Глава 10
БАНКОВСКИЙ АУДИТ
Согласно Закону Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» от 08.11.1994 г. № 3373-ХП (с изменениями и дополнениями) аудиторская деятельность - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности, а также других документов организаций, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей, а при необходимости и по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству.
Аудитор - это физическое лицо, имеющее высшее экономическое и (или) юридическое образование и стаж работы по соответствующей специальности не менее трех лет, а отвечающее квалификационным требованиям, установленным законодательством к аудиторам, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.
Порядок проведения аудиторских проверок определяется законодательством, а также уставами (иными документами) аудируемых организаций в случаях, предусмотренных законодательством.
Аудиторские проверки в зависимости от их направленности могут быть квалифицированы по видам.
В зависимости от характера взаимоотношений с клиентами аудит бывает:
• внешний - проверка бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов аудируемых лиц, а при необходимости и проверка деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторской организацией или аудитором - индивидуальным предпринимателем, не связанными имущественными интересами с аудируемыми лицами;
-
внутренний - структурное подразделение банка, подотчетное руководству.
По степени обязательности аудиторские проверки подразделяют:
-
на обязательный аудит - аудит, предусматривающий комплексную проверку с целью подтверждения достоверности официальной бухгалтерской отчетности; проводится согласно законодательству.
-
инициативный аудит - аудит, связанный с проверкой финансово-хозяйственной деятельности клиента по его желанию. Если инициируется тематический а у д и т, то контролю подвергаются только отдельные разделы и участки учета.
По объектам применения аудиторские услуги подразделяют:
-
на общий аудит;
-
банковский аудит;
-
аудит небанковских кредитно-финансовых организаций;
-
страховой аудит.
По формам различают:
-
аудит финансовых отчетов, который заключается в проверке их соответствия установленным критериям и общепринятым правилам бухгалтерского учета; проводят независимые аудиторы по приглашению компании;
-
аудит на соответствие установленным требованиям, основывающийся на рассмотрении деятельности субъекта хозяйствования с точки зрения ее согласованности с предписанным условием, правилом и законом. Целью аудита данного вида является проверка соблюдения хозяйствующим субъектом предписанных норм;
-
аудит хозяйственной деятельности, состоящий из исследования административного управления и эффективности работы хозяйствующего субъекта. Его иногда называют операционным или управленческим аудитом. Предполагается, что аудитор должен провести объективное обследование и дать всестороннюю оценку определенных видов деятельности всей организации либо ее подразделений, предоставив управленческому персоналу рекомендации по совершенствованию их работы.
По периодичности проведения аудит бывает:
-
первоначальный - проводится аудитором впервые для данного клиента;
-
согласованный (повторяющийся) - осуществляется аудитором повторно или регулярно, поэтому проверяющие знакомы со спецификой клиента, сильными и слабыми сторонами в организации его бухгалтерского учета, могут воспользоваться результатами сотрудничества с клиентом, полученными в ходе консультирования, участия в организации системы внутреннего контроля.
И первоначальный, и согласованный аудит может иметь форму:
-
проверки по итогам;
-
частичной проверки;
-
детальной проверки.
Законодательными актами устанавливаются сопутствующие аудиту услуги.
10.1. ПОРЯДОК ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Право на осуществление аудиторской деятельности в банковской системе имеют аудиторские организации и аудиторы - индивидуальные предприниматели при наличии лицензии на осуществление аудиторской деятельности, выданной Министерством финансов Республики Беларусь, и дополнительно лицензии на осуществление аудиторской деятельности в банковской системе, выданной Национальным банком Республики Беларусь. Лицензия выдается на основании решения Центральной аттестационной комиссии Национального банка Республики Беларусь по результатам собеседования, проводимого с аудиторами и руководителями аудиторских организаций.
Лицензия может быть выдана:
-
аудиторам - индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на аудиторскую деятельность,, выданную Министерством финансов Республики Беларусь, свидетельство о соответствии квалификационным требованиям для осуществления аудиторской деятельности в банковской системе, выданное Национальным банком Республики Беларусь, и стаж работы не менее трех лет из последних пяти в банковской системе Республики Беларусь по специальностям, соответствующим экономическому или юридическому образованию, или аудитора, ассистента аудитора в аудиторской организации, осуществляющей аудиторскую деятельность в банковской системе;
-
аудиторским организациям, имеющим лицензию на аудиторскую деятельность, выданную Министерством финансов Республики Беларусь, в штате которых имеется не менее трех аудиторов, включая руководителя, для которых данная организация является основным местом работы, которые имеют свидетельство о соответствии квалификационным требованиям для осуществления аудиторской деятельности в банковской системе и отвечают требованиям по стажу работы в банковской системе.
