logo
vse

11.Основные формы безналичных расчетов, сфера применения, особенности документооборота.

Формы безналичных расчётов: платёжными поручениями, аккредитивная форма, расчёты чеками, расчеты платежными требованиями и инкассовыми поручениями.

Выбор форм расчетов определяется: особенностью поставляемой продукции и условиями ее приемки; местонахождением сторон сделки; характером хозяйственных связей между контрагентами; способом транспортировки грузов; платежеспособностью (финансовым положением юридических лиц).

Расчёты платёжными поручениями – наиболее распространённая форма бр. Платёжное поручение – это документ, представляющий собой указание плательщика банку о перечислении определённой суммы на счёт др. хозяйствующего субъекта. Они используются для расчётов за поставленные тмц, оказанные услуги, при осуществлении платежей в бюджет и .п. Плательщик передаёт в свой банк платёжное поручение, банк списывает деньги со счёта плательщика и передаёт их вместе с поручением в банк получателя, который зачисляет их на счёт получателя и сообщает ему об этом в виде выписки со счёта. Расчёты платёжными поручениями наиболее дешёвые и простые по оформлению по сравнению с другими формами бр.

Чек – это цб, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платёж указанной в нём суммы чекодержателю. Чекодатель подаёт в банк заявление о выдаче ему чековой книжки и передаёт платёжное поручение для депонирования денежных средств, необходимы для оплаты чеков. Банк выдаёт ему чековую книжку. При получении тмц или услуг он выписывает чек и передаёт его поставщику, который сдаёт его в банк. Банк списывает сумму, указанную в чеке со счёта чекодателя и зачисляет её на счёт поставщика. Чеки используются, как правило, при одногородних расчётах, трудоёмкая форма расчётов.

Аккредитив представляет собой поручение плательщика банку оплатить счета поставщика на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении клиента. Банки могут открывать следующие виды аккредитивов: покрытые, плательщик заранее депонирует средства для расчётов с поставщиками и непокрытые.

При открытии аккредитива покупатель представляет в банк заявление, банк открывает аккредитив и направляет его банку поставщика, который извещает об этом поставщика. Отгрузив товар, он представляет в свой банк документы для получения платежа. Банк их проверяет и при выполнении всех условий аккредитива оплачивает. Используются редко, т.к. денежные средства отвлекаются их оборота покупателя.

При отсутствии или недостатки средств на счёте плательщика платёжные документы помещаются в картотеку 90902 «Расчётные документы не оплаченные в срок». Оплата производится по мере поступления денежных средств в установленной очерёдности.