2.2. Основы правового обеспечения
и регулирования страховой деятельности
Государственное регулирование страховой деятельности должно
обеспечивать развитие национальной системы страхования и действенный
контроль страхового сектора экономики.
64
64
Под государственным регулированием страхования понимается сис-
тема направлений и используемых в них методов воздействия государства
на процессы страхования материальных, нематериальных ценностей юри-
дических, физических лиц. деятельности страховых компаний, их посред-
ников и других контрагентов страховщиков для обеспечения прав и инте-
ресов страхователей и страховщиков, иных заинтересованных лиц и госу-
дарства.
Целями государственного регулирования страхования являются:
– установление нормативных требований (в законах, иных правовых
актах) к проведению операций страхования и в целом к деятельности стра-
ховщиков, которые обеспечивают гарантированную страховую защиту ма-
териальных, нематериальных ценностей (благ) юридических, физических
лиц, их имущественных интересов;
– обеспечение эффективного формирования и использования (раз-
мещения) страховщиками страховых резервов и других денежных фондов;
– создание организационных и экономических, технических и ин-
формационных условий для свободного и эффективного развития страхо-
вого рынка, его инфраструктуры.
Государственное регулирование страхования осуществляется в ос-
новном в форме государственно-властных предписаний для участников
страхового рынка и государственных органов регулирования и контроля,
включая Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страхо-
вой деятельностью.
Такие предписания государства, воздействующие на поведение
субъектов страховых отношений, представляют не что иное как нормы
страхового права. Следовательно, нормы страхового права представляют
важнейший инструментарий государственного регулирования страхова-
ния.
65
65
Правовые основы осуществления страхования в России определены
Гражданским кодексом Российской Федерации и, в частности, 48 главой
«Страхование»; Законом РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организа-
ции страхового дела в Российской Федерации» (с изменениями и дополне-
ниями); Законом РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» (1993 г.)
и т.д.
Основными направлениями государственного регулирования стра-
хования являются:
1) государственный надзор за страховой деятельностью;
2) обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности
страховых организаций;
3) пресечение монополистической деятельности и недобросовестной
конкуренции на страховом рынке;
4) общий государственно-финансовый контроль за деятельностью
страховых организаций;
5) прямое участие государства в становлении и развитии страховой
защиты имущественных интересов субъектов страхования.
Указанные направления тесно взаимосвязаны между собой. Рассмот-
рим их более подробно с учетом специфических методов воздействия на
процессы страхования, отношения субъектов страховой деятельности, их
финансово-хозяйственной деятельности.
Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового де-
ла (страховой надзор) осуществляется согласно ст. 30 Закона РФ «Об орга-
низации страхового дела в РФ» в целях соблюдения ими страхового зако-
нодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками от-
ношений, регулируемых настоящим Законом страхового законодательства,
обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных за-
интересованных лиц и государства, эффективного развития страхового де-
ла.
66
66
Страховой надзор осуществляется на принципах законности, гласно-
сти и организационного единства.
Страховой надзор осуществляется органом страхового надзора и его
территориальными органами.
В 1992 году был создан Росстрахнадзор – Федеральная служба Рос-
сии по надзору за страховой деятельностью, которой были даны контроль-
ные функции за отечественным страховым рынком. В 1996 году Росстрах-
надзор был преобразован в Департамент страхового надзора Министерства
финансов РФ.
Согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 государст-
венный надзор за страховой деятельностью на территории Российской Фе-
дерации осуществляется Федеральной службой страхового надзора Мини-
стерства финансов РФ (ФССН) и ее региональными инспекциями.
Регулирующая роль государственного органа по страховому надзору
должна предусматривать выполнение в основном трех функций, с помо-
щью которых обеспечивается надежная защита страхователей.
1. Регистрация тех, кто осуществляет действия, связанные с заклю-
чением договоров страхования, – главная функция. В ходе регистрации
выясняются профессиональная пригодность страховщика, его финансовое
положение. Органом государственного страхового надзора регистрация
оформляется выдачей соответствующего разрешения или лицензии и вне-
сением страховщика в единый Государственный реестр страховщиков и
объединений страховщиков.
