logo search
ШПОРГАЛКИ ПО ГЭК

31Вопрос. Прибыль предприятия. Планирование и направления использования прибыли.

Pr предприятия. Планир-ие и направления использования прибыли.

Pr- форма ден. накоплений, эк. категория, харак-теризующая фин. результат хоз. деят-ти предприятия.Pr от реализации прод-ции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации прод-ции в действующих отпускных ценах без НДС, акциза и затратами на ее пр-во и реализацию. Валовая Pr (маржа) – разница между выручкой от реализации прод-ции без нал-ов и неполной пр-венной себест-тью (затраты на материалы, з/плата с начислениями, общепроизводс-ные затраты).Pr от реализации – разница между валовой Prю и постоянными затратами (коммерческие, управленческие расх-ы).Pr до налооблажения – это сумма прибыли от реализации, операци-ой прибыли и внереализац. прибыли.

Операционная Pr опред-ся как разница между операционными дох.ами и операционными расх-ми.К операционным дох.ам относятся: Дох-ы от продажи Тно-материальных ценностей;-Дох-ы от продажи основных ср-в; От продажи нематериальных активов;От участия в уставном капитале др. организаций; Проценты по ценным бумагам; От совместной деят-ти; Проценты , полученные за предоставление в пользование заемных ср-в;Проценты, полученные за использование ден. ср-в банками;Арендная плата (если не яв-ся осн. деят-тью).К операционным расходам относятся расх-ы по вышеперечисленным операциям.Внереализац. Pr – разница между внереализац. дох.ами и внереализационными расх-ми.

К внереализационным дох.ам относятся:-Курсовые разницы, штрафы, пени, неустойки за нарушение хозяйственных договоров; -Активы, полученные безвозмездно; Pr прошлых лет, выявленная в отчетном году;Суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок давности.Pr от обычной деят-ти = Pr до налооблажения - нал на Pr и др. аналич. нали из прибыли (нал на имущество, сбор на благоустройство и содержание милиции). Чистая (нераспределенная) Pr = Pr от обычной деят-ти + дох-ы от чрезвычайных обстоятельств – расх-ы от чрезвычайных обстоятельств. Для оценки эффективности пр-ва используется Pr до налооблажения (балансовая Pr).Для эк. анализа предприятия выявляется динамика роста балансовой прибыли и определятся общая рентабельность предприятия. Методы распределение прибыли должны способствовать решению следующих задач: укреплению дох.ной базы гос. бюд-та; Обеспечение хозяйственной самостоятельности предприятия; Обеспечение соц.-эк. развития предприятия; Повышение эффект-ти пр-ва. Первоочередными платежами считаются платежа из прибыли в бюд-т. Осн. Нал - на Pr. Др. нали и сборы уплачиваются за истекший квартал по установленным ставкам. Чистая Pr направляется на развитие пр-ва и погашение соответствующих кредитов; прирост норматива собственных оборотных ср-в и погашение взятого для этого кредита; природоохранные мероприятия; приобретение акций, облигаций других предприятий; содержание объектов соц.-культ. назначения и др. Указанные направления использования прибыли предприятие определяет самостоятельно и финансирует из образуемых на предприятии фондов, кот. мо. иметь и др. источники финансирования (например, фонд развития пр-ва– амортизационные отчисления). Кол-во фондов и их названия определяются предприятия самостоятельно. Предприятия сами устанавливают нормат. отчисления от прибыли в эти фонды. Нераспределенная Pr может быть направлена на: выплату дох.ов учредителям и акционерам; прочие выплаты по решению учредителей и акционеров (на выполнение социальных программ, на благотворительные цели); формирование резервного капитала; увеличение уставного капитала; покрытие убытков прошлых лет. Pr планируется раздельно по видам, а именно:   Pr от продажи прод-ции и Тов; Pr от реализации прочей прод-ции и услуг неТного характера;  Pr от реализации основных ср-в; Pr от реализации другого имущества и имущественных прав; Pr от оплаты выполненных работ и оказанных услуг и т.д.; Pr (убыток) от внереализационных операций. Основными методами планирования прибыли являются: метод прямого счета; аналитический метод; метод совмещенного расчета. Метод прямого счета Данный метод наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой прод-ции. Сущность его в том, что Pr исчисляется как разница между выручкой от реализации прод-ции в соответствующих ценах за вычетом НДС и акцизов и полной ее себест-тью. Расчет плановой прибыли (П) ведется по формуле: П = (О × Ц) - (О × С), где О — объем выпуска прод-ции в планируемом периоде в натуральном выражении;Ц — цена на единицу прод-ции (за вычетом НДС и акцизов);С — полная себест-ть единицы прод-ции. Pr по Тному выпуску (Птп) планируется на основе сметы затрат на пр-во и реализацию прод-ции, в которой определяется себест-ть Тного выпуска планируемого периода: Птп = Цтп - Стп, где Цтп — ст-ть Тного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);Стп — полная себест-ть Тной прод-ции планируемого периода. Следует отличать плановый размер прибыли в расчете на Тный выпуск от прибыли, планируемой на объем реализуемой прод-ции. Pr на реализуемую прод-цию (Прп) в общем виде рассчитывается по формуле:Прп = Врп - Срп, где Врп — планируемая выручка от реализации прод-ции в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);Срп — полная себест-ть реализуемой в предстоящем периоде прод-ции.

