logo search
OTVET_na_GOSy_polnostyu

62. Политика рефинансирования Банка России, ее основные принципы и инструменты, влияние на деловую активность, рыночную конъюнктуру.

Функция кредитования коммерческих банков на основе рефинансирования портфеля их ресурсов. Главная особенность этой функции состоит в том, что ЦБ как «банк банков» производит кредитование только банковских учреждений. Процесс кредитования заключается в восстановлении денежных средств низовых банков, вложенных в кругооборот капитала предприятий различных отраслей народного хозяйства. Представление кредитов происходит по ставкам рефинансирования, установленным ЦБ.

Регулирование процентных ставок КБ осуществляется установлением маржи или предельного уровня повышения ставок рефинансирования ЦБ. Таким образом маржа представляет собой дифференциал процентных ставок Центрального и коммерческих банков.

В целях воздействия на ликвидность банковской системы Банк России рефинансирует банки путем предоставления им краткосрочных кредитов по своей учетной ставке и определяет условия предоставления кредитов под залог различных активов.

Банк России, являясь согласно Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» кредитором последней инстанции, организует систему рефинансирования (кредитования) кредитных организаций, в том числе устанавливает порядок и условия рефинансирования, осуществляет операции рефинансирования кредитных организаций, исходя из принятых ориентиров единой государственной денежно-кредитной политики.

Рефинансирование Банком России коммерческих банков – это предоставление им заимствований в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности, – важное направление деятельности Центрального банка Российской Федерации.

Назначение рефинансирования можно рассматривать на макро- и микроуровнях.

На макроуровне политика рефинансирования банковских институтов используется для оказания воздействия на состояние денежно-кредитной сферы путем выдаваемых Банком России кредитов и посредством ставки рефинансирования. Под ставкой рефинансирования понимается процент, под который Банк России предоставляет кредиты финансово устойчивым банкам. Поскольку рефинансирование может проводиться путем учета (переучета) векселей, существует также понятие «учетная ставка», под которой понимается процент (дисконт), по которому Банк России учитывает векселя коммерческих банков. Устанавливая официальную учетную ставку, Банк России определяет стоимость привлеченных кредитных ресурсов коммерческих банков. Чем больше учетная ставка, тем выше стоимость кредитов рефинансирования. Политика изменения учетной ставки представляет собой вариант регулирования качественного параметра денежного рынка – стоимости банковских кредитов.

На микроуровне механизм рефинансирования способствует обеспечению ликвидности коммерческих банков. Кредитованию подлежат только финансово устойчивые банки, способные своевременно возвратить полученные кредиты, при этом выдаются такие кредиты в пределах лимитов.

Наличие механизма рефинансирования позволяет банкам сводить до минимума запасы высоколиквидных средств и в то же время обеспечивать свою ликвидность. В этой связи рефинансирование способствует предотвращению банковских кризисов, поскольку получаемые от Банка России временные заимствования пополняют денежные резервы коммерческих банков, устраняя эффект «домино» в банковской системе.

В зарубежной и российской практике применяются разнообразные инструменты рефинансирования, выбор которых зависит от реальной ситуации и целей денежно-кредитной политики.

В настоящее время к инструментам рефинансирования относятся: кредиты, выдаваемые центральными банками коммерческим банкам под залог ценных бумаг; краткосрочные двусторонние сделки на валютном и фондовом рынках (операции СВОП и операции РЕПО).

Операции СВОП, как и операции РЕПО, предусматривают заключение двух встречных сделок – продажу и одновременно покупку того или иного вида ликвидного актива – валюты или ценных бумаг.

Однако основным инструментом рефинансирования коммерческих банков в России остается кредит Банка России. Отражая реальность, в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации» указано, что под рефинансированием понимается кредитование Банком России, в том числе учет и переучет векселей.

