4.5. Оценка надежности страховщика
Страхование – это сложный механизм, в котором непрофессионалу
сложно разобраться. Как выбрать страховую компанию? На что нужно обра-
щать внимание при сравнении предложений от различных страховщиков?
148
148
Как отличить благонадежную компанию от очередной «пирамиды»? Как из-
бежать обмана и не попасть в руки недобросовестного страховщика? Для
решения этой задачи в странах с развитой экономикой потребители обраща-
ются к специалистам. Во всем мире существует система консультирования
потребителей, опирающаяся на многолетний опыт страхования. Исходя из
множества показателей, специализированные агентства определяют надеж-
ность компаний и составляют на этой основе их рейтинги. На основании та-
кого рейтинга страхователь может понять, стоит ли ему доверять деньги дан-
ной компании.
К сожалению, в России на сегодня нет признанных рейтингов страхо-
вых компаний. Часто компании выстраиваются по валовому сбору премии,
однако, как свидетельствует опыт, этот показатель не гарантирует их надеж-
ности: среди страховщиков-банкротов, оставивших после себя долги и недо-
брую память, были и вполне солидные компании.
На сегодня в России еще нет системы профессионального, независимо-
го консультирования потенциальных покупателей страховых услуг. Поэтому
каждый, кто выбирает страховую компанию на российском рынке, должен
четко представлять себе принципы отбора благонадежных страховщиков.
Формы собственности (частная либо государственная) и организацион-
но-правовые формы (акционерные общества, иные хозяйственные общества
и товарищества или общества взаимного страхования) российских страховых
компаний различны, при этом преобладают закрытые акционерные общества
(50% от общего числа). Существенного влияния на надежность и финансо-
вую устойчивость эти правовые основы учреждения страховой компании не
оказывают, поскольку требования, предъявляемые законодательством к пла-
тежеспособности страховщика, одинаковы и не зависят от организационно-
правовой формы, а также от формы собственности компании. Традиционно
считается, что страховые компании, организованные в форме акционерных
обществ, более устойчивы, так как располагают значительным капиталом и в
меньшей степени зависят от изменения количества учредителей. Не придает
149
149
большей уверенности в надежности и участие государства в капитале стра-
ховщика, поскольку по страховым обязательствам страховая компания отве-
чает только имеющимися у нее собственными средствами, в значительной
степени уставным капиталем, а государство не предоставляет иных источни-
ков для покрытия непредвиденных убытков страховщику.
Одним из критериев надежности является наличие лицензии Феде-
ральной службы России по надзору за страховой деятельностью. Страховщик
как специализированная финансовая организация должен пройти определен-
ную процедуру государственного лицензирования. Во-первых, он должен за-
регистрироваться в органах местной исполнительной власти как коммерче-
ская организация и приобрести все присущие ей черты – фирменное наиме-
нование, местонахождение, счет в банке и т.д. Во-вторых, для того чтобы за-
ниматься непосредственно страхованием, страховщик должен получить спе-
циальное разрешение-лицензию в органе страхового надзора в соответствии
с Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
При лицензировании страховой компании оцениваются ее возможно-
сти заниматься определенными видами страхования с учетом наличия у нее
соответствующего капитала, соответствия ее ресурсов тем обязательствам
перед возможными клиентами, которые компания предполагает принять на
себя. Поэтому, знакомясь со страховой компанией, предлагающей заключить
договор страхования, следует, прежде всего, ознакомиться с регистрацион-
ными документами и лицензией, уточнив при этом их соответствие предла-
гаемым услугам. Вместе с тем лицензия – это не гарантия добросовестности
страховой компании. Этот документ подтверждает лишь возможность стра-
ховщика заниматься вполне конкретными видами деятельности.
Лицензия на право осуществления страховой деятельности выдается
только после изучения правил страхования, которыми должна руководство-
ваться страховая компания, а также после проверки правильности расчетов
страховых тарифов. Лицензия не выдается, если документы компании не со-
150
150
ответствуют требованиям, предусмотренным действующим законодательст-
вом, а страховые тарифы необоснованно завышены или занижены.
