8.3. Страхование железнодорожного подвижного состава
Страхование железнодорожного подвижного состава обеспечивает
имущественные интересы страхователя, связанные с владением, распоряже-
нием и пользованием железнодорожным подвижным составом на случай по-
вреждения, уничтожения или утраты подвижного состава, в том числе от
противоправных действий третьих лиц. Страхованию подлежат:
1) тяговый подвижной состав (локомотивы всех видов, дизельного по-
езда, турбопоезда, автомотрисы, авто- и мотодрезины, мотовозы);
2) вагоны (пассажирские, багажные, почтовые, почтово-багажные, рес-
тораны, служебные, изотермические, специальные вагоны, крытые, полува-
295
295
гоны, платформы, цистерны, цементовозы, транспортеры, вагоны для пере-
возки скота, живой рыбы, битума, легковых автомобилей).
Договор страхования железнодорожного подвижного состава заключа-
ется сроком на один год и менее с юридическими лицами (собственниками
или арендаторами железнодорожного подвижного состава). Его действие
распространяется, как правило, на территорию России, но обязательства мо-
гут быть распространены на территории стран – членов СНГ и дальнего за-
рубежья с уплатой страховой премии по повышенному тарифу.
Страхование рисков повреждения и уничтожения железнодорожного
подвижного состава в основном производится одновременно, но в отдельных
случаях по согласованию со страховщиком может предоставляться раздельно
по каждому риску.
Минимальная страховая сумма по рискам повреждения, уничтожения и
утраты при страховании единицы подвижного состава не может быть, со-
гласно Правилам страхования, ниже 40 процентов стоимости единицы ново-
го подвижного состава.
Максимальная страховая сумма по риску повреждения при страхова-
нии единицы подвижного состава не может быть выше страховой (действи-
тельной) стоимости застрахованной единицы подвижного состава и устанав-
ливается по каждой единице подвижного состава по согласованию сторон.
Под действительной стоимостью подразумевается стоимость единицы под-
вижного состава с учетом износа на момент заключения договора страхова-
ния. Страховая стоимость может быть определена как балансовая, если она
ниже или равна действительной стоимости единицы подвижного состава, оп-
ределенной страховщиком в соответствии с существующими ценами на рын-
ке. Если в период действия договора страхования произошло повышение цен
на железнодорожный подвижной состав, страхователь по согласованию со
страховщиком может увеличить размер страховой суммы с доплатой страхо-
вого взноса за оставшийся срок действия договора страхования.
296
296
Размер страхового тарифа по договорам страхования зависит от степе-
ни риска, которая обусловливается рядом факторов (срок службы, тип и ко-
личество единиц подвижного состава и т. п.) и определяется при заключении
договора страхования.
Страховое возмещение выплачивается в соответствии с договором
страхования:
1) при повреждении железнодорожного подвижного состава – из расче-
та стоимости его восстановления, которая определяется в следующем поряд-
ке: к стоимости запасных частей, деталей и принадлежностей прибавляется
стоимость восстановительных работ, а затем вычитается стоимость остатков,
пригодных для дальнейшего использования на момент страхового случая;
2) при утрате, уничтожении железнодорожного подвижного состава
выплачивается полная страховая сумма с учетом предыдущих выплат и за
вычетом стоимости остатков, пригодных для дальнейшего использования
или утилизации.
Сумма убытка оплачивается пропорционально соотношению страховой
суммы и стоимости подвижного состава.
Если единица застрахованного подвижного состава утрачена (похище-
на), страхователю выплачивается страховое возмещение, причем перед вы-
платой составляется договор, по которому страхователь отказывается от сво-
их прав на застрахованный вагон либо обязуется в случае обнаружения за-
страхованного вагона возвратить страховое возмещение в установленный до-
говором срок. Однако заявление о выплате и все необходимые документы
(состав документов регламентирован правилами страхования) при наступле-
нии страхового случая страхователь обязан представить страховщику не
позднее установленного договором срока. В противном случае страховщик
оставляет за собой право отказать в страховой выплате. Страховщик рас-
сматривает все необходимые документы по страховому случаю в течение
срока, установленного в договоре страхования (обычно 7–10 дней), составля-
ет страховой акт либо представляет страхователю мотивированный отказ.
