Глава9 валютные операции
9.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ВАЛЮТНЫХ РЫНКОВ
Валютный рынок представляет собой организационную форму купли-продажи иностранной валюты, а также платежных документов и ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте. В современных условиях функционирование валютных рынков обеспечивает не только проведение международных расчетов, но и страхование валютных рисков участии ков рынков, диверсификацию валютных резервов экономических агентов, осуществление валютных интервенций центральными банками и проведение ими государственной валки» ной политики, а также получение участниками этих рыночно-спекулятивной прибыли в виде разницы курсов валют.
Роль валютного рынка в экономике определяется его функциями, которые сводятся к следующему:
-
обслуживание международного оборота товаров, услуг» капитала;
-
формирование валютного курса под влиянием спроса предложения;
-
предоставление механизмов для защиты от валютных рисков, движения спекулятивных капиталов и инструмента для целей денежно-кредитной политики центрального банки,
Валютный рынок состоит из множества национальных валютных рынков, которые в той или иной степени объединим.
В мировую систему. В зависимости от объема, характера валютных операций и количества используемых валют различают: мировой (международный), региональные и национальные (внутренние) валютные рынки.
Международный валютный рынок FOREX- это межбанковский рынок текущих конверсионных операций, сформировавшийся в 70-е гг. Прошлого столетия и когда мировая торговля перешла от системы фиксированных валютных курсов к системе плавающих обменных курсов валют. На международном валютном рынке (в мировых финансовых центрах) осуществляются сделки с валютами, широко используемыми в мировом платежном обороте. Рынок объединяет четыре региональная валютных рынка. азиатский, австралийский, европейский, где валютные операции проводятся в мировых финансовых центрах. Среди них выделяются пять самых крупных валютных центров мира: Лондон, Нью-Йорк, Токио, Париж, где совершается около 50 % международных валютных сделок. Следует отметить, что торги на рынке FOREX не прекращаются круглосуточно. Основные объемы на данном валютном рынке делают крупнейшие мировые коммерческие банки, совершая конверсионные операции как в интересах своих клиентов, так и от своего имени. Тем не менее, прогресс в области информационных технологий позволил найти в данной сфере область приложения для средств частных и мелких инвесторов, используя доступ на рынок через Интернет.
Согласно банковскому законодательству валютный рынок Республики Беларусь подразделяется на внутренний и внешний внутренний валютный рынок - сфера обращения иностранных валют и белорусских рублей в результате совершения:
-
сделок покупки, продажи, конверсии иностранной валюты, осуществляемых банками на торгах открытого акционерного общества «Белорусская валютно-фондовая биржа»;
-
сделок покупки, продажи, конверсии иностранной валюты между субъектами валютных операций - банками-резидентами и между банками;
-
сделок покупки, продажи, конверсии иностранной валюты между банками и банками-нерезидентами, между банками и субъектами и валютных операций нерезидентами за Исключением сделок, совершаемых на биржах иностранных государств.
Внешний валютный рынок - сфера обращения иностранных валют и белорусских рублей в результате совершения:
-
сделок покупки, продажи, конверсии иностранной валюты между субъектами валютных операций-резидентами и банками-нерезидентами, между субъектами валютных операций-резидентами и субъектами валютных операций-нерезидентами, между нерезидентами;
-
сделок покупки, продажи, конверсии иностранной валюты, осуществляемых на биржах иностранных государств.
Внутренний валютный рынок подразделяется также на два вида: биржевой и внебиржевой (межбанковский). На биржевом валютном рынке операции с иностранной валютой могут совершаться через валютную биржу либо с помощью торговли деритивами (производными фондовыми инструментами) в валютных отделах товарных и фондовых бирж. Основные функции заключаются не в получении высокой прибыли, а в мобилизации временно свободных рублевых и валютных средств через покупку-продажу иностранной валюты и в установлении ее валютного курса. При этом сделки с иностранной валютой проводятся в строго определенное время биржевой сессии. В Республике Беларусь сделки проводятся на торгах открытого акционерного общества «Белорусская валютно- фондовая биржа».
Биржевой валютный рынок имеет ряд достоинств: является наиболее дешевым источником иностранной валюты; обладает абсолютной ликвидностью, высокой степенью организации и контроля. Особенностью и одним из основных отличий биржевого рынка от внебиржевого считается то, что биржевой рынок не только обеспечивает проведение валютно-обмен- ных операций, но и играет важную роль в формировании валютных курсов иностранных валют.
Внебиржевой (межбанковский) валютный рынок - часть внутреннего валютного рынка Республики Беларусь, на которой валютнообменные операции совершаются непосредственно между банками, между банками и субъектами валютных операций, между банками и банками-нерезидентами.
На межбанковском валютном рынке по срочности валютных операций выделяются три основных сегмента:
-
спот-рынок (рынок торговли с немедленной поставкой валюты, текущий рынок);
-
форвардный рынок (срочный рынок, на котором сделки шключаются на определенный срок);
-
своп-рынок (рынок, сочетающий операции по купле-продаже валюты на условиях «спот» и «форвард»).
По отношению к валютным ограничениям различают свободные и несвободные валютные рынки. Свободными считаются валютные рынки, на которых нет ограничений по проведению операций. Для несвободных валютных рынков характерно действие валютных ограничений, направленных на установление контроля над валютными операциями и регулирование их со стороны официальных органов.
Белорусский валютный рынок является несвободным, для него характерно действие валютных ограничений, ведущих к сужению возможностей в осуществлении валютного обмена и платежей по внешнеэкономическим сделкам.
По видам применения валютных курсов валютные рынки подразделяют на рынки с одним режимом валютного курса и на рынки с двумя режимами валютного курса. Валютный рынок с одним режимом представляет собой рынок, на котором операции осуществляются на базе плавающих валютных курсов, устанавливаемых на основе спроса и предложения на ту или иную валюту. Валютный рынок с двойным режимом предполагает одновременное использование плавающего и фиксированного курсов национальной валюты и вводится с целью ограничения влияния внешних факторов на национальную экономическую конъюнктуру.
В целом большинство валютных сделок (около 80 % от всех валютных операций) осуществляется на межбанковском сегменте валютного рынка и в основном на текущем (спот) рынке. Именно в ходе межбанковских операций непосредственно формируется курс валюты.
Валютный рынок Беларуси проходит стадию становления и развития в период, когда рыночная экономика высокоразвитых стран прошла многовековой путь и достигла высокой степени совершенства. Накопленный опыт функционирования валютных рынков, рыночного поведения валют, потенциал валютных операций и валютного регулирования представляют для стран с переходной экономикой жизненно важный интерес и должны быть глубоко изучены. Ключевыми категориями для рассмотрения этого опыта и понимания сущности национальных и мирового валютного рынков являются понятия платежного баланса и валютного курса, факторов динамики валютного курса, его прогнозирования и регулирования, совокупность и механизмы валютных операций с валютными ценностями.
