8.2. Страхование средств наземного транспорта
По этому виду страхования в качестве страхователей могут выступать
как юридические, так и физические лица.
Автотранспорт так же, как и любые другие транспортные средства, в
России и за рубежом страхуется в добровольном порядке. Индивидуальными
287
287
страхователями могут быть российские граждане, постоянно проживающие в
стране иностранцы и лица без гражданства. Они должны быть совершенно-
летними и иметь документально подтвержденные права на транспортное
средство: право собственности, либо доверенность на право пользования, ли-
бо договор аренды. Мототранспортные средства могут быть застрахованы
несовершеннолетними, которым исполнилось 16 лет. Организации, являю-
щиеся юридическими лицами, страхуют транспортные средства, находящие-
ся у них на балансе, арендуемые, приобретенные по лизингу и т. д.
Объектами страхования являются любые самоходные транспортные
средства, подлежащие государственной регистрации: все виды легковых и
грузовых автомобилей и автобусов, мотоциклы, мотороллеры и другой мото-
транспорт всевозможных моделей, тракторы.
Договор страхования может носить характер авто-каско (этот термин в
переводе с испанского означает корпус судна или машины), когда объектом
страхования служит транспортное средство (ТС) в комплектации завода-
изготовителя, и авто-комби, одновременно с транспортным средством
страхуется водитель, пассажир, багаж и дополнительное оборудование, уста-
новленное на транспортном средстве и не входящее в его комплект согласно
инструкции завода-изготовителя (например, противоугонные средства, сиг-
нализацию и т.п.).
Российские страховые компании обычно предлагают страхование каско
и дополнительного оборудования в пакете со страхованием багажа, находя-
щегося в транспортном средстве и прицепе (кроме антиквариата, драгоцен-
ных металлов, документов, ценных бумаг и т. п.), а также жизни и здоровья
водителя и пассажиров. Страхование багажа не распространяется на вещи, не
принадлежащие страхователю и членам его семьи, и на предметы, предна-
значенные для продажи в связи с занятием предпринимательской деятельно-
стью (если это не оговорено в дополнительных условиях при заключении до-
говора).
288
288
При страховании водителя и пассажиров от несчастного случая по же-
ланию клиента страхуется или весь салон, или отдельные посадочные места.
Страхование средств наземного транспорта производится от следую-
щих рисков:
1. «ДТП» (дорожно-транспортное происшествие) – событие, возникшее
в процессе движения застрахованного ТС по дороге и с его участием (наезд,
опрокидывание, столкновение и т.д.), включая повреждение другим механи-
ческим транспортным средством на стоянке;
2. «Пожар» – неконтролируемое горение или взрыв, возникшие вслед-
ствие внешнего воздействия.
3. «Повреждение отскочившим или упавшим предметом» – внешнее
воздействие на ТС постороннего предмета (в том числе выброс гравия из-под
колес транспорта, камней и других, твердых фракций);
4. «Стихийное бедствие» – внешнее воздействие на ТС природного яв-
ления: града, землетрясения, бури, урагана, наводнения, смерча;
5. «Злоумышленное действие» – совершение или попытка совершения
противоправных действий третьими лицами в отношении ТС. в т.ч. хищение
ключей от застрахованного ТС;
6. «Действия животных» – повреждение ТС в результате действий жи-
вотных;
7. «Угон» – утрата ТС в результате кражи, грабежа, разбоя;
8. «Ущерб» – совокупность рисков, перечисленных в пунктах 1-6;
9. «Автокаско» – совокупность рисков, перечисленных в пунктах 1-7.
Договор страхования может быть заключен на срок до одного года.
Страховая премия вносится единовременно или в два срока: первый платеж –
50% премии сразу после заключения договора, второй – в течение трех-
четырех месяцев после первого взноса.
Страховой суммой является определенная договором страхования де-
нежная сумма, в пределах которой Страховщик обязуется при наступлении
289
289
страхового случая (страховых случаев), в предусмотренном договором стра-
хования порядке, выплатить страховое возмещение.