Банком России разработаны и в настоящее время действуют механизмы рефинансирования банков, которые можно разделить на 2 группы в зависимости от используемого обеспечения и механизма заключения кредитных сделок. Один из них – кредитование под залог (блокировку) ценных бумаг из Ломбардного списка Банка России. Другой – кредитование под залог векселей, прав требования по кредитным договорам организаций сферы материального производства или поручительства кредитных организаций.

С точки зрения используемого обеспечения кредиты Банка России делятся на кредиты, обеспеченные «рыночными» активами – эмиссионными ценными бумагами, входящими в Ломбардный список Банка России и кредиты, обеспеченные «нерыночными активами» – векселями, кредитными требованиями.

Порядок осуществления операций рефинансирования представлен в следующих нормативных документах Банка России:

Положение № 236-П от 4 августа 2003 года является базовым документом Банка России для данного направления его деятельности. В соответствии с данным Положением Банк России может выдавать следующие виды кредитов: внутридневные, однодневные расчетные (кредиты овернайт), ломбардные.

Ломбардные кредиты – это краткосрочные кредиты, предоставляемые ЦБ РФ кредитным организациям под залог ценных бумаг для удовлетворения потребностей банков в ликвидных средствах с целью поддержания и регулирования ликвидности банковской системы.

Ломбардные кредиты предоставляются двумя способами:

1) по заявлениям банков. Кредит предоставляется в принципе в любой рабочий день по фиксированной процентной ставке; срок кредита определяется в заявлении банка;

2) по результатам ломбардного кредитного аукциона. Кредиты выдаются после аукциона по ставке, определяемой итогами аукциона; срок кредита определяет Банк России.

Цель внутридневных кредитов и кредитов овернайт – обеспечить бесперебойное функционирование платежной системы. Данные кредиты допускается выдавать лишь в пределах лимитов рефинансирования, устанавливаемых ежедневно для каждого банка в отдельности. Сумма такого лимита фиксируется в генеральном договоре.

Внутридневные кредиты могут выдаваться банку в течение операционного дня путем списания по платежным документам средств с корреспондентского счета банка в подразделении ЦБ/уполномоченной РНКО при отсутствии либо недостаточности средств на нем. Данный вид кредита погашается за счет текущих поступлений на корреспондентский счет банка (в сумме покрывающей допущенное банком внутридневное разрешенное дебетовое сальдо) или переоформляется в конце текущего дня в кредит овернайт. За право пользования внутридневным кредитом проценты не взимаются, а устанавливается ежемесячная плата в пользу Банка России в фиксированном размере.

Кредиты овернайт предоставляются при наличии в конце дня непогашенного внутридневного кредита Банка России. Способ кредитования – списание средств по платежным документам с корреспондентского счета банка при отсутствии либо недостаточности средств на указанном счете. Выдаются такие кредиты для того, чтобы соответствующие банки могли завершить необходимые расчеты в конце операционного дня. Кредит зачисляется на корреспондентский счет банка, срок его составляет один рабочий день. Кредит овернайт выдается в момент, когда уже финансовые рынки не работают и на межбанковском рынке кредит получить нельзя, поэтому цена (ставка) достаточно высока и в настоящее время равна ставке рефинансирования Банка России.

Первоначально политика рефинансирования коммерческих банков Центральным банком использовалась исключительно для воздействия на состояние денежно-кредитного обращения. По мере развития рыночных отношений рефинансирование все активнее стало использоваться как инструмент оказания финансовой помощи коммерческим банкам. Центральный банк, таким образом, превращается в кредитора последней инстанции и выполняет функцию «банка банков». Кредиты рефинансирования позволят им свести до минимума запас ликвидных средств в результате использования заимствований Центрального банка. Это особенно наглядно проявляется сейчас в банковской системе России, где основным инструментом предоставления дополнительной ликвидности является рефинансирование банков. По решению Совета Директоров Центрального банка в ходе реструктуризации банковской системы банкам будут предоставляться кредиты на поддержание ликвидности, повышение финансовой устойчивости, а также стабилизационные кредиты на срок до одного года в пределах ориентиров денежно-кредитной политики. По мере нормализации ситуации в банковском секторе предполагается прекратить предоставление указанных кредитов. Кредитные рефинансирования различаются по:

— форме обеспечения — учетные и ломбардные кредиты;

— срокам использования — краткосрочные (на 1 или несколько дней) и среднесрочные (до 6 месяцев);

— методам предоставления — прямые кредиты и кредиты, реализуемые Центральным банком через аукционы;

— целевому характеру — корректирующие и сезонные кредиты.

