9.3. Страхование гражданской ответственности перевозчика
Перевозчик – это транспортное предприятие, которое выдает перево-
зочный документ (например, коносамент, билет и др.) и осуществляет пере-
возку грузов и/или пассажиров. Ответственностью перевозчика является ме-
ра принудительного имущественного воздействия, применяемая к перевозчи-
ку, нарушившему правила или договорные условия перевозки. Ответствен-
ность перевозчика выражается во взыскании штрафа либо в возмещении
ущерба.
334
334
Страхование гражданской ответственности перевозчика ориентировано
на имущественные интересы, связанные с ответственностью страхователя
(транспортной компании) за вред, причиненный пассажирам, грузовладель-
цам и иным третьим лицам (например, грузополучателям).
При страховании гражданской ответственности потерпевшим физиче-
ским и юридическим лицам выплачивается денежное возмещение в суммах,
которые были взысканы по гражданскому иску в пользу потерпевших в слу-
чае причинения им увечья или смерти и/или гибели или повреждения их
имущества в результате страхового события.
Применительно к гражданской авиации субъектом гражданской ответ-
ственности перед третьими лицами является владелец воздушного судна
(ВС), использующий его в момент причинения вреда. Страхователями при
страховании гражданской ответственности авиаперевозчика являются лица,
эксплуатирующие воздушные суда в силу принадлежащего им права собст-
венности, права хозяйственного владения либо эксплуатирующие воздушные
суда на других законных основаниях.
Объектом страхования являются имущественные интересы Страхова-
теля, связанные с обязанностью Страхователя в порядке, установленном гра-
жданским законодательством, возместить причиненный им в процессе экс-
плуатации ВС вред личности или имуществу физического лица, а также вред
имуществу юридического лица.
При страховании гражданской ответственности авиаперевозчика стра-
ховые организации принимают обязательства возместить убытки, которые
страхователь обязан компенсировать:
а) третьим лицам (гражданам и юридическим лицам), исключая пасса-
жиров и грузовладельцев.
Страховым случаем является факт предъявления третьими лицами (ли-
бо их наследниками или правопреемниками) претензий Страхователю о воз-
мещении причиненного им вреда вследствие эксплуатации ВС. указанного в
договоре страхования.
335
335
Под вредом понимают телесные повреждения, ранения, расстройство
здоровья, включая потерю трудоспособности, смерть, как последствие стра-
хового случая (вред личности) или гибель, повреждение или потерю реаль-
ной собственности, как последствие страхового случая (вред имуществу)
третьих лиц на поверхности земли и вне воздушного судна в результате фи-
зического воздействия корпуса судна или выпавшего из него лица или пред-
мета.
Страхователь может застраховать риски на всех или на отдельных эта-
пах эксплуатации ВС:
а) в полете;
б) при рулении;
в) на стоянке (на якоре).
Страховщик возмещает Страхователю (Выгодоприобретателю) все
суммы, которые Страхователь должен выплатить третьим лицам (исключая
пассажиров и грузовладельцев) как компенсацию за убытки вследствие при-
чинения вреда личности или имуществу, если будет доказано, что этот вред
был причинен застрахованным ВС или любым лицом или предметом, вы-
павшим из этого ВС.
Указанное страховое возмещение (обеспечение) выплачивается в слу-
чаях и размерах, установленных законодательством страны, на территории
которой имело место причинение ущерба, но не больше установленного до-
говором страхования лимита ответственности.
б) пассажирам – в случае телесного повреждения (включая смерть),
причиненного любому пассажиру, как во время нахождения на борту воз-
душного судна, так и при посадке или выходе из него, а также в случае гибе-
ли или повреждения багажа и личных вещей пассажира в результате авиаци-
онного происшествия или инцидента с воздушным судном.
Страховым случаем является факт предъявления пассажирами (либо их
наследниками или правопреемниками (претензий Страхователю о возмеще-
336
336
нии причиненного им вреда вследствие эксплуатации ВС, указанного в дого-
воре страхования.
Страховщик возмещает Страхователю (Выгодоприобретателю) все
суммы, которые Страхователь должен выплатить пассажиру (или наследни-
ку, правопреемнику) как компенсацию за убытки вследствие причинения
вреда личности или имуществу, включая имущество, в отношении которого
делается специальная декларация ценности сверх установленного лимита.