Для получения лицензии в Центральную аттестационную комиссию Национального банка Республики Беларусь подаются следующие документы.
Документы, представляемые аудитором - индивидуальным предпринимателем.
-
заявление;
-
копия лицензии на осуществление аудиторской деятельности, выданной Министерством финансов Республики Беларусь;
-
копия диплома о высшем экономическом и (или) юридическом образовании;
-
копия трудовой книжки;
-
документ, подтверждающий внесение платы за выдачу лицензии;
-
копия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.
Документы, представляемые аудиторской организацией:
-
заявление;
-
нотариально удостоверенные копии учредительных документов (по иностранным аудиторским организациям - переведенные на белорусский или русский язык и легализованные в установленном законодательством порядке);
-
копия свидетельства о государственной регистрации;
-
копия штатного расписания;
сведения о руководителе, его заместителях и работающих в аудиторских организациях аудиторах, имеющих квалификационный аттестат аудитора Министерства финансов Республики Беларусь и стаж работы не менее трех лет из последних пяти в банковской системе Республики Беларусь по специальностям, соответствующим экономическому или юридическому образованию, или аудитора, ассистента аудитора в аудиторской организации, осуществляющей аудиторскую деятельность в банковской системе;
-
копия лицензии на осуществление аудиторской деятельности, выданной Министерством финансов Республики Беларусь;
-
документ, подтверждающий внесение платы за выдачу лицензии.
До получения лицензии аудитор, аудитор - индивидуальный предприниматель проходит тестирование на предмет знания законодательства Республики Беларусь, регулирующего банковскую деятельность. По результатам тестирования оформляется протокол, который передается в Центральную аттестационную комиссию Национального банка Республики Беларусь.
Центральная аттестационная комиссия Национального банка Республики Беларусь осуществляет оценку соответствия аудитора - индивидуального предпринимателя, аудиторов, аудиторской организации, включая руководителя, квалификационным требованиям, предъявляемым к специалистам, осуществляющим аудиторскую деятельность в банковской системе.
Оценка соответствия аудиторов квалификационным требованиям осуществляется путем проведения собеседования на заседании Центральной аттестационной комиссии Национального банка Республики Беларусь.
По результатам собеседования с учетом рассмотрения представленных документов Центральная аттестационная комиссия Национального банка Республики Беларусь принимает решение о выдаче аудиторам свидетельства о соответствии квалификационным требованиям для осуществления аудиторской деятельности в банковской системе. В ходе собеседования с кандидатами на получение свидетельства оцениваются знания нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность в банковской системе, банковского законодательства, прав и обязанностей аудитора, владение формами и методами осуществления аудиторской проверки банка, понимание аудиторами стоящих перед ними задач, рассматриваются другие вопросы, связанные с осуществлением аудиторской деятельности.
Свидетельство аудитору выдается без ограничения срока его действия. Аудитор обязан раз в три года (исчисление трехгодичного периода начинается с года, следующего за годом получения свидетельства) проходить тестирование в Национальном банке Республики Беларусь на предмет знания законодательства Республики Беларусь, регулирующего банковскую деятельность. При нарушении аудитором требований по прохождению тестирования, а также при непрохождении тестирования свидетельство аннулируется. Решение об аннулировании свидетельства принимает Центральная аттестационная комиссия Национального банка Республики Беларусь. Аудитор, у которого аннулировано свидетельство, имеет право на получение свидетельства не ранее чем через три года со дня принятия решения об аннулировании ранее выданного свидетельства.
На заседании Центральной аттестационной комиссии Национального банка Республики Беларусь одновременно с решением о выдаче свидетельств принимается решение о выдаче лицензии аудитору - индивидуальному предпринимателю, аудиторской организации. Решение Центральной аттестационной комиссии Национального банка Республики Беларусь принимается по результатам проведения тайного голосования членов комиссии.
Лицензия выдается сроком на пять лет. По истечении срока действия лицензии производится ее продление или аннулирование.
