logo search
OTVET_na_GOSy_polnostyu

67. Коммерческий банк как финансовый посредник. Экономический механизм деятельности коммерческого банка. Доходы, расходы и прибыль банка.

Термин “банк” происходит от “banco”, что в переводе с итальянского означает “скамья менялы”, “денежный стол”. Менялы не только осуществляли обмен монет и хранение ценностей, но и способствовали появлению безналичного (вексельного) платежа. В историческом плане первоначально банки возникли как частные коммерческие образования, элементы торгово-рыночной инфраструктуры. По мере развития товарного производства и расширения сферы денежного обращения происходило возрастание роли банков в экономике. В настоящее время во всех развитых странах банки представляют собой мощный сектор экономики, для которого характерна высокая степень концентрации капитала, сильная конкуренция, усиливающаяся диверсификация деятельности. Современная экономическая теория рассматривает банки как особый вид финансовых посредников.

 Финансовые посредники — это институты, выполняющие посредническую функцию между поставщиками и потребителями финансового капитала..

       Имеется несколько критериев классификации финансовых посредников. Для выяснения сущности банка как особого типа финансового посредника целесообразно классифицировать всех финансовых посредников по способу финансирования. По этому критерию все финансовые посредники подразделяются на депозитные, в структуре пассивов которых присутствуют высоколиквидные фиксированные по суммам финансовые обязательства (депозиты), и недепозитные финансовые институты. При таком подходе банки рассматриваются как типичный и широко распространенный вид депозитных финансовых институтов. Банки как особые финансовые посредники характеризуются следующими существенными признаками:

Функции банков. Осуществляя посредничество между заемщиком и кредитором, банки сводят незнакомых, но имеющих взаимодополняющие потребности по отношению к финансовым ресурсам экономических агентов; в этом заключается брокерская (посредническая) функция банков. Основой способности банков выполнять посредническую функцию является информация. Те преимущества, которые дает экономическим субъектам пользование услугами посредника, базируются на его способности правильно интерпретировать не всегда легко уловимые сигналы рынка и на возможности многократного использования им однажды полученной информации. Особенность посреднической функции банка заключается в том, что она неотделима от других его функций, в силу чего накопление информации происходит постоянно, параллельно с выполнением этих функций, и эта информация носит наиболее достоверный и разносторонний характер. Многократность использования информации проявляется, например, в том, что банк в процессе предоставления кредита изучает состояние заемщика, и полученная таким образом информация может быть использована им при последующих отношениях с этим заемщиком.

 Брокерская (посредническая) функция реализуется банками путем инициирования кредита, эмиссии, посредничества в предложении ценных бумаг на рынке, доверительного управления, а также путем оказания всевозможных операционных услуг, консалтинга, отбора и сертифицирования (например присвоение кредитного рейтинга заемщикам). При этом банк, выступая в роли информационного брокера, получает вознаграждение в виде комиссионных за совершение операции.

Наряду с посреднической, важнейшей функцией банков является качественная трансформация активов. Осуществляя посредническую функцию, банк изменяет параметры финансовых требований своих вкладчиков, предоставляя за их счет кредиты, имеющие отличные от депозитов характеристики, что составляет содержание функции качественной трансформации активов. Если бы не было банков и других финансовых посредников, то экономический агент, желающий получить финансирование под какой-либо проект, должен был бы сам найти себе контрагента, согласного предоставить финансирование и держать на своем балансе финансовое требование, по всем своим характеристикам соответствующее финансируемому активу. Совершенно очевидно, что это связано с массой неудобств для контрагента и на практике представляется трудно реализуемым. Именно банки способны наиболее эффективно решать проблему трансформации. Как правило, они обладают активами, срочность которых превышает сроки исполнения их собственных обязательств перед клиентами и вкладчиками, т. е. финансовых требований клиентов; размеры отдельных активов превышают размеры отдельных обязательств; ликвидность финансовых требований клиентов выше ликвидности активов, а степень риска активов банка выше, чем степень риска его обязательств. Таким образом, финансовые требования поставщиков финансовых ресурсов в случае, если они действуют через банк как финансового посредника, становятся более ликвидными, меньшими по размеру, более краткосрочными и менее рискованными. Следовательно, банки облегчают доступ экономических агентов, нуждающихся в финансировании, к финансовым ресурсам и стимулируют потенциальных поставщиков капитала к инвестированию избытка своих средств. Вместе с тем подобное различие качественных характеристик активов и пассивов баланса банка означает, что банк берет на себя часть риска поставщика финансовых ресурсов, в связи с чем у него возникает задача управления этим риском.