Указанная страховая выплата производится в соответствии с лимитом
ответственности и франшизой, предусмотренными в договоре страхования.
Франшиза устанавливается в отношении причиненного вреда имуще-
ству пассажира в абсолютном размере по каждому страховому случаю.
Если наступает несколько страховых случаев, франшиза вычитается по
каждому из них.
Контроль за правильным оформлением перевозочных документов (би-
летов, багажных квитанций и т.п.) возлагается на Страхователя.
в) владельцам груза – в случае гибели, недостачи или повреждения за-
регистрированного груза в период перевозки на борту воздушного судна.
Страховым случаем является факт предъявления грузовладельцем (ли-
бо его наследником или правопреемником) претензий Страхователю о воз-
мещении причиненного им вреда вследствие эксплуатации ВС, указанного в
договоре страхования.
Страховщик возмещает Страхователю (Выгодоприобретателю) все
суммы, которые Страхователь обязан заплатить за убытки вследствие причи-
нения вреда имуществу (грузу), за которое Страхователь несет ответствен-
ность по контракту на перевозку груза или, если такого контракта не сущест-
вует, имуществу во время его официального нахождения на борту ВС или во
время погрузки (разгрузки) ВС, включая имущество, в отношении которого
делается специальная декларация ценности сверх установленного лимита.
Указанное возмещение выплачивается в соответствии с лимитом от-
ветственности и франшизой, предусмотренной в договоре страхования.
337
337
Договором страхования могут быть установлены:
а) страховая сумма (совокупный лимит ответственности), т.е. сумма
всех произведенных страховых выплат, по всем страховым случаям, за весь
период действия договора страхования, не может превысить этого лимита;
б) отдельные страховые суммы (лимиты ответственности) по каждому
страховому случаю или серии случаев в результате одного происшествия.
Договором страхования может быть предусмотрено установление от-
дельных страховых сумм (лимитов ответственности) за:
а) причинение вреда личности одному лицу;
б) причинение вреда личности нескольким лицам;
г) причинение вреда имуществу любому количеству лиц.
Если договором страхования установлен совокупный лимит ответст-
венности, то в случае выплаты Страховщиком страхового возмещения в раз-
мере, меньшем установленного лимита, ответственности договор страхова-
ния продолжается до даты его окончания в размере разницы между лимитом
ответственности и размером произведенных страховых выплат или переза-
ключается на новых условиях.
Вопросы страхования гражданской ответственности авиаперевозчика
регулируются нормами международного воздушного права, в частности,
Римской конвенцией о возмещении вреда, причиненного иностранными воз-
душными судами третьим лицам на поверхности, в которой участвует и Рос-
сия.
Правительство Российской Федерации утвердило Правила предостав-
ления государственной гарантии Российской Федерации по обязательствам
страхования военных рисков, рисков угона и других подобных рисков ответ-
ственности авиаперевозчиков перед третьими лицами (Постановление № 333
от 26 мая 2005 г.), которые устанавливают порядок предоставления государ-
ственной гарантии Российской Федерации по обязательствам страхования
военных рисков, рисков угона и других подобных рисков ответственности
авиаперевозчиков перед третьими лицами, определенных обычаями делового
338
338
оборота применительно к оговорке о дополнительном покрытии (авиацион-
ная ответственность) AVN 52E 12.12.2001 ассоциации авиационных стра-
ховщиков «Ллойдс».
Гарантия предоставляется на конкурсной основе. Ежегодный открытый
конкурс по выбору страховой компании на право выдачи обеспеченных га-
рантией полисов страхования гражданской ответственности авиаперевозчи-
ков перед третьими лицами по рискам проводится Министерством транспор-
та Российской Федерации. Условия указанного конкурса согласовываются с
Министерством финансов Российской Федерации.
Гарантия предоставляется страховой компании, выигравшей конкурс, в
пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на
соответствующий год.
Гарантия обеспечивает обязательства страховщика по возмещению в
соответствии с полисом ущерба, причиненного в период действия гарантии, в
размере, превышающем 150 млн. долларов США. но не более суммы, преду-
смотренной на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год (по
каждому страховому случаю и в совокупности за период действия гарантии).
