8.4. Морское страхование
Особенности морского страхования отражены в Кодексе торгового мо-
реплавания РФ [3], охватывает широкий круг имущественных интересов,
связанных с морским судоходством и морской перевозкой грузов. Объектами
морского страхования могут быть:
• судно, в том числе и строящееся;
• груз;
298
298
• фрахт;
• ответственность судовладельца;
• плата за проезд пассажиров;
• арендная плата (плата за пользование судном);
• прибыль, ожидаемая от груза;
• заработная плата и иные вознаграждения капитана и экипажа;
• риск, принятый на себя страховщиком (перестрахование).
В зависимости от содержания страхуемого интереса различаются сле-
дующие виды морского страхования:
• страхование каско. Этот вид страхования обеспечивает страховым
покрытием морские, речные, строящиеся суда, нефте- и газодобывающие
платформы. В объем покрытия включается корпус судна, его двигатель и ос-
нащение. Суда страхуют на согласованную сумму сроком на 1 год или на
время рейса. Взносы рассчитываются исходя из размеров страховой суммы;
• страхование карго. Это страховая защита груза на всем протяжении
его перемещения по принципу «от склада до склада». Основная масса пере-
возимых товаров страхуется по стандартным условиям, однако некоторые –
на особых условиях;
• страхование ответственности. Данный вид страхования обеспечивает
покрытие рисков гражданской ответственности перевозчика;
• страхование фрахта. Страхуется судовладелец от потери дохода, так
как фрахт, плата за аренду судна, подвержен риску утраты так же, как судно
и груз.
Каско-страхование обеспечивает возмещение ущерба от повреждения
или конструктивной гибели транспортного средства. Объектами страхования
являются:
• морские торговые суда;
• рыболовецкие суда;
• буксиры и оборудование портов;
299
299
• прогулочные яхты и пр.
Условия страхования плавающих средств зависят от целей их исполь-
зования.
Наиболее крупной сферой деятельности страховщиков является стра-
хование торговых судов. Страховое покрытие распространяется на:
• судно;
• машинное оборудование;
• оснащение (все то, что на борту, а также необходимое для коммерче-
ского использования, в том числе мазут, канаты, продовольствие, посуда и
т.д.).
В международной практике существуют несколько вариантов стан-
дартных условий страхования морских судов:
• полные;
• без ответственности за частную аварию;
• без ответственности за повреждение;
• только от полной гибели.
Согласно «полным условиям страхования» страховщик возмещает су-
довладельцу убытки от физической и конструктивной гибели или поврежде-
ния судна вследствие пожара, взрывов, бури, землетрясения, посадки судна
на мель или его соприкосновения с какими-либо предметами, а также вслед-
ствие любых других опасностей, связанных с мореплаванием. Страхование
покрывает также гибель и повреждение застрахованного имущества в ре-
зультате: несчастных случаев в процессе грузовых работ и бункеровки; по-
ломки валов и взрыва котлов; скрытых дефектов корпуса судна или оборудо-
вания; небрежности экипажа при ремонте судна, если судовладелец проводил
ремонт не сам.
Не возмещаются убытки, ставшие следствием политических и соци-
альных событий (трудовых конфликтов, захвата, ареста и задержания судна,
военных действий, гражданских волнений).
300
300
По условиям страхования «без ответственности за частную аварию»
страхуются те же самые риски, что и на полных условиях, но ответствен-
ность страховщика не возникает по частной аварии, под которой понимается
любое повреждение застрахованного имущества, не подпадающее под поня-
тие общей аварии. Экономическая разница между полными и рассматривае-
мыми условиями существенна, так как частные аварии возникают чаще.
В соответствии с Кодексом торгового мореплавания РФ (ст. 284) общей
аварией признаются убытки, понесенные вследствие намеренно и разумно
произведенных чрезвычайных расходов или пожертвований ради общей
безопасности, в целях сохранения от обшей опасности имущества, участ-
вующего в общем морском предприятии, – судна, фрахта и перевозимого
судном груза.
Условия страхования «без ответственности за повреждение» обеспечи-
вают еще более узкое покрытие, поскольку страховщик не отвечает ни за ка-
кие повреждения застрахованного судна и его оборудования – ни за случай-
ные, ни за те, которые причинены намеренно и разумно в целях спасения. Он
несет ответственность только за гибель судна, включая расходы по спасению.
