logo
СТРАХОВОЕ ДЕЛО

8.3. Страхование железнодорожного подвижного состава

Страхование железнодорожного подвижного состава обеспечивает

имущественные интересы страхователя, связанные с владением, распоряже-

нием и пользованием железнодорожным подвижным составом на случай по-

вреждения, уничтожения или утраты подвижного состава, в том числе от

противоправных действий третьих лиц. Страхованию подлежат:

1) тяговый подвижной состав (локомотивы всех видов, дизельного по-

езда, турбопоезда, автомотрисы, авто- и мотодрезины, мотовозы);

2) вагоны (пассажирские, багажные, почтовые, почтово-багажные, рес-

тораны, служебные, изотермические, специальные вагоны, крытые, полува-

295

295

гоны, платформы, цистерны, цементовозы, транспортеры, вагоны для пере-

возки скота, живой рыбы, битума, легковых автомобилей).

Договор страхования железнодорожного подвижного состава заключа-

ется сроком на один год и менее с юридическими лицами (собственниками

или арендаторами железнодорожного подвижного состава). Его действие

распространяется, как правило, на территорию России, но обязательства мо-

гут быть распространены на территории стран – членов СНГ и дальнего за-

рубежья с уплатой страховой премии по повышенному тарифу.

Страхование рисков повреждения и уничтожения железнодорожного

подвижного состава в основном производится одновременно, но в отдельных

случаях по согласованию со страховщиком может предоставляться раздельно

по каждому риску.

Минимальная страховая сумма по рискам повреждения, уничтожения и

утраты при страховании единицы подвижного состава не может быть, со-

гласно Правилам страхования, ниже 40 процентов стоимости единицы ново-

го подвижного состава.

Максимальная страховая сумма по риску повреждения при страхова-

нии единицы подвижного состава не может быть выше страховой (действи-

тельной) стоимости застрахованной единицы подвижного состава и устанав-

ливается по каждой единице подвижного состава по согласованию сторон.

Под действительной стоимостью подразумевается стоимость единицы под-

вижного состава с учетом износа на момент заключения договора страхова-

ния. Страховая стоимость может быть определена как балансовая, если она

ниже или равна действительной стоимости единицы подвижного состава, оп-

ределенной страховщиком в соответствии с существующими ценами на рын-

ке. Если в период действия договора страхования произошло повышение цен

на железнодорожный подвижной состав, страхователь по согласованию со

страховщиком может увеличить размер страховой суммы с доплатой страхо-

вого взноса за оставшийся срок действия договора страхования.

296

296

Размер страхового тарифа по договорам страхования зависит от степе-

ни риска, которая обусловливается рядом факторов (срок службы, тип и ко-

личество единиц подвижного состава и т. п.) и определяется при заключении

договора страхования.

Страховое возмещение выплачивается в соответствии с договором

страхования:

1) при повреждении железнодорожного подвижного состава – из расче-

та стоимости его восстановления, которая определяется в следующем поряд-

ке: к стоимости запасных частей, деталей и принадлежностей прибавляется

стоимость восстановительных работ, а затем вычитается стоимость остатков,

пригодных для дальнейшего использования на момент страхового случая;

2) при утрате, уничтожении железнодорожного подвижного состава

выплачивается полная страховая сумма с учетом предыдущих выплат и за

вычетом стоимости остатков, пригодных для дальнейшего использования

или утилизации.

Сумма убытка оплачивается пропорционально соотношению страховой

суммы и стоимости подвижного состава.

Если единица застрахованного подвижного состава утрачена (похище-

на), страхователю выплачивается страховое возмещение, причем перед вы-

платой составляется договор, по которому страхователь отказывается от сво-

их прав на застрахованный вагон либо обязуется в случае обнаружения за-

страхованного вагона возвратить страховое возмещение в установленный до-

говором срок. Однако заявление о выплате и все необходимые документы

(состав документов регламентирован правилами страхования) при наступле-

нии страхового случая страхователь обязан представить страховщику не

позднее установленного договором срока. В противном случае страховщик

оставляет за собой право отказать в страховой выплате. Страховщик рас-

сматривает все необходимые документы по страховому случаю в течение

срока, установленного в договоре страхования (обычно 7–10 дней), составля-

ет страховой акт либо представляет страхователю мотивированный отказ.

297

297

В выплате страхового возмещения может быть отказано в следующих

случаях: если уничтожение или повреждение произошло в результате умыш-

ленных действий страхователя (либо лица, действовавшего по поручению

или с ведома страхователя), установленных компетентными органами; если

страхователь не предъявил страховщику или его представителю поврежден-

ный подвижной состав до его ремонта, его остатки или фотографии аварий-

ного подвижного состава с видимым железнодорожным номером; если

ущерб полностью возмещен лицом, виновным в его причинении (если ущерб

возмещен частично, в размере меньшем, чем причитающееся страховое воз-

мещение, выплата осуществляется с учетом сумм, полученных страхователем

от виновного лица); если страхователь (или его представитель) нарушил пра-

вила перевозок грузов (например, загрузка непредусмотренным грузом и

превышение норм загрузки подвижного состава); если ущерб нанесен в ре-

зультате __________нарушений страхователем или его представителем Правил техниче-

ской эксплуатации железных дорог; при утрате, уничтожении или поврежде-

нии подвижного состава страхователь не представил все необходимые доку-

менты; если события произошли до начала или после окончания срока дейст-

вия договора страхования; страхователь не выполнил или отказался выпол-

нять условия договора страхования, а также в других случаях, установленных

законодательством или правилами (договором) страхования.