297
297
В выплате страхового возмещения может быть отказано в следующих
случаях: если уничтожение или повреждение произошло в результате умыш-
ленных действий страхователя (либо лица, действовавшего по поручению
или с ведома страхователя), установленных компетентными органами; если
страхователь не предъявил страховщику или его представителю поврежден-
ный подвижной состав до его ремонта, его остатки или фотографии аварий-
ного подвижного состава с видимым железнодорожным номером; если
ущерб полностью возмещен лицом, виновным в его причинении (если ущерб
возмещен частично, в размере меньшем, чем причитающееся страховое воз-
мещение, выплата осуществляется с учетом сумм, полученных страхователем
от виновного лица); если страхователь (или его представитель) нарушил пра-
вила перевозок грузов (например, загрузка непредусмотренным грузом и
превышение норм загрузки подвижного состава); если ущерб нанесен в ре-
зультате __________нарушений страхователем или его представителем Правил техниче-
ской эксплуатации железных дорог; при утрате, уничтожении или поврежде-
нии подвижного состава страхователь не представил все необходимые доку-
менты; если события произошли до начала или после окончания срока дейст-
вия договора страхования; страхователь не выполнил или отказался выпол-
нять условия договора страхования, а также в других случаях, установленных
законодательством или правилами (договором) страхования.
- 1.1. Экономическая категория страхования,
- 1.2. Экономическая сущность страхового обеспечения
- 1.3. Основные понятия и термины страхования
- 1.4. Проблемы развития рынка в Российской Федерации
- 1.5. Классификация страхования
- 1.6. Принципы обязательного и добровольного страхования
- 2.1. Основные принципы и формы организации
- 2.2. Основы правового обеспечения
- 2.3. Лицензирование страховой деятельности
- 2.4. Контроль государства за деятельностью страховщика
- 2.5. Налоговое регулирование затрат, связанных
- 2.6. Организационная структура страхования
- 3.1. Доходы страховщика, учитываемые при расчете
- 3.2. Расходы страховщика, учитываемые при расчете
- 3.3. Финансовый результат и налогообложение
- 3.4. Особенности ведения налогового учета доходов
- 4.1. Понятие платежеспособности страховщика.
- 4.2. Нормативное соотношение активов страховщика
- 4.3. Инвестиционная деятельность страховых компаний
- 4.4. Правила размещения собственных средств страховщика
- 4.5. Оценка надежности страховщика
- 5.1. Сущность и назначение резервов страховщика
- 5.2. Основные виды страховых резервов по видам
- 5.3. Расчет страховых резервов по видам страхования иным,
- 5.4. Страховые резервы по страхованию жизни
- 5.5. Резерв предупредительных мероприятий
- Тема 6. Основы перестрахования
- 6.1. Сущность и функции перестрахования
- 6.2. Виды перестрахования
- 6.3. Сущность пропорционального перестрахования
- 6.4. Сущность непропорционального перестрахования
- 7.1. Особенности и виды личного страхования
- 7.2. Страхование жизни
- 7.3. Обязательное личное страхование от несчастных случаев
- 7.4. Добровольное страхование от несчастных случаев
- 7.5. Обязательное и добровольное медицинское страхование
- 8.1. Понятие, объекты и предметы имущественного
- 8.2. Страхование средств наземного транспорта
- 8.3. Страхование железнодорожного подвижного состава
- 8.4. Морское страхование
- 8.5. Страхование грузов
- 8.6. Страхование имущества юридических и физических лиц
- 8.7. Страхование предпринимательских и финансовых рисков
- 9.1. Понятие, объекты и предметы страхования ответственно-
- 9.2. Страхование гражданской ответственности владельцев
- 9.3. Страхование гражданской ответственности перевозчика
- 9.4. Страхование гражданской ответственности предприятий –
- 9.5. Страхование профессиональной ответственности
- IV. Расходы на ведение дела
- 200__ Г.
- 2. Транспортное средство (тс)
- 1) Личная
- 5. Страховая премия
- 3. Лица, допущенные к управлению тс (для тс, принадлежащих гражданам):