14.2. Новые тенденции в банковском менеджменте
Специалисты по менеджменту относят управление современным банком к одной из самых сложных и интеллектуальных сфер человеческой деятельности. Сложность и изменчивость процессов, протекающих в современном мире, не позволяет передавать знание о них в жестких, неизменных схемах. Поэтому современный менеджмент – это скорее система наиболее общих представлений об организациях, новая «управленческая философия», нежели свод готовых рецептов.
Современный менеджмент предлагает более комплексное, живое видение процессов управления банком, основываясь на следующих «постулатах»:
Внешняя среда организации чрезвычайно изменчива и подвижна.
Любой сотрудник фирмы – прежде всего личность со своими многообразными и противоречивыми потребностями и лишь в последнюю очередь – «инструмент» для обеспечения прибыли.
Управление – необыкновенно сложная сфера человеческой деятельности, этому следует учиться всю жизнь.
Рассмотрим точку зрения современного менеджмента по ключевым вопросам управления банком.
Внешняя среда организации. Значение внешней среды для банка велико. Именно она заставляет искать свою нишу, определяет стратегию и тактику, внутреннюю структуру банка, направления его развития. Внешняя среда современного банка характеризуется:
динамичностью;
многообразием (современный банк взаимодействует с огромным числом различных объектов – акционерами, клиентами, партнерами, центральным банком, органами власти, банками – корреспондентами, населением, конкурентами, средствами массовой информации, страховыми и инвестиционными компаниями, пенсионными фондами и т.д.);
интегрированностью («все связано со всем», т.е. изменения в одном месте приводят к изменениям в другом).
Внутренняя структура современного банка всецело зависит от его внешней среды, причем даже более жестко, чем у других форм организаций. В отличие от иных предприятий, банк не может свою «продукцию» придержать на складе в ожидании благоприятных изменений на рынке. Он органически встроен в рынок и вынужден меняться вместе с ним. Внутренняя структура банка выстраивается исходя из следующих принципов: стремление к выживанию; постоянное изменение, развитие, направленное на приспособление к внешней среде; создание и совершенствование своих органов; поддержание благоприятной внутренней среды; наличие целостного, единого предназначения для всех его частей.
Функции руководителя. До последнего времени в нашей управленческой среде считалось, что функции управления должны быть строго отделены от исполнительской, непосредственно производственной деятельности и сводиться к разработке стратегии, планированию, организации, контролю и осуществлению внешних связей с другими организациями. Понимание растущей значимости коллектива в выполнении управленческих функций привело к иным представлениям о роли руководителя.
руководитель должен не столько управлять, сколько создавать максимально благоприятные условия для эффективной, заинтересованной работы персонала: «руководитель служит коллективу, а коллектив служит делу»;
в современном банке функции работника настолько усложняются и интеллектуализируются, что управлять им с помощью команд и распоряжений малоэффективно. Поэтому руководитель должен не управлять в привычном смысле этого слова, а вести за собой, быть лидером.
Построение адаптивной структуры банка. Стержневым понятием, пронизывающим весь процесс создания и функционирования гибких, приспосабливающихся структур является понятие «команда». Команда означает особым образом сформированный и управляемый коллектив, самоорганизующийся и перестраивающийся, реагирующий на любую ситуацию и задачу как единое целое. Заинтересованность в достижении результата и единство целей, которые присущи команде, значительно повышают эффективность выполнения рабочих задач.
Гармонизация интересов. Существуют три основные группы лиц, чьи интересы необходимо гармонизировать: акционеры банка, персонал и клиенты. Почти во всем эти интересы расходятся, если понимать их узко, сиюминутно, с точки зрения группового эгоизма. Современный взгляд: сотрудничество полезнее, выгоднее борьбы, каждый выигрывает тогда, когда выигрывает его партнер. В свете этих представлений гармонизирующей идеей, приводящей все интересы к подлинному согласию, является идея развития. Действительно, только быстро развивающийся банк может удовлетворить динамичные, постоянно меняющиеся, растущие потребности клиентов. Только такой банк способен давать стабильную и растущую прибыль, реализуя тем самым цели его акционеров. Именно такой банк соответствует и интересам его сотрудников, создавая им условия для профессионального и должностного роста, материального благополучия, повышения самооценки и самоуважения, усиления чувства стабильности и защищенности.
Инновационный подход в банке. Создание и «внедрение» идей извне малоэффективно. Идеи приживаются и начинают «работать» тогда, когда они созданы самим коллективом, когда это «свои» идеи. Поэтому должна быть создана обстановка, поощряющая генерацию новых идей и их развитие.