Условия страхования и страховые тарифы, предусмотренные в догово-
ре страхования, должны соответствовать указанным в лицензии, и страхова-
тель вправе потребовать для ознакомления у страховщика правила, которые
указаны в лицензии и имеют специальный штамп органа страхового надзора.
Отсутствие этих формальных оснований для заключения договора может по-
влечь за собой его недействительность и даже возможный отказ страховщика
произвести страховую выплату.
Конкретные виды страхования, на проведение которых имеет право
страховщик, указываются в приложении к лицензии.
Лицензия, помимо основных реквизитов, должна содержать наимено-
вание отрасли, вида страховой деятельности и формы ее проведения.
Конечно, крупная страховая организация еще не означает надежная, но
страховщик, имеющий большой оборот и в связи с этим большой потенциал,
например, для инвестиционной деятельности, более устойчив в финансовом
отношении, чем страховщик, имеющий небольшие средства. Поэтому вто-
рым критерием при выборе страховщика является размер уставного капитала
и собственных средств.
Собственные средства являются гарантией исполнения обязательств по
договорам страхования. В зависимости от размера собственных средств ог-
раничиваются возможности страховщика принимать риски на страхование,
т.е. заключать договоры страхования на большие страховые суммы.
Более крупный риск – объект недвижимости высокой стоимости – це-
лесообразно передать на страхование только крупной страховой компании,
или нескольким компаниям, объединившимся в страховой пул, или при усло-
вии заключения договора сострахования – одновременно нескольким стра-
ховщикам в установленных долях от страховой суммы.
При этом следует иметь в виду, что при страховании крупного объекта
по договору страхования, заключенному со страховым пулом, страхователь
151
151
должен поинтересоваться условиями деятельности страхового пула, в част-
ности, когда и кем из страховщиков – участников пула – при наступлении
страхового события будет произведена выплата, чем гарантируется финансо-
вая устойчивость пула, каковы его суммарные (общие) активы.
Наряду с созданием страхового пула путем объединения нескольких
страховщиков одним из методов обеспечения страховой защиты при страхо-
вании крупных рисков является перестрахование.
В соответствии с действующим страховым законодательством стра-
ховщик, принявший обязательства в объеме, превышающем возможности их
исполнения за счет своих средств, обязан передать перестраховщику часть
исполнения этих обязательств. При страховании риска, в котором заинтере-
сован потребитель, у страховщика, не имеющего финансовых возможностей
для его принятия, страхователь должен поинтересоваться перестраховочной
защитой в отношении заключаемого договора страхования, а именно – фи-
нансовыми возможностями страховой компании, которая примет часть риска
в перестрахование. Поэтому третьим критерием является то, как осуществля-
ется перестрахование и кто перестраховщик.
Основными факторами выбора компании являются ее надежность и ка-
чество предоставляемых страховых услуг. Надежность страховщика опреде-
ляют следующие показатели:
1) размер активов страховщика – чем больше активы, тем надежнее
компания. Большие активы обеспечивают высокую устойчивость компании
при наступлении катастроф и крупных ущербов, а также бесперебойность
выплат;
2) «возраст» компании – чем больше стаж работы компании на рынке,
тем выше ее устойчивость. «Срок жизни» страховых «пирамид» невелик, по-
этому если потребитель не хочет стать ее жертвой, он должен обратиться в
компанию с длительной историей. Со временем компания набирается опыта,
формирует профессиональную команду страховщиков и менеджеров. Если
152
152
компания не ушла с рынка, значит, она устояла в многочисленных кризисах
последнего времени, что также свидетельствует о ее надежности;
3) динамика сбора премии – прирост премии должен быть стабильным,
без резких взлетов и падений, которые характерны для неустойчивых компа-
ний. Надо иметь в виду, что честный страховой бизнес не приводит к быст-
рому обогащению. Поэтому слишком быстрое развитие компании может
быть результатом ее участия в различных «серых» операциях, что повышает
риск страхования в такой компании;
4) уровень выплат – сбор премии должен стабильно превышать выпла-
ты, определяемые с учетом перестраховочных операций. Превышение сборов
над выплатами свидетельствует о правильной тарифной политике, а также о
