7.5. Обязательное и добровольное медицинское страхование
Медицинское страхование представляет собой совокупность видов
страхования, предусматривающих обязанности страховщика по осуществле-
нию страховых выплат (выплат страхового обеспечения) в размере частичной
или полной компенсации расходов застрахованного лица, вызванных обра-
щением застрахованного в медицинское учреждение за медицинской помо-
щью, услугами, включенными в программу медицинского страхования.
268
268
Медицинское страхование проводится в двух формах: обязательной и
добровольной. В их основу положены разные организационно-правовые и
экономические принципы (табл. 4). Они различаются по числу сторон, участ-
вующих в страховании (табл. 5), целям и условиям функционирования.
Таблица 4 – Принципы медицинского страхования
Принцип Сущность принципа
Добровольное медицинское страхование
Добровольность Страхователь и клиент самостоятельно, на добровольной основе,
руководствуясь собственным пониманием пользы, принимают
решение о необходимости и возможности заключения договора
страхования, а также добровольно принимают на себя ответст-
венность за соблюдение условий договора о добровольном меди-
цинском страховании
Доступность Любой гражданин или юридическое лицо может заключить дого-
вор о добровольном медицинском страховании со страховой ком-
панией, которая оказывает такие страховые услуги
Обязательное медицинское страхование
Всеобщность Все граждане РФ независимо от пола, возраста, состояния здоро-
вья, места жительства, уровня личного дохода имеют право на
получение медицинских услуг, включенных в территориальные
программы обязательного медицинского страхования
Государственность Средства обязательного медицинского страхования находятся в
государственной собственности РФ, ими управляют Федеральный
и территориальный фонды обязательного медицинского страхо-
вания, специализированные страховые медицинские организации.
Государство выступает непосредственным страхователем для не-
работающего населения и осуществляет контроль за сбором, пе-
рераспределением и использованием средств обязательного ме-
дицинского страхования, гарантирует выполнение обязательств
перед застрахованными лицами
Некоммерческий
характер
Вся получаемая прибыль от операций по обязательному меди-
цинскому страхованию направляется на пополнение финансовых
резервов системы обязательного медицинского страхования
Обязательность Местные органы исполнительной власти и юридические лица
(предприятия, учреждения, организации и т.д.) обязаны произво-
дить отчисления по установленной ставке (в размере 3,1% от
фонда заработной платы) в федеральный и территориальный
фонды обязательного медицинского страхования и несут эконо-
мическую ответственность за нарушения условий платежей в
форме пени и/или штрафа
269
269
Таблица 5 – Субъекты медицинского страхования
Субъект Характер участия в страховании
Добровольное медицинское страхование
Страхователи Юридические (предприятия и организации) или физические лица
(граждане), заключающие договор о добровольном медицинском
страховании
Застрахованные
лица
Физические лица, в пользу которых заключен договор о добро-
вольном медицинском страховании
Страховщики Страховые медицинские организации, имеющие государствен-
ную лицензию на право проведения добровольного медицинского
страхования
Учреждение, оказы-
вающие медицин-
ские услуги
Медицинские учреждения, имеющие лицензии на право оказания
медицинской помощи и услуг
Обязательное медицинское страхование
Страхователи Юридические лица, заключающие договоры страхования и упла-
чивающие страховые взносы: при страховании неработающего
населения – государство в лице местных органов исполнительной
власти, при страховании работающего населения – юридические
лица (предприятия, учреждения, организации и т.д.) независимо
от формы собственности и организационно-правовой формы
Застрахованные
лица
Физические лица, в пользу которых заключен договор страхова-
ния, т.е. все граждане России, а также иностранные граждане, по-
стоянно проживающие на территории России
Страховщики Страховые медицинские организации, имеющие государствен-
ную лицензию на право проведения обязательного медицинского
страхования
Учреждение, оказы-
вающие медицин-
ские услуги
Медицинские учреждения, имеющие лицензии на право оказания
медицинской помощи и услуг в соответствии с территориальной
программой обязательного медицинского страхования
Обязательное медицинское страхование регулируется Законом РФ «О
медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (1993 г.), явля-
ется частью государственной социальной политики и системы социального
страхования. Оно реализовано на базе самостоятельной финансовой системы
– государственного социального страхования и фонда обязательного меди-
цинского страхования, который пополняется из средств предприятий и орга-
низаций за счет обязательных отчислений, в рамках единого социального
налога (ЕСН), начисляемых на все виды оплаты труда работников.