9.2. СИСТЕМА ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Валютное регулирование - деятельность государственных органов (органов валютного регулирования) по установлению порядка обращения валютных ценностей, в том числе правил владения, пользования и распоряжения ими. В настоящее время в Республике Беларусь существует система валютного регулирования и контроля, главной целью которой являются:
-
обеспечение полного и своевременного поступления экспортной выручки в Республику Беларусь;
-
обеспечение соответствия суммы средств в иностранной валюте, переведенной в оплату за импортируемые товары, стоимости фактически ввезенных на территорию Республики Беларусь товаров;
-
определение соответствия проводимых валютных операций валютному законодательству;
-
обеспечение контроля за перемещением иностранной ва- люты и иных валютных ценностей через таможенную границу I Республики Беларусь;
-
предотвращение легализации доходов, полученных незаконным путем;
-
проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям;
-
анализ данных учета, отчетности и информации по валютным операциям в интересах оздоровления государственного бюджета, укрепления финансовой дисциплины, развития внутреннего валютного рынка и формирования государственных валютных резервов.
В соответствии с принятым в 2003 г. Законом «О валютном регулировании и валютном контроле», система валютного регулирования определяется Президентом Республики Беларусь. Согласно нормам Закона органами валютного регулирования в Республике Беларусь являются Совет Министров Республики Беларусь и Национальный банк Республики Беларусь, которые взаимодействуют друг с другом по вопросам валютного регулирования. Совет Министров Республики Беларусь как орган валютного регулирования в пределах своей компетенции принимает нормативные правовые акты, содержащие нормы валютного законодательства.
Национальный банк Республики Беларусь как орган валютного регулирования в пределах своей компетенции:
-
устанавливает официальные курсы белорусского рубля по отношению к другим валютам;
-
создает золотовалютные резервы и управляет ими;
-
регулирует обращение валютных ценностей на территории Республики Беларусь;
-
устанавливает порядок открытия, ведения и режим счетов резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях в иностранной валюте;
-
устанавливает порядок открытия, ведения и режим счетов нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях в белорусских рублях;
-
устанавливает порядок и условия открытия резидентами счетов в белорусских рублях и иностранной валюте в банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь;
-
устанавливает порядок осуществления валютных операций в белорусских рублях между резидентами и нерезидентами;
-
устанавливает правила биржевой торговли иностранной валютой;
-
устанавливает формы отчетности, ведения учета и статистики валютных операций, а также порядок и сроки представления необходимой информации о валютных операциях в Национальный банк Республики Беларусь для разработки платежного баланса Республики Беларусь и иных целей;
-
устанавливает совместно с уполномоченными государственными органами порядок и нормы ввоза, вывоза и пересылки в Республику Беларусь и за ее пределы иностранной валюты, белорусских рублей и ценных бумаг в иностранной валюте и белорусских рублях, а также платежных документов в иностранной валюте;
-
определяет функции агентов валютного контроля, которые могут быть возложены на банки и небанковские кредитно- финансовые организации;
-
привлекает в соответствии с законодательством банки и небанковские кредитно-финансовые организации к ответственности за нарушение валютного законодательства;
-
выдает разрешения на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала;
-
принимает нормативные правовые акты, содержащие нормы валютного законодательства, в том числе совместно с иными органами валютного регулирования и органами валютного контроля.
Все мероприятия по валютному регулированию подразделяются на две взаимосвязанные группы:
-
денежно-кредитные мероприятия общего характера, направленные на финансовое оздоровление национальной экономики, снижение темпов инфляции, обеспечение устойчивости белорусского рубля;
-
мероприятия в валютной сфере (политика установления валютных курсов, режим валютного рынка и использования иностранной валюты, порядок проведения валютных операций, регулирование платежного баланса и т. п).
Валютный контроль - деятельность органов валютного контроля и агентов валютного контроля, направленная на обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами требований валютного законодательства Республики Беларусь. Органами валютного контроля в Республике Беларусь являются Совет Министров Республики Беларусь, Национальный банк Республики Беларусь, Комитет государственного контроля Республики Беларусь и Государственный таможенный комитет.
Совет Министров Республики Беларусь как орган валютного контроля определяет компетенцию республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций по вопросам осуществления ими функций агентов валютного контроля. Национальный банк Республики Беларусь как орган валютного контроля осуществляет валютный контроль за совершением банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями валютных операций. Комитет государственного контроля Республики Беларусь как орган валютного контроля формирует на основании информации, получаемой от иных органов валютного контроля, а также агентов валютного контроля, базу данных по вопросам валютного контроля, в пределах своей компетенции осуществляет контроль за выполнением органами валютного контроля и агентами валютного контроля своих функций. Государственный та.моженный комитет как орган валютного контроля осуществляет организацию валютного контроля за перемещением валютных ценностей резидентами и нерезидентами через таможенную границу Республики Беларусь.
При осуществлении валютного контроля органы валютного контроля в рамках своей компетенции проводят в установленном законодательством Республики Беларусь порядке проверки осуществления резидентами и нерезидентами валютных операций, полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям, а при наличии оснований - законности происхождения валютных ценностей; осуществляют контроль за своевременностью представления резидентами и нерезидентами отчетности по валютным операциям и соответствием се требованиям валютного законодательства; получают в установленном порядке при проведении проверок документы, содержащие информацию о валютных операциях; приостанавливают операции по счетам резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь в случаях и порядке, установленных законодательством Республики Беларусь; применяют к резидентам и нерезидентам санкции за нарушение валютного законодательства.
Агентами валютного контроля в Республике Беларусь являются республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, областные (Минский городской) исполнительные комитеты, таможни, банки и небанковские кредитно-финансовые организации.
9.3. ФУНКЦИИ БАНКОВ КАК АГЕНТОВ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ
Выполнение функций агентов валютного контроля возложено на банки нормами Банковского кодекса Республики Беларусь и Закона Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле».