Специфической функцией банков является функция эмиссии платежных средств и посредника в платежах, выполняя которую, они обеспечивают функционирование платежной системы. Благодаря этой функции банки считаются основой финансового посредничества, хотя тенденция универсализации привела к тому, что современные платежные системы могут функционировать при минимальном участии банков: современные информационные технологии вызвали к жизни институты, способные предоставлять клиентам платежные услуги без их участия.

С функцией посредника в платежах тесно связана такая важная функция банков как передача экономике импульсов денежно-кредитной политики Центрального банка. В условиях обращения неразменных на золото денег роль этой функции постоянно возрастает в связи с активизацией монетарной политики Центрального банка. Центральный банк пытается стабилизировать экономику посредством контроля над предложением денег. Например, при развитии инфляции он сдерживает рост денежной массы и поднимает процентные ставки по своим операциям с коммерческими банками. Ограничение роста предложения денег сокращает возможность коммерческих банков получать межбанковские кредиты, так как они тоже становятся дороже; это, в свою очередь, ограничивает объем кредитования реального сектора и оказывает воздействие на рост процентных ставок по кредитам. Таким образом, коммерческие банки осуществляют передачу импульсов денежно-кредитной политики Центрального банка экономике в целом. Важнейшая роль банков в поддержании стабильности платежной системы и в реализации денежно-кредитной политики является одной из причин, вызывающих необходимость создания особой системы регулирования их деятельности государственными органами и Центральным банком.

Принципы деятельности коммерческих банков. Первым и основополагающим принципом деятельности коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся ресурсов. Коммерческий банк может осуществлять безналичные платежи в пользу других банков, предоставлять другим банкам кредиты и получать деньги наличными в пределах остатка средств на своих корреспондентских счетах.

       Работа в пределах реально имеющихся ресурсов означает, что коммерческий банк должен обеспечивать не только количественное соответствие между своими ресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов. Прежде всего это относится к срокам тех и других. Если банк привлекает средства главным образом на короткие сроки (вклады краткосрочные или до востребования), а вкладывает их преимущественно в долгосрочные ссуды, то его способность без задержек расплачиваться по своим обязательствам (т. е. его ликвидность) оказывается под угрозой. Для обеспечения самоокупаемости и получения прибыли банк должен добиваться согласования цены привлечения ресурсов и доходности их размещения. Привлечение дорогостоящих ресурсов предполагает наличие у банка высокодоходных направлений их размещения, поскольку в противном случае у него возникнут убытки от основной деятельности. Работать в пределах реально привлеченных ресурсов, обеспечивая при этом поддержание своей ликвидности, коммерческий банк может только обладая высокой степенью экономической свободы в сочетании с полной экономической ответственностью за результаты своей деятельности.

