бумаг для иностранных инвестиций.

Суть принципа прозрачности рынка может быть определена:

• во-первых, как доступ к стандартизированной информации о финансовом состоянии, методах управления и работе эмитентов, ценные бумаги которых продаются на открытом рынке;

• во-вторых, как та степень, в которой информация о торговых сделках (котировки, цены и объемы) открывается широкой публике сразу после выставления котировки или по завершении торговой сделки.

Рынок, который “полностью" прозрачен, раскрывает следующую информацию в реальном времени о ценной бумаге:

1) точная информация о размере и цене торговой сделки: твердые котировки в типичных размерах и открытые (неисполненные) приказы-распоряжения клиента с заранее обозначенными ограничениями как по наилучшей цене покупки и продажи, так и за пределами таких котировок (так называемая прозрачность “до заключения торговой сделки” (“pre- trade” transparency);

2) цена и объем завершенных сделок на всех рынках, торгующих данной ценной бумагой.

В большинстве случаев обязательное раскрытие информации о компании осуществляется путем требования публичного допуска к следующим документам и регулирования формы и метода использования этих документов: учредительные документы и другая регистрационная информация, проспект эмиссии или другие документы по эмиссии, заявки на листинг ценных бумаг на биржах или внебиржевых торговых рынках, обращения за доверенностями к акционерам в связи с годовыми собраниями акционеров, годовая и промежуточная финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с рекомендуемыми стандартами бухгалтерской отчетности и проверенная независимыми аудиторами. В дополнение большинство крупнейших компаний добровольно раскрывают дополнительную информацию в форме общения с акционерами (годовой отчет и др.).

Обязательное раскрытие стандартизированной информации обо всех компаниях, акции которых обращаются на рынке, выполняет следующие функции:

• предоставляет инвесторам информацию, необходимую для принятия взвешенного решения, что способствует росту эффективности рынка и увеличению объемов инвестиций;

• снижает затраты на получение необходимой информации об эмитенте, что также способствует росту эффективности рынка;

• позволяет осуществлять инвестиции тем российским и зарубежным инвесторам, у которых существуют строгие стандарты инвестирования, запрещающие инвестировать в компанию, если она не раскрывает информацию о себе на регулярной основе;

• защищает инвесторов от мошенничества, препятствует случаям использования конфиденциальной информации инсайдерами и разрешает проблему конфликта интересов, обеспечивая общественный контроль за действиями руководства предприятия;

• стимулирует конкуренцию между предприятиями, раскрывая информацию о предприятиях и оценивая их достижения, и тем самым способствует укреплению эффективности рынка;

• защищает клиентов и кредиторов тех компаний, которые должны раскрывать финансовую информацию, предоставляя этим лицам информацию, позволяющую им принять решение, стоит ли им иметь дело с данной компанией;

• повышает добросовестность и ответственность руководства предприятий.

Существуют, по крайней мере, два фактора, которые должны побуждать руководителей предприятий к раскрытию информации - инвестиционный” и “законодательный”.

В настоящее время базовыми документами, устанавливающими требования по раскрытию информации, являются законы “Об акционерных обществах” и в рынке ценных бумаг”. В соответствии со ст. 30 Закона “О рынке ценных бумаг” под раскрытием информации понимается “обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение”.

В соответствии со ст. 92 Закона “Об акционерных обществах” открытое общество обязано ежегодно опубликовывать в средствах массовой информации, доступных для всех акционеров данного общества, годовой отчет общества, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.

Закон “О рынке ценных бумаг” содержит подробные требования к:

• решению о выпуске ценных бумаг;

• сертификату эмиссионной ценной бумаги:

• проспекту эмиссии;

• раскрываемой информации о выпуске ценных бумаг;

• отчету об итогах выпуска ценных бумаг.

Также в этом законе (гл. 7) содержатся общие требования ко всем случаям раскрытия текущей информации со стороны эмитента ценных бумаг, владельца ценных бумаг и профессионального участника РЦБ.

Список литературы:

  1. Журнал "Акционерное общество: вопросы корпоративного управления"№ 10-2009

  2. Анесянц С.А. «Основы функционирования рынка ценных бумаг», Учебн. Пособие. – М., Финансы и статистика, 2005-144с.

  3. Рынок ценных бумаг/ под ред. Галанова В.А., Басова А.И. Учебник 2-е изд., доп. и перераб. – М., Финансы и статистика, 2007-352с.