logo
СТРАХОВОЕ ДЕЛО

8.4. Морское страхование

Особенности морского страхования отражены в Кодексе торгового мо-

реплавания РФ [3], охватывает широкий круг имущественных интересов,

связанных с морским судоходством и морской перевозкой грузов. Объектами

морского страхования могут быть:

• судно, в том числе и строящееся;

• груз;

298

298

• фрахт;

• ответственность судовладельца;

• плата за проезд пассажиров;

• арендная плата (плата за пользование судном);

• прибыль, ожидаемая от груза;

• заработная плата и иные вознаграждения капитана и экипажа;

• риск, принятый на себя страховщиком (перестрахование).

В зависимости от содержания страхуемого интереса различаются сле-

дующие виды морского страхования:

• страхование каско. Этот вид страхования обеспечивает страховым

покрытием морские, речные, строящиеся суда, нефте- и газодобывающие

платформы. В объем покрытия включается корпус судна, его двигатель и ос-

нащение. Суда страхуют на согласованную сумму сроком на 1 год или на

время рейса. Взносы рассчитываются исходя из размеров страховой суммы;

• страхование карго. Это страховая защита груза на всем протяжении

его перемещения по принципу «от склада до склада». Основная масса пере-

возимых товаров страхуется по стандартным условиям, однако некоторые –

на особых условиях;

• страхование ответственности. Данный вид страхования обеспечивает

покрытие рисков гражданской ответственности перевозчика;

• страхование фрахта. Страхуется судовладелец от потери дохода, так

как фрахт, плата за аренду судна, подвержен риску утраты так же, как судно

и груз.

Каско-страхование обеспечивает возмещение ущерба от повреждения

или конструктивной гибели транспортного средства. Объектами страхования

являются:

• морские торговые суда;

• рыболовецкие суда;

• буксиры и оборудование портов;

299

299

• прогулочные яхты и пр.

Условия страхования плавающих средств зависят от целей их исполь-

зования.

Наиболее крупной сферой деятельности страховщиков является стра-

хование торговых судов. Страховое покрытие распространяется на:

• судно;

• машинное оборудование;

• оснащение (все то, что на борту, а также необходимое для коммерче-

ского использования, в том числе мазут, канаты, продовольствие, посуда и

т.д.).

В международной практике существуют несколько вариантов стан-

дартных условий страхования морских судов:

• полные;

• без ответственности за частную аварию;

• без ответственности за повреждение;

• только от полной гибели.

Согласно «полным условиям страхования» страховщик возмещает су-

довладельцу убытки от физической и конструктивной гибели или поврежде-

ния судна вследствие пожара, взрывов, бури, землетрясения, посадки судна

на мель или его соприкосновения с какими-либо предметами, а также вслед-

ствие любых других опасностей, связанных с мореплаванием. Страхование

покрывает также гибель и повреждение застрахованного имущества в ре-

зультате: несчастных случаев в процессе грузовых работ и бункеровки; по-

ломки валов и взрыва котлов; скрытых дефектов корпуса судна или оборудо-

вания; небрежности экипажа при ремонте судна, если судовладелец проводил

ремонт не сам.

Не возмещаются убытки, ставшие следствием политических и соци-

альных событий (трудовых конфликтов, захвата, ареста и задержания судна,

военных действий, гражданских волнений).

300

300

По условиям страхования «без ответственности за частную аварию»

страхуются те же самые риски, что и на полных условиях, но ответствен-

ность страховщика не возникает по частной аварии, под которой понимается

любое повреждение застрахованного имущества, не подпадающее под поня-

тие общей аварии. Экономическая разница между полными и рассматривае-

мыми условиями существенна, так как частные аварии возникают чаще.

В соответствии с Кодексом торгового мореплавания РФ (ст. 284) общей

аварией признаются убытки, понесенные вследствие намеренно и разумно

произведенных чрезвычайных расходов или пожертвований ради общей

безопасности, в целях сохранения от обшей опасности имущества, участ-

вующего в общем морском предприятии, – судна, фрахта и перевозимого

судном груза.

Условия страхования «без ответственности за повреждение» обеспечи-

вают еще более узкое покрытие, поскольку страховщик не отвечает ни за ка-

кие повреждения застрахованного судна и его оборудования – ни за случай-

ные, ни за те, которые причинены намеренно и разумно в целях спасения. Он

несет ответственность только за гибель судна, включая расходы по спасению.

При страховании «только от полной гибели» ответственность страхов-

щика наступает только в случае гибели судна.

Определение стоимости страхования достигается путем переговоров

страховщика и судовладельца. Величина ставки страховой премии зависит от

следующих факторов:

• стоимость судна;

• возраст судна;

• тип (специализация) судна;

• грузоподъемность, мощность двигателя;

• классификация (класс, флаг и страна регистра);

• менеджмент (владелец, капитан, экипаж);

• район плавания;

301

301

• условия страхового покрытия;

• стоимость проведенного ремонта;

• опыт страхования.

Страхование грузов является одним из важнейших видов морского

страхования, которое тесно связано с транспортным средством, т.е. cyдном

(страхование карго).