Деятельность банков как агентов валютного контроля включает:
• контроль за своевременностью представления отчетности по валютным операциям и соответствием ее требованиям валютного законодательства;
-
контроль за соответствием проводимых клиентами валютных операций требованиям валютного законодательства Республики Беларусь. При выполнении данной функции банки осуществляют контроль за обоснованностью платежей в иностранной валюте и белорусских рублях в безналичной форме в отношениях между резидентами и нерезидентами Республики Беларусь при проведении платежей по импорту; правомерностью (наличие разрешения Национального банка Республики Беларусь, возможность проведения расчетов в соответствии с валютным законодательством Республики Беларусь) проведения расчетов в иностранной валюте, в ценных бумагах в иностранной валюте и (или) в платежных документах в иностранной валюте между резидентами Республики Беларусь; правомерностью изменения денежных обязательств, выраженных в иностранной валюте или в белорусских рублях, при проведении валютных операций; правомерностью внесения (снятия) наличной иностранной валюты на счета (со счетов) резидентов и нерезидентов Республики Беларусь; визированием паспортов сделок, оформленных резидентами; осуществлением резидентами авансовых платежей; целевым использованием иностранной валюты, купленной резидентами Республики Беларусь (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь; соблюдением сроков проведения обязательной продажи средств в свободно конвертируемой валюте и российских рублях резидентами Республики Беларусь (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями); проведением резидентами (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) платежей в пользу нерезидента, зарегистрированного в оффшорной зоне, либо иного лица по обязательству перед этим нерезидентом или на счет, открытый в оффшорной зоне, только после уплаты оффшорного сбора в случаях, определенных законодательством;
-
контроль за представлением клиентами документов по валютным операциям. При выполнении данной функции банки осуществляют контроль за полнотой и своевременностью представления резидентами сведений о поступлении на их счета денежных средств от сделок по экспорту; представлением резидентами при проведении ими валютных операций договоров либо иных документов (оснований), предусмотренных законодательством Республики Беларусь или законодательством иностранных государств; представлением документов, подтверждающих обоснованность покупки резидентами Республики Беларусь (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь; представлением документов, подтверждающих обоснованность непроведения обязательной продажи средств в свободно конвертируемой валюте и российских рублях резидентами Республики Беларусь (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями); представлением документов, подтверждающих обоснованность платежей резидентов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) в пользу нерезидентов по предоставлению и возврату кредитов, займов, инвестиций, а также процентов, дивидендов и иных доходов по данным операциям; представлением документов, обосновывающих платежи физических лиц-резидентов в пользу юридических лиц-нерезидентов в иностранной валюте и белорусских рублях, а также в пользу юридических лиц-резидентов и индивидуальных предпринимателей-резидентов в иностранной валюте; представлением документов, обосновывающих проведение клиентами операций неторгового характера;
-
приостановление операций по счетам клиентов на сумму, по которой не представлена документация о проводимых операциях;
-
уведомление органов валютного контроля о поступлении клиентам денежных средств по валютным операциям, проводимым с нарушением законодательства Республики Беларусь.
Основными документами валютного контроля в банках Республики Беларусь являются внешнеэкономический договор и паспорт сделки. Внешнеэкономический договор и приложения к внешнеэкономическому договору могут быть переведены на русский либо белорусский язык и заверены печатью и подписью юридического лица или индивидуального предпринимателя. При осуществлении контроля исполнения обязательств по всем внешнеэкономическим договорам, представляемым клиентами, банк проверяет следующие данные:
-
соответствие суммы платежа, указанной в платежной инструкции, общей сумме обязательств по внешнеэкономическому договору;
-
соответствие указанной в платежной инструкции валюты платежа валютному законодательству и условиям внешнеэкономического договора;
-
наличие в платежной инструкции клиента условий расчета (авансовый платеж, предварительная оплата, оплата по факту исполнения обязательств по внешнеэкономическому договору) и соответствие их условиям, предусмотренным внешнеэкономическим договором;
-
наличие во внешнеэкономическом договоре предмета договора, количества и цены (стоимости) товара, стоимости охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, имущества, сданного в аренду, выполненной работы, оказанной услуги, условий расчета, наименований и банковских реквизитов сторон, юридического адреса нерезидента-контрагента.
Паспорт сделки - это документ установленной формы, оформляемый экспортером (или импортером) по внешнеторговым договорам, общая стоимость по которым превышает в эквиваленте 1500 евро, регистрируется в таможенных органах и визируется банком. Данный документ оформляется обязательно по каждому внешнеторговому договору до начала его исполнения. Паспорт сделки содержит изложенные в стандартизированной форме сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для контроля за движением валютных средств, визируется в том банке, где открыт валютный счет, с которого должны осуществляться расчеты по контракту (либо куда будет зачислена валютная выручка).
Для визирования паспорта сделки ответственный работник сопоставляет заполненные графы 9, 22, 28, 44 паспорта сделки и соответствующие реквизиты внешнеэкономического договора. При соответствии указанных граф паспорта сделки внешнеэкономическому договору паспорт сделки визируется уполномоченным работником банка путем указания в графе В паспорта сделки (на всех экземплярах) его должности, фамилии и инициалов, заверенных его подписью и штампом. В случае выявленных несоответствий банк отказывает клиенту в визировании паспорта сделки до приведения его в соответствие с требованиями законодательства Республики Беларусь.
В тех случаях, когда во внешнеэкономическом договоре имеются сведения об общей стоимости товаров и предусмотрено, что определенная часть (сумма) из общей стоимости оплачивается в одном банке, а часть - в другом, допускается визирование паспорта сделки в каждом банке на сумму, определенную в договоре для каждого банка. В случаях, когда во внешнеэкономическом договоре имеются сведения об общей стоимости товаров и предусмотрено, что определенная часть (сумма) из общей стоимости оплачивается в одном банке, а часть - в другом, допускается визирование паспорта сделки в каждом банке на сумму, определенную в договоре для каждого банка. По внешнеэкономическому договору, предусматривающему проведение платежей со счетов юридического лица или индивидуального предпринимателя, открытых в разных банках, визируется отдельный паспорт сделки в каждом банке, в котором открыты счета юридического лица или индивидуального предпринимателя. Если по внешнеэкономическому договору предусматривается проведение платежей с открытых в одном банке счетов юридического лица или индивидуального предпринимателя, то визируется один паспорт сделки. При изменении банковских реквизитов (наименование и код банка Республики Беларусь) визируется новый паспорт сделки. В тех случаях, когда во внешнеэкономическом договоре общая стоимость товаров не выражена в одной валюте и предусмотрено, что определенная часть (сумма) из общей стоимости оценивается одной валютой, а часть - другой, на каждый вид валюты банком визируется отдельный паспорт сделки.
С целью подтверждения, что паспорт сделки завизирован по внешнеэкономическому договору, в правом нижнем углу каждого листа оригинала договора ставится подпись и штамп уполномоченного работника банка. Один экземпляр паспорта сделки остается в банке и служит основанием для открытия досье валютного контроля за сделкой, а остальные возвращаются клиенту.
Подписание клиентом паспорта импортной сделки означает, что импортер принял на себя ответственность за полное соответствие сведений паспорта условиям внешнеэкономического договора и обязан обеспечить поступление товаров по импорту не позднее 60 календарных дней со дня проведения платежа за товары, а выполнение работ, оказание услуг по импорту - не позднее 90 календарных дней с даты проведения платежа. Вместе с паспортом сделки импортер обязан предоставить в банк документы, необходимые для целей валютного контроля: договоры, счета, спецификации, акты приема-передачи и т.д.
