Методы оценки кредитоспособности потенциальных заемщиков банка, использование ее результатов
Оценка кредитоспособности заемщика представляет собой комплексную оценку его банком с точки зрения возможности и целесообразности предоставления ему кредита, а также способности возвращения суммы основного долга и процентов. Анализ кредитоспособности заемщика производится на основании данных бухгалтерских балансов, отчетов о прибылях и убытках, дополнительной информации, полученной от других банков, из СМИ и т.п. Комплексная оценка кредитоспособности предприятия включает в себя качественную (оценка правоспособности и деловой репутации заемщика, оценка обеспечения кредита, оценка качества управления предприятием, оценка внешних условий деятельности предприятия-заемщика) и количественную оценки (оценка финансового состояния предприятия).
Существует много различных методик анализа кредитоспособности. Все методики должны отвечать следующим требованиям:
-методика должна быть проста в применении и удобна для использования технических
средств;
-методика должна быть достаточно подробной и вместе с тем оценивать наиболее главные
тенденции развития предприятия;
-методика должна давать четкие формализованные критерии оценки ( баллы, классы);
-методика должна быть адаптирована к предприятиям разлиных отраслей народного
хозяйства.
Финансовых показателей, характеризующих состояние предприятия, насчитывается несколько десятков, однако, финансовое состояние предприятия рекомендуется определять посредством расчета четырех групп финансовых коэффициентов:
Коэффициенты ликвидности;
Коэффициенты финансовой устойчивости и платежеспособности;
Коэффициенты деловой активности (оборачиваемости);
Коэффициенты прибыльности (рентабельности).
Коэффициенты ликвидности показывают, способен ли заемщик в принципе рассчитаться по своим краткосрочным обязательствам, а также какая часть задолженности организации, подлежащая возврату, может быть погашена в срок.
Коэффициенты финансовой устойчивости и платежеспособности в целом характеризуют соотношение собственного и заемного капитала клиента. Чем выше доля заемного капитала в общем капитале заемщика, тем ниже финансовая устойчивость предприятия.
Коэффициенты деловой активности (оборачиваемости) помогают определить эффективность использования как отдельных статей активов, так и совокупных активов предприятия. В практике финансового анализа в качестве основных показателей активности предприятия используются коэффициенты общей оборачиваемости средств, текущих (оборотных) активов, основного капитала, дебиторской задолженности.
Коэффициенты прибыльности (рентабельности) отражают итоговую эффективность использования активов и собственных средств предприятия, а также характеризуют рентабельность вложений в имущество и производство продукции, т.е. конкретный финансовый результат.
Один из возможных методов оценки репутации заемщика - метод кредитного скоринга (балльная система). Модель проведения скоринга обычно разрабатывается каждым банком самостоятельно, исходя из особенностей, присущих банку и его клиентуре, с учетом характера банковского законодательства и традиций страны. Техника кредитного скоринга была впервые предложена американским экономистом Д. Дюраном в начале 40-х годов для отбора заемщиков по потребительскому кредиту. Дюран выявил группу факторов, позволяющих определить надежность заемщика и степень кредитного риска при получении потребительского кредита. Это возраст, пол, срок проживания на конкретной территории, профессия, занятость, финансовые показатели и пр. Применяя соответствующие коэффициенты, Дюран определил границу, разделяющую «хороших» и «плохих» клиентов, - 1,25 балла. Клиент, набравший более 1,25 балла, считался кредитоспособным, а набравший менее 1,25 - нежелательным для банка. В российской банковской практике скоринговый метод широко распространен, но набор интересующих банк коэффициентов варьируется как в меньшую, так и в большую сторону.
Балльные системы оценки кредитоспособности клиента должны быть статистически тщательно выверены и требуют постоянного обновления информации. Поэтому небольшие банки, как правило, не разрабатывают собственные модели анализа кредитоспособности клиентов из-за высокой стоимости их подготовки и ограниченной информационной базы.
Наряду с вышеперечисленными источниками информации для анализа кредитоспособности клиентов банки могут получить информацию из национального и региональных бюро кредитных историй.
Отбор показателей и коэффициентов, их расчет – очень важная и ответственная часть работы банка по анализу кредитоспособности заемщиков. Но далее не менее важно правильно оценить полученные коэффициенты, свести эти показатели в единую систему, в единый комплекс.
Например, Федеральное управление по делам о несостоятельности и банкротстве в своих методических положениях по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса опирается на систему из 2-х показателей:
-коэффициент текущей ликвидности;
-коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами.