В лицензии указываются: наименование органа, выдавшего лицензию, наименование и местонахождение аудиторской организации (фамилия, имя, отчество аудитора - индивидуального предпринимателя); наименование вида деятельности, на который выдается лицензия, регистрационный номер лицензии, дата выдачи, срок действия. Лицензия подписывается заместителем председателя Правления Национального банка Республики Беларусь и заверяется печатью Национального банка Республики Беларусь. Датой выдачи лицензии является день принятия Центральной аттестационной комиссией Национального банка Республики Беларусь решения о выдаче лицензии или продлении срока ее действия. Оригинал лицензии выдается руководителю аудиторской организации, аудитору - индивидуальному предпринимателю, а копия находится в Национальном банке Республики Беларусь в деле аудиторской организации, аудитора - индивидуального предпринимателя.
Срок рассмотрения документов для получения лицензии не должен превышать одного месяца со дня поступления в Национальный банк Республики Беларусь заявления с приложением необходимых документов.
Основанием для отказа Национальным банком Республики Беларусь в выдаче лицензии являются следующие факторы:
-
несоответствие представленных документов требованиям законодательства;
-
обращение за получением лицензии аудиторской организации или аудитора - индивидуального предпринимателя, в отношении которых было принято решение об аннулировании лицензии, до истечения пятилетнего срока со дня принятия такого решения;
-
наличие у аудитора - индивидуального предпринимателя или у аудиторов, состоящих в штате аудиторской организации, судимости, которая не погашена или не снята в установленном законом порядке;
-
обращение за получением лицензии лиц, занимавших со дня подачи заявления на получение лицензии по день принятия решения о ее выдаче должность, время работы на которой засчитывается в стаж службы в государственном аппарате;
-
отсутствие у аудиторской организации на момент получения лицензии трех аудиторов, имеющих свидетельства Национального банка Республики Беларусь, включая руководителя;
-
отрицательное решение Центральной аттестационной комиссии Национального банка Республики Беларусь по вопросу о выдаче аудитору - индивидуальному предпринимателю свидетельства.
Решение об отказе в выдаче лицензии аудиторской организации или аудитору - индивидуальному предпринимателю сообщается на заседании Центральной аттестационной комиссии Национального банка Республики Беларусь и в письменной форме направляется в пятидневный срок со дня принятия решения Центральной аттестационной комиссией Национального банка Республики Беларусь с указанием оснований для отказа.
В случае отказа в выдаче лицензии повторное заявление о выдаче лицензии может быть подано в Национальный банк
Республики Беларусь не ранее чем через шесть месяцев со дня отказа в выдаче.
Аудиторские организации и аудиторы - индивидуальные предприниматели вносят плату за выдачу лицензии в сумме, эквивалентной 45 евро.
Выдаваемые Национальным банком Республики Беларусь лицензии регистрируются в журнале учета лицензий и имеют регистрационный номер. Листы в журнале учета лицензий должны быть пронумерованы, прошнурованы, скреплены подписью уполномоченного должностного лица и печатью Национального банка Республики Беларусь.
Аудиторские организации и аудиторы - индивидуальные предприниматели для продления срока действия лицензии должны не позднее двух месяцев до окончания срока ее действия обратиться в Национальный банк Республики Беларусь с письменным заявлением о продлении срока действия лицензии.
Национальный банк Республики Беларусь может также принять решение о приостановлении действия лицензии. Основаниями для приостановления срока действия лицензии являются:
-
приостановление срока действия лицензии на осуществление аудиторской деятельности, выданной Министерством финансов Республики Беларусь;
-
однократное несоблюдение аудиторской организацией законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность;
-
отсутствие более одного месяца у аудиторской организации руководителя или наличие в штате аудиторской организации менее трех аудиторов, имеющих свидетельства.
Основаниями для аннулирования лицензии являются:
-
аннулирование выданной Министерством финансов Республики Беларусь лицензии на осуществление аудиторской деятельности;
-
заявление аудиторской организации или аудитора - индивидуального предпринимателя об аннулировании лицензии, а также истечение срока ее действия;
-
обнаружение в представленных для получения лицензии документах недостоверных сведений;
-
аннулирование свидетельства;
-
составление аудиторской организацией и аудитором - индивидуальным предпринимателем заведомо ложного аудиторского заключения;
-
неустранение в установленный Национальным банком Республики Беларусь срок нарушений, которые явились основанием для принятия решения о приостановлении действия лицензии;
-
осуществление аудиторской деятельности в банковской системе в период приостановления действия лицензии Национального банка Республики Беларусь;
-
неоднократное несоблюдение аудиторской организацией или аудитором - индивидуальным предпринимателем требований законодательства, регулирующего порядок осуществления аудиторской деятельности;
-
передача третьим лицам конфиденциальной информации, полученной в ходе аудита, кроме случаев, предусмотренных законодательством или договором оказания аудиторских услуг;
-
наличие у аудитора - индивидуального предпринимателя не погашенной или не снятой в установленном законодательством Республики Беларусь порядке судимости.