том, что компания не занимается демпингом. Демпинговое снижение тари-
фов используется для привлечения дополнительной клиентуры, однако оно
может привести к потере устойчивости. Как правило, «ценовые войны» стра-
ховых компаний, в которых используется необоснованное снижение тарифов,
плохо оканчиваются для всех их участников. Поэтому потребители должны
выбирать такие компании, которые на протяжении длительного времени
поддерживают положительный платежный баланс (с учетом перестрахова-
ния). Особое внимание здесь следует обратить на страхование жизни. С дру-
гой стороны, слишком низкие выплаты показывают, что тарифы в данной
компании завышены;
5) диверсификация деятельности – компания должна быть представле-
на на всех основных сегментах страхового рынка. В силу того, что возникно-
вение катаклизмов в нескольких отраслях сразу маловероятно, компания,
представленная на многих сегментах страхового рынка, более устойчива;
6) история выплат – если в активе компании имеются компенсации
крупного ущерба, то она на практике уже доказала свою надежность. Особое
внимание следует обратить на регулярность выплат, имеющиеся задержки,
судебные иски к компании со стороны страхователей. Если имеется положи-
тельная история выплат на протяжении многих лет, данная компания может
153
153
рассматриваться как благонадежная. Это также означает, что компания гото-
ва предоставить своим клиентам защиту от крупных потрясений: ее возмож-
ности, профессионализм сотрудников, эффективность перестраховочной за-
щиты достаточны для преодоления трудностей, которые могут возникнуть у
страхователя;
7) перечень основных клиентов – как правило, крупные клиенты имеют
большие возможности для проверки надежности страховщика. Поэтому на-
личие авторитетных страхователей среди клиентов компании, которые при
этом не являются ее учредителями, – дополнительная гарантия ее надежно-
сти. Крупные корпорации чувствительны к качеству и профессионализму
страхового обслуживания. Поэтому наличие крупных и авторитетных стра-
хователей показывает, что компания может обеспечить высокий уровень
страхового обслуживания клиентов.
При страховании объектов высокой стоимости помощь в выборе стра-
ховой компании или группы страховщиков может оказать страховой брокер,
который должен владеть информацией и хорошо ориентироваться на страхо-
вом рынке.
При выборе страховой компании физическому или юридическому ли-
цу, имеющему потребность в страховании своих имущественных интересов,
по-видимому, следует обратиться к средствам массовой информации.
Информация, публикуемая в печати, в той или иной мере позволит по-
тенциальному страхователю определиться в поиске необходимого ему стра-
ховщика.
В еженедельнике «Экономика и жизнь» ежеквартально, но окончании
квартала, публикуется информация о 100 крупнейших страховых компаниях
России по объему собранных платежей и произведенных выплат.
Одновременно в соответствии с Законом РФ «Об организации страхо-
вого дела в Российской Федерации» страховщики обязаны опубликовать го-
довой баланс и счета прибылей и убытков после аудиторского подтвержде-
ния достоверности содержащихся в них сведений в печати. При необходимо-
154
154
сти интересующие страхователей для оценки надежности страховщика пока-
затели могут быть определены из публикуемых данных.
Контроль за деятельностью страховых компаний России и их платеже-
способностью осуществляет Федеральная служба России по надзору за стра-
ховой деятельностью, которая на основании представляемой финансовой от-
четности проверяет основные показатели деятельности страховщика, в том
числе его финансовую устойчивость.
При нарушении страховщиками условий деятельности, предусмотрен-
ных действующим законодательством, к ним могут быть применены соответ-
ствующие санкции в виде предписания, приостановления действия лицензии
или ее отзыва.
В случае приостановления действия лицензии страховщик не имеет
права заключать новые договоры страхования.
Информация о санкциях, применяемых к неплатежеспособному или
недобросовестному страховщику, публикуется в средствах массовой инфор-
мации, что __________также может быть использовано потребителем при оценке надеж-
ности страховщика.
Одним из главных условий выбора надежной страховой компании яв-
ляется оперативность и полнота исполнения обязательств по договорам стра-
хования, т.е. необходимо проанализировать, как страховая компания органи-
зует работу по заключению договоров страхования и как выплачивает обу-
словленные договором страховые обязательства.