Учетные (дисконтные кредиты) — это ссуды, предоставляемые Центральным банком коммерческим банкам под учет векселей до истечения их срока. Согласно действующим в разных странах законам Центральный банк уполномочен покупать у банков и продавать им коммерческие и казначейские векселя исходя из установленной учетной ставки. Важный инструмент воздействия на состояние кредитно-денежного обращения — использование количественных ограничений имеющихся в распоряжении банков учетных кредитов посредством установления лимитов общей суммы переучитываемых заимствований. Лимит распространяется на все переучитываемые Центральным банком векселя и может быть установлен в индивидуальном порядке для отдельных учреждений либо в форме ограничений на объем кредитов, предоставляемых одному заемщику. В зависимости от ситуации в денежно-кредитной сфере лимиты переучета либо сокращаются, либо увеличиваются. Повышая уровень лимита, Центральный банк стремится выравнять финансовые потери, возникающие в результате изменения рыночных условий, или увеличить кредитные ресурсы банков в рамках предусмотренного прироста денежного массы. Поэтому повышение уровня кредитного лимита не означает проведение Центральным банком экспансионистской денежно-кредитной политики, а рассматривается как механизм регулирования банковской ликвидности. омбардные кредиты, предоставляемые Центральным банком коммерческим, являются процентными ссудами под залог ценных бумаг. Размеры ссуд устанавливаются в зависимости от вида залога. Стоимость залогового обеспечения должна превышать сумму ломбардного кредита. Ломбардные кредиты предоставляют лишь при кратковременных трудностях, испытываемых кредитными институтами. Процентная ставка ломбардного кредита обычно превышает ставку учетного процента на 1-3%.

Ставка рефинансирования — важнейший инструмент экономической политики, но в российской экономике она играет чисто фискальную роль, следуя за рынком, а не формируя его. Вызвано это тем, что механизм формирования денежного предложения зависит от экспортной выручки. Уровень ликвидности банковской системы в основном определяется операциями на валютном рынке через валютные интервенции, а не механизмом рефинансирования. Чтобы ставка рефинансирования стала реальным действенным инструментом экономической политики, необходима возможность получения финансовых ресурсов для неэкспортных отраслей через механизм рефинансирования. Политика рефинансирования Банка России должна быть модернизирована. Система рефинансирования устроена таким образом, что доступ к ней имеют ограниченное число банков. Нормативные акты, регулирующие обеспечение кредитов для коммерческих банков при их получении в ЦБ, не эффективны. Получить средства у ЦБ можно в редких случаях. Механизм краткосрочного кредитования должен быть усовершенствован: расширением возможностей доступа кредитных организаций за счет снижения требований к обеспечению и существенного расширения ломбардного списка. Инструменты рефинансирования Банка России должны быть универсальны, чтобы любой банк имел к ним доступ.

Размер ставки рефинансирования должен определяться двумя обстоятельствами. С одной стороны, ставка рефинансирования должна быть выше цены ставки межбанковского рынка. С другой стороны, ставку рефинансирования необходимо снизить до уровня, не превышающего среднюю норму рентабельности производственной сферы. Удерживая ставку на уровне выше этой нормы, ЦБ блокирует развитие всей банковской системы, ограничивая спрос на деньги краткосрочными спекулятивными операциями *. Завышение процентной ставки, как результат дефицита предложения денег приводит к росту трансакционных издержек, падению конкурентоспособности отечественного производства.