Национальный банк Республики Беларусь ежегодно публикует в информационно-аналитическом и научно-практическом журнале Национального банка Республики Беларусь «Бан- кауск1 весшк» список аудиторских организаций и аудиторов - индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию.
При заключении договора оказания аудиторских услуг аудиторская организация, аудитор - индивидуальный предприниматель обязаны предъявить банку лицензии. При этом в договоре должны указываться регистрационные номера и даты выдачи лицензий Министерства финансов Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь.
Договор может заключаться как на проведение одной проверки, так и на аудиторское обслуживание в течение определенного периода, но не более чем на три года подряд.
Количество аудиторов, участвующих в аудите, определяется аудиторской организацией самостоятельно и должно быть достаточным для эффективного достижения целей аудиторской проверки с учетом объема операций и структуры аудируемого банка. Оказывать аудиторские услуги могут только работники, состоящие в штате аудиторской организации.
В некоторых случаях Национальный банк Республики Беларусь может выступать заказчиком на оказание аудиторскими организациями или аудиторами – индивидуальными предпринимателями аудиторских услуг по проверке деятельности банков на основании заключений структурных подразделений Национального банка Республики Беларусь с обоснованием необходимости привлечения внешних аудиторов.
По итогам года проводится аудит годового отчета банка в составе, установленном Национальным банком Республики Беларусь.
Целью обязательного аудита банка по итогам года является выражение мнения аудиторской организации или аудитора - индивидуального предпринимателя о достоверности во всех существенных отношениях годового отчета банка.
Под достоверностью бухгалтерской отчетности во всех существенных отношениях понимается такая степень точности показателей бухгалтерской отчетности, при которой квалифицированный пользователь в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать верные решения.
Аудиторская организация или аудитор - индивидуальный предприниматель обязаны составить в установленной законодательством форме заключение по итогам обязательного аудита, выражающее мнение о достоверности годовой бухгалтерской отчетности банка.
В ходе аудиторской проверки банка аудиторская организация рассматривает следующие положения:
-
соблюдение законодательства Республики Беларусь в аудируемом периоде;
-
достоверность бухгалтерского учета и отчетности по совершаемым операциям;
-
финансовое состояние и риски банка, соблюдение требований по безопасному и ликвидному функционированию банка, качество управления банком, в том числе состояние внутреннего контроля в объемах, необходимых для подготовки аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности;
-
выполнение рекомендаций предыдущей аудиторской проверки.
В аудиторском заключении должны быть изложены все существенные нарушения, установленные и не устраненные в ходе проведения аудиторской проверки.
По результатам проведенного аудита бухгалтерской отчетности банка аудиторская организация (аудитор - индивидуальный предприниматель) должна (должен) подготовить аудиторское заключение в соответствии с установленными требованиями.
Годовая отчетность, составленная для публикации, обязана содержать аналогичную с итоговой частью аудиторского заключения запись, которая датируется и заверяется печатью и подписью руководителя аудиторской организации или аудитора - индивидуального предпринимателя.
Аудиторское заключение в полном объеме вместе с годовым отчетом представляются банком - заказчиком аудиторских услуг в Национальный банк Республики Беларусь в сроки, установленные законодательством.
Результаты аудиторской проверки годового отчета банка в случае составления условно-положительного либо отрицательного заключения или при отказе от выражения мнения подлежат рассмотрению Национальным банком Республики Беларусь на совещании с участием руководителей банка и аудиторской организации.
В настоящее время в республике аудитом банков занимаются шесть аудиторских организаций, имеющих в штате 3-4 аттестованных аудитора и 6 аудиторов - индивидуальных предпринимателей. Аттестованы на право осуществления аудита в банковской системе 15 аудиторов.
Очевидно, что количество аттестованных специалистов ограничено. Причем фактически большинство из них состоят в штате нескольких аудиторских организаций на условиях совместительства. В целом это приводит к тому, что проверки проводятся одними и теми же аудиторскими организациями или предпринимателями на протяжении ряда лет. Даже при смене банком аудиторской организации проверка проводится зачастую тем же аудитором.