Проверьте свои знания.
1. Дайте понятие платежеспособности страховщика.
2. Что является гарантиями обеспечения финансовой устойчивости стра-
ховщика?
3. Что понимается под тарифной политикой, каким образом формируются
страховые тарифы?
4. Что такое страховые резервы? Опишите их состав, назначение и мето-
ды расчета.
155
155
5. Что включается в собственные средства страховщиков?
6. Что такое перестрахование, для каких целей оно применяется?
7. Опишите методику расчета нормативного соотношения между актива-
ми страховщиков и принятыми ими страховыми обязательствами.
8. Что такое маржа платежеспособности, опишите методику расчета мар-
жи платежеспособности страховщика.
9. Что представляет собой план оздоровления финансового положения
страховой организации?
10.Каковы особенности инвестиционной деятельности страховых компа-
ний?
11.Согласно каким условиям и принципам осуществляется размещение
страховых резервов страховщиков?
12.Какие требования предъявляются к составу и структуре активов, при-
нимаемых для покрытия (обеспечения) страховых резервов?
13.Какие требования предъявляются к собственным средствам страховой
организации?
14.Как осуществляется оценка надежности страховщика?
15.Назовите основные показатели надежности страховых компаний.
156
156
Лекция 5. РЕЗЕРВЫ СТРАХОВЩИКА
- 1.1. Экономическая категория страхования,
- 1.2. Экономическая сущность страхового обеспечения
- 1.3. Основные понятия и термины страхования
- 1.4. Проблемы развития рынка в Российской Федерации
- 1.5. Классификация страхования
- 1.6. Принципы обязательного и добровольного страхования
- 2.1. Основные принципы и формы организации
- 2.2. Основы правового обеспечения
- 2.3. Лицензирование страховой деятельности
- 2.4. Контроль государства за деятельностью страховщика
- 2.5. Налоговое регулирование затрат, связанных
- 2.6. Организационная структура страхования
- 3.1. Доходы страховщика, учитываемые при расчете
- 3.2. Расходы страховщика, учитываемые при расчете
- 3.3. Финансовый результат и налогообложение
- 3.4. Особенности ведения налогового учета доходов
- 4.1. Понятие платежеспособности страховщика.
- 4.2. Нормативное соотношение активов страховщика
- 4.3. Инвестиционная деятельность страховых компаний
- 4.4. Правила размещения собственных средств страховщика
- 4.5. Оценка надежности страховщика
- 5.1. Сущность и назначение резервов страховщика
- 5.2. Основные виды страховых резервов по видам
- 5.3. Расчет страховых резервов по видам страхования иным,
- 5.4. Страховые резервы по страхованию жизни
- 5.5. Резерв предупредительных мероприятий
- Тема 6. Основы перестрахования
- 6.1. Сущность и функции перестрахования
- 6.2. Виды перестрахования
- 6.3. Сущность пропорционального перестрахования
- 6.4. Сущность непропорционального перестрахования
- 7.1. Особенности и виды личного страхования
- 7.2. Страхование жизни
- 7.3. Обязательное личное страхование от несчастных случаев
- 7.4. Добровольное страхование от несчастных случаев
- 7.5. Обязательное и добровольное медицинское страхование
- 8.1. Понятие, объекты и предметы имущественного
- 8.2. Страхование средств наземного транспорта
- 8.3. Страхование железнодорожного подвижного состава
- 8.4. Морское страхование
- 8.5. Страхование грузов
- 8.6. Страхование имущества юридических и физических лиц
- 8.7. Страхование предпринимательских и финансовых рисков
- 9.1. Понятие, объекты и предметы страхования ответственно-
- 9.2. Страхование гражданской ответственности владельцев
- 9.3. Страхование гражданской ответственности перевозчика
- 9.4. Страхование гражданской ответственности предприятий –
- 9.5. Страхование профессиональной ответственности
- IV. Расходы на ведение дела
- 200__ Г.
- 2. Транспортное средство (тс)
- 1) Личная
- 5. Страховая премия
- 3. Лица, допущенные к управлению тс (для тс, принадлежащих гражданам):