- Раздел 1. Теория денег 10
- Раздел II. Кредит и ссудный капитал 70
- Раздел III. Банки и банковская система 100
- 1.2. Сущность денег
- 1.3. Функции и роль денег
- 1.4. Виды денег, их эволюция
- 1.5. Теории денег
- Тема 2. Денежная система
- 2.2. Эмиссия и выпуск денег. Денежная масса
- 2.3. Основные типы денежных систем
- Тема 3. Денежный оборот и его структура
- 3.2. Структура и принципы организации денежного оборота
- 3.3. Безналичные расчеты и принципы их организации
- 3.4. Формы безналичных расчетов
- 3.4.1. Расчеты платежными поручениями
- 3.4.2. Расчеты платежными требованиями
- 3.4.3. Расчеты платежными требованиями-поручениями
- 3.4.4. Расчеты с использованием аккредитивов
- 3 7 Бенефициар отправитель получатель 2 10 8
- 3.4.5. Расчеты чеками
- 3.4.6. Расчеты с использованием банковских пластиковых карт
- 3.5. Платежная система и организация межбанковских расчетов
- 3.6. Организация международных расчетов
- Тема 4. Деньги в международных экономических отношениях
- 4.2. Конвертируемость валюты. Валютные ограничения и валютный контроль
- 4.3. Валютный курс. Режимы валютного курса
- 4.4. Основные этапы эволюции мировой валютной системы
- 4.5. Международные финансово-кредитные организации
- 4.6. Платежный баланс
- Тема 5. Инфляция как социально-экономическое явление
- 5.2. Причины и социально-экономические последствия инфляции
- 5.3. Измерение и прогнозирование инфляции
- 5.4. Методы регулирования инфляции
- Тема 6. Сущность, функции и роль кредита
- 6.2. Функции и роль кредита
- 6.3. Законы и границы кредитных отношений
- Тема 7. Формы кредита
- 7.2. Банковский кредит
- 7.3. Коммерческий кредит
- 7.4. Потребительский кредит
- 7.5. Ипотечный кредит
- 7.6. Лизинговый кредит
- 7.7. Государственный кредит
- 7.8. Международный кредит
- 7.9. Отдельные специфические формы кредита
- Тема 8. Рынок ссудных капиталов
- 1. Понятие и характеристика рынка ссудных капиталов.
- 2. Структура рынка ссудных капиталов.
- 8.1. Понятие и характеристика рынка ссудных капиталов
- 8.2. Структура рынка ссудных капиталов
- Тема 9. Сущность и виды процента
- 9.2. Депозитный процент и депозитная политика банка
- 9.3. Процент по банковским кредитам
- Тема 10. Кредитная и банковская системы
- 10.2. Характеристика элементов кредитной системы
- 10.3. Банковская инфраструктура
- Тема 11. Центральный банк и его роль
- 11.2. Функции и операции центрального банка
- 11.3. Денежно-кредитная политика центрального банка
- 11.4. Национальный банк Республики Беларусь
- Тема 12. Коммерческие банки и их операции
- 1. Понятие, функции и роль коммерческих банков.
- 2. Банковские операции.
- 12.1. Понятие, функции и роль коммерческих банков
- 12.2. Банковские операции
- Тема 13. Кредитование юридических лиц коммерческим банком
- 13.2. Содержание кредитного договора
- 13.3. Основные формы обеспечения возвратности кредита
- Тема 14. Банковский менеджмент
- 1. Понятие и содержание банковского менеджмента.
- 2. Новые тенденции в банковском менеджменте.
- 14.1. Понятие и содержание банковского менеджмента
- 14.2. Новые тенденции в банковском менеджменте
- Тема 15. Банковский маркетинг
- Тема 16. Банковские риски
- 16.2. Кредитный риск и основы управления им
- 16.3. Процентный риск и риск ликвидности
- 16.4. Влияние рисков на прибыль банка
- Задания для практических занятий
- Вопросы теста а. Закрытые вопросы с одним вариантом ответа
- Б. Закрытые вопросы с несколькими вариантами ответа
- В. Открытые вопросы
- Кроссворды Кроссворд №1
- Кроссворд №2
- Кроссворд №3
- Кроссворд №4
- Методические указания по выполнению самостоятельной работы
- Тема 1. Происхождение, сущность и функции денег
- 1. Происхождение денег.
- Тема 2. Денежная система
- Тема 3. Денежные оборот и его структура
- Тема 4. Деньги в международных экономических отношениях
- Тема 5. Инфляция как социально-экономическое явление
- Тема 6. Сущность, функции и роль кредита
- Тема 7. Формы кредита
- Тема 8. Рынок ссудных капиталов
- Тема 9. Сущность и виды процента. Финансовые вычисления на основе процента.
- Тема 10. Кредитная и банковская системы
- Тема 11. Центральный банк и его роль
- Тема 12. Коммерческие банки и их операции
- Тема 13. Кредитование юридических лиц коммерческими банками
- Тема 14. Банковский менеджмент
- Тема 15. Банковский маркетинг
- Тема 16. Банковские риски
- Методические указания по решению задач
- 1. Применение вычислений на основе процента. Простые и сложные проценты
- 2. Финансовые ренты
- 3. Учет инфляции в финансовых вычислениях.
- Методические указания по выполнению курсовой работы
- 1. Общие требования, предъявляемые к курсовой работе
- 2. Структура курсовой работы
- 3. Рекомендуемый порядок выполнения курсовой работы
- 4. Оформление курсовой работы
- 5. Критерии оценки курсовой работы
- 6. Тематика курсовых работ1
- Методические указания по выполнению контрольной работы
- 1. Общие указания по методике выполнения работы
- 2. Задания к контрольной работе
- 1. Формы безналичных расчетов:
- Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену
- Рейтинговый контроль
- Литература
- Интернет-ресурсы
- Приложения
- Приложение 2
- Приложение 3 Множитель наращения для сложных процентов,