logo search
ШПОРГАЛКИ ПО ГЭК

79Вопрос. Автоматизированные информационные системы и технологии в страховых органах.

Рост числа страховых компаний и доли рынка страховых услуг (например, ОСАГО) привели к необходимости автоматизации страх-ия. АИС в страховании становятся одним из важнейших факторов успеха. Основные требования к АИС страховых компаний:Гибкость (возможность подстраиваться под новые страховые продукты и У); Масштабируемость (способность увеличения возможностей АИС без существенной модернизации или замены); Комплексность (совместное решение аналитических задач, планирования и управленческого учета);

Основные функциональные задачи, реализуемые в условиях АИТ: процесс заключения договора страх-ия; заключение дополнительного договора; заключение договора перестрах-ия; внесение страховой премии (ее части); окончание договора страх-ия; наступление страхового события; расторжение договора страх-ия; расчеты со страхователем,

Страховая компания, строящая работу в условиях вычислительной сети получает новые возможности: легкий и более полный доступ к информации (а значит, повышается вероятность принятия сотрудниками обоснованных решений), лучшее использование дорогостоящих рес-ов (серверы большой мощности, цветные принтеры, модемы), сети предоставляют страховой компании свободу в выборе мест территориального расположения ее филиалов. АИС страховой компании (например, «ИНЭК-Страховщик») включает: центральный офис страховой фирмы имеет одну или несколько высокоскоростных локальных вычислительных сетей (ЛВС), объединенных между собой через высокопроизводительные мосты (маршрутизаторы); ЛВС – информационный центр всей компании, содержащий мощные вычислительные рес-ы (файловые серверы, СУБД), в ее состав входит система централизованного мониторинга и управления как локальными, так и удаленными сетевыми устройствами, находящимися в филиалах. Выход на ЛВС структурных подразделений кроме маршрутизатора обеспечивают несколько коммутаторов и концентраторы; региональные офисы страховой компании филиалы) обычно оснащены собственными крупными ЛВС и мощными вычислительными системами с надежной и скоростной связью с центральным офисом; отделения страховой компании имеют чаще всего небольшую ЛВС; связь с центральным офисом идет по заранее составленному расписанию в определенные часы (незапланированный срочный доступ не исключается); представительства (агентства) оснащаются чаще всего одним компьютером; связь с центром – по мере необходимости, в течение всего дня; удаленные пользователи страховой компании (инспекторы, агенты, проверяющие и прочие сотрудники, находящиеся не в собственном офисе, а также руководители, находящиеся в командировке или отпуске); сеанс связи с ЛВС офисов непродолжителен и может быть установлен в любое время.

Страховой компании важно иметь базу данных (БД) по всем договорам за максимально длительный период (для ведения статистики клиентов), в подразделениях компании иметь полную БД нет необходимости (она должна охватывать лишь собственное страховое поле). Обновление БД заключается в том, что инф-ция, собранная на ур-не отделения компании за день, добавляется к уже имеющейся БД и при наступлении определенного времени происходит автоматическая связь с компьютером регионального офиса. Т.е. одна БД, содержащая наиболее актуальные сведения – «главная», другая – «подчиненная» (получает копии информации); далее региональный филиал собирает инф-цию со всех подчиненных отделений. Весь комплекс вычислительной сети можно разделить на сети конкретных структурных подразделений (филиалов) и сети, обеспечивающие связь между ними.

В настоящее время существует довольно широкий выбор программного обеспечения, позволяющий в той или иной мере реализовать СRМ-решения в практике страх-ия. По мнению А. Веселкова, все программные продукты для CRM можно условно разделить на три основные группы: 1) легкие системы (программы для небольших отделов продаж или даже персональные программы-помощники, предлагаемые компаниями-производителями Interact, Relavis, Best Software и FrontRange); 2) средние системы (СRМ-системы для небольших и средних фирм, разрабатываемые компаниями Oracle, Siebel, PeopleSoft, Onyx Software, Epicor Software, Pivotal, Oncontact Software и StayinFront); 3) тяжелые системы (предназначены для глубокого анализа и тотального управления в масштабах крупных корпораций). Модули всеобъемлющих информ-ных систем по планир-ию рес-ов предприятия (ERP - Enterprise Resource Planning) предлагают такие разработчики, как Scala, Intentia, Symix, J.D. Edwards, Baan и SAP (9).