Банк при проведении платежей по импортным внешнеэкономическим договорам осуществляет их внесистемный учет в следующем порядке: учет платежей ведется по каждому внешнеэкономическому договору в отдельной карточке учета платежей по специальной форме; в случаях, когда по внешнеэкономическому договору в установленном порядке зарегистрирован паспорт сделки (паспорта сделок), карточка учета платежей ведется по каждому паспорту сделки; банк при проведении платежей по внешнеэкономическому договору указывает в карточке учета платежей дату проведения платежа по внешнеторговой операции, номер счета юридического лица или индивидуального предпринимателя, вид валюты данного платежа (цифровой или буквенный код), сумму в валюте платежа, эквивалент проведенной суммы платежа в валюте оценки, неиспользованный остаток общей фактурной (оценочной) стоимости указанных в паспорте сделки товаров (далее - неиспользованный остаток) или сумму превышения проведенных платежей над фактической стоимостью товаров.
Банк самостоятельно определяет способ ведения карточки учета платежей (на бумажном носителе либо с использованием компьютерных систем с возможностью вывода на бумажный носитель) путем издания соответствующего распоряжения.
Подписание клиентом паспорта экспортной сделки означает, что экспортер принял на себя ответственность за полное соответствие сведений паспорта условиям внешнеэкономического договора и обязан обеспечить поступление денежных средств от экспорта товаров не позднее 90 календарных дней со дня отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг, а от экспорта по договорам комиссии товаров (работ, услуг), произведенных резидентами Республики Беларусь, - не позднее 180 календарных дней.
Банки осуществляют контроль за представлением клиентами в течение пяти рабочих дней после зачисления на их счета средств, поступивших от экспорта товаров (работ, услуг), в банк документов (контрактов, счетов, паспортов сделок и др.), содержащих сведения, необходимые для осуществления банками функций агентов валютного контроля.
При поступлении юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю денежных средств по внешнеэкономической операции, проводимой с нарушением законодатель- I I на Республики Беларусь, банк обязан зачислить данные денежные средства на счет этого клиента с уведомлением Комитета государственного контроля Республики Беларусь либо его территориальных органов. Уведомление осуществляется путем направления формуляра учета поступления денежных средств по валютной операции, проводимой с нарушением законодательства, составленного на бумажном носителе не позднее следующего рабочего дня после дня установления факта нарушения. Факт нарушения валютного законодательства фиксируется банком не позднее шестого рабочего дня после дня поступления денежных средств на счет клиента. Формуляр заполняется работником банка в двух экземплярах (один экземпляр остается в банке, второй направляется в Комитет государственного контроля Республики Беларусь), по каждому факту поступления денежных средств по валютной операции, проводимой с нарушением законодательства, подписывается руководителем и главным бухгалтером банка, обслуживающего клиента, на счет которого поступили денежные средств, и заверяется печатью.
Уведомление Комитета государственного контроля Республики Беларусь осуществляется в случае следующих нарушений валютного законодательства Республики Беларусь: необоснованного превышения суммы поступивших денежных средств над суммой, предусмотренной условиями внешнеэкономического договора; несоответствия валюты поступивших денежных средств требованиям валютного законодательства либо условиям внешнеэкономического договора; непредставления в сроки, предусмотренные валютным законодательством, документов по валютным операциям; непредставление разрешения Национального банка Республики Беларусь на проведение валютной операции в случаях, установленных валютным законодательством, а также представления документов по валютной операции, оформленных с нарушением сроков, установленных валютным законодательством.
Банки сообщают о допущенном нарушении норм валютного законодательства Республики Беларусь в Национальный банк Республики Беларусь отражением информации в отчетности, передаваемой в порядке и формах, установленных Национальным банком Республики Беларусь.
9.4. ВАЛЮТНЫЙ КУРС, МЕТОДЫ КОТИРОВКИ
Главным элементом валютной системы страны является национальная валюта, в которой проводится учет всех операций. Однако, поскольку мир изменяется с каждым годом, то экономические условия каждой отдельной страны (производительность труда, безработица, инфляция и др.) все больше зависят от уровня развития других стран. Это, в свою очередь, влияет на стоимость ее валюты относительно валют других стран и является основной причиной изменения валютных курсов - особого механизма, позволяющего рассчитываться за товары и услуги, приобретаемые в других странах, а также сравнивать между собой параметры экономического развития.
Валютный курс - это цена национальной валюты, выраженная в иностранной валюте. Чаще всего он определяется исходя из спроса и предложения на определенную валюту в условиях свободного рынка, при этом могут иметь место регламентированные решения Центрального банка государства. Метод установления цены валюты называется валютной котировкой.
Существует два основных метода котировки:
-
прямая котировка - цена единицы иностранной валюты, выраженная в определенном количестве национальной валюты. Большинство валютных курсов представляют собой прямую котировку доллара США к валютам различных стран (например, Ь150 : ВУВ.);
-
обратная (косвенная) котировка - цена единицы национальной валюты, выраженная в определенном количестве иностранной валюты (например: ОВР/ШО). Обратную котировку можно перевести в прямую: прямая котировка = 1 : курс обратной котировки.
Валюта, выраженная в котировке через единицу, называется базой котировки; валюта, курс которой стоит в знаменателе, - валютой котировки.
Широко используется на валютном рынке и кросс-курс. Кросс-курс - это соотношение между двумя валютами, определяемое на основе курса этих валют по отношению к третьей валюте, обычно к доллару США. Это связано с тем, что доллар США является не только основной резервной валютой, но и валютой цены и валютой платежа в большинстве внешнеэкономических сделок.
Основные правила расчета кросс-курса:
-
для нахождения кросс-курса валют с котировками на ба- •«• доллара США (т.е. две котировки прямые) следует разделить не личины этих двух котировок, причем за единицу котировки принимается та валюта, курс которой стоит в знаменателе;
-
когда доллар США является валютой котировки для обеих валют (т.е. две котировки обратные), необходимо разделить долларовые курсы этих валют, причем за единицу валюты принимается та валюта, курс которой стоит в числителе;
-
если доллар США является базой котировки только для одной из валют (т.е. две котировки разные), для нахождения их кросс-курса необходимо перемножить курсы этих валют, причем за единицу принимается та валюта, курс которой используется в обратной котировке.
На практике для разных целей применяются наиболее подходящие виды валютных курсов, рассчитанные различными методами:
-
номинальный валютный курс - цена единицы национальной валюты, выраженная в единицах иностранной валюты;
-
реальный валютный курс - курс, рассчитанный с учетом соотношения цен на национальном и иностранном рынках;
-
номинальный эффективный валютный курс - курс, рассчитанный с учетом валютных курсов стран - главных торговых партнеров государства;
-
реальный эффективный валютный курс - номинальный эффективный валютный курс с поправкой на изменение уровня цен, показывающий динамику реального валютного курса данной страны к валютам стран - основных партнеров;
-
фиксированный валютный курс - курс, четко привязанный к одной валюте, наиболее значимой на рынке, чаще к доллару США. Такая фиксация означает, что изменение курса национальной валюты к валюте третьей страны, чей валютный курс имеет жесткую привязку к доллару, в точности соответствует изменению доллара США;
-
ограниченно гибкий валютный курс - официально установленное соотношение между национальными валютами, допускающее определенные колебания валютного курса в соответствии с установленными правилами;
-
плавающий валютный курс - курс, свободно изменяющийся под воздействием спроса и предложения, на который
при определенных условиях государство может влиять через валютные интервенции.