В мировой практике внешний аудит - это действенный инструмент осуществления владельческого надзора. Непременное условие его эффективности - независимость внешних аудиторов от исполнительных органов банка и других лиц. В этих целях предусмотрена ротация аудиторов, осуществляющих внешний аудит банка, не реже каждых трех-пяти лет. Кроме того, во многих странах вопросы независимости аудиторов решаются путем установления законодательного требования об утверждении аудитора не руководителем исполнительного органа банка, а общим собранием акционеров либо советом директоров (наблюдательным советом).
Сегодня в соответствии с законом внешний аудит определен как предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и других документов организаций, которая должна отражаться в бухгалтерской отчетности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности и соответствии совершенных финансовых операций законодательству. Таким образом, внешний аудит, осуществляемый в соответствии с международными стандартами аудита (МСА) в отношении отчетности, составленной в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), по сути, не подпадает под данное определение.
Внедрение в Беларуси МСФО, расширение международного сотрудничества белорусских банков, в том числе по привлечению инвестиций в экономику страны, приводят к повышению потребности белорусских банков в осуществлении аудиторских проверок в соответствии с международными стандартами.
В мировой практике аудит осуществляется сотрудниками аудиторских компаний, обладающими квалификацией, подтвержденной сертификатами их членства в ведущих международных профессиональных бухгалтерских объединениях, к примеру, таких, как Ассоциация дипломированных привилегированных бухгалтеров Великобритании.
В связи с этим Национальный банк Республики Беларусь рекомендует:
-
в целях повышения качества аудиторских проверок осуществлять внешний аудит по международным стандартам под руководством аудиторов, подтвердивших свою квалификацию сертификатами их членства в ведущих международных профессиональных аудиторских и бухгалтерских объединениях;
-
в целях повышения независимости внешних аудиторов от исполнительных органов банков и повышения эффективности использования результатов аудиторских проверок в процессе владельческого надзора решение об утверждении внешнего аудитора принимать на уровне советов директоров (наблюдательных советов) банков.
Кроме того, для улучшения взаимодействия Национального банка Республики Беларусь и внешних аудиторов планируется ежегодное проведение деловых встреч и семинаров с аудиторами, осуществляющими аудит банков. В ходе таких встреч будут определяться задачи, стоящие перед аудиторами в связи с внедрением МСФО, обсуждаться результаты проведения аудита годовых отчетов, рассматриваться актуальные проблемы аудита и бухучета. Особое внимание мы намерены уделять методологии учета новых финансовых инструментов и другим аспектам финансовых новшеств.
10.2. ВНУТРЕННИЙ БАНКОВСКИЙ АУДИТ
Внутренний банковский контроль - процесс, осуществляемый банком (органами управления банка, структурными подразделениями и работниками) в целях обеспечения безопасного и ликвидного ведения банковского дела в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь и локальных нормативных правовых актов банка (локальные акты банка).
Система внутреннего контроля - совокупность организационной структуры, процедур и методов, принятых банком в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения банковской деятельности, уменьшения рисков, минимизации затрат и сохранности активов.
Целью системы внутреннего контроля является обеспечение следующих направлений:
-
эффективность и результативность финансово-хозяйственной деятельности при совершении банковских операций и других сделок, эффективность управления банковскими рисками, активами и пассивами, включая обеспечение сохранности активов;
-
достоверность, полнота, объективность и своевременность составления и представления финансовой, бухгалтерской, статистической и иной отчетности (для внешних и внутренних пользователей), а также информационная безопасность;
-
соблюдение требований нормативных правовых актов Республики Беларусь, локальных актов банка;
-
исключение вовлечения банка в финансовые операции, имеющие незаконный характер, в том числе предупреждение и пресечение деяний, связанных с легализацией доходов, полученных незаконным путем.
Внутренний банковский аудит - часть целостной системы внутреннего контроля, направленного на улучшение деятельности банка.
Под внутренним банковским аудитом понимается независимый контроль и оценка деятельности банка, осуществляемая путем проведения Департаментом внутреннего контроля регулярных проверок структурных подразделений банка.
Целью внутреннего аудита является оценка адекватности функционирующей системы внутреннего контроля в банке производимым операциям и принимаемым на себя рискам.