80вопрос. Автоматизированные информационные системы и технологии в налоговых органах.

Нал-овые инспекции ежедневно обрабатывают большой объем информации, получаемой из банков и от налоплательщиков, и поэтому без создания информ-ных систем, АРМов и других ср-в автоматизации и компьютеризации практически невозможно обеспечить своевременность и полноту сбора нал-ов. Созданная в гос-ной нал-овой службе (ГНС), АИС «Нал» является инструментом оперативного сбора, обработки, учета и оценки информации о состоянии налообложения, а также управления деят-тью органов нал-овой службы на основе комплексного использования современных ср-в информации.

Таким образом, основными целями АИС «Нал» является:повышение эффективности функционирования системы налообложения за счет оперативности и повышения качества принимаемых решений;совершенствование оперативности работы и повышение производительности труда нал-овых инспекторов;обеспечение нал-овых инспекций всех ур-ней полной и своевременной информацией о нал-овом законодательстве;повышение достоверности данных по учету налоплательщиков и эффективности контроля за соблюдением нал-ового законодательства;улучшение качества и оперативности бухгалтерского учета;получение данных о поступлении нал-ов и других платежей в бюд-т;анализ динамики поступления сумм нал-ов и возможность прогноза этой динамики;информирование администрации различных ур-ней о поступлении нал-ов и соблюдении нал-ового законодательства;сокращение объема бумажного документооборота.

Одной из приоритетных задач нал-овой службы является информатизация нал-овых органов, предполагаются использование информ-ных техноло­гий, создание информ-ных систем, эффективно поддерживающих функц-ние структуры нал-овых органов.

Создание подобной системы связано с решением целого ряда проблем. Это, прежде всего, информационное объединение нал-овых служб сетями телекоммуникаций и обеспечение возможности доступа к информационным ресурсам каждой из них; разработка, создание и ведение баз данных; оснащение нал-овых органов вычислительными комплексами с развитой периферией; разработка программных ср-в, обеспечивающих решение функциональных задач системы.

Для создания автоматизированной информ-ой системы нал-овой службы необходимо знать, какие функции свойственны каждому уровню и как осущ-ся взаимодействие между этими уровнями: Прездент и Правит-во РФ; 1уров: Гос Нал-ая Служба РФ; 2уров: Нал-ые службы краёв и обл-ей, нал службы республик, нал службы Москвы и С-П.; 3уров: Нал-ые инспекции районов, нал инспекции городов, нал инспекции городских районов.

Структура и состав системы управления налообложением РФ соответствуют ее административно-территориальному делению. Первый и второй уровни Министерства по налам и сборам осуществляют методологическое руководство и контроль за налообложением по видам нал-ов. Непоср-венное взаимодействие с объектами управления, т.е. налоплательщиками (как юридическими лицами - предприятиями и орг-циями, так и физическими лицами - населением) осуществляет третий ур-нь.

Важной задачей автоматизации работы нал-овой службы является не только возложение на компьютер задач контроля, обработки и хранения информации по начислению и уплате различных нал-ов, ведение нормативно-правовой базы по нал-овому законодательству, формирование отчетности по нал-овым органам, но и создание автоматизированного интерфейса с банками, таможенными органами и др. внеш структурами.