Таким образом, основным связующим звеном экономик различных стран является валютный курс, на который постоянно воздействуют различные макроэкономические факторы (инфляция, изменения цен, движение капитала и т. д.).
9.5. КЛАССИФИКАЦИЯ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
Прежде чем рассматривать классификацию валютных операций, необходимо освоить основные термины и понятия, установленные валютным законодательством Республики Беларусь применительно к обращению валютных ценностей и к валютным операциям.
К валютным ценностям относятся:
-
иностранная валюта - денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; средства в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах, находящиеся на счетах в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь, банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь;
-
платежные документы в иностранной валюте, являющиеся таковыми в соответствии с законодательством Республики Беларусь (дорожные чеки, чеки Тах Ргее).
-
ценные бумаги в иностранной валюте - ценные бумаги, являющиеся таковыми в соответствии с законодательством Республики Беларусь, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте, либо не имеющие номинальной стоимости и выраженные в иностранной валюте; ценные бумаги, выпущенные нерезидентами и являющиеся таковыми в соответствии с законодательством иностранных государств, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте, либо не имеющие номинальной стоимости и выраженные в иностранной валюте;
-
белорусские рубли при совершении сделок между резидентами и нерезидентами, сделок между нерезидентами на территории Республики Беларусь, их ввозе и пересылке в Республику Беларусь, вывозе и пересылке из Республики Беларусь, осуществлении международных банковских переводов, осуществлении нерезидентами операций, не влекущих перехода права собственности на белорусские рубли, по счетам и вкладам (депозитам) в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь;
5) ценные бумаги в белорусских рублях при совершении сделок между резидентами и нерезидентами, сделок между нерезидентами на территории Республики Беларусь, их ввозе и пересылке в Республику Беларусь, вывозе и пересылке из Республики Беларусь. К ним относятся: ценные бумаги, являющиеся таковыми в соответствии с законодательством Республики Беларусь, номинальная стоимость которых выражена в белорусских рублях, либо не имеющие номинальной стоимости и выраженные в белорусских рублях; ценные бумаги, выпущенные нерезидентами и являющиеся таковыми в соответствии с законодательством иностранных государств, номинальная стоимость которых выражена в белорусских рублях, либо не имеющие номинальной стоимости и выраженные в белорусских рублях.
Субъектами проведения валютных операций являются резиденты и нерезиденты Республики Беларусь.
Резиденты.
-
физические лица - граждане Республики Беларусь, а также иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие вид на жительство (либо заменяющий его документ), выданный компетентными государственными органами Республики Беларусь;
-
юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь, с местом нахождения в Республике Беларусь;
-
филиалы и представительства резидентов, находящиеся за пределами Республики Беларусь;
-
дипломатические и иные официальные представительства, консульские учреждения Республики Беларусь, находящиеся за пределами Республики Беларусь;
-
Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы, участвующие в отношениях, регулируемых валютным законодательством Республики Беларусь.
Нерезиденты:
-
физические лица - иностранные граждане и лица без гражданства;
-
юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь;
-
организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь;
-
дипломатические и иные официальные представительства, консульские учреждения иностранных государств, находящиеся в Республике Беларусь и за ее пределами;
-
международные организации, их филиалы и представительства;
-
филиалы и представительства нерезидентов, находящиеся в Республике Беларусь и за ее пределами;
-
иностранные государства, их административно-территориальные единицы, участвующие в отношениях, регулируемых валютным законодательством Республики Беларусь.
Основные группы валютных операций:
-
сделки, предусматривающие использование иностранной валюты и белорусских рублей, ценных бумаг в иностранной валюте и в белорусских рублях, платежных документов в иностранной валюте между резидентами и нерезидентами, между резидентами, а также между нерезидентами;
-
ввоз и пересылка в Республику Беларусь, а также вывоз и пересылка из Республики Беларусь валютных ценностей;
-
международные банковские переводы;
-
операции нерезидентов с белорусскими рублями по счетам и вкладам (депозитам) в банках и небанковских кредитно- финансовых организациях Республики Беларусь, не влекущие перехода права собственности на эти белорусские рубли, а также операции с иностранной валютой по счетам и вкладам (депозитам) в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь, банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь, не влекущие перехода права собственности на эту иностранную валюту.
Большую часть валютных операций, проводимых между резидентами и нерезидентами, занимают расчеты по экспорту и импорту. Экспорт - передача резидентом Республики Беларусь товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, имущества в аренду, выполнение работ, оказание услуг на возмездной основе нерезиденту Республики Беларусь. Импорт - получение резидентом Республики Беларусь товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, имущества в аренду, выполненных работ, оказанных услуг на возмездной основе от нерезидента Республики Беларусь.
Кроме того, валютные операции, проводимые между резидентами и нерезидентами, подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.
Текущие валютные операции (валютные операции, проводимые между резидентами и нерезидентами)
-
Осуществление расчетов по сделкам, предусматривающим экспорт и (или) импорт товаров (работ, услуг), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, если срок между датой поступления денежных средств (платежа) и датой отгрузки (поступления) товара (выполнения работ, оказания услуг), передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности не превышает 180 дней, включая осуществление таких расчетов с использованием ценных бумаг, выполняющих функции расчетных документов, если срок платежа по ценной бумаге обеспечивает поступление (уплату) денежных средств в срок, не превышающий 180 дней с (до) даты отгрузки (поступления) товара (выполнения работ, оказания услуг), передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты .интеллектуальной деятельности.
-
Предоставление и получение кредитов и (или) займов на срок, не превышающий 180 дней.
-
Перевод и получение процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам (депозитам), инвестициям, заемным и кредитным операциям.
-
Операции неторгового характера:
• выплата заработной платы, денежного довольствия, стипендий, пенсий, алиментов, государственных пособий, доплат и компенсаций, а также выплаты по возмещению вреда;
-
переводы денежных средств для оплаты командировочных расходов работников за рубежом;
-
выплата денежных средств, входящих в состав наследства, и денежных средств, полученных от реализации наследственного имущества;
-
платежи, связанные со смертью граждан, включающие транспортные расходы и иные расходы по погребению;
-
выплата денежных компенсаций жертвам репрессий, членам их семей и наследникам;
-
оплата содержания дипломатических и иных официальных представительств, консульских учреждений Республики Беларусь, находящихся за пределами Республики Беларусь;
-
платежи судебным, арбитражным органам, а также нотариальным, следственным и другим правоохранительным органам, связанные с деятельностью этих органов;
-
выплата денежных средств на основании судебных постановлений и других процессуальных документов;
-
уплата членских взносов в общественные, религиозные организации;
-
перевод и получение белорусских рублей, иностранной валюты, передача и получение иных валютных ценностей по договорам дарения, в том числе в виде пожертвований, в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
-
получение резидентами от нерезидентов валютных ценностей на хранение;
-
уплата налогов и других обязательных платежей в бюджет, установленных законодательством Республики Беларусь или законодательством иностранных государств;
-
оплата содержания международных (межгосударственных, межправительственных) организаций;
-
иные операции, перечень которых определяется Президентом Республики Беларусь или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь, а также международными договорами Республики Беларусь.
