27. Понятие и сущность цены в рыночной экономике.
Цена и ценообразование являются центральными элементами рыночной экономики. Цены обслуживают весь оборот по приобретению и реализации товаров.
В самом общем виде цена представляет собой сумму денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретаемый товар. В условиях рыночной экономики цена является характеристикой товара на рынке. В ней концентрируются такие основные понятия рыночной экономики, как потребность, запросы, спрос, предложение и т. д.
Цена является конечным показателем, характеризующим товар, она в равной степени учитывает интересы всех участников процесса товарообмена - производителей и потребителей.
Процесс формирования цен в условиях рыночного ценообразования происходит в сфере реализации продукции. Именно здесь сталкиваются спрос на продукцию или услугу, предложение, полезность предлагаемого товара, целесообразность его приобретения, качество и конкурентоспособность. Произведенный в сфере производства товар или цена на него проходят непосредственную проверку рынка, где формируется окончательная цена товара или услуги.
Принципиальное отличие рыночного ценообразования заключается в том, что цены устанавливаются здесь в соответствии со спросом и предложением самим собственником или производителем товара. Государственные органы могут регулировать цены только на ограниченный круг товаров. Прерогативой государства становится установление «правил игры», общих и подходов к ценообразованию. Перечень товаров, реализуемых по государственным ценам, определяется законодательством. Государственное регулирование цен допускается на продукцию предприятий-монополистов, на товаров и услуги, определяющие масштаб цен в экономике и социальную защищенность отдельных групп населения.
Цены играют важную роль не только в экономике в целом, но и в предпринимательской деятельности отдельных предприятий, т.к. от их уровня зависят конечные результаты их деятельности, в том числе прибыль и рентабельность. Цены выступают основным фактором в решении таких вопросов, как определение рынков сбыта продукции, целесообразности производства товаров или услуги, расчета издержек производства, определения объемов инвестиций.
Ценой называется количество денег, за которое продается и покупается экономическое благо. Цена определяется на рынке в результате взаимодействия покупателей и продавцов, в ходе которого они сравнивают предложение и спрос на товар и устанавливают цену. Так как цена устанавливается на уровне, когда предложение товара равно спросу на него (предложение и спрос находятся в равновесии), то рыночная цена обычно является равновесной ценой.
Но что стоит за спросом и предложением? Различные направления экономической теории предлагают различные ответы на этот простой, казалось бы, вопрос. Классическая экономическая теория полагала, что в основе цены, которая устанавливается в ходе обмена товара на другие ценности (меновая цена), лежат затраты на производство этого товара. Таким образом, цена товара определяется прежде всего издержками на его производство, т.е. платой за использованные экономические ресурсы. Как писал Адам Смит, «в целом цена все же сводится непосредственно или в конечном счете — к... трем составным частям: к ренте, заработной плате и прибыли»'.
Одним из важнейших экономических рычагов повышения эффективности производства является цена, которая оказывает непосредственное воздействие на производство, распределение, обмен и потребление.
Цена – денежное выражение стоимости товара, экономическая категория, позволяющая косвенно измерить затраченное на производство товара общественно необходимое рабочее время.
При товарных отношениях цена выступает как связующее звено между производителем и потребителем, т.е. является механизмом, обеспечивающим равновесие между спросом и предложением, а следовательно, между ценой и стоимостью.
С помощью цен соизмеряются затраты и результаты хозяйственной деятельности предприятия, экономически обосновываются наиболее выгодные варианты осуществления капитальных вложений, стимулируются производство и потребление, а также качество товара.
Виды цен
В сфере товарного обслуживания цены бывают:
- оптовые, по которым предприятия реализуют в больших объемах продукцию промышленно-технического и потребительского назначения (между отраслями внутри оптовой сферы и из оптовой в розничную). При наличии разветвленной сети потребления товара оптимизировать продажу позволяют посреднические оптовые фирмы или организации (снабженческо-сбытовые организации, товарные биржи). При отсутствии потребности в посредниках поставщики и потребители устанавливают прямые хозяйственные связи;
- розничные, по которым товары реализуются конечному потребителю (в основном населению) в ограниченном количестве;
- закупочные, по которым государство покупает продукцию у сельскохозяйственных предприятий (фермеров);[4, 283 c.]