Служба внутреннего аудита осуществляет мониторинг, проверку, оценку эффективности функционирования системы внутреннего контроля банка, определяет свои предложения по повышению ее эффективности и контролирует их выполнение.
Аудиторы в процессе своей деятельности должны руководствоваться действующим законодательством Республики Беларусь и локальными актами банка, а также придерживаться общепринятых моральных правил, нравственных норм и соблюдать следующие принципы:
-
независимость;
-
профессионализм;
-
этика поведения.
Главная структура рабочего процесса внутреннего аудита включает такие шаги, как планирование аудита, проведение аудита и реализация рекомендаций по итогам аудита.
Планирование деятельности службы внутреннего аудита должно определять наиболее важные направления контроля на основе риск-подхода и способствовать наиболее эффективному распределению обязанностей среди аудиторов.
Планирование должно проводиться в соответствии с нижеперечисленными принципами:
-
комплексность, предполагающая обеспечение взаимосвязанности и согласованности всех этапов планирования;
-
непрерывность, выражающаяся во взаимосвязи этапов планирования по срокам и по структурным подразделениям, подвергающимся проверке;
-
оптимальность, заключающаяся в том, что в процессе планирования аудитору следует обеспечить возможность выбора оптимального варианта процедуры проверки для ее своевременного и качественного проведения.
Планирование деятельности службы внутреннего аудита производится с учетом требований действующего законодательства Республики Беларусь и стратегических задач банка.
При планировании повышенное внимание уделяется структурным подразделениям и банковским продуктам, имеющим наибольший риск. С этой целью аудиторы проводят предварительный мониторинг и анализ информации о деятельности структурных подразделений. Мониторинг направлен на изучение ключевых рисков и вероятности их возникновения в том или ином структурном подразделении банка или банковском продукте.
Ежегодно за десять дней до начала планируемого периода руководитель службы внутреннего аудита представляет на утверждение председателю Правления банка либо куратору службы внутреннего аудита годовые планы работы и проведения проверок.
Служба внутреннего аудита планирует свою работу таким образом, чтобы была обеспечена определенная (не реже одного раза в три года) периодичность проведения проверок структурных подразделений. Цикл аудита определяется исходя из анализа и оценки рисков проверяемого объекта.
Процесс проведения внутреннего аудита включает: подготовку аудита, проведение проверки в структурном подразделении, согласование недостатков и проекта отчета с проверяемыми, составление рабочей документации и заключительного отчета по результатам проведенного аудита.
Службой внутреннего аудита осуществляются:
-
проверки финансово-хозяйственной деятельности (филиалов банка, направлений банковского бизнеса либо подразделений центрального офиса банка);
-
проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности структурных подразделений;
-
тематические проверки структурных подразделений;
-
проверки выполнения мероприятий по результатам предыдущих проверок;
-
внеплановые проверки по заданию руководства банка.
Проверка финансово-хозяйственной деятельности предполагает полномасштабное осуществление контроля по всем направлениям банковской деятельности проверяемого объекта в целях выявления банковских операций, подверженных наибольшему риску, неэффективного ведения банковского дела, нарушения банковского законодательства, установления фактов хищений и растрат и т.д.
Проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности включает осуществление контроля по нескольким направлениям банковской деятельности.
Тематическая проверка проводится по одному определенному вопросу. При проведении тематической проверки анализируется и проверяется конкретный вопрос финансово-хозяйственной деятельности структурного подразделения банка, банковского продукта или соблюдения политики банка в конкретной области ведения банковского дела.
Проверка выполнения мероприятий по результатам предыдущих проверок выполяется с целью оценки полноты и эффективности мер, предпринятых руководством структурного подразделения к устранению и недопущению в дальнейшем выявленных проверками недостатков и нарушений.
Внеплановые проверки могут быть инициированы председателем или членом Правления банка либо коллегиальным органом управления банком.
Проверки дочерних структур банка производятся на основании решений коллегиальных органов управления банком либо председателя Правления банка.
Процесс подготовки аудита включает следующие этапы:
-
определение целей и методов осуществления аудита с учетом зон риска в деятельности проверяемого структурного подразделения;
-
ознакомление с информацией об объекте, подлежащем проверке, имеющейся в распоряжении службы внутреннего аудита, и ее анализ;
-
определение периода, охватываемого проверкой, и предварительных сроков проведения проверки;
-
определение объема аудита;
-
определение необходимого состава группы аудиторов для выполнения проверки;
-
разработка и утверждение программы проведения проверки.