В органах нал-овой службы создается АИС, предназначенная для автоматизации функций всех ур-ней нал-овой системы по обеспечению сбора нал-ов и других обязательных платежей в бюд-т и внебюд-тные фонды, проведению комплексного оперативного анализа материалов по налообложению, обеспечению органов управления и соответствующих ур-ней нал-овых служб достоверной информацией. АИС «Нал» представляет собой форму организационного управления органами Госналслужбы на базе новых ср-в и методов обработки данных, использования новых информ-ных технологий.

Как и любая экон-ая система, АИС нал-овой службы имеет стандартный состав и состоит из функциональной и обеспечивающей частей.

Функциональная часть отражает предметную область, содержательную направленность АИС. В зависимости от функций, выполняемых нал-овыми органами, в функциональной части выделяются подсистемы, состав которых для каждого уровня свой.

На федеральном ур-не:определяется стратегия всей нал-овой системы РФ;решаются методологические и концептуальные вопросы налообложения юридических и физических лиц; занимаются проверкой работы нижестоящих ур-ней,занимаются вопросами планирования и финансирования расх-ов нал-овых органов на местах;руководят постановкой бухгалтерского и статистического учета и отчетности в нал-овых органах, проводят работу по внедрению автоматизированных технологий в нал-овых органах и т.д. Для этого можно выделить следующие основные функциональные подсистемы:подготовка типовых отчетных форм;контрольная деят-ть,методическая, ревизионная и правовая деят-ть,аналитическая деят-ть по налам и сборам;внутриведомственные задачи.

Для местного уровня характерен свой состав функциональных подсистем:регистрация предприятий;камеральная проверка;ведение лицевых карточек предприятий;анализ состояния предприятия;документальная проверка;ведение нормативно-правовой документации;внутриведомственные задачи;обработка документов физических лиц.

В настоящее время техническую основу информатизации в ГНС составляют локальные вычислительные сети на базе персональных компьютеров типа IBM PC. Основными операционными системами являются UNIX и WINDOWS. В качестве систем управления базами данных используются FoxPro, Clipper, MS SOL Server, Access Informix, Oracle, Pick. Основные программные продукты функционируют по технологии «файл-сервер», т.е. имеется локальная сеть с несколькими ПЭВМ.Организационной формой использования аппаратно-программных ср-в АИС «Нал» являются АРМы сотрудников нал-овых служб.АРМ в нал-овой системе – это комплекс технических модулей, объединенных между собой, обеспеченный программными ср-вами и способный реализовать законченную информ-ную технологию. В комплекс входят следующие модули: процессор, дисплей, принтер, клавиатура, манипулятор «мышь», плоттер, сканер, стример, оборудование для дистанционной передачи данных. Программными элементами АРМ являются операционные системы, системы управления базами данных, пакеты прикладных программ, оригинальные программы, графические и текстовые редакторы, табличные процессоры и т.д. Таким образом, речь идет о комплексе технического и программного обеспечения – инструменте любого пользователя.

Состав автоматизированных рабочих мест для обработки документов юридических лиц аналичен составу функциональной части АИС «Нал» и должен включать следующие АРМ: регистрации предприятий, камеральной проверки, ведения лицевых карточек предприятий и т.д. В зависимости от объемов информации и распределения функций между подразделениями нал-овых органов АРМ мо. быть объединены в одну (или несколько) локальную вычислительную сеть или многопользовательскую систему.

Система автоматизации нал-ового учёта должна решать несколько задач:

 вести нал-овый учёт по методу начислений

 поддерживать большой объём информации, связанный с хранением в аналитических регистрах нал-ового учёта подробной информации о проводимых операциях и используемых объектах

 позволять нал-овому инспектору (и сотрудникам нал-овой сл

ужбы банка) видеть как вклад в уплачиваемые нали каждой операции, так и позволять 'подниматься' от конкретной цифры нал-овой декларации к характеристикам исходных документов, на основе которых нал был рассчитан

 содержать подробную инф-цию по источникам налообложения и их вкладу в нали в виде, удобном для оптимизации нал-овых сумм сотрудниками нал-овых служб банка.