Основанием для признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия неплатежеспособным является одно из двух условий:
-коэффициент текущей ликвидности имеет (общего покрытия) имеет значение менее 2-х или
-коэффициент обеспеченности собст. оборотными средствами имеет значение менее 0,1
Для объединения используется рейтинговая оценка При этом могут использоваться различные рейтинговые системы.
Баллы, полученные за определенные показатели суммируются и определяется их общая величина. По количеству балов оценивается кредитоспособность заемщика.
Первоклассные заемщики – это предприятия, имеющие устойчивое финансовое состояние, высокий рейтинг, хорошие дополнительные показатели, указывающие на
59/60. благоприятные перспективы развития. Целесообразность кредитования первоклассных заемщиков не вызывает сомнений.
Ссудозаемщики 2 класса – это предприятия, финансовое состояние которых в общем устойчивое, но с некоторыми признаками напряженности, но при этом они сохраняют высокие потенциальные возможности развития. Кредитование заемщиков 2 класса требует взвешенного подхода.
Заемщики 3 класса - это предприятия, кредитование которых связано с повышенными рисками для банков, но при определенных условиях эти предприятия еще способны преодолеть неблагоприятные тенденции.
Некредитоспособные предприятия – это предприятия с неудовлетворительным финансовым положением, у них отсутствуют или мало вероятны благоприятные перспективы развития.
Заключительный этап оценки кредитоспособности – принятие решения о возможности и целесообразности выдачи кредита и определение конкретных условий кредитного договора.
Класс кредитоспособности клиента принимается во внимании при:
- разработке шкалы процентных ставок;
- определении режима кредитования в т.ч :
а/ вида кредита;
б/ суммы кредита;
в/ формы ссудного счета;
г/ срока кредитования;
д/ схемы погашения кредита.
- определении формы обеспечения возвратности кредита и размера необходимого обеспечения.
Банк должен использовать дифференцированные процентные ставки по кредитам в зависимости от рейтинга и класса кредитоспособности заемщика.
- 6.Законы денежного обращения, необходимость учёта их требований при регулировании денежного оборота.
- 7. Сущность, причины и формы проявления инфляции.
- 8.Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика, формы и методы.
- 9.Платежная система, её элементы и их взаимосвязь. Закон «о национальной платежной системе».
- Фз рф от 27 июня 2011 г. N 161-фз г. "о национальной платежной системе"
- 10. Безналичные расчеты, их роль. Принципы организации безналичных расчетов.
- 11.Основные формы безналичных расчетов, сфера применения, особенности документооборота.
- 12. Валютная система, ее элементы. Валютный курс, его виды и факторы на него влияющие.
- 13. Необходимость и сущность кредита как экономической категории.
- 14. Функции кредита, его роль в рыночной экономике. Границы кредита.
- 15. Банковский кредит, его сущность и виды.
- 16.Принципы банковского кредитования, их эволюция.
- 17. Коммерческий кредит, его сущность, виды, роль в рыночной экономике.
- 18. Потребительский кредит, его содержание, виды и роль в рыночной экономике.
- 19. Государственный кредит, его виды, роль и влияние на денежное обращение.
- 20. Международный кредит, его виды и значение.
- 21. Банковский процент, его сущность, виды. Функции и факторы определяющие.
- 22. Сущность банка. Специфика банковской деятельности.
- 23. Структура банковской системы рф, характеристика её элементов.
- 24.Роль банков в развитии экономики. Вида банков, их классификация.
- 25. Характеристика периода «золотого стандарта» в России. Денежная реформа с.Ю.Витте
- 26. Денежная реформа 1922-24г.Г., ее значение
- 27 .Основные этапы развития банковской системы России до 1917г.