2. Обеспечение гласности. Каждый страховщик, профессионально
занимающийся страховой деятельностью, обязан опубликовать полную,
правдивую и четкую информацию о своем финансовом положении (пуб-
личная отчетность) годового бухгалтерского баланса и отчета о финансо-
вых результатах с обязательным подтверждением аудиторской фирмы о
достоверности публикуемых данных.
67
67
Чтобы не допускать ограничения конкурентной борьбы, органы го-
сударственного страхового надзора должны проверить, насколько досто-
верна представленная информация. Открытость информации о финансо-
вом положении страховщиков способствует сохранению конкурентной
борьбы.
3. Поддержание правопорядка в отрасли. Орган государственного
страхового надзора может начинать расследование нарушений закона,
проводить проверки оперативно-финансовой деятельности страховщиков.
В соответствии с Законом РФ «Об организации страхового дела в
РФ» страховой надзор включает в себя:
1) лицензирование деятельности субъектов страхового дела, аттеста-
цию страховых актуариев и ведение единого государственного реестра
субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового де-
ла;
2) контроль за соблюдением страхового законодательства, в том чис-
ле путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхо-
вого дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за
обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспо-
собности;
3) выдачу в течение 30 дней в предусмотренных настоящим Законом
случаях разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страхо-
вых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение
с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в
уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представи-
тельств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных
организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а
также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестиция-
ми.
68
68
- 1.1. Экономическая категория страхования,
- 1.2. Экономическая сущность страхового обеспечения
- 1.3. Основные понятия и термины страхования
- 1.4. Проблемы развития рынка в Российской Федерации
- 1.5. Классификация страхования
- 1.6. Принципы обязательного и добровольного страхования
- 2.1. Основные принципы и формы организации
- 2.2. Основы правового обеспечения
- 2.3. Лицензирование страховой деятельности
- 2.4. Контроль государства за деятельностью страховщика
- 2.5. Налоговое регулирование затрат, связанных
- 2.6. Организационная структура страхования
- 3.1. Доходы страховщика, учитываемые при расчете
- 3.2. Расходы страховщика, учитываемые при расчете
- 3.3. Финансовый результат и налогообложение
- 3.4. Особенности ведения налогового учета доходов
- 4.1. Понятие платежеспособности страховщика.
- 4.2. Нормативное соотношение активов страховщика
- 4.3. Инвестиционная деятельность страховых компаний
- 4.4. Правила размещения собственных средств страховщика
- 4.5. Оценка надежности страховщика
- 5.1. Сущность и назначение резервов страховщика
- 5.2. Основные виды страховых резервов по видам
- 5.3. Расчет страховых резервов по видам страхования иным,
- 5.4. Страховые резервы по страхованию жизни
- 5.5. Резерв предупредительных мероприятий
- Тема 6. Основы перестрахования
- 6.1. Сущность и функции перестрахования
- 6.2. Виды перестрахования
- 6.3. Сущность пропорционального перестрахования
- 6.4. Сущность непропорционального перестрахования
- 7.1. Особенности и виды личного страхования
- 7.2. Страхование жизни
- 7.3. Обязательное личное страхование от несчастных случаев
- 7.4. Добровольное страхование от несчастных случаев
- 7.5. Обязательное и добровольное медицинское страхование
- 8.1. Понятие, объекты и предметы имущественного
- 8.2. Страхование средств наземного транспорта
- 8.3. Страхование железнодорожного подвижного состава
- 8.4. Морское страхование
- 8.5. Страхование грузов
- 8.6. Страхование имущества юридических и физических лиц
- 8.7. Страхование предпринимательских и финансовых рисков
- 9.1. Понятие, объекты и предметы страхования ответственно-
- 9.2. Страхование гражданской ответственности владельцев
- 9.3. Страхование гражданской ответственности перевозчика
- 9.4. Страхование гражданской ответственности предприятий –
- 9.5. Страхование профессиональной ответственности
- IV. Расходы на ведение дела
- 200__ Г.
- 2. Транспортное средство (тс)
- 1) Личная
- 5. Страховая премия
- 3. Лица, допущенные к управлению тс (для тс, принадлежащих гражданам):