logo
vse

86. Цена банковского продукта: виды, методы установления. Проблемы ценообразования в современных коммерческих банках

Опросы руководителей маркетинговых служб различных предприятий в России и за рубежом показывают, что ценообразование рассматривается в качестве ключевого фактора сбыта и конкурентоспособности. В банковской деятельности значение ценообразования особенно велико в связи с тем, что материальной основой любого банковского продукта являются деньги.

Выделяют два основных способа установления цен на банковские продуктыв виде процента, который устанавливается для депозитно-кредитных продуктов,и в виде комиссии, которая взимается по прочим. Взимание процента происходит от суммы задолженности на периодической основе. Величина комиссии может быть установлена по отношению к единице банковского продукта, которая может быть измерена в рублях, количестве сделок (операций) и прочее. Комиссии обычно взимаются в разовом порядке, но могут быть и периодическими. Отдельные банковские продукты могут предполагать смешанное ценообразование (например, пластиковые карты).

В зависимости от обстоятельств банки используют следующие методы ценообразования,которые могут быть разделены на три основные группы, 1) затратные методы (при ориентации на собственные издержки);

2) рыночные методы (при ориентации на конъюнктуру рынка);

3) параметрические методы (при первостепенном учете нормативов затрат на технико-экономический параметр продукции).

Затратные методыценообразования предполагают расчет цены продажи  банковского продукта путем прибавления к издержкам на его генерацию (процентным, предельным, переменным или полным) некой определенной величины, называемой маржей.Рыночные методысостоят в том, что цена устанавливается исходя из цен на аналогичные продукты конкурентов или исходя из субъективной оценки клиентами банка ценности его продуктов, определяемой на основе специальных анкет.

Параметрические методыпредполагают установление цен исходя из стоимости базового продукта и дополнительной надбавки за улучшенные характеристики (параметры) конкретного продукта. Примером параметрических методов в банке может служить кредитная линия, по которой в цене кроме процентов учитывается еще плата за неиспользованный лимит.

На практике банки используют всю совокупность методов ценообразования.Перечислим проблемы ценообразования в современных КБ:

В 2006-2007 г. ЦБ РФ были предприняты меры по повышению прозрачности ценообразования на кредитные продукты банка. Так, начиная с 1 июля 2007 г. банки обязаны раскрывать клиентам в условиях договора или иным образом размер эффективных процентных ставок по кредитам, включенным в портфель однородных ссуд