logo
vse

84. Конкуренция в сфере банковской деятельности. Особенности конку­ренции на рынке банковских продуктов

Банковская конкуренция предст. собой динамичный процесс состязательности КБ и прочих кред. институтов, в рамках к-го, они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке банковских услуг. Выделяют два вида конкуренции: совершенную и несовершенную.При соверш. конкуренции участники рынка не могут влиять на цены, а способны лишь приспосабливать свои объемы к установившимся на рынке ценам, максимизируя прибыль. При несоверш. конкуренции в отрасли, принимающей форму монополии, различных видов олигополии, фирмы способны влиять на устанавливаемые цены в отрасли, предлагая различный объем продуктов и услуг.

Большое кол-во банков не обязательно создает высокую конкуренцию в отрасли. Рос. Банк. рынок, несмотря на большое кол-во участников, считается сильно монополизированным. Во многом это объясняется доминирующей ролью гос. банков (Сбербанка и Внешторгбанка), занимающих лидирующие позиции на некоторых рынках. Таким образом, конкуренция в банковском секторе в целом является несовершенной.

На российском рынке банковских услуг существуют сегменты как с интенсивной, так и со слабой конкуренцией. При этом группа банков, работающих в сегменте со слабой конкуренцией, наиболеемногочисленна.

Это два сегмента направлены на обслуживание клиентов двух разных классов: ограниченную группу привлекательных с точки зрения банков потребителей и многочисленную группу не представляющих столь большого интереса потребителей. Лишь небольшое число банков может обслуживать группу привлекательных клиентов, и конкуренция между этими банками достаточно высока.

Более однородным по составу клиентов оказался рынок депозитов физических лиц. При этом частные вкладчики не демонстрируют приверженности только одной группе банков,происходит свободный переток вкладчиков от одной группы к другой. Все это предопределяет высокую конкуренцию на данном рынке.

Среди мер, направленных на увеличение конкуренции в банковской отрасли России, важное место должно занимать уменьшение разрыва между различными категориями потребителей банковских услуг. Это может происходить, во-первых, за счет расширения класса клиентов, за которых банки готовы конкурировать. Во-вторых, за счет увеличения возможностей средних банков по предоставлению «хорошим» клиентам адекватного их запросам обслуживания.

Ограниченные возможности средних и мелких банков участвовать в конкуренции за наилучших клиентов во многом объясняются недостатком ресурсной базы.. Еще одним шагом в данном направлении может стать упрощение процедуры выпуска банками долговых ценных бумаг.

Основными факторами конкурентоспособности банковских продуктов являются:

В настоящее время широко распространено мнение, что основным способом повышения конкурентоспособности банковских продуктов является тарифная политика. На самом деле «ценовые войны» происходящие между банками часто имеют только внешнюю сторону.. В целях поддержания добросовестной конкуренции банки начиная с 1 июля 2007 г. обязаны раскрывать размер эффективных процентных ставок по кредитам, включенным в портфель однородных ссуд. С усилением конкуренции все большее значение будут играть неценовые факторы, особенно важным для банка будет оставаться увеличение собственного капитала.