- цены и тарифы на услуги. Тарифы могут относиться к сфере оптовой торговли (например, грузовые транспортные тарифы, фрахт) и розничной (пассажирские тарифы);
- цены франко-отправления (на товары ограниченного производства и разветвленной сети потребления), включающие транспортные издержки до пункта магистрального транспорта (порта, железнодорожной станции); расходы на остальной путь покрывает покупатель;
- цены франко-назначения, включающие транспортные расходы до пункта назначения.
По формам продаж цены делятся на:
- контрактные (договорные) цены, т.е. цены фактической договоренности между продавцом и покупателем;
- биржевые котировки. Это уровень цены товара, реализуемого через биржу. Цена биржевого товара складывается из биржевой котировки и надбавки за качество, удаленность от места поставки;
- цены ярмарок и выставок (часто льготные);
- аукционные цены, отражающие ход продаж на аукционах (различают стартовые цены и продажные).
Цены по стадиям продажи:
- цены предложения (цены продавца, или стартовые), по которым продавец желает продать товар. Как правило, это верхний предел диапазона возможных цен этого товара, который корректируется в ходе переговоров с покупателем. Для некоторых товаров (машин, оборудования) цены предложения - единственный источник информации об уровне цен на рынке;
- цены спроса, по которым покупатель заинтересован приобрести товар;
- цены реализации (сделки, продажи, покупки) - фактические, или номинальные цены. Их следует отличать от реальных, соотнесенных с уровнем дохода общества или общим уровнем цен.
По степени регулирования цены подразделяются на:
- жестко фиксированные цены. Этот тип цен является основным в условиях административно-командной экономики;
- регулируемые (допускаются изменения в определенных пределах; устанавливаются государством, как правило, на продукты повышенного социального назначения);
- свободные (не подвержены прямому вмешательству; формируются в соответствии с конъюнктурой рынка).
По степени устойчивости во времени цены бывают:
- твердые цены, устанавливаются при заключении договора на весь срок действия;
- подвижные. Зафиксированная в договоре цена меняется в момент поставки, если изменилась рыночная цена товара, установленная по оговоренному в контракте источнику;
- скользящие цены. В договоре устанавливается исходная цена и оговаривается порядок внесения поправок в случае изменения стоимости ценообразующих факторов. Скользящие цены применяются к товарам, требующим длительного срока изготовления;
В качестве базовой цены, ориентира для внесения поправок или фиксации уровня цены при заключении сделки используются:
1. Расчетные цены, которые обосновываются поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом его технических и коммерческих условий.
2. Справочные цены, публикуемые в справочниках, каталогах, периодических изданиях. Как правило, это средние цены фактических сделок за определенный период, экспертные оценки, биржевые котировки, цены предложений крупных фирм.
3. Цены прейскурантов и ценников. Прейскуранты выпускаются, как правило, производителем для готовых изделий. Прейскуранты рассылаются клиентам и включают цены для конечных пользователей, стабильные скидки в разрезе всей или части товарной номенклатуры фирмы. При необходимости частого изменения цен прейскуранты дополняются вкладышами с коэффициентами изменений.
Функции цен
Цена как экономическая категория выполняет ряд важнейших функций:
Учетная функция цены отражает общественно необходимые затраты труда на выпуск и реализацию той или иной продукции. Цена определяет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на изготовление товара. В конечном счете цена отражает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли.
В учетной функции цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей. К ним относятся как количественные показатели – валовой внутренний продукт, национальный доход, объем капитальных вложений, объем товарооборота, объем продукции фирм, предприятий и отраслей, так и качественные – рентабельность, производительность труда, фондоотдача.
Таким образом, цена используется для определения эффективности производства, служит ориентиром принятия хозяйственных решений, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования.
Распределительная функция цены состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями экономики, государственным и другими ее секторами, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения.
Эта функция реализуется через включение в себестоимость многих налогов, которые затем являются источником накопления Дорожного фонда, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования, а также через включение в цену косвенных налогов.
Функция сбалансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена сигнализирует о диспропорциях в сферах производства и обращения и требует принятия мер по их преодолению. Она служит гибким инструментом для достижения соответствия спроса и предложения.
Функция цены как средства рационального размещения производства проявляется наиболее полно в условиях рыночной экономики. С помощью механизма цен происходит перелив капиталов в секторы экономики и производства с более высокой нормой прибыли.