Медицинское обслуживание в рамках ОМС предоставляется в соответ-
ствии с базовыми и территориальными программами обязательного меди-
цинского страхования, разрабатываемыми на уровне Федерации в целом и в
270
270
субъектах Федерации. Утвержденная постановлением Правительства РФ от
15 мая 2007 г. № 286, Программа государственных гарантий оказания граж-
данам РФ бесплатной медицинской помощи на 2008 г. определяет виды,
нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на
единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирова-
ния Программы и порядок формирования тарифов на медицинскую помощь,
предоставляемую гражданам Российской Федерации на территории Россий-
ской Федерации бесплатно.
В рамках настоящей Программы бесплатно предоставляются:
1. Первичная медико-санитарная помощь.
2. Неотложная медицинская помощь.
3. Скорая медицинская помощь, в том числе специализированная (са-
нитарно-авиационная).
4. Специализированная медицинская помощь, в том числе высокотех-
нологичная.
Первичная медико-санитарная помощь включает в себя лечение наибо-
лее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других тре-
бующих неотложной помощи состояний, медицинскую профилактику забо-
леваний, осуществление мероприятий по проведению профилактических
прививок, профилактических осмотров, диспансерного наблюдения здоровых
детей, лиц с хроническими заболеваниями, а также по предупреждению
абортов, санитарно-гигиеническое просвещение граждан и проведение дру-
гих мероприятий, связанных с оказанием первичной медико-санитарной по-
мощи гражданам по месту жительства.
Первичная медико-санитарная помощь оказывается гражданам в амбу-
латорно-поликлинических и больничных учреждениях государственной, му-
ниципальной и частной систем здравоохранения.
Неотложная медицинская помощь оказывается гражданам в амбула-
торно-поликлинических учреждениях муниципальной системы здравоохра-
271
271
нения при острых заболеваниях и обострениях хронических заболеваний, не
требующих срочного медицинского вмешательства.
Скорая медицинская помощь, в том числе специализированная (сани-
тарно-авиационная), оказывается безотлагательно гражданам при состояни-
ях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных слу-
чаях, травмах, отравлениях, а также при других состояниях и заболеваниях),
учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи государст-
венной или муниципальной системы здравоохранения в порядке, установ-
ленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской
Федерации.
Специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехно-
логичная, оказывается гражданам при заболеваниях, требующих специаль-
ных методов диагностики, лечения и использования сложных медицинских
технологий.
Основными показателями программы выступают нормативы объемов
медицинской помощи, предоставляемой учреждениями системы здравоохра-
нения:
1. Показатель объема скорой медицинской помощи, в том числе спе-
циализированной (санитарно-авиационной), выражается в количестве вызо-
вов в расчете на 1 человека в год.
Объем скорой медицинской помощи определяется исходя из норматива
вызовов, который составляет в среднем 0,318 вызова.
2. Показатель объема медицинской помощи, в том числе неотложной,
предоставляемой в амбулаторно-поликлинических учреждениях и других
медицинских организациях или их соответствующих структурных подразде-
лениях, выражается в количестве посещений в расчете на 1 человека в год.
Объем указанной медицинской помощи определяется исходя из норма-
тива посещений, который составляет в среднем 9,198 посещения, в том числе
в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования –
8,458 посещения.