Валютное законодательство предусматривает осуществление текущих валютных операций между резидентами и нерезидентами без ограничений, в соответствии с законодательством Республики Беларусь и нормативными актами Национального банка Республики Беларусь. Понятие «без ограничений» предполагает отсутствие необходимости получения разрешения Национального банка Республики Беларусь на проведшие текущей валютной операции. Данный порядок является единым для субъектов валютных операций независимо от того, резидентом какого государства является участник текущей валютной сделки.
Валютные операции, связанные с движением капитала (валютные операции, проводимые между резидентами и нерезидентами)
-
Приобретение акций при их распределении среди учредителей, а также доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидентов.
-
Приобретение ценных бумаг, выпущенных резидентами или нерезидентами, за исключением приобретения акций при их распределении среди учредителей.
-
Переводы для осуществления расчетов по обязательствам, предусматривающим передачу имущества, относимого законодательством Республики Беларусь к недвижимому имуществу, либо прав на него.
-
Расчеты по сделкам, предусматривающим экспорт и (или) импорт товаров (работ, услуг), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, если срок между датой поступления денежных средств (платежа) и датой отгрузки (поступления) товара (выполнения работ, оказания услуг), передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности превышает 180 дней, включая осуществление таких расчетов с использованием ценных бумаг, выполняющих функции расчетных документов, если срок платежа по ценной бумаге обеспечивает поступление (уплату) денежных средств в срок, превышающий 180 дней с (до) даты отгрузки (поступления) товара (выполнения работ, оказания услуг), передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности.
-
Предоставление и получение кредитов и (или) займов на срок, превышающий 180 дней.
-
Иные валютные операции, не относимые к текущим валютным операциям.
Резиденты осуществляют валютные операции, связанные с движением капитала, на основании разрешений Национального банка Республики Беларусь. Для осуществления указанных валютных операций нерезидентами получения разрешений Национального банка Республики Беларусь не требуется.
На проведение валютных операций, связанных с движением капитала, физическими лицами-резидентами разрешение Национального банка Республики Беларусь требуется только в случаях приобретения акций при их распределении среди учредителей, а также доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидента; приобретения у нерезидента ценных бумаг, выпущенных нерезидентами, за исключением приобретения акций при их распределении среди учредителей; приобретения в собственность имущества, находящегося за пределами Республики Беларусь и относимого по законодательству Республики Беларусь к недвижимому имуществу; размещения денежных средств в банках и иных кредитных организациях иностранных государств; предоставления займов на срок, превышающий 180 дней.
Не требуется получения разрешения Национального банка Республики Беларусь на проведение валютных операций, связанных с движением капитала, физическими лицами-резидентами, непрерывно проживающими (находящимися) за пределами Республики Беларусь более одного года, если проведение таких операций не связано с осуществлением ими предпринимательской деятельности на территории-Республики Беларусь.
Не требуют получения разрешения Национального банка на проведение юридическими лицами-резидентами и индивидуальными предпринимателями-резидентами следующие валютные операции, связанные с движением капитала: осуществление платежей нерезидентам по обязательствам, предусматривающим передачу резиденту имущества, находящегося на территории Республики Беларусь и относимого по законодательству Республики Беларусь к недвижимому имуществу, либо прав на него; осуществление расчетов по сделкам, предусматривающим экспорт на срок, превышающий 180 дней с даты поступления денежных средств резиденту; осуществление расчетов по сделкам, предусматривающим импорт на срок, превышающий 180 дней с даты поступления от нерезидента товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности; осуществление расчетов по договорам аренды имущества, за исключением договоров аренды имущества, находящегося за пределами Республики Беларусь; осуществление переводов иностранной валюты, белорусских рублей в качестве членских взносов в связи с участием в международных организациях; осуществление операций с псиными бумагами, выпущенными резидентами; осуществление вкладов нерезидента в иностранной валюте, белорусских рублях либо в ценных бумагах в иностранной валюте, в ценных бумагах в белорусских рублях в уставный фонд юридического лица-резидента в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь; привлечение средств для покрытия дефицита республиканского бюджета на срок, превышающий 180 дней, и возврат этих средств; привлечение средств под гарантию Правительства Республики Беларусь на срок, превышающий 180 дней, и возврат этих средств; привлечение средств в рамках межправительственных соглашений на срок, превышающий 180 дней, и возврат этих средств; осуществление иных платежей по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга.
В иных случаях юридические лица-резиденты осуществляют валютные операции, связанные с движением капитала, на основании разрешения Национального банка Республики Беларусь в регистрационном либо в уведомительном порядке.
9.6. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ БАНКАМИ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
9.6.1. Порядок проведения банками валютно-обменных операций с участием юридических лиц
Банки осуществляют валютно-обменные операции с участием юридических лиц на внутреннем валютном рынке на основании соответствующей лицензии, выданной Национальным банком Республики Беларусь. Под валютно-обменными операциями банков с участием юридических лиц понимается:
-
покупка иностранной валюты - обмен банками белорусских рублей юридических лиц на иностранную валюту по установленным обменным курсам;
-
продажа иностранной валюты - обмен банками иностранной валюты юридических лиц на белорусские рубли по обменным курсам;
-
конверсия иностранной валюты - обмен банками одной иностранной валюты юридических лиц на другую по установленным обменным курсам.
Данные операции банки проводят как на биржевом, так и на внебиржевом валютном рынке Республики Беларусь.
При покупке иностранной валюты юридическое лицо представляет в банк заявку на покупку. Данный документ имеет произвольную форму, однако в нем необходимо наличие обязательных реквизитов: наименование юридического лица, сумма покупки иностранной валюты и сумма белорусских рублей, направляемых на данную операцию, номер счета в белорусских рублях, с которого будут проводиться расчеты по данной операции с указанием наименования и кода банка, номер специального счета юридического лица, курс покупки (либо согласие на покупку иностранной валюты по биржевому курсу на день торгов, в случае проведения операции на биржевом валютном рынке). Особым обязательным реквизитом заявки на покупку является целевое направление покупаемой иностранной валюты, которое не должно противоречить законодательству Республики Беларусь. Юридические лица вправе приобретать иностранную валюту на следующие цели:
-
осуществление расчетов с нерезидентами по текущим валютным операциям и операциям, связанным с движением капитала;
-
оплата расходов, связанных с поездками за пределы Республики Беларусь;
-
уплата налогов, сборов, пошлин и других платежей в бюджет и во внебюджетные фонды;
-
оплата страховых взносов и осуществление расчетов по договорам страхования;
-
осуществление расчетов по валютным операциям с банком;
-
осуществление расчетов по договорам лизинга;
-
осуществление расчетов по исполнительным листам судов;
-
осуществление расчетов по возврату суммы займа и выплате процентов по займам, предоставленным Министерством финансов Республики Беларусь, в иностранной валюте;
-
другие валютные операции при наличии отдельного разрешения Национального банка Республики Беларусь.