Ознакомление с информацией об объекте, подлежащем проверке, осуществляется на основании:
-
материалов предыдущих проверок, проведенных как специалистами Департамента внутреннего контроля, так и других подразделений банка;
-
материалов проверок, проведенных внешними контролирующими органами;
-
мероприятий по устранению нарушений, выявленных проверками, и информации о ходе их выполнения;
-
информации о деятельности объекта проверки, полученной от структурных подразделений центрального офиса банка;
-
сведений о деятельности объекта проверки, полученных посредством программных продуктов, используемых в банке;
-
решений коллегиальных органов банка, регламентирующих деятельность объекта проверки;
-
бухгалтерских и статистических отчетов (балансов, отчетов о дебиторской и кредиторской задолженности и т. д.), сведений об изменениях в организационной структуре и других материалов, относящихся к деятельности объекта аудита.
Для исполнения своих обязанностей в пределах утвержденного задания аудиторы имеют право свободного доступа к рассмотрению и проверке всех документов, касающихся деятельности банка (книгам, учетным записям, отчетности, деловой корреспонденции, прикладному программному обеспечению, функционирующему в системе банка). Копии с полученных документов, записей с расшифровками, хранящихся в локальных вычислительных сетях и автономных компьютерных системах, работники Департамента могут снимать в соответствии с порядком, установленным в банке. Аудиторы определяют соответствие действий и операций, осуществляемых сотрудниками банка, требованиям действующего законодательства, нормативным актам Национального банка Республики Беларусь, локальным актам банка.
Сроки проведения проверок определяются руководителем службы внутреннего аудита в зависимости от объема планируемой проверки и состава рабочей группы.
Срок проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности структурного подразделения не должен превышать тридцать календарных дней. Продление срока проверки осуществляется председателем Правления банка на основании ходатайства руководителя проверки.
Срок проведения проверок отдельных вопросов банковской деятельности, выполнения мероприятий, тематических и внеплановых проверок устанавливаются индивидуально в каждом отдельном случае в зависимости от объема и сложности проверяемых вопросов, но не более срока, установленного для проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности.
Состав рабочей группы для проведения проверки определяется исходя из ее характера, сложности, предполагаемого количества затрат рабочего времени, уровня профессионализма аудиторов и их специализации. В рабочую группу для проведения проверки возможно привлечение специалистов структурных подразделений банка на основании решения председателя Правления либо члена банка.
Для проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности назначается рабочая группа составом не менее трех специалистов. Руководитель рабочей группы, как правило, - главный аудитор Департамента внутреннего контроля. В отдельных случаях руководителем рабочей группы может быть назначен другой специалист из штата Департамента внутреннего контроля. В период проведения проверки все члены рабочей группы подчинены непосредственно руководителю рабочей группы независимо от исполнения ими своих прямых должностных обязанностей.
Для определения основных вопросов, подлежащих проверке, руководителем проверки по согласованию с руководителем службы внутреннего аудита разрабатывается и представляется на утверждение председателю правления банка либо куратору службы внутреннего аудита программа проверки. Изменения, вносимые в программу проверки, должны согласовываться с лицом, утвердившим ее.
При проведении проверок, выполнения мероприятий по результатам предыдущих проверок, тематических и внеплановых проверок (кроме комплексных) составление программы проверки не требуется.
Проведение проверки и обеспечение аудита. Основанием для проведения проверки службой внутреннего аудита является приказ или распоряжение (письменное либо устное) председателя Правления банка на ее проведение.
Проверка состоит из двух этапов:
-
предварительного анализа и оценки деятельности структурного подразделения банка за намеченный период;
-
сравнительной оценки предварительных данных с фактическим состоянием дел в структурном подразделении.
На первом этапе члены рабочей группы производят сбор, анализ и оценку информации с целью определения наиболее рисковых направлений в деятельности определенного для проверки структурного подразделения. На основании приказа (распоряжения) о проведении проверки структурного подразделения Департамент автоматизации и информационных технологий на период проведения проверки обеспечивает членам рабочей группы доступ к автоматизированным ресурсам, используемым проверяемым подразделением. На основании данных, полученных из автоматизированных банковских систем, по результатам интервьюирования и иных источников производится предварительный анализ деятельности проверяемого подразделения, определяются наиболее рисковые направления.
Из собранной информации и анализа делаются предварительные выводы (оценка), вырабатываются предложения для более детального контроля и подготовки рекомендаций на втором этапе.