272
272
3. Показатель объема медицинской помощи, предоставляемой в усло-
виях дневных стационаров, выражается в количестве пациенто-дней в расче-
те на 1 человека в год.
Объем указанной медицинской помощи определяется исходя из норма-
тива пациенто-дней, который составляет в среднем 0,577 пациенто-дня, в том
числе в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования
– 0,479 пациенто-дня.
4. Показатель объема медицинской помощи, предоставляемой в боль-
ничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответст-
вующих структурных подразделениях. выражается в количестве койко-дней
в расчете на 1 человека в год.
Объем указанной медицинской помощи определяется исходя из норма-
тива койко-дней, который составляет в среднем 2,812 койко-дня, в том числе
в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования –
1,942 койко-дня.
При формировании территориальной программы нормативы объемов
медицинской помощи корректируются с учетом особенностей возрастно-
полового состава, уровня и структуры заболеваемости населения субъекта
Российской Федерации, климатогеографических условий региона и транс-
портной доступности медицинских организаций.
Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской по-
мощи, оказываемой в соответствии с Программой, рассчитаны исходя из рас-
ходов на ее оказание с учетом индекса потребительских цен, предусмотрен-
ного основными параметрами прогноза социально-экономического развития
Российской Федерации, а также индексации заработной платы работников
бюджетной сферы на 2008 год и составляют в среднем:
– на 1 вызов скорой медицинской помощи, в том числе специализиро-
ванной (санитарно-авиационной), – 1213,3 рубля;
– на 1 посещение амбулаторно-поликлинических учреждений и других
медицинских организаций или их соответствующих структурных подразде-
273
273
лений (включая оказание неотложной медицинской помощи) – 133,3 рубля, в
том числе 103,2 рубля за счет средств обязательного медицинского страхова-
ния;
– на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров – 268,5
рубля, в том числе 258,1 рубля за счет средств обязательного медицинского
страхования;
– на 1 койко-день в больничных учреждениях и других медицинских
организациях или их соответствующих структурных подразделениях – 758,9
рубля, в том числе 590,1 рубля за счет средств обязательного медицинского
страхования.
Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской по-
мощи, оказываемой в рамках территориальной программы обязательного ме-
дицинского страхования, учитывают расходы на заработную плату, начисле-
ния на оплату труда, приобретение медикаментов и перевязочных средств,
продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реак-
тивов и химикатов, стекла, химпосуды и прочих материальных запасов, рас-
ходы по оплате стоимости лабораторных и инструментальных исследований,
производимых в других учреждениях (при отсутствии своей лаборатории и
диагностического оборудования), а также расходы по оплате организации
питания предприятиями общественного питания (при отсутствии своего пи-
щеблока).
Подушевыми нормативами финансирования Программы являются по-
казатели, отражающие размер средств на компенсацию затрат по предостав-
лению бесплатной медицинской помощи в расчете на 1 человека в год.
Подушевые нормативы финансирования территориальной программы
формируются органами исполнительной власти субъекта Российской Феде-
рации исходя из нормативов, предусмотренных в разделах IV и V Програм-
мы, с учетом соответствующих районных коэффициентов.
Подушевые нормативы финансирования Программы установлены в
расчете на 1 человека в год (без учета расходов федерального бюджета) и со-
274
274
ставляют в среднем 4503 рубля, в том числе: 2207,1 рубля – за счет средств
обязательного медицинского страхования; 2295,9 рубля – за счет средств со-
ответствующих бюджетов, включающих финансирование скорой медицин-
ской помощи, в том числе специализированной (санитарно-авиационной),
неотложной медицинской помощи, специализированной медицинской помо-
щи включая высокотехнологичную и т.д.
Систему обязательного медицинского страхования можно представить
схемой, изображенной на рис. 8.