Стимулирующая функция цены проявляется в том, что цена при определенных условиях может стимулировать ускорение НТП, улучшение качества продукции. Увеличение выпуска продукции и спроса на нее. Это связано с тем, что цены дифференцированы в зависимости от технического уровня и качества продукции. По этим же причинам цены могут оказывать и дестимулирующее воздействие на производство,
Методы ценообразования
Ценообразование - процесс образования, формирования цен на товары и услуги, характеризуемый прежде всего методами, способами установления цен в целом, относящимися ко всем товарам.
Обоснование цен в условиях рынка строится на использовании всей совокупности методов ценообразования.
- Ответы на междисциплинраный государственный экзамен 2011
- 1. Взаимосвязи и различия между деньгами, кредитом и финансами.
- 2. Структура финансовой системы.
- 3. Государственные финансы: понятие, сущность, состав и роль в экономике.
- Функции государственных и муниципальных финансов
- Принципы и роль государственных и муниципальных финансов
- 4. Финансы предприятий: понятие, место и роль в финансовой системе страны.
- 5. Финансы населения как важное звено финансовой системы.
- Доходы населения
- Расходы населения
- 6. Финансовые посредники: понятие, функции, типы.
- 7. Сущность и виды кредитных денег.
- 8. Пластиковые деньги: особенности, виды, специфика использования в рф.
- 9. Денежные реформы.
- 10. Инфляция: сущность, виды, методы борьбы, специфика инфляции в России.
- 11. Основные направления бюджетной политики рф.
- 12. Особенности бюджетного устройства и бюджетной системы в рф.
- 13. Приниципы построения бюджетной системы в рф.
- 14. Характеристика основных звеньев бюджетной системы в рф.
- 15. Налог как основной источник доходов бюджета.
- 16. Понятие и виды государственного долга, его воздействие на сбалансированность бюджетной системы.
- 5. В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:
- 17. Государственные внебюджетные фонды: понятие, назначение, особенности формирования и использования.
- 18. Бюджетный федерализм: понятие, сущность, принципы реализации.
- 19. Доходы организаций.
- 20. Классификация затрат на производство и реализацию продукции.
- 14) По экономическому содержанию:
- 21. Нематериальные активы: состав, сущность, амортизация.
- 22. Состав, классификация и источники оборотных активов.
- Раздел 2 бухг. Баланса «ОбА» объединяет разные статьи, включающие оборотные средства (текущие активы)
- 23. Алгоритм формирования финансовых результатов
- 24. Факторы, влияющие на величину прибыли
- 25. Сущность, цели и методы финансового планирования
- Финансовый план как элемент финансового планирования
- 26. Особенности организации финансов в структурах малого бизнеса.
- 27. Понятие и сущность цены в рыночной экономике.
- 1. Метод “издержки плюс”
- 2. Метод минимальных затрат
- 3. Метод надбавки к цене
- 4. Метод целевого ценообразования
- 5. Метод определения цены продажи на основе анализа минимальных пределов убытков и прибылей
- 6. Метод определения цены продажи на основе анализа максимального пика убытков и прибылей.
- 7.Определение цены с ориентацией на конкуренцию
- 28. Формы и методы регулирования цен.
- 29. Классификация форм кредита.
- 30. Государственный и частный кредит: понятия, отличительные черты, сферы использования.
- Управление государственным кредитом
- Сущность и функции государственного кредита
- Государство в качестве заемщика
- Государство в качестве гаранта
- Государство как кредитор
- Государственный кредит и государственный долг
- 31. Кредиты международных финансовых организаций. Их характер, условия предоставления, режим погашения.
- 32. Коммерческие банки как основные операторы кредитного рынка.
- 33. Виды кредитных организаций в России и их функции.
- 34. Банковская система и ее структура.
- 35. Цели, функции и операции Центрального банка России.
- Основные функции по отношению к кредитно-денежной политике:
- По отношению к кредитным организациям и коммерческим банкам
- По отношению к управлению государственными финансовыми ресурсами:
- 36. Структура органов управления коммерческого банка.
- 37. Типы денежно-кредитной политики.
- Виды монетарных политик
- 38. Экономические методы регулирования банковской системы в рф.
- 39. Банк России как орган государственного надзора за деятельностью коммерческих банков.
- 40. Сущность и разновидность пассивных операций. Пассивные операции
- 41. Активные операции банка и их роль. Активные операции
- 41. Состояние и развитие банковского анализа как эффективного средства управления.