Существует ряд условий страхования грузок с разным объемом ответ-

ственности страховщика.

Основным в страховании грузов является условие страхования «с от-

ветственностью за все риски». По этому условию подлежат возмещению

убытки, расходы и взносы по общей аварии, ущерб от которой распределяет-

ся между судном, грузом и фрахтом (здесь понимается не сам факт аварии, а

убытки, понесенные участниками морской перевозки), и, кроме того, убытки

от повреждения и полной гибели всего или части застрахованного груза,

произошедшие по любой причине, кроме военных рисков, прямого или кос-

венного воздействия радиации, умысла и грубой небрежности страхователя,

особых свойств и качеств груза и его транспортировки.

По условиям страхования грузов «с ответственностью за частную ава-

рию» возмещаются убытки от повреждения или полной гибели всего или

части груза вследствие различных причин:

• в результате пропажи судна без вести;

• убытки, расходы и взноса по обшей аварии;

• в связи с необходимыми и целесообразно проведенными расходами

по спасению груза, а также по уменьшению убытка и установлению его раз-

мера, если убыток возмещается по условиям страхования.

По страхованию грузов «без ответственности за повреждения, кроме

случаев крушения», условия страхования и перечень страховых случаев в це-

лом совпадают с «ответственностью за частную аварию».

302

302

Разница в том, что при страховании грузов «без ответственности за по-

вреждения, кроме случаев крушения» возмещаются только убытки от полной

гибели всего или части груза ( т. е. без возмещения его повреждения).

Страховая стоимость груза – это стоимость, указанная в счете постав-

щика, с включением расходов по перевозке. В условиях рыночной экономики

стоимость, указанная в счете, представляет его рыночную цену в момент по-

грузки.

На величину тарифной ставки при страховании груза влияют:

• характер груза и степень подверженности его повреждению;

• год постройки, флаг, тоннаж судна;

• время года, когда совершается рейс;

• направление перевозки;

• место расположения груза на судне (под палубой, на палубе);

• местные условия в портах погрузки и разгрузки;

• условия страхования.

Договор страхования груза обычно заключается на 12 месяцев.

По условиям договора каско при столкновении судов не обеспечивает-

ся полное покрытие убытков. Этот вид страхования предусматривает финан-

сирование 75% ответственности виновного лица перед потерпевшей сторо-

ной. Оставшаяся незастрахованной часть ответственности за столкновение

(1/4 возможного ущерба другому судну), а также ответственность за телес-

ные повреждения и ущерб грузу обеспечиваются специальной страховой за-

щитой.

Термин «морская ответственность» включает в себя профессиональную

гражданскую ответственность определенных групп перевозчиков, экспедито-

ров, грузчиков, судоремонтных и портовых рабочих, фрахтователей и т.д. за

ущерб, причиненный их действиями в процессе работы. Гражданскую ответ-

ственность несут также владельцы небольших судов, таких как яхты, катера,

портовые суда и др.

303

303

Таким образом, страхователями по договорам страхования граждан-

ской ответственности могут быть:

• владельцы судов (торговых, рыболовецких, прогулочных и т.д.);

• перевозчики в отношении перевозимого груза.

Целью данного вида страхования является представление гарантии от

рисков, связанных с судоходством и эксплуатацией судна. Объектом страхо-

вания являются имущественные интересы страхователя, связанные с его обя-

занностями в порядке, установленном законодательством данного государст-

ва или нормами международного права, возместить ущерб или осуществить

другие меры в связи с нанесением вреда третьим лицам вследствие эксплуа-

тации принадлежащих ему грузов.

Страхование ответственности перевозчиков проводится на основании

требований международных соглашений, регулирующих условия перевозок в

соответствии с видом используемого транспортного средства. При перевозке

грузов действуют единые международные принципы, определяющие грани-

цы ответственности перевозчиков:

• перевозчик несет ответственность за доверенный груз в «разумных

пределах»;

• перевозчик при определенных условиях освобождается от ответст-

венности (форс-мажорные обстоятельства);

• нет причин для освобождения перевозчика от ответственности, есть

только финансовые ограничения.

В практике морских перевозок применяются условия международных

конвенций:

• Гаагские правила, принятые в 1924 г. в Брюсселе;

• Гаагские правила Висби, подписанные в 1966 г.;

• Гамбургские правила, принятые в 1978 г. в Гамбурге.

Эти международные соглашения определяют основные понятия и ус-

ловии международных перевозок.

304

304

Различие между международными конвенциями состоит в ограничени-

ях ответственности и размерах выплат.

Страхование фрахта. Фрахт – это плата грузовладельца судовладельцу

за перевозку его грузов. Потеря фрахта может быть включена в условия стра-

хования каско.

Страхование фрахта по условиям каско предусматривается по статье

«Увеличенная стоимость». Эта статья включает расходы по эксплуатации

судна. Страховая сумма может быть увеличена до 20% фактической стоимо-

сти судна. При этом, однако, покрывается до 50% предполагаемого фрахта,

поскольку фрахт обычно полностью оплачивается по прибытии корабля в

порт назначения. В случае полной или полной конструктивной гибели судна

фрахт исключается из суммы возмещения.