Рисунок 8 – Схема обязательного медицинского страхования
ГОСУДАРСТВО
Территориальный фонд ОМС
Федеральный закон Программа государственных гаран-
тий оказания гражданам РФ бес-
платной медицинской помощи
Страхователь
(юридические лица, местная
администрация)
Страховщик
(страховая медицинская
организация)
Медицинское
учреждение
Территориальная
программа
Страховые
взносы
Выплаты по
заключен-
ным догово-
рам
Оплата
услуг
Договор № 2
Договор № 1
Договор № 3
Медицинские услуги по полисам
Физические
275
275
Свою страховую деятельность страховые медицинские организации
(СМО) строят на договорной основе, заключая четыре группы договоров:
1. Договоры страхования с предприятиями, организациями, иными хо-
зяйствующими субъектами и местной администрацией, иными словами, со
всеми страхователями, обязанными платить страховые взносы в ТФОМС. По
таким договорам определяется контингент застрахованных в данной СМО.
2. Договоры с ТФОМС на финансирование ОМС населения в соответ-
ствии с численностью и категориями застрахованных. Финансирование осу-
ществляется по дифференциальному среднедушевому нормативу, который
отражает стоимость территориальной программы ОМС на одного жителя и
половозрастную структуру застрахованного контингента.
3. Договоры с медицинскими учреждениями на оплату услуг, предос-
тавляемых застрахованным данной СМО гражданам.
4. Индивидуальные договоры ОМС с гражданами, т. е. полисы ОМС, в
соответствии с которыми предоставляется бесплатная медицинская помощь в
рамках территориальной программы ОМС.
Добровольное медицинское страхование (ДМС) осуществляется в со-
ответствии с требованиями Законов РФ «Об организации страхового дела в
Российской Федерации» и «О медицинском страховании граждан в Россий-
ской Федерации» и предусматривает заключение договора между страхова-
телем и страховой компанией.
Добровольное медицинское страхование аналогично обязательному ме-
дицинскому страхованию и преследует ту же социальную цель – предоставле-
ние гражданам гарантии получения медицинской помощи путем страхового
финансирования. Однако эта общая цель достигается двумя системами разными
средствами.
Во-первых, добровольное медицинское страхование, в отличие от обя-
зательного медицинского страхования (ОМС), является отраслью не соци-
ального, а коммерческого страхования. ДМС наряду со страхованием жизни
276
276
и страхованием от несчастных случаев относится к сфере личного страхова-
ния.
Во-вторых, как правило, это дополнение к системе ОМС, обеспечи-
вающее гражданам возможность получения медицинских услуг сверх уста-
новленных в программах обязательного медицинского страхования или га-
рантированных в рамках государственной бюджетной медицины.
В-третьих, несмотря на то, что и та, и другая системы страховые, ОМС
использует принцип страховой солидарности, а ДМС – принцип страховой
эквивалентности. По договору добровольного медицинского страхования за-
страхованный получает те виды медицинских услуг и в тех размерах, за ко-
торые была уплачена страховая премия.
В-четвертых, участие в программах ДМС не регламентируется госу-
дарством и реализует потребности и возможности каждого отдельного граж-
данина или профессионального коллектива.
Предметом ДМС являются расходы на необходимое с медицинской
точки зрения медицинское обслуживание застрахованного лица в случае бо-
лезни или при несчастном случае. Исходя из возможностей современной ме-
дицины и потребностей клиентов, страховые организации разрабатывают
правила страхования, а затем конкретизируют их, составляя различные про-
граммы добровольного медицинского страхования.
Правила ДМС содержат общие условия страхования:
– определение объекта страхования, страхового случая, страховой
суммы;
– порядок заключения и ведения страхового договора;
– условия выплаты страхового возмещения;
– перечень стандартных исключений из страхового покрытия.
В качестве объекта ДМС обычно указывается риск возникновения за-
трат на медицинское обслуживание застрахованного.
Под страховым случаем в ДМС понимают обращение застрахованного
лица в медицинское учреждение (к врачу) за медицинской помощью. Стра-
277
277
ховой случай считается урегулированным, когда по медицинским показани-
ям исчезает необходимость дальнейшего лечения. Число страховых случаев
по правилам ДМС может быть неограниченным.