       Вторым важнейшим принципом, на котором базируется деятельность коммерческих банков, является полная экономическая самостоятельность, подразумевающая и экономическую ответственность банка за результаты своей деятельности. Экономическая самостоятельность предполагает свободу распоряжения собственными средствами банка и привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами и прибылью, остающейся после уплаты налогов. Прибыль банка после уплаты налогов распределяется в соответствии с решением общего собрания акционеров. Оно устанавливает нормы и размеры отчислений в различные фонды банка, а также размеры дивидендов по акциям. Экономическая ответственность коммерческого банка не ограничивается его текущими доходами (как это имеет место, например, в государственных кредитных учреждениях), а распространяется и на его капитал. По своим обязательствам коммерческий банк отвечает всеми принадлежащими ему средствами и имуществом в случае банкротства банка его акционеры получают возмещение за счет имущества банка в последнюю очередь. Если оставшегося после удовлетворения других претензий имущества окажется недостаточно для удовлетворения требований акционеров, то они потеряют часть или всю сумму, на которую в соответствии с действующим законодательством может быть наложено взыскание. Весь риск от своих операций коммерческий банк берет на себя.

       Третий принцип заключается в том, что взаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами строятся как обычные рыночные отношения. Предоставляя ссуды и инвестируя средства в различные активы, коммерческий банк исходит прежде всего из рыночных критериев прибыльности, риска и ликвидности. Ориентация на интересы политических групп, на социальные нужды и т. п. несовместима с коммерческим характером работы банка и неизбежно обернется для него кризисом ликвидности и платежеспособности.

       Четвертый принцип работы коммерческого банка заключается в том, что регулирование его деятельности может осуществляться только косвенными экономическими (а не административными) методами. Государство определяет “правила игры” для коммерческих банков, но не может давать им приказы и распоряжения относительно направлений и условий размещения и привлечения ресурсов.

       Основная цель коммерческого банка заключается в том, чтобы получить прибыль от инвестирования средств вкладчиков посредством принятия на себя такой доли риска, которая не поставит под угрозу его способность отвечать по своим обязательствам. Эта задача может оказаться невыполнимой в трех случаях: когда объем кредитов, которые не могут быть возвращены банку, превышает максимально возможную абсорбируемую банком величину (кредитный риск); когда вкладчики в массовом порядке изымают свои вклады (риск ликвидности) и если процентные ставки неожиданно растут (риск процентной ставки). Эффективное управление этими тремя видами банковских рисков и составляет одну из основных проблем, которую должны решать менеджеры банков. Проблема управления рисками существенно усложняется в условиях возрастающей конкуренции на финансовых рынках. Основными причинами усиления конкуренции на финансовых рынках выступают процессы дерегулирования, выражающиеся в отмене жестких входных барьеров на банковские рынки, и развитие новых информационных технологий.

Доходы, расходы и прибыль коммерческого банка есть финансовые результаты его деятельности. При этом конечный результат — прибыль — определяется как разница между доходами и расходами. Правильное отображение в бухгалтерском учете всех статей данных показателей связано с формированием налогооблагаемой базы и расчетом налогов.

В состав доходов банка включаются:

• начисленные и полученные проценты по кредитным ресурсам, размещенным банком в краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных кредитах предприятиям и организациям в рублях и иностранной валюте, а также другим кредитным организациям;

• комиссионная и иная плата за услуги, оказываемые банком клиентам по открытию и ведению их расчетных, текущих, валютных и иных счетов, в том числе за переводные, инкассовые, аккредитивные операции, за услуги по корреспондентским отношениям с другими банками;

• плата за выдачу (получение) наличных денег, за инкассацию, за перевозку денежных средств, ценных бумаг и других ценностей;

• доходы, полученные от проведения банком факторинговых, форфейтинговых, лизинговых операций;

• доходы по гарантийным и акцептным операциям банка;

• доходы, полученные в результате оказания консультационных, информационных, экспертных услуг;

• доходы от проведения трастовых операций;

• доходы от операций с наличной и безналичной иностранной валютой как от собственного имени, так и по поручению клиентов;

• доходы за выполнение банком функций агента валютного контроля;

• доходы от операций с ценными бумагами;

• доходы от проведения операций с драгоценными металлами;

• доходы, связанные с долевым участием в деятельности других предприятий, дивиденды и проценты по акциям, облигациям и иным ценным бумагам банка.