При страховании «только от полной гибели» ответственность страхов-
щика наступает только в случае гибели судна.
Определение стоимости страхования достигается путем переговоров
страховщика и судовладельца. Величина ставки страховой премии зависит от
следующих факторов:
• стоимость судна;
• возраст судна;
• тип (специализация) судна;
• грузоподъемность, мощность двигателя;
• классификация (класс, флаг и страна регистра);
• менеджмент (владелец, капитан, экипаж);
• район плавания;
301
301
• условия страхового покрытия;
• стоимость проведенного ремонта;
• опыт страхования.
Страхование грузов является одним из важнейших видов морского
страхования, которое тесно связано с транспортным средством, т.е. cyдном
(страхование карго).
Существует ряд условий страхования грузок с разным объемом ответ-
ственности страховщика.
Основным в страховании грузов является условие страхования «с от-
ветственностью за все риски». По этому условию подлежат возмещению
убытки, расходы и взносы по общей аварии, ущерб от которой распределяет-
ся между судном, грузом и фрахтом (здесь понимается не сам факт аварии, а
убытки, понесенные участниками морской перевозки), и, кроме того, убытки
от повреждения и полной гибели всего или части застрахованного груза,
произошедшие по любой причине, кроме военных рисков, прямого или кос-
венного воздействия радиации, умысла и грубой небрежности страхователя,
особых свойств и качеств груза и его транспортировки.
По условиям страхования грузов «с ответственностью за частную ава-
рию» возмещаются убытки от повреждения или полной гибели всего или
части груза вследствие различных причин:
• в результате пропажи судна без вести;
• убытки, расходы и взноса по обшей аварии;
• в связи с необходимыми и целесообразно проведенными расходами
по спасению груза, а также по уменьшению убытка и установлению его раз-
мера, если убыток возмещается по условиям страхования.
По страхованию грузов «без ответственности за повреждения, кроме
случаев крушения», условия страхования и перечень страховых случаев в це-
лом совпадают с «ответственностью за частную аварию».
302
302
Разница в том, что при страховании грузов «без ответственности за по-
вреждения, кроме случаев крушения» возмещаются только убытки от полной
гибели всего или части груза ( т. е. без возмещения его повреждения).
Страховая стоимость груза – это стоимость, указанная в счете постав-
щика, с включением расходов по перевозке. В условиях рыночной экономики
стоимость, указанная в счете, представляет его рыночную цену в момент по-
грузки.
На величину тарифной ставки при страховании груза влияют:
• характер груза и степень подверженности его повреждению;
• год постройки, флаг, тоннаж судна;
• время года, когда совершается рейс;
• направление перевозки;
• место расположения груза на судне (под палубой, на палубе);
• местные условия в портах погрузки и разгрузки;
• условия страхования.
Договор страхования груза обычно заключается на 12 месяцев.
По условиям договора каско при столкновении судов не обеспечивает-
ся полное покрытие убытков. Этот вид страхования предусматривает финан-
сирование 75% ответственности виновного лица перед потерпевшей сторо-
ной. Оставшаяся незастрахованной часть ответственности за столкновение
(1/4 возможного ущерба другому судну), а также ответственность за телес-
ные повреждения и ущерб грузу обеспечиваются специальной страховой за-
щитой.
Термин «морская ответственность» включает в себя профессиональную
гражданскую ответственность определенных групп перевозчиков, экспедито-
ров, грузчиков, судоремонтных и портовых рабочих, фрахтователей и т.д. за
ущерб, причиненный их действиями в процессе работы. Гражданскую ответ-
ственность несут также владельцы небольших судов, таких как яхты, катера,
портовые суда и др.
303
303
Таким образом, страхователями по договорам страхования граждан-
ской ответственности могут быть:
• владельцы судов (торговых, рыболовецких, прогулочных и т.д.);
• перевозчики в отношении перевозимого груза.
Целью данного вида страхования является представление гарантии от
рисков, связанных с судоходством и эксплуатацией судна. Объектом страхо-
вания являются имущественные интересы страхователя, связанные с его обя-
занностями в порядке, установленном законодательством данного государст-
ва или нормами международного права, возместить ущерб или осуществить
другие меры в связи с нанесением вреда третьим лицам вследствие эксплуа-
тации принадлежащих ему грузов.