Страховое покрытие по ДМС определяется: 1) либо твердо установ-
ленной страховой суммой, в пределах которой оплачивается годовой объем
конкретных медицинских расходов застрахованного; 2) либо перечнем стра-
ховых случаев, при которых гарантируется полная оплата лечения; 3) либо
перечнем медицинских расходов с лимитом ответственности страховщика по
каждому виду.
Полное покрытие по ДМС гарантирует оплату следующих расходов.
3атраты, связанные с амбулаторным лечением:
– врачебная помощь (посещения врача, обследования, консультации
специалистов, проведение операций в амбулаторных условиях):
– лабораторные анализы и диагностика:
– лекарства;
– лечебные средства иного характера (физиотерапия, массаж, оптика,
протезы, аппараты для анализа, сердечной стимуляции, инвалидные коляски
и т.п.).
Затраты, связанные со стационарным лечением:
– врачебная помощь, включая операции;
– доставка в клинику;
– содержание в стационаре;
– затраты на диагностику;
– лекарства и иные лечебные средства.
Затраты на стоматологические услуги.
Определение страхового покрытая включает также и условия расшире-
ния содержания договора застрахованным. Обычно они включают гарантии
дополнительных видов медицинских расходов и условия применения других
ступеней тарифа.
278
278
В правилах страхования ДМС аналогично другим видам страхования
приводится стандартный набор исключений из страхового покрытия. Стра-
ховая выплата (оплата медицинских расходов) не производится страховщи-
ком в случае, если:
1) заболевание явилось результатом несчастного случая вследствие во-
енных действий или военной службы;
2) заболевание наступило вследствие преднамеренных действий за-
страхованного;
3) лечение производилось методами, не признанными официальной
медициной или в клиниках, не имеющих официальной аккредитации или ли-
цензии.
Если правила ДМС содержат основные экономико-правовые аспекты
предлагаемого страховщиком медицинского страхования, то программы
ДМС содержат:
– перечень медицинских услуг, входящих в страховое покрытие;
– шкалу страховых сумм, в пределах которых может заключаться стра-
ховой договор;
– лимиты ответственности страховщика по отдельным видам медицин-
ских услуг:
– опционы с указанием размеров дополнительного страхового взноса;
– шкалу страховых премии, соответствующих шкале предлагаемых
страховых сумм;
– перечень медицинских учреждений, обслуживающих данную про-
грамму;
– период страхования.
В отличие от других страховых договоров договор ДМС имеет не-
сколько ступеней введения в действие страховых гарантий:
1-я ступень – формальное начало договора, которое представляет собой
подписание договора страхователем и страховщиком и определяется датой
279
279
заполнения договора. На этом этапе подтверждается договоренность об объ-
еме, условиях и сроках предоставления страховой защиты.
2-я ступень – материальное начало страховой зашиты, которое выража-
ется в уплате страховой премии и выдаче страхового полиса.
3-я ступень – техническое начало страховой защиты, которое выража-
ется в том, что начиная с этого момента. указанного в договоре, страховщик
несет полную ответственность по принятым на себя обязательствам.
В медицинском страховании материальное и техническое начала стра-
хового договора не совпадают. Страховщик вводит так называемый преддо-
говорный период, сроки продолжительности которого оговариваются в дого-
воре. Суть этого периода состоит в том, чтобы, во-первых, избежать случаев
заключения договоров с преднамеренной целью – оплатить лечение болезни,
которую застрахованный уже ожидает, а, во-вторых, обеспечить страховщи-
ку определенный период накопления средств по договору для осуществления
последующих выплат.