Страховая сумма не может превышать страховой стоимости ТС, т.е.
действительной стоимости имущества – его стоимости в месте его нахожде-
ния на день заключения договора страхования.
Страховая стоимость предъявленного на страхование ТС определяется
Страховщиком с учетом его первоначальной стоимости и норм амортизации,
на основании данных Заявления на страхование и документов, подтвер-
ждающих стоимость TC. По соглашению сторон такими документами могут
являться:
1) справка-счет;
2) счет-фактура завода-изготовителя или официального дилера (про-
давца);
3) чеки, квитанции и другие платежные документы;
4) таможенные документы;
5) прайс-листы дилеров;
6) каталоги для импортных транспортных средств, иная справочная или
периодическая литература.
При заключении договора страхования средств транспорта возможно
предусмотреть собственное участие страхователя в покрытии ущерба, т. е.
франшизу. Если договоры страхования заключаются с франшизой, тарифные
ставки уменьшаются.
При расчете страхового тарифа и соответственно премии принимаются
во внимание следующие факторы:
– марка и модель машины;
– условия хранения: гараж, стоянка (по договору пли на время);
– тип защитного устройства (охранная, противоугонная и его эффек-
тивность;
– регион страхования (в городах тариф выше, чем в сельской местно-
сти);
290
290
– с какой целью используется транспортное средство: личные поездки,
служебный автомобиль, перевозка промышленных грузов, частный извоз и т.
д., например, если личный автомобиль используется для индивидуальной
трудовой деятельности, то тариф может быть увеличен до 50%;
– квалификация и стаж водителя.
Во всем мире принято устанавливать льготы в виде скидки с тарифа за
безаварийную езду. Российский страхователь, который в течение двух и бо-
лее лет подряд без перерыва заключал договоры страхования транспортного
средства одного вида и за это время ни разу не получал возмещения за
ущерб, при заключении договора на следующий год имеет право на скидку с
платежа. Например, при наличии непрерывного страхования и отсутствии
выплат в течение двух предыдущих лет – 10%. трех лет – 15%. четырех лет –
20%. пяти и более лет – 50%.
При заключении договора страхователь должен предъявить сотруднику
страховой компании все необходимые документы: технический паспорт на
транспортное средство, договор аренды, патент на индивидуальную трудо-
вую деятельность, страховые полисы за предыдущие годы и т. д. Необходим
также осмотр транспортного средства экспертом страховой компании.
Договор страхования вступает в силу со следующего дня после уплаты
премии наличными деньгами, при уплате безналичным путем – с момента за-
числения денег на счет страховщика.
Лимитом возмещения Страховщика является установленный в догово-
ре страхования предельный размер выплат страхового возмещения, при дос-
тижении которого договор страхования прекращает свое действие. По со-
глашению сторон в договоре страхования лимит возмещения Страховщика
может быть установлен:
1. «По каждому страховому случаю» – страховая сумма является лими-
том возмещения Страховщика по каждому страховому случаю за весь период
действия договора страхования. Договор страхования прекращается с момен-
291
291
та выплаты возмещения за похищенное (угнанное) ТС, а также при «полной
гибели» ТС.
2. «По первому случаю» – страховая сумма является лимитом возме-
щения Страховщика по одному страховому случаю за весь период действия
договора страхования. Действие договора страхования прекращается с мо-
мента наступления первого заявленного Страхователем страхового случая.
3. «По договору» – страховая сумма является совокупным лимитом
возмещения Страховщика по всем страховым случаям, произошедшим за
время действия договора страхования. Договор страхования с лимитом воз-
мещения страховщик «по договору» считается исполненным и прекращает
свое действие с момента выплаты суммарного страхового возмещения в раз-
мере, эквивалентном размеру страховой суммы, или после выплаты страхо-
вого возмещения по факту угона или полной гибели застрахованного ТС.
Вид лимита возмещения указывается в договоре страхования (Полисе).
