logo search
OTVET_na_GOSy_polnostyu

15. Налог как основной источник доходов бюджета.

Доходная часть федерального бюджета состоит из трех разделов: налоговых доходов, неналоговых доходов и доходов целевых бюджетных фондов. Возможны также и небольшие безвозмездные перечисления в бюджет.

Наибольший удельный вес в структуре доходов федерального бюджета занимают налоговые доходы – более 80%.

Из них первое место принадлежит косвенным налогам: налогу на добавленную стоимость, акцизам, таможенным пошлинам и сборам.

НДС на товары, ввозимые на территорию РФ, а также на драгоценные металлы, отпускаемые из государственного фонда, полностью поступает в федеральный бюджет.

Акцизы – федеральный налог, введенный, как и НДС, в 1992 г. В отличие от НДС, они взимаются с небольшой группы товаров (в настоящее время с 7-ми).

Доходы федерального бюджета формируются за счет акцизов на нефть, природный газ, легковые автомобили, автомобильный бензин, спирт этиловый из всех видов сырья (за исключением пищевого). В федеральный бюджет поступает 100% акциза – на спирт этиловый из пищевого сырья, водку и ликеро- водочные изделия, спиртосодержащие растворы, в размере 50% сумм акциза – на товары, ввозимые на территорию РФ.

На долю прямых налогов в доходной части федерального бюджета приходится порядка 20% в группе налоговых доходов. Основная их часть представлена в территориальных бюджетах (региональных и местных). Из основных прямых федеральных налогов следует назвать налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц.

В составе прямых налогов первое место принадлежит налогу на прибыль (доходы) предприятий и организаций. Доходы федерального бюджета формируются за счет налога на прибыль (доходы) предприятий и организаций по установленным ставкам в соответствии с законодательством РФ. Базовая ставка налога на прибыль составляет 20 % (до 1 января 2009 года составлял 24 %): 2 % — зачисляется в федеральный бюджет, 18 % — зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Таким образом, государственный бюджет непосредственно зависит от налоговой системы. Налоговая система в свою очередь представлена федеральными, региональными (налоги субъектов Федерации) и местными налогами, т. е. тремя уровнями.

Отнесение налога к тому или иному уровню осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Федеральными налогами признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории РФ. К ним относятся налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, НДС, акцизы, таможенные пошлины и сборы.

Региональными признаются налоги и сборы, введенные в соответствии с Налоговым кодексом, и вводимые в действие законами субъектов РФ, обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. Это налог на имущество юридических лиц, налог с продаж, региональные лицензионные сборы и др.

Местными налогами признаются налоги и сборы, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов РФ.

Одни налоги, относящиеся в соответствии с классификацией к местным, обязательны к применению на всей территории РФ (земельный налог, налог на имущество физических лиц), другие налоги вводятся по решению органов местного самоуправления (налог на рекламу, местные лицензионные сборы).

Налоговая система включает в себя прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги – это налоги, взимаемые непосредственно у источника их образования. Это налог на прибыль (доходы) предприятия и организации, подоходный налог с физических лиц, все имущественные налоги.

Косвенные налоги – это налоги на потребителя. Они оказывают влияние на уровень цен и структуру потребления. К ним относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и сборы, дорожные налоги, налог с продаж и др. Косвенные налоги фактически оплачивают конечные покупатели товаров.

Налоговая система в России в настоящее время находится в состоянии реформирования. Основной прирост доходов бюджета предполагается получить за счет значительного сокращения количества налоговых льгот, повышения собираемости таможенных платежей и доходов от производства и продажи алкоголя, а также совершенствования налогообложения физических лиц.

Главной статьёй бюджетных доходов являются налоги. Налоги - обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с физических и юридических лиц, устанавливаемые органами законодательной власти с определением размеров, сроков уплаты, предназначенные для обеспечения деятельности органов власти.

Можно выделить следующие основные функции налогов: фискальная, распределительная, стимулирующая, контрольная.

С помощью реализации фискальной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача реализации фискальной функции обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней.

С помощью налогов происходит перераспределение вновь созданного ВВП в пользу других регионов, физических лиц, отраслей экономики. Эту функцию налогов принято называть распределительной.

Стимулирующая, или регулирующая функция означает, что государство через финансовую политику влияет на процессы воспроизводства, накопления капитала, величину платёжеспособного спроса. Через систему налоговых льгот и налоговых санкций происходит регулирование производственной и социальной активности.

С одной стороны, государственные органы используют налоговые методы с целью координации и контроля финансовой деятельности. С другой стороны контрольная функция выражается в соизмерении расходов государства и потенциала экономики при формировании доходов бюджетной системы.

Теоретическую основу налогов составляют его элементы. Основными из них являются:

В части I Налогового кодекса реализованы следующие основные принципы построения налоговой системы:

Налоги в России, в соответствии с Налоговым кодексом, разделены на три вида в зависимости от уровня их установления и изъятия: федеральные, региональные, местные. Подобная трёхуровневая система присуща практически всем государствам, имеющим федеративное устройство. Налоги и сборы, взимаемые на территории России, представлены в Таблице 1.

Таблица 1. Классификация налогов и сборов Российской Федерации (по Налоговому кодексу)

(ст. 13 НК) Федеральные

(ст. 14 НК)

Региональные

Местные

(ст. 15 НК)

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3) налог на прибыль (доход) организаций;

4) налог на доходы от капитала;

5) подоходный налог с физических лиц;

6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7) государственная пошлина;

8) таможенная пошлина и таможенные сборы;

9) налог на пользование недрами;

10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

13) лесной налог;

14) водный налог;

15) экологический налог;

16) федеральные лицензионные сборы.

1) налог на имущество организаций;

2) налог на недвижимость;

3) дорожный налог;

4) транспортный налог;

5) налог с продаж;

6) налог на игорный бизнес;

7) региональные лицензионные сборы;

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) налог на рекламу;

4) налог на наследование или дарение;

5) местные лиц