Обычно преддоговорный период назначается для всех заболеваний,
кроме последствий несчастного случая. Он может составлять от одного ме-
сяца до одного года. Наиболее длительные преддоговорные периоды уста-
навливаются для родов, стоматологии и ортопедии, психиатрии, хронических
заболеваний и патологий. Преддоговорный период может быть отменен при
условии уплаты более высокой премии или предъявления документа о меди-
цинском освидетельствовании. В Германии обязательный преддоговорный
период составляет 3 месяца, а по стоматологии и родам – 8 месяцев. В Ита-
лии для хронических заболеваний и патологий этот период оценивается в
полгода.
Страхователь имеет право в течение действия договора вносить в него
изменения или дополнения.
Правила ДМС могут предусматривать три вида возможного страхового
покрытия по выбору страхователя:
280
280
– на условиях «полной страховой ответственности», когда страховщик
обеспечивает застрахованному оплату как стационарных, так и амбулатор-
ных медицинских услуг в пределах перечня, согласованного со страховате-
лем;
– на условиях «гарантированного предоставления медицинских услуг
при амбулаторном лечении», когда страховщик оплачивает только амбула-
торную помощь по выбранному страхователем перечню услуг и учреждений;
– на условиях "гарантированного предоставления медицинских услуг
при стационарном лечении", когда страховщик оплачивает только стацио-
нарную помощь в соответствии с перечнем услуг и учреждений, выбранных
страхователем.
Под страховой суммой понимается предельный уровень страхового
обеспечения, определяемый исходя из перечня и стоимости медицинских ус-
луг, включенных в договор страхования.
Особенности оформления договора ДМС касаются только преддого-
ворного периода, оформления полиса, определения страхового случая и со-
става исключении из страхового покрытия.
Договоры ДМС должны заключаться без предварительного медицин-
ского освидетельствования. Однако страховщик имеет право в частных усло-
виях страхования предусмотреть обязательное медицинское освидетельство-
вание в целях определения группы риска и дифференциации страховых пре-
мий.
Одновременно со страховым медицинским полисом страхователю
должна вручаться именная страховая карточка, которая дает застрахованно-
му право получать соответствующие услуги в определенных договором ме-
дицинских учреждениях.
По правилам договор ДМС вступает в силу со дня уплаты страхового
взноса. Специального периода ожидания не предусмотрено, хотя оговарива-
ется, что в договоре могут устанавливаться и другие сроки начала действия
договора, но не ранее даты уплаты страховой премии.
281
281
Наступление страхового случая в ДМС не является завершением стра-
хового договора, как во многих других договорах страхования от ущерба.
Напротив, договор ДМС заранее предусматривает возникновение нескольких
страховых случаев в течение договора.
Правилами предусматривается, что страховщик имеет право не опла-
чивать медицинские услуги, предоставленные застрахованному в следующих
случаях:
– получение травмы в состоянии алкогольного, наркотического или
токсического опьянения;
– получение __________травмы или иного расстройства здоровья в результате со-
вершения застрахованным умышленного преступления;
– покушение на самоубийство;
– умышленное причинение себе телесных повреждений;
– получение медицинских услуг, не предусмотренных договором стра-
хования;
– получение медицинских услуг в учреждениях, не предусмотренных
договором страхования.
Конкретный перечень медицинских услуг и медицинских учреждений
по договору страхования и объем страховой ответственности выбираются
страхователем при подаче заявления на страхование из перечня страховых
медицинских программ, разрабатываемых и предлагаемых страховщиком.
В РФ в настоящее время в системе ДМС превалируют коллективные
формы страхования за счет средств работодателей. Тому способствуют дос-
таточно благоприятные экономико-правовые условия использования финан-
совых ресурсов предприятий для оплаты медицинского страхования своих
работников.
Проверьте свои знания.
1. Что такое личное страхование, дайте определение этому понятию.
2. Что понимается под договором личного страхования? Какие особенно-
сти он имеет?
282
282
3. Перечислите существенные условия договора личного страхования.
4. Назовите особенности личного страхования, отличные от характери-
стики имущественного страхования.