Более детально Pr от объема реализуемой прод-ции в плановом периоде определяется по формуле:Прп = Пон + Птп - Пок, где Пон — сумма прибыли остатков нереализованной прод-ции на начало планового периода;Птп — Pr от объема выпуска Тной прод-ции в плановом периоде;Пок — Pr от остатков нереализованной прод-ции в конце планового периода. Данная методика расчета применима для укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой прод-ции в ценах и по себест-ти. Разновидностью метода прямого счета является метод поассортиментного планирования прибыли. При этом методе Pr суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется Pr в остатках гот.прод, не реализованных на начало планируемого периода. Аналитический метод Этот метод применяется при большом ассортименте выпускаемой прод-ции, а также как дополнение к прямому методу, так как он позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую Pr. При аналитическом методе Pr рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом году прод-ции, а по всей сравнимой прод-ции в целом. Pr по несравнимой прод-ции определяется отдельно. Исчисление прибыли аналитическим методом включает три последовательных этапа:1)    определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себест-ть сравнимой Тной прод-ции за тот же период; 2)    исчисление объема Тной прод-ции в планируемом периоде по себест-ти отчетного года и определение прибыли на Тную прод-цию исходя из базовой рентабельности; 3)    учет влияния на плановую Pr различных факторов: снижение себест-ти сравнимой прод-ции, повышение ее качества и сортности, изменение ассортимента, цен и т.д. После выполнения расчетов по всем трем этапам определяется Pr от реализации Тной прод-ции. Кроме прибыли от реализации Тной прод-ции в составе прибыли, как отмечено ранее, учитывается Pr от реализации прочей прод-ции и услуг неТного характера, Pr от реализации основных фондов и другого имущества, а также планируемые внереализационные дох-ы и расх-ы. Pr от прочей реализации (прод-ции и услуг подсобного сельского хозяйства, автохозяйств, услуг непромышленного характера для капитального строительства, для капитального ремонта и т.д.) планируется методом прямого счета. Результат от прочей реализации может быть как положительным, так и отрицательным.Pr (убытки) от традиционных статей внереализационных дох.ов и расх-ов (штрафы, пени, неустойки и пр.) определяется, как правило, на основе опыта прошлых лет.После расчета прибыли (убытков) по остальным видам деят-ти, а также внереализационных дох.ов и расх-ов и с учетом прибыли от реализации Тной прод-ции определяется валовая (общая) Pr предприятия. Метод совмещенного расчета В этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так, ст-ть Тной прод-ции в ценах планируемого года и по себест-ти отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую Pr таких факторов, как изменение себест-ти, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода. Получение определенной массы прибыли определяет эффективность пр-ва, однако сама масса прибыли не характеризует, насколько эффективно работает предприятие. Для этого необходимо массу прибыли «взвесить» на затраты предприятия. Этим целям отвечает показатель рентабельности.