Указанная в заявке цель приобретения иностранной валюты должна быть подтверждена соответствующими документами, представляемыми юридическим лицом в банк. Заявка на покупку заверяется подписями должностных лиц и печатью юридического лица в соответствии с карточкой с образцами подписей и оттиска печати.
Приобретенная иностранная валюта зачисляется на специальный валютный счет, предназначенный для хранения купленной иностранной валюты, и должна быть использована Юридическим лицом в течение семи рабочих дней (день зачисления в расчет не принимается) на цели, указанные в заявке. . Кроме исполнения заявки клиента на приобретение иностранной валюты, банк с клиентом заключает договор, в котором должно быть зафиксировано согласие клиента на обратную продажу банком иностранной валюты в случае ее неиспользования в установленный срок и непредставления в банк документов на обратную продажу.
Юридическое лицо вправе изменить целевое использование приобретенной иностранной валюты как в срок нахождения ее на специальном счете, так и после осуществления платежей за счет приобретенной валюты. Данное изменение целевого использования валюты может быть осуществлено только на вышеуказанные цели. В этом случае юридическое лицо представляет в банк уведомление об изменении целевого использования приобретенной иностранной валюты, а также копии документов, подтверждающих основание для покупки иностранной валюты.
Уведомление представляется в банк в следующих случаях:
-
нахождение иностранной валюты на специальном счете, предназначенном для хранения купленной валюты, - не позднее даты платежа за счет приобретенной иностранной валюты;
-
после осуществления платежей за счет приобретенной валюты - не позднее семи рабочих дней после оформления соответствующих документов по изменению целевого использования приобретенной иностранной валюты.
Использование иностранной валюты не на ту цель, на которую она была приобретена, и непредставление уведомления об изменении целевого использования приобретенной иностранной валюты в установленные сроки рассматриваются банком как нецелевое использование валютных средств, приобретенных на внутреннем валютном рынке.
Если купленная иностранная валюта не была использована до истечения установленных сроков ее хранения на специальном счете, юридическое лицо обязано произвести обратную ее продажу на биржевом или внебиржевом валютном рынке. В этом случае юридическое лицо не позднее последнего дня установленного срока хранения иностранной валюты на специальном счете представляет в банк платежное поручение на перевод с продажей с указанием курса продажи (при осуществлении данной операции на внебиржевом валютном рынке) либо платежное поручение на перевод с продажей и заявку на продажу с согласием продать иностранную валюту по биржевому курсу на день соответствующих торгов (при осуществлении обратной продажи иностранной валюты на биржевом валютном рынке). Если юридическое лицо не представляет данные документы в течение установленного срока хранения валюты на специальном счете, банк в течение последующих двух рабочих дней осуществляет обратную продажу валюты самостоятельно.
Продажа (конверсия) иностранной валюты юридическим лицом, как разновидность валютно-обменных операций, может быть двух видов: добровольная и обязательная.
Необходимость добровольной продажи определяется непосредственно самим юридическим лицом. При этом в банк представляется заявка на продажу (конверсию). Данный документ имеет произвольную форму, обязательными реквизитами которого являются:
-
наименование юридического лица;
-
сумма продажи (конверсии), выраженная в иностранной валюте, подлежащей продаже (конверсии);
-
номер счета в иностранной валюте, с которого производятся расчеты по данной валютно-обменной операции, наименование и код банка, в котором этот счет открыт;
-
номер счета в белорусских рублях (иностранной валюте), на который зачисляются белорусские рубли (иностранная валюта) после добровольной продажи (конверсии), с указанием наименования и кода банка, ведущего этот счет;
-
согласие на продажу (конверсию) иностранной валюты 1 по курсу на день соответствующих торгов либо желаемый курс ; добровольной продажи (конверсии) в случае проведения дан- | ной операции на биржевом валютном рынке;
-
курс продажи (конверсии) в случае проведения данной с операции на внебиржевом валютном рынке;
-
подписи и расшифровка подписей должностных лиц н юридического лица, имеющих право распоряжаться счетом.
При проведении добровольной продажи (конверсии) валю- тты юридическим лицом перечисление иностранной валюты может проводиться со следующих счетов:
-
текущего счета юридического лица;
-
счета по учету кредитов и иных активных операций;
-
благотворительных и иных счетов, принадлежащих юридическому лицу;
-
счетов судов;
-
иных счетов при наличии разрешения Национального банка Республики Беларусь.
Зачисление белорусских рублей (иностранной валюты) при совершении юридическим лицом добровольной продажи (конверсии) иностранной валюты производится на соответствующие вышеуказанные счета юридического лица, открытые в белорусских рублях (иностранной валюте).
Обязательная продажа иностранной валюты осуществляется для обеспечения устойчивости белорусского рубля и потребностей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в иностранной валюте. Данные субъекты валютных операций проводят обязательную продажу в размере 30 % выручки в иностранной валюте на внутреннем валютном рынке. В настоящее время Национальным банком Республики Беларусь определен перечень иностранных валют, подлежащих обязательной продаже. К ним относятся: австралийский доллар, датская крона, доллар США, евро, исландская крона, иена, канадский доллар, норвежская крона, российский рубль, фунт стерлингов, шведская крона, швейцарский франк.
Обязательная продажа части валютной выручки осущесг твляется на торгах открытого акционерного общества «Белорусская валютно-фондовая биржа». В случае, если сумма иностранной валюты, подлежащая обязательной продаже, менее лота, установленного на биржевых торгах (1 лот = 1000 ед. иностранной валюты), такая продажа осуществляется банком.
Для учета средств в иностранной валюте при осуществлении операций, связанных с обязательной продажей, юридическим лицам открываются специальные счета:
-
транзитный валютный счет, на который зачисляются средства в иностранной валюте, поступающие на счет юридического лица. Этот счет открывается банком самостоятельно на отдельном лицевом счете соответствующего балансового счета при первом поступлении иностранной валюты без представления юридическим лицом каких-либо документов;
-
специальный счет для аккумулирования средств в иностранной валюте для погашения задолженности в иностранной валюте.