5. Перечислите основные критерии классификации личного страхования.
6. В чем заключается сущность страхования жизни?
7. Какие факторы влияют на развитие страхования жизни?
8. Какие особые требования предъявляются по договорам страхования
жизни к страховщикам?
9. Перечислите основные типы договоров страхования жизни.
10.Опишите особенности рентного страхования жизни.
11.Что такое страховой пенсионный план, что он в себя включает?
12.Раскройте сущность ипотечного страхования.
13.Опишите особенности обязательного личного страхования от несчаст-
ных случаев.
14.Опишите особенности добровольного личного страхования от несчаст-
ных случаев.
15.Как обеспечивается страховое обеспечение при постоянной потере
трудоспособности (инвалидности)?
16.Как обеспечивается страховое обеспечение при временной потере тру-
доспособности (инвалидности)?
17.Как обеспечивается страховое обеспечение в случае смерти застрахо-
ванного лица
18.Опишите особенности обязательного медицинского страхования.
19.Опишите особенности добровольного медицинского страхования
283
283
Лекция 8. ИМУЩЕСТВЕННОЕ СТРАХОВАНИЕ
- 1.1. Экономическая категория страхования,
- 1.2. Экономическая сущность страхового обеспечения
- 1.3. Основные понятия и термины страхования
- 1.4. Проблемы развития рынка в Российской Федерации
- 1.5. Классификация страхования
- 1.6. Принципы обязательного и добровольного страхования
- 2.1. Основные принципы и формы организации
- 2.2. Основы правового обеспечения
- 2.3. Лицензирование страховой деятельности
- 2.4. Контроль государства за деятельностью страховщика
- 2.5. Налоговое регулирование затрат, связанных
- 2.6. Организационная структура страхования
- 3.1. Доходы страховщика, учитываемые при расчете
- 3.2. Расходы страховщика, учитываемые при расчете
- 3.3. Финансовый результат и налогообложение
- 3.4. Особенности ведения налогового учета доходов
- 4.1. Понятие платежеспособности страховщика.
- 4.2. Нормативное соотношение активов страховщика
- 4.3. Инвестиционная деятельность страховых компаний
- 4.4. Правила размещения собственных средств страховщика
- 4.5. Оценка надежности страховщика
- 5.1. Сущность и назначение резервов страховщика
- 5.2. Основные виды страховых резервов по видам
- 5.3. Расчет страховых резервов по видам страхования иным,
- 5.4. Страховые резервы по страхованию жизни
- 5.5. Резерв предупредительных мероприятий
- Тема 6. Основы перестрахования
- 6.1. Сущность и функции перестрахования
- 6.2. Виды перестрахования
- 6.3. Сущность пропорционального перестрахования
- 6.4. Сущность непропорционального перестрахования
- 7.1. Особенности и виды личного страхования
- 7.2. Страхование жизни
- 7.3. Обязательное личное страхование от несчастных случаев
- 7.4. Добровольное страхование от несчастных случаев
- 7.5. Обязательное и добровольное медицинское страхование
- 8.1. Понятие, объекты и предметы имущественного
- 8.2. Страхование средств наземного транспорта
- 8.3. Страхование железнодорожного подвижного состава
- 8.4. Морское страхование
- 8.5. Страхование грузов
- 8.6. Страхование имущества юридических и физических лиц
- 8.7. Страхование предпринимательских и финансовых рисков
- 9.1. Понятие, объекты и предметы страхования ответственно-
- 9.2. Страхование гражданской ответственности владельцев
- 9.3. Страхование гражданской ответственности перевозчика
- 9.4. Страхование гражданской ответственности предприятий –
- 9.5. Страхование профессиональной ответственности
- IV. Расходы на ведение дела
- 200__ Г.
- 2. Транспортное средство (тс)
- 1) Личная
- 5. Страховая премия
- 3. Лица, допущенные к управлению тс (для тс, принадлежащих гражданам):