По соглашению сторон договор страхования может быть заключен на
условиях: 1) «полного», 2) «неполного пропорционального» и 3) «неполного
непропорционального» страхования.
1. Страхование считается «полным», если страховая сумма равна стра-
ховой стоимости ТС. В этом случае страховое возмещение выплачивается в
полном объеме, определенном согласно условиям выплаты страхового воз-
мещения.
2. Страхование считается «неполным пропорциональным», если стра-
ховая сумма установлена ниже страховой стоимости ТС. В этом случае
ущерб возмещается пропорционально отношению страховой суммы к стра-
ховой стоимости.
3. Страхование считается «неполным непропорциональным», если при
неполном страховании страховое возмещение выплачивается в полном объе-
ме, но в пределах страховой суммы и с учетом иных условий договора стра-
хования.
292
292
Возмещение ущерба определяется в зависимости от естественного из-
носа ТС, узлов и деталей.
По соглашению сторон договором страхования может быть определена
одна из трех систем возмещения ущерба:
1. Новое за старое – предусматривает, что выплата страхового возме-
щения осуществляется без учета процента износа узлов и деталей, подлежа-
щих замене в результате страхового случая, кроме случаев угона, хищения и
«полной гибели» ТС.
2. С коэффициентом выплат – предусматривает, что выплата страхово-
го возмещения осуществляется с учетом процента износа ТС. Расчет износа
осуществляется в соответствии с нормами годовой амортизации от страховой
суммы ТС. Например, для ТС первого года эксплуатации – 20%; для ТС вто-
рого года эксплуатации и каждого последующего – 10 %.
3. Старое за старое – предусматривает, что выплата страхового возме-
щения осуществляется с учетом процента износа подлежащих замене деталей
(запасных частей). Расчет износа осуществляется в соответствии с нормами.
По соглашению сторон договором страхования может быть предусмот-
рена доля собственного участия Страхователя в возмещении ущерба –
франшиза.
Франшиза может устанавливаться в денежном эквиваленте или в про-
центах от страховой суммы. Выбор Страхователем франшизы и ее размер
фиксируется в договоре страхования (Полисе).
Франшиза разделяется по видам на «безусловную» и «условную».
Франшиза «безусловная» предусматривает уменьшение размера воз-
мещения по страховому случаю на размер установленной франшизы.
Франшиза «условная» предусматривает, что Страховщик освобождает-
ся от ответственности за ущерб, не превышающий или равный размеру
франшизы, но если размер ущерба превышает установленную франшизу, то
при расчете страхового возмещения франшиза не учитывается.
Расчет суммы, подлежащей возмещению, осуществляется с учетом:
293
293
1) размера ущерба, причиненного страховым случаем;
2) лимита возмещения Страховщика;
3) «полного» или «неполного» страхования;
4) системы страхового обеспечения;
5) франшизы;
6) амортизационного износа ТС;
7) остаточной стоимости.
Условиями договора страхования может предусматриваться замена
Страховой выплаты компенсацией ущерба в натуральной форме в пределах
суммы страхового возмещения, в том числе путем производства восстанови-
тельного ремонта поврежденного ТС по направлению (смете на ремонт)
Страховщика в ремонтные организации, с которыми у Страховщика заклю-
чены соответствующие договоры.
Объем возмещения при гибели застрахованного ТС может быть уста-
новлен на:
1) стандартных условиях – когда Страховщик возмещает ущерб в пре-
делах страховой суммы за вычетом амортизационного износа за время дейст-
вия договора страхования и за вычетом остаточной стоимости ТС. Остатки
ТС остаются в распоряжении Страхователя. Определение остаточной стои-
мости ТС производится соответствующей компетентной организацией (неза-
висимое автоэкспертное бюро, бюро судебной экспертизы и т.д.);
2) особых условиях – когда Страховщик возмещает ущерб в пределах
страховой суммы за вычетом амортизационного износа за время действия до-
говора страхования после того, как Страхователь снимет ТС с учета и пере-
даст его Страховщику для реализации через комиссионный магазин с пору-
чением перевода вырученной суммы Страховщику в качестве возмещения
остаточной стоимости.