Полис выдается страховщиком авиаперевозчику при предъявлении
этим авиаперевозчиком договора страхования гражданской ответственности
перед третьими лицами, предусматривающего страхование рисков с лимитом
ответственности не менее 150 млн. долларов США. Требования к авиапере-
возчикам, которым страховщик может выдать полис, устанавливаются Ми-
нистерством транспорта Российской Федерации в соответствии с законода-
тельством Российской Федерации.
Предельная сумма ответственности по каждому полису и в совокупно-
сти по всем полисам устанавливается в размере, не превышающем размер
средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответст-
вующий год.
Гарантия предоставляется страховщику на безвозмездной основе и без
проверки его финансового состояния.
339
339
Гарантийный случай возникает в случае неисполнения обязательств
страховщика по полису в части ущерба в размере, превышающем 150 млн.
долларов США.
Российская Федерация несет субсидиарную ответственность дополни-
тельно к ответственности страховщика по полису.
Для получения гарантии страховщик направляет в Министерство фи-
нансов Российской Федерации:
а) правила страхования гражданской ответственности авиаперевозчи-
ков;
б) копию полиса;
в) копию оговорки о дополнительном покрытии (авиационная от-
ветственность) AVN 52Е 12.12.2001 ассоциации авиационных страховщиков
«Ллойдс».
Министерство транспорта Российской Федерации направляет в Мини-
стерство финансов Российской Федерации:
а) копию решения конкурсной комиссии, определяющего победителя
открытого конкурса по выбору страховой компании на право выдачи обеспе-
ченных государственной гарантией Российской Федерации полисов страхо-
вания гражданской ответственности авиаперевозчиков перед третьими лица-
ми по военным рискам, рискам угона и другим подобным рискам;
б) перечень авиаперевозчиков, соответствующих требованиям.
На морском транспорте проводится страхование ответственности су-
довладельцев, которое рассматривается в качестве самостоятельной отрасли
страхования. На страхование принимаются обязательства судовладельца, свя-
занные с причинением вреда жизни и здоровью пассажиров, членов судового
экипажа, лоцманов, грузчиков в порту и т.п. Кроме того, объектом страхова-
ния здесь выступают обязательства, связанные с причинением вреда имуще-
ству третьих лиц. В перечень имущества входят другие суда, грузы, личные
вещи членов экипажа, пассажиров и иных лиц, портовые сооружения (прича-
340
340
лы, портовые краны, средства навигационной безопасности в акватории пор-
та и др.).
К числу рисков, принимаемых на страхование, также относятся обяза-
тельства:
• связанные с причинением вреда окружающей среде (например, от
разлива нефти в результате кораблекрушения);
• возникшие из-за претензий компетентных органов (портовой админи-
страции, таможни, карантинной службы), предъявляемых к судовладельцу;
• по особым видам морских договоров (например, договор спасения
судна, терпящего бедствие, договор буксировки судна, севшего на мель, и
др.);
• расходы судовладельца по предупреждению ущерба, уменьшению
или определению размера убытка.
Страхование ответственности судовладельцев осуществляется через
клубы взаимного страхования. Впервые они возникли в Англии после 1720 г.
и получили распространение с середины XIX в. в связи с бурным развитием
морской торговли. Клуб взаимного страхования – это особая форма органи-
зации морского страхования на взаимной основе между судовладельцами. По
существу клуб представляет собой общество взаимного страхования. В на-
стоящее время в мире действует около 70 клубов взаимного страхования,
преимущественно в Великобритании, Швеции, Норвегии, США. Шестна-
дцать ведущих клубов взаимного страхования, на долю которых приходится
около 90% страхования мирового грузотоннажа, образуют Международную
группу клубов. Бесспорным лидером этой группы является Бермудская ассо-
циация взаимного страхования судовладельцев Соединенного Королевства
Великобритании и Северной Ирландии. Суммарный тоннаж, застрахованный
в Бермудской ассоциации, составляет около 200 брутто-регистровых тонн.
По правилам Бермудской ассоциации в России работает страховое общество
Ингосстрах.
