logo
Черкасов В

3. Управление привлеченными средствами

Привлеченные средства используются КО как основная ресурсная база для проведения активных операций, как источник дополнительных доходов от расчетного обслуживания клиентов, а также как дополнительный источник ликвидных средств.

Привлеченные средства КО принято делить на депозитные, инициаторами которых являются клиенты банка, и недепозитные, инициатива в привлечении которых принадлежит самому банку.

Депозитные привлеченные средства КО включают:

депозиты (вклады);

депозитные и сберегательные сертификаты.

Недепозитные привлеченные средства включают:

кредиты Центрального банка РФ;

межбанковские кредиты;

соглашения о продаже ценных бумаг с обратным выкупом (операции РЕПО).

КО могут также привлекать средства за счет выпуска собственных долговых обязательств - облигаций и векселей. Такие привлеченные средства в некоторых работах по банковскому делу относят к недепозитным. Поскольку, однако, инициатива их приобретения принадлежит клиентам КО, подобные привлеченные средства более логично считать депозитными.

Задачи управления привлеченными средствами КО включают:

определение их желаемых размера и структуры;

анализ состояния;

определение и реализацию методов управления.

Желаемый размер привлеченных средств зависит от стратегии развития КО. Как правило, КО стремятся к расширению масштабов своей деятельности и, соответственно, к увеличению размера активов, что требует увеличения размера привлеченных средств. Желаемая структура привлеченных средств зависит от политики КО при управлении активами и пассивами, определяющей предпочтительные их источники как ресурсную базу для проведения активных операций и обеспечения ликвидности.

По своей сущности определение желаемых размера и структуры привлеченных средств является, таким образом, одной из задач управления активами и пассивами КО, рассматриваемых в теме 6. В данной теме излагаются вопросы анализа состояния привлеченных средств КО (размера, структуры и стоимости использования), а также методы управления ими.