- 43. Анализ финансового состояния банка, его надежности, устойчивости и рисков.
- 44. Прямые налоги: преимущества и недостатки.
- 45. Косвенные налоги: преимущества и недостатки.
- Основные виды косвенных налогов
- 46. Тенденции развития налоговой системы России.
- 47. Современный страховой рынок и перспективы его развития.
- 48. Финансовые риски: определение, виды и практика страхования.
- 49. Особенности медицинского страхования.
- Медицинское страхование: Законодательство
- Медицинское страхование и его виды
- 50. Состав и источники доходов страховщика.
- 53. Классификация страхования.
- 53. Экономическая сущность и характеристики корпоративного страхования.
- 24. Современный российский рынок корпоративного страхования и проблемы его развития.
- 54. Пенсионное страхование.
- Пенсионное страхование – преимущества и недостатки
- 55. Структура и место рынка ценных бумаг на финансовом рынке.
- 56. Участники рынка ценных бумаг.
- 57. Российский рынок акций: современное состояние и тенденции развития.
- 58. Российский рынок облигаций.
- Тенденции развития рынка облигаций
- 59. Показатели состояния рынка ценных бумаг.
- 60. Фондовая биржа: задачи, функции и тенденции развития.
- 61. Эмиссия ценных бумаг коммерческого банка, ее назначение и особенности.
- 62. Политика рефинансирования Банка России, ее основные принципы и инструменты, влияние на деловую активность, рыночную конъюнктуру.
- 63. Операции Банка России по регулированию банковской ликвидности. Облигации Банка России.
- 64. Кредитные и депозитные операции Банка России с коммерческими банками. Ломбардный список Банка России.
- 65. Валютный рынок, его участники и основные виды сделок с иностранной валютой.
- Виды сделок на валютном рынке
- Валютные котировки
- 66. Обязательные экономические нормативы как часть пруденциальных норм деятельности коммерческого банка и ответственность за их соблюдение.
- 67. Коммерческий банк как финансовый посредник. Экономический механизм деятельности коммерческого банка. Доходы, расходы и прибыль банка.
- 69. Источники формирования ресурсов коммерческого банков. Виды пассивных операций. Оценка элементов пассивов банка с точки зрения надежности и стоимости.
- 70. Активы коммерческого банка, их виды. Оценка элементов активов банка с точки зрения ликвидности, риска и доходности.
- 71. Ликвидность коммерческого банка. Методы управления активами и пассивами в целях обеспечения доходности и ликвидности банка.
- 72. Система страхования вкладов в России. Критерии оценки коммерческих банков- членов Агентства по страхованию вкладов (асв).
- Исключения из страхования
- Финансовые основы ссв
- 73. Банковский менеджмент, его направления, функции и принципы. Методики и критерии оценки качества банковского менеджмента.
- 74. Риск-менеджмент в коммерческом банке. Система банковских рисков. Проблемы управления рисками и шансами (риск ликвидности, процентный риск, валютный риск).
- 75. Виды внутренних страховых резервов, создаваемых коммерческими банками, источник их формирования.
- 78. Деятельность коммерческих банков на рынке ценных бумаг. Порядок создания и использования резерва по сомнительным долгам.
- 79. Формы безналичных расчетов во внешнеэкономической деятельности.
- 2. Аккредетив
- 81. Порядок формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам (рвпс). Влияние рвпс на формирование финансового результата банка
- 82. Рейтинговые системы оценки кредитоспособности корпоративных заемщиков, применяемые в российской и зарубежной практике, их достоинства и недостатки.
- 83. Роль кредита в обеспечении непрерывности воспроизводственного процесса в реальном секторе экономики. Виды кредитных продуктов для корпоративных заемщиков
- 84. Кредитные операции банков на основе ценных бумаг. Вексельные кредиты. Учетно-вексельный кредит. Сделки репо.
- 85. Потребительский кредит: сущность, формы, проблемы развития в России
- 86. Кредитоспособность физических лиц и способы ее оценки. Кредитный скоринг и закономерности его построения.
- 87. Факторинговые операции коммерческих банков, их содержание и роль в управлении дебиторской задолженностью предприятий реального сектора экономики.
- 88. Лизинговые операции коммерческих банков: организационно-правовые основы и содержание.
- 89. Международная валютная ликвидность и современный глобальный финансовый кризис.