341
341
На автомобильном транспорте проводится страхование ответственно-
сти автоперевозчика на случай возникновения убытков, связанных с эксплуа-
тацией автотранспорта как перевозочного средства и обусловленных претен-
зиями о компенсации причиненного вреда со стороны лиц, заключивших с
перевозчиком договор о перевозке грузов. Условия наступления и объем от-
ветственности автоперевозчика определяются национальными законодатель-
ствами каждой страны, а также нормами международного права (Конвенция
о договоре международной перевозки грузов по дорогам).
Страхование ответственности автоперевозчика относится к доброволь-
ным видам страхования. Однако в международном автомобильном сообще-
нии это страхование получило широкое развитие, поскольку является допол-
нительной гарантией для грузовладельца выполнения обязательств, взятых
на себя автоперевозчиком.
В договор страхования ответственности автоперевозчика в междуна-
родном сообщении обычно включаются следующие основные риски:
• ответственность автоперевозчика за фактическое повреждение и/или
гибель груза при перевозке груза и за косвенные убытки, возникшие вследст-
вие таких обстоятельств;
• ответственность автоперевозчика за ошибки или упущения служащих
(перед клиентами за финансовые убытки последних);
• ответственность автоперевозчика перед таможенными властями (за
нарушение таможенного законодательства);
• ответственность перед третьими лицами в случаях причинения вреда
грузам.
342
342
- 1.1. Экономическая категория страхования,
- 1.2. Экономическая сущность страхового обеспечения
- 1.3. Основные понятия и термины страхования
- 1.4. Проблемы развития рынка в Российской Федерации
- 1.5. Классификация страхования
- 1.6. Принципы обязательного и добровольного страхования
- 2.1. Основные принципы и формы организации
- 2.2. Основы правового обеспечения
- 2.3. Лицензирование страховой деятельности
- 2.4. Контроль государства за деятельностью страховщика
- 2.5. Налоговое регулирование затрат, связанных
- 2.6. Организационная структура страхования
- 3.1. Доходы страховщика, учитываемые при расчете
- 3.2. Расходы страховщика, учитываемые при расчете
- 3.3. Финансовый результат и налогообложение
- 3.4. Особенности ведения налогового учета доходов
- 4.1. Понятие платежеспособности страховщика.
- 4.2. Нормативное соотношение активов страховщика
- 4.3. Инвестиционная деятельность страховых компаний
- 4.4. Правила размещения собственных средств страховщика
- 4.5. Оценка надежности страховщика
- 5.1. Сущность и назначение резервов страховщика
- 5.2. Основные виды страховых резервов по видам
- 5.3. Расчет страховых резервов по видам страхования иным,
- 5.4. Страховые резервы по страхованию жизни
- 5.5. Резерв предупредительных мероприятий
- Тема 6. Основы перестрахования
- 6.1. Сущность и функции перестрахования
- 6.2. Виды перестрахования
- 6.3. Сущность пропорционального перестрахования
- 6.4. Сущность непропорционального перестрахования
- 7.1. Особенности и виды личного страхования
- 7.2. Страхование жизни
- 7.3. Обязательное личное страхование от несчастных случаев
- 7.4. Добровольное страхование от несчастных случаев
- 7.5. Обязательное и добровольное медицинское страхование
- 8.1. Понятие, объекты и предметы имущественного
- 8.2. Страхование средств наземного транспорта
- 8.3. Страхование железнодорожного подвижного состава
- 8.4. Морское страхование
- 8.5. Страхование грузов
- 8.6. Страхование имущества юридических и физических лиц
- 8.7. Страхование предпринимательских и финансовых рисков
- 9.1. Понятие, объекты и предметы страхования ответственно-
- 9.2. Страхование гражданской ответственности владельцев
- 9.3. Страхование гражданской ответственности перевозчика
- 9.4. Страхование гражданской ответственности предприятий –
- 9.5. Страхование профессиональной ответственности
- IV. Расходы на ведение дела
- 200__ Г.
- 2. Транспортное средство (тс)
- 1) Личная
- 5. Страховая премия
- 3. Лица, допущенные к управлению тс (для тс, принадлежащих гражданам):