Структурно все вышеперечисленные доходы банка можно разбить на два крупных блока:

1. Процентные доходы.

2. Непроцентные доходы. Рассмотрим каждый из этих блоков.

1. Процентные доходы — это начисленные и полученные проценты по ссудам в рублях и валюте.

2. Непроцентные доходы — это доходы от инвестиционной деятельности (дивиденды по ценным бумагам; доходы, полученные от участия в совместной хозяйственной деятельности предприятий, организаций, банков; доходы хозрасчетных предприятий банка); валютных операций; полученных комиссий и штрафов (комиссия по услугам и корреспондентским счетам, возмещение клиентами телеграфных и других расходов, плата за оказанные услуги, штрафы полученные, проценты и комиссия прошлых лет) и прочие доходы.

В современных условиях банки расширяют комплекс платных услуг и прочих нетрадиционных операций. К числу «околобанковских операций» относятся: трастовые операции, лизинг, факторинг, клиринг и др.

Коммерческие банки осуществляют трастовые (доверительные) операции, преследуя сразу несколько целей:

• получение дополнительного дохода;

• установление контроля над корпорациями и их денежными средствами;

• налаживание связей с надежной клиентурой. Доверительные операции коммерческих банков можно разделить

на две группы:

• трастовые услуги физическим лицам — распоряжение наследством, управление собственностью, опекунство, обеспечение сохранности имущества, оказание посреднических услуг и др.;

• трастовые услуги организациям — распоряжение активами, агентские услуги, операции, связанные с ликвидацией предприятия, и др.

За свои услуги траст-отделы коммерческих банков получают комиссионное вознаграждение дифференцированно, т.е. за каждый отдельный вид операции. За агентские и представительские операции комиссионные устанавливаются на договорных началах, за остальные виды услуг плата устанавливается в законодательном порядке.

Комиссионное вознаграждение может состоять из следующих слагаемых:

• ежегодного взноса с основной суммы переданного в управление имущества;

• ежегодных отчислений части доходов от переданного в управление имущества;

• единичного взноса с основной суммы имущества, переданного в доверительное управление.

Таким образом, величина банковских комиссионных определяется либо в виде процента от суммы сделки, либо в виде фиксированной денежной суммы.

В практике отечественных банков трастовые операции только начинают использоваться. рынка ценных бумаг круг этих операций значительно расширится.

Нетрадиционные услуги могут быть сгруппированы следующим образом:

• дополнительные услуги при осуществлении кредитно-расчетного обслуживания

• услуги по кассовому обслуживанию клиентуры;

• услуги по финансированию капитальных вложений;

• услуги в области внешнеэкономической деятельности клиентуры;

• консультационные услуги (ведение учета, составление отчетности);

• услуги населению (хранение ценностей);

• аудиторские услуги.

Расходы коммерческого банка — это затраты денежных средств на выполнение банком операций и обеспечение его функционирования.

В состав расходов банка включают следующие статьи, которые можно представить в сгруппированном виде:

1. Расходы, связанные с осуществлением непосредственно банковской деятельности:

— начисленные и уплаченные проценты по счетам до востребования, в том числе расчетным, текущим счетам предприятий и организаций, счетам «лоро» банков-корреспондентов, срочным вкладам и депозитам, а также по межбанковским кредитам;

— расходы по операциям с наличной и безналичной иностранной валютой;

— расходы по операциям с ценными бумагами;

— расходы по операциям с драгоценными металлами;

— расходы, связанные с перевозкой и хранением денежных средств, ценных бумаг и других ценностей;

— операционные расходы.

2. Расходы, связанные с обеспечением хозяйственной деятельности банка и содержанием материально-технической базы:

• амортизационные отчисления по основным фондам и нематериальным активам;

• арендная плата по основным средствам;

• эксплуатационные расходы по содержанию зданий, оборудования, транспорта;

• канцелярские расходы.