- 28. Кредитная реформа 1930-32гг. Ее значение
- 29. Реформирование банковской системы в процессе рыночных преобразований
- Современное состояние банковской системы рф, основные проблемы
- Коммерческие банки, их основные функции, принципы функционирования и правовая база
- Создание, регистрация, лицензирование коммерческого банка. Прекращение деятельности банка
- Собственные средства и собственный капитал банка, их роль вдеятельности коммерческого банка. Функции капитала банка
- Доходы и расходы коммерческого банка, их классификация. Основные направления увеличения доходов и оптимизации расходов банка
- Банковская маржа, показатели ее характеризующие
- 38. Формирование и использование прибыли коммерческого банка. Факторы, влияющие на финансовые результаты деятельности банка, резервы роста прибыли
- 39. Показатели рентабельности деятельности коммерческого банка, их экономический смысл и методика расчета
- Платежеспособность, надежность и устойчивость коммерческого банка, понятия, факторы, их определяющие
- Ликвидность коммерческого банка, понятие и условия ее обеспечения
- Оценка ликвидности баланса коммерческого банка. Система экономических нормативов Банка России
- Стратегии и методы управления банковской ликвидностью. Проблема увязки ликвидности и доходности коммерческого банка
- 45. Характеристика пассивных операций банка, их роль в деятельности коммерческого банка. Управление пассивными операциями
- 46. Открытие, ведение и закрытие расчетных и текущих счетов. Договор банковского счета
- 47. Депозитные операции коммерческого банка. Классификация депозитов. Система страхования вкладов физических лиц в рф
- 1/ Повысить доверие вкладчиков к банковской системе;
- 48. Депозитная политика коммерческого банка. Методы привлечения депозитов. Показатели, характеризующие качество депозитной базы коммерческого банка
- 49. Межбанковские кредиты, их виды, особенности предоставления
- 50. Активы коммерческого банка, их классификация. Показатели качества активов. Проблемы управления банковскими активами в современных условиях
- Кредитный портфель банка, его состав, принципы формирования, показатели качества, управление кредитным портфелем
- Организация кредитного процесса в банке, его основные стадии
- Методы оценки кредитоспособности потенциальных заемщиков банка, использование ее результатов
- Кредитный договор, его основные разделы и показатели.
- Особенности кредитования в виде открытия кредитных линий, овердрафтного и консорциального кредитования
- Основные формы обеспечения возвратности кредита, преимущества и недостатки их применения, критерии выбора
- Залог, понятие, виды. Проблемы использования залога российскими коммерческими банками. Порядок обращения взыскания на заложенное имущество.
- Банковская гарантия и поручительство как формы обеспечения возвратности кредита
- Риски в банковской деятельности, их классификация
- Кредитный риск, его оценка и способы минимизации
- Порядок формирования и использования резервов на возможные потери по ссудам
- Межбанковские расчеты как составная часть платежной системы страны и проблемы их совершенствования
- Кредитование коммерческими банками физических лиц, проблемы и перспективы развития
- Основные принципы организации работы по ведению бухгалтерского учета в банках. План счетов в кредитных организациях
- Раздел 1Капитал;
- Денежная масса м ее агрегаты. Показатели характеризующие состояние денежной массы
- Центральный банк рф, его правовой статус, организационная структура и высшие органы управления
- Задачи и функции Центрального банка рф
- Денежно-кредитное регулирование, его цели. Инструменты денежно-кредитной политики, используемые Банком России
- Организация налично-денежного обращения. Определение потребности в наличных средствах на макро и микроуровнях
- Банковский контроль и надзор за деятельностью кредитных организаций
- Инспектирование кредитных организаций, задачи и цели
- Виды контроля и его организация в коммерческих банках
- Экономическое содержание инвестиционной деятельности и ее формы. Субъекты, объекты и нормативно-правовая база инвестиционной деятельности в рф
- 75. Структура источников финансирования инвестиционной деятельности и ее оптимизация
- Структура источников финансирования инвестиционной деятельности в системе отношений рыночной экономики
- 76. Сущность, особенности и роль инвестиционного кредита в рыночной экономике. Границы кредита
- 77. Особенности принятия решения по кредитной заявке инвестиционного кредита. Основные показатели оценки эффективности инвестиционных проектов.
- 78. Портфель ценных бумаг коммерческого банка, принципы его формирования и организация управления.
- 79. Ипотечный кредит. Проблемы ипотечного кредитования в России
- 79. Сущность ипотечного кредита, ипотека и ипотечный кредит. Правовая основа ипотечного кредита в рф и роль в активизации реальных инвестиций. Проблемы развития ипотечного кредитования в России
- 2 Модели ипотечного кредита:
- 80. Коммерческие банки в системе лизингового кредитования
- 81. Банковские пластиковые карты, их виды и особенности использования
- 82. Основные направления развития современных банковских технологий
- 83. Дистанционное банковское обслуживание, его виды и роль
- 84. Конкуренция в сфере банковской деятельности. Особенности конкуренции на рынке банковских продуктов
- 85. Банковские продукты, услуги и операции: экономическое содержание и виды. Качество банковских продуктов, его оценка
- 86. Цена банковского продукта: виды, методы установления. Проблемы ценообразования в современных коммерческих банках
- 87. Торговая марка, имидж и бренд коммерческого банка. Значение, отличительные черты и составляющие