Анализ деятельности структурных подразделений банка должен осуществляться на постоянной основе.
На втором этапе проводится оценка предварительно полученных сведений с фактическим состоянием дел в структурном подразделении непосредственно с выходом на место его расположения.
Руководитель подлежащего проверке объекта ставится в известность о ее проведении накануне и должен быть ознакомлен с программой проведения проверки в день начала проверки. Внезапные проверки по заданию руководства банка проводятся без предварительного оповещения руководства подлежащего проверке структурного подразделения банка.
Руководитель проверяемого структурного подразделения при проведении проверки обязан выполнить следующие требования:
-
обеспечить создание аудиторам условий работы, удовлетворяющих эффективному проведению проверки и оперативному представлению всей необходимой документации и информации, а также давать по их устному или письменному запросу разъяснения и объяснения в устной или письменной форме по выявленным проверкой фактам нарушений;
-
содействовать проведению проверки, т. е. не допускать каких-либо действий, направленных на ограничение круга
-
вопросов, подлежащих выяснению при проведении проверки;
-
• не пытаться воздействовать на аудиторов в целях изменения их выводов по результатам проверки.
-
При проведении проверки структурного подразделения банка, расположенного вне центрального офиса банка, руководитель проверяемого подразделения должен предоставить аудиторам рабочие места по возможности в изолированном от посторонних лиц служебном помещении. Рабочая группа должна быть обеспечена также компьютерами с программным обеспечением, позволяющим осуществлять просмотр операций и отчетности по финансово-хозяйственной деятельности. При проведении проверок (за исключением г. Минска) руководитель рабочей группы обеспечивается средствами мобильной связи.
-
Документы и другие затребованные аудиторами материалы передаются на рабочие места членов рабочей группы в порядке и сроки, установленные ими. Документы, не представленные до завершения проверки, в учет не принимаются.
-
Руководитель проверяемого объекта несет ответственность за достоверность представляемой информации, в отношении которой проводится аудит.
-
Объем работ. При проведении проверки аудитор должен знать конкретные цели проверки и самостоятельно определить методы проверки, посредством которых данные цели могут быть достигнуты наилучшим образом. Применение методов проверки зависит от характера и объема выполняемых проверяемым подразделением операций, уровня системы внутреннего контроля, объема и результатов предыдущих проверок.
-
Проверка может проводиться, выборочным или сплошным методом.
-
Профессиональный уровень аудитора не требует от него детального контроля всех сделок (операций), а позволяет проведение проверок в необходимых пределах. При выборочной проверке аудиторы не могут дать абсолютной гарантии отсутствия нарушений или соблюдения установленных норм.
-
Выборка - это способ проведения проверки, при котором аудитор проверяет деятельность структурного подразделения банка не сплошным порядком, а выборочно. Важнейшим требованием, которое должно быть выполнено при осуществлении выборки, является обеспечение ее представительности.
Представительность выборки - это свойство выборки, позволяющее дать возможность аудитору сделать на ее основе правильные выводы о всей проверяемой совокупности. Требование представительности предполагает, что все элементы проверяемой совокупности (совокупность всех проверяемых на данном участке элементов документации структурного подразделения банка) должны иметь равную вероятность быть отобранными в выборку.
Объем выборки и необходимость ее отражения в материалах проверки определяет аудитор либо руководитель проверки. При определении объема выборки, аудитор должен принимать во внимание допустимую ошибку и риск выборочной проверки, который представляет собой вероятность того, что выводы и предложения по результатам проверки, основанные на исследовании выборки, могут отличаться от заключения, которое было бы сделано, если бы аудитор проверил всю совокупность данных с применением тех же аналитических процедур.
В случае установления при выборочной проверке фактов хищения, растрат, злоупотреблений все документы, касающиеся вопроса, по которому были выявлены эти факты, должны быть проверены сплошным порядком. Документы по списанию потерь и убытков подлежат сплошной проверке.
Отчеты внутреннего аудита и документирование. В материалах проверки аудитор должен отражать все известные ему и подтвержденные соответствующими документами факты, повлекшие нарушение требований действующего законодательства, локальных актов банка, искажение отчетности, другой информации или сокрытие противоправных действий.
В случае установления фактов нарушений аудитор обязан выяснить их сущность, а именно: что нарушено, в каком периоде и каким образом.
При выявлении недостатков и нарушений необходимо также установить причины нарушения, их последствия и виновных лиц.