3. Расходы, создающие условия для проведения банковских операций:

• расходы по оплате услуг расчетно-кассовых и вычислительных центров;

• расходы по оплате почтовых, телеграфных, телефонных и других услуг связи, в том числе за пользование факсимильной и спутниковой связью;

• расходы, связанные с изготовлением и внедрением платежных средств (пластиковых карт, дорожных чеков и др.);

• расходы по приобретению и изготовлению бланков, форм отчетности, чековых книжек, других носителей банковской информации;

• расходы по подписке на специальные издания;

• суммы платы за обучение сотрудников банка на основе договоров с учебными заведениями, по подготовке, повышению квалификации и переподготовке банковских работников.

4. Расходы, связанные с имиджем банка:

• представительские расходы;

• расходы на рекламу;

• командировочные расходы;

• оплата маркетинговых, консультационных, информационных услуг;

• оплата аудиторских услуг, предоставляемых банку независимой аудиторской фирмой на договорной основе как с целью подтверждения годового бухгалтерского отчета, проспекта эмиссии для банков, созданных в форме акционерного общества, так и в ходе периодических проверок в соответствии с требованиями ЦБ РФ;

• отчисления в специальные резервы, созданные банком в соответствии с требованиями ЦБ РФ (резерв под возможные потери по ссудам, резерв под обесценение ценных бумаг).

5. Расходы на содержание аппарата управления, по оплате труда работников банка и связанные с ними обязательные отчисления банка в Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ.

6. Налоги, включаемые в соответствии с законодательством в затраты банка.

Следует отметить, что ряд перечисленных статей включается в расходы в соответствии со сметами, которые должны утверждаться ежегодно правлением или советом банка в пределах установленных законодательно норм. В качестве примера можно привести представительские расходы, расходы на рекламу, командировочные расходы, связанные с банковской деятельностью, выплаты компенсаций за использование работниками банка для служебных поездок личных легковых автомобилей и т.д. В случае превышения данных норм расходы покрываются за счет прибыли банка.

Все вышеперечисленные статьи расходов для удобства их дальнейшего анализа обычно группируют по следующему принципу:

— процентные расходы;

— непроцентные расходы.

1. Процентные расходы — начисленные и уплаченные проценты в рублях и валюте.

2. Непроцентные расходы:

• операционные — почтовые и телеграфные расходы клиентов; уплаченные комиссионные по услугам и корреспондентским отношениям; расходы по валютным операциям;

• по обеспечению функционирования банка — на содержание аппарата управления, хозяйственные (амортизационные отчисления, арендная плата и т.д.);

• прочие расходы — штрафы, пени, неустойки уплаченные, проценты и комиссионные прошлых лет и т.д.

Очевидно, что процентные расходы занимают значительную долю в общих расходах банка (около 70%). Это, безусловно, оправдано, так как рост процентных расходов банка, носит объективный характер.

Банку следует уменьшать те затраты, которые занимают наибольший удельный вес. Однако это должно происходить не в ущерб деятельности самого банка. Нецелесообразно сокращать расходы по обеспечению функционирования банка но можно уменьшить сумму штрафов, неустоек и т.д.

Расходы банка можно представить и в следующем виде:

Расходы всего = Операционные расходы + Расходы по обеспечению фукционирования банка + Прочие расходы.

Общая сумма расходов равна сумме данных по счету 702 баланса банка. Рассмотрим каждое из слагаемых.

1. Операционные расходы — уплаченные проценты и комиссионные, расходы по валютным операциям, почтовые и телеграфные расходы клиентов.

2. Расходы по обеспечению функциональной деятельности банка — зарплата и другие расходы по содержанию штата, чистые хозяйственные расходы, амортизационные отчисления, оплата услуг.

3. Прочие расходы банка — уплаченные штрафы, проценты и комиссионные прошлых лет

Прибыль коммерческого банка — это финансовый результат деятельности коммерческого банка в виде превышения доходов над расходами. Общая сумма прибыли определяется как разница между общей суммой доходов банка и общей суммой расходов банка.