Страхование ответственности перевозчиков проводится на основании
требований международных соглашений, регулирующих условия перевозок в
соответствии с видом используемого транспортного средства. При перевозке
грузов действуют единые международные принципы, определяющие грани-
цы ответственности перевозчиков:
• перевозчик несет ответственность за доверенный груз в «разумных
пределах»;
• перевозчик при определенных условиях освобождается от ответст-
венности (форс-мажорные обстоятельства);
• нет причин для освобождения перевозчика от ответственности, есть
только финансовые ограничения.
В практике морских перевозок применяются условия международных
конвенций:
• Гаагские правила, принятые в 1924 г. в Брюсселе;
• Гаагские правила Висби, подписанные в 1966 г.;
• Гамбургские правила, принятые в 1978 г. в Гамбурге.
Эти международные соглашения определяют основные понятия и ус-
ловии международных перевозок.
304
304
Различие между международными конвенциями состоит в ограничени-
ях ответственности и размерах выплат.
Страхование фрахта. Фрахт – это плата грузовладельца судовладельцу
за перевозку его грузов. Потеря фрахта может быть включена в условия стра-
хования каско.
Страхование фрахта по условиям каско предусматривается по статье
«Увеличенная стоимость». Эта статья включает расходы по эксплуатации
судна. Страховая сумма может быть увеличена до 20% фактической стоимо-
сти судна. При этом, однако, покрывается до 50% предполагаемого фрахта,
поскольку фрахт обычно полностью оплачивается по прибытии корабля в
порт назначения. В случае полной или полной конструктивной гибели судна
фрахт исключается из суммы возмещения.
- 1.1. Экономическая категория страхования,
- 1.2. Экономическая сущность страхового обеспечения
- 1.3. Основные понятия и термины страхования
- 1.4. Проблемы развития рынка в Российской Федерации
- 1.5. Классификация страхования
- 1.6. Принципы обязательного и добровольного страхования
- 2.1. Основные принципы и формы организации
- 2.2. Основы правового обеспечения
- 2.3. Лицензирование страховой деятельности
- 2.4. Контроль государства за деятельностью страховщика
- 2.5. Налоговое регулирование затрат, связанных
- 2.6. Организационная структура страхования
- 3.1. Доходы страховщика, учитываемые при расчете
- 3.2. Расходы страховщика, учитываемые при расчете
- 3.3. Финансовый результат и налогообложение
- 3.4. Особенности ведения налогового учета доходов
- 4.1. Понятие платежеспособности страховщика.
- 4.2. Нормативное соотношение активов страховщика
- 4.3. Инвестиционная деятельность страховых компаний
- 4.4. Правила размещения собственных средств страховщика
- 4.5. Оценка надежности страховщика
- 5.1. Сущность и назначение резервов страховщика
- 5.2. Основные виды страховых резервов по видам
- 5.3. Расчет страховых резервов по видам страхования иным,
- 5.4. Страховые резервы по страхованию жизни
- 5.5. Резерв предупредительных мероприятий
- Тема 6. Основы перестрахования
- 6.1. Сущность и функции перестрахования
- 6.2. Виды перестрахования
- 6.3. Сущность пропорционального перестрахования
- 6.4. Сущность непропорционального перестрахования
- 7.1. Особенности и виды личного страхования
- 7.2. Страхование жизни
- 7.3. Обязательное личное страхование от несчастных случаев
- 7.4. Добровольное страхование от несчастных случаев
- 7.5. Обязательное и добровольное медицинское страхование
- 8.1. Понятие, объекты и предметы имущественного
- 8.2. Страхование средств наземного транспорта
- 8.3. Страхование железнодорожного подвижного состава
- 8.4. Морское страхование
- 8.5. Страхование грузов
- 8.6. Страхование имущества юридических и физических лиц
- 8.7. Страхование предпринимательских и финансовых рисков
- 9.1. Понятие, объекты и предметы страхования ответственно-
- 9.2. Страхование гражданской ответственности владельцев
- 9.3. Страхование гражданской ответственности перевозчика
- 9.4. Страхование гражданской ответственности предприятий –
- 9.5. Страхование профессиональной ответственности
- IV. Расходы на ведение дела
- 200__ Г.
- 2. Транспортное средство (тс)
- 1) Личная
- 5. Страховая премия
- 3. Лица, допущенные к управлению тс (для тс, принадлежащих гражданам):