Для осуществления обязательной продажи юридическое лицо в течение семи рабочих дней со дня поступления валютной выручки предоставляет в банк следующие документы:
-
реестр распределения иностранной валюты, который содержит расчет суммы, подлежащей продаже;
-
платежное поручение на сумму иностранной валюты, подлежащей продаже на бирже, либо платежное поручение на сумму иностранной валюты менее лота, установленного на торгах биржи, для обязательной ее продажи банку;
-
платежное поручение на перечисление иностранной валюты с транзитного счета на текущий валютный счет юридического лица на сумму, оставшуюся после обязательной продажи.
После получения от юридического лица вышеуказанных документов банк аккумулирует иностранную валюту, необходимую для продажи на бирже, на отдельном балансовом счете и должен осуществить ее продажу не позднее второго рабочего дня после представления юридическим лицом реестра и платежных поручений. В случае, если на биржевых торгах иностранная валюта не была продана, банк по договоренности с юридическим лицом может осуществить ее конверсию в другую иностранную валюту, котируемую на бирже, и произвести ее обязательную продажу на бирже не позднее четвертого рабочего дня после представления юридическим лицом соответствующих документов.
Белорусские рубли, которые получены от осуществления обязательной продажи части валютной выручки, зачисляются на текущий счет юридического лица в белорусских рублях не позднее следующего рабочего дня после поступления этой суммы на счет банка.
Президентом Республики Беларусь установлены случаи, когда обязательная продажа иностранной валюты, поступающей на счет юридического лица - клиента банка, не осуществляется. Продаже не подлежит:
-
выручка в иностранной валюте, поступающая организациям электросвязи и почтовой связи и направляемая ими в течение тридцати дней со дня поступления на счет для оплаты счетов за услуги международной связи;
-
валютная выручка, поступающая юридическим лицам, имеющим специальные разрешения на осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным, внутренним водным, морским транспортом, деятельности в области авиации, финспортно-экспедиционной деятельности, и направляемая Ими в течение тридцати дней со дня поступления на счет для оплаты расходов на транспортировку, страхование и экспедирование пассажиров и грузов, а также уплату налогов и сборов и иностранной валюте, связанных с транспортировкой пассажиров и грузов;
-
выручка в иностранной валюте, подлежащая перечислению и перечисляемая в течение тридцати дней со дня ее поступления на счет по договорам поручения или комиссии, заключенным с нерезидентами, в ходе осуществления юридическими лицами посреднической деятельности по сделкам, по которым получена валютная выручка;.
-
выручка в иностранной валюте, перечисляемая на специальный счет в течение семи рабочих дней со дня ее поступления на счет в целях аккумулирования денежных средств и их направления на погашение задолженности в иностранной валюте по лизингу; кредитам и займам, предоставленным по решению Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь или под гарантию Правительства Республики Беларусь; кредитам и займам, предоставленным нерезидентами или банками Республики Беларусь и использованным на приобретение объектов лизинга либо имущества, относимого к основным средствам, используемым для собственного производства;
-
валютная выручка, перечисляемая в течение семи рабочих дней со дня ее поступления на счет банку или небанковской кредитно-финансовой организации на основании договора факторинга; для приобретения государственных ценных бумаг и (или) ценных бумаг Национального банка Республики Беларусь, номинированных в иностранной валюте, при условии, что эти ценные бумаги будут находиться в их собственности тридцати дней непрерывно;
-
в других случаях по решению Президента Республики Беларусь, которое предусматривает для юридических лиц полное или частичное освобождение от обязательной продажи валютной выручки.
При неосуществлении обязательной продажи юридическое лицо не позднее семи рабочих дней представляет в банк документы, обосновывающие неосуществление (полное или частичное) обязательной продажи, реестр распределения и
платежное поручение на перечисление валюты, не подлежащей обязательной продаже с транзитного счета на соответствующую цель либо на соответствующий счет юридического лица.
При проведении валютно-обменных операций на биржевом валютном рынке банк вправе взимать с юридических лиц комиссионное вознаграждение (кроме проведения таких операций со средствами республиканского и местных бюджетов) как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте. Комиссионное вознаграждение взимается путем списания суммы со счета юридического лица либо путем уменьшения суммы денежных средств, причитающихся юридическому лицу. Размер комиссионного вознаграждения определяется банком самостоятельно. При совершении валютно-обменных операций с участием юридических лиц на внебиржевом валютном рынке комиссионное вознаграждение банками не взимается.
- Глава 1 организация деятельности банков
- 1.1. Банковская система республики беларусь
- 1.2. Порядок регистрации и лицензирования деятельности банков
- 1.3. Нормативы безопасного функционирования, устанавливаемые для банка
- Нормативы минимального размера уставного фонда
- Норматив минимального размера нормативного капитала банка '
- 3.Нормативы ликвидности
- 4.Нормативы достаточности нормативного капитала
- 5.Нормативы ограничения кредитных рисков
- 6.Нормативы ограничения валютного риска
- 7.Нормативы участия банка в уставных фондах других коммерческих организаций
- 1.4. Порядок формирования и использования банками специальных резервов на покрытие возможных убытков но активам и операциям, не отраженным на балансе
- Глава 2
- 2.1. Фонды банка как основной компонент собственных средств
- 2.2. Привлеченные и заемные средства банков, их характеристика
- Глава 3
- 3.1. Сущность кредита, его виды
- 3.6. Порядок кредитования юридических
- 3.61. Порядок рассмотрения вопроса о предоставлении денежных средств в форме кредита
- 3.6.2. Порядок принятия решения о предоставлении кредита и заключение кредитного договора
- 3.6.3. Способы предоставления денежных средств в форме кредита
- 3.6.4. Порядок погашения кредита и уплаты процентов по нему
- 3.6.5. Пролонгация кредитов
- 3.6.6. Завершение кредитного процесса
- 3.7. Оценка кредитоспособности кредитополучателя
- 3.7.1. Понятие, значение, задачи и источники анализа финансового состояния организации
- 3.7.2. Анализ равновесия между активами организации и источниками их формирования
- 3.7.3. Методика оценки финансового состояния организации
- 3.7.4. Понятие платежеспособности и ликвидности организации
- 3.7.5. Анализ ликвидности баланса
- 3.7.6. Сущность кредитоспособности организации и экономическая оценка основных показателей, ее характеризующих
- 3.8. Порядок кредитования физических лиц
- Глава 4 лизинговые операции банков
- Глава 5 факторинговые операции банков
- Глава 6 расчетное обслуживание клиентов банка
- 6Л. Банковский перевод
- 6.3. Дебетовый перевод
- 6.5. Расчеты чеками из чековой книжки ]
- 6.6. Расчеты расчетными чеками
- Глава 7 фондовые операции
- 7.1. Банки на рынке ценных бумаг
- 7.3. Клиентские операции с ценными бумагами
- Глава 7 трастовые операции банков
- Глава9 валютные операции
- 9.6.2. Порядок проведения банками валютно-обменных операций с участием физических лиц
- Глава 10
- Глава 1. Организация деятельности банков 5
- Глава 2. Пассивные операции банков 20
- Глава 3. Кредитные операции 40
- Глава 10. Банковский аудит 250