Структурно источники образования прибыли имеют следующий вид:

1. Прибыль от операционной деятельности, в том числе полученная за счет превышения суммы полученных процентов над суммой уплаченных процентов и разницы между полученными и уплаченными комиссионными валютных операций.

2. Прибыль от побочной деятельности.

3. Прочая прибыль, в том числе сальдо штрафов, полученных и уплаченных, а также проценты и комиссионные прошлых лет.

Анализ прибыли следует начинать с рассмотрения общей картины доходности банковских операций, поиска причин и глубины происходящих изменений, а это можно сделать с помощью изучения факторов, влияющих на прибыль. В общем плане прибыль, остающаяся в распоряжении банка, зависит от трех «глобальных» компонентов: доходов, расходов и налогов, уплачиваемых в бюджет. Сопоставление темпов роста этих компонентов позволяет оценить, какой из факторов оказал позитивное или негативное влияние на прибыль.

При оценке ежегодного прироста прибыли банка необходимо исходить из того, что он не должен быть ниже темпов инфляции, в противном случае реальные доходы будут сокращаться и произойдет обесценение банковского капитала. В связи с этим при анализе прибыли банка ее величину необходимо корректировать с учетом темпов инфляции.

Далее анализ может быть детализирован в динамике по изучению доходности статей и по отдельным видам деятельности. При этом значительные отклонения должны подвергаться дополнительному изучению.

Полученная банком прибыль распределяется по итогам работы за квартал, а в окончательном варианте — по итогам за год в следующем порядке:

' 1. Из балансовой прибыли вносятся налоги в бюджет и взносы в Федеральный фонд обязательного страхования денежных вкладов (депозитов) и счетов населения.

2. Чистая прибыль после уплаты налогов остается в распоряжении банка и распределяется по следующим основным направлениям:

в фонд накопления— на капитальные вложения (строительство основных фондов, приобретение оборудования, техники, средств транспорта и связи), улучшение условий труда и быта работников;

в фонд потребления— на экономическое стимулирование труда работников банка;

на благотворительные цели;

на выплату дивидендов акционерам (пайщикам) банка.

За счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении банка, производятся следующие расходы:

• премии, материальная помощь, вознаграждения, надбавки работникам банка, выплачиваемые в денежной и натуральной формах;

• затраты капитального характера (строительство, реконструкция, модернизация, приобретение объектов основных средств);

• обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды в части расходов на оплату труда работников, относимых за счет чистой прибыли;

• отчисления в негосударственные пенсионные фонды и другие виды страхования;

• расходы на рекламу, командировочные и представительские расходы, произведенные сверх установленных норм;

• затраты на мероприятия по охране здоровья, отдыху работников, презентации, юбилеи и др.;

• компенсации разницы в процентах по ссудам, выдаваемым работникам под проценты ниже ставок для клиентов, и по валюте, продаваемой работникам банка по более низкому, чем для сторонних лиц, курсу;

• выплата, дивидендов акционерам (пайщикам) банка;

• расходы, связанные с организацией банком филиалов и представительств;

• уплата налогов на операции с ценными бумагами, приобретаемыми в собственность банка, иных налогов и сборов, отно*-симых за счет чистой прибыли;

• уплаченные проценты по просроченным межбанковским кредитам, включая централизованные кредиты и овердрафт;

• внесение сумм в бюджет в виде санкций в соответствии с законодательством.

Часть прибыли, полученной банком, направляется в резервный фонд — если он составляет менее 15% от величины уставного капитала банка; ежегодно в этот фонд должно отчисляться не менее 5% прибыли.

Выплата дивидендов — это право, а не обязанность акционерного общества. Общее собрание акционеров вправе вынести решение не выплачивать дивиденды по обыкновенным акциям, а направить средства на другие цели. Дивиденды по привилегированным акциям должны выплачиваться обязательно. При недостатке прибыли они выплачиваются за счет средств резервного фонда.