Для принятия решения о выплате страхового возмещения Страхователь
(Выгодоприобретатель) обязан предоставить Страховщику следующие ори-
гинальные документы:
294
294
1) письменное заявление о страховом случае;
2) Полис (договор страхования);
3) справку, подтверждающую факт наступления страхового случая, вы-
данную соответствующими государственными органами: в случае поврежде-
ния ТС справку установленного образца, выданную ГИБДД (ГАИ);
4) документы, подтверждающие размер ущерба;
5) другие дополнительные документы, необходимые Страховщику для
решения вопроса о выплате страхового возмещения.
К Страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в
пределах выплаченной суммы право требования, которое Страхователь имеет
к лицу, ответственному за ущерб, возмещенный в peзультате страхования.
Страховое возмещение не выплачивается, если страхователь совершил
умышленные действия, направленные на наступление страхового случая,
управлял транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотиче-
ского опьянения, не имел документов на право управления, не предъявил
страховщику поврежденное средство транспорта или сообщил заведомо
ложные сведения о страховом событии.
- 1.1. Экономическая категория страхования,
- 1.2. Экономическая сущность страхового обеспечения
- 1.3. Основные понятия и термины страхования
- 1.4. Проблемы развития рынка в Российской Федерации
- 1.5. Классификация страхования
- 1.6. Принципы обязательного и добровольного страхования
- 2.1. Основные принципы и формы организации
- 2.2. Основы правового обеспечения
- 2.3. Лицензирование страховой деятельности
- 2.4. Контроль государства за деятельностью страховщика
- 2.5. Налоговое регулирование затрат, связанных
- 2.6. Организационная структура страхования
- 3.1. Доходы страховщика, учитываемые при расчете
- 3.2. Расходы страховщика, учитываемые при расчете
- 3.3. Финансовый результат и налогообложение
- 3.4. Особенности ведения налогового учета доходов
- 4.1. Понятие платежеспособности страховщика.
- 4.2. Нормативное соотношение активов страховщика
- 4.3. Инвестиционная деятельность страховых компаний
- 4.4. Правила размещения собственных средств страховщика
- 4.5. Оценка надежности страховщика
- 5.1. Сущность и назначение резервов страховщика
- 5.2. Основные виды страховых резервов по видам
- 5.3. Расчет страховых резервов по видам страхования иным,
- 5.4. Страховые резервы по страхованию жизни
- 5.5. Резерв предупредительных мероприятий
- Тема 6. Основы перестрахования
- 6.1. Сущность и функции перестрахования
- 6.2. Виды перестрахования
- 6.3. Сущность пропорционального перестрахования
- 6.4. Сущность непропорционального перестрахования
- 7.1. Особенности и виды личного страхования
- 7.2. Страхование жизни
- 7.3. Обязательное личное страхование от несчастных случаев
- 7.4. Добровольное страхование от несчастных случаев
- 7.5. Обязательное и добровольное медицинское страхование
- 8.1. Понятие, объекты и предметы имущественного
- 8.2. Страхование средств наземного транспорта
- 8.3. Страхование железнодорожного подвижного состава
- 8.4. Морское страхование
- 8.5. Страхование грузов
- 8.6. Страхование имущества юридических и физических лиц
- 8.7. Страхование предпринимательских и финансовых рисков
- 9.1. Понятие, объекты и предметы страхования ответственно-
- 9.2. Страхование гражданской ответственности владельцев
- 9.3. Страхование гражданской ответственности перевозчика
- 9.4. Страхование гражданской ответственности предприятий –
- 9.5. Страхование профессиональной ответственности
- IV. Расходы на ведение дела
- 200__ Г.
- 2. Транспортное средство (тс)
- 1) Личная
- 5. Страховая премия
- 3. Лица, допущенные к управлению тс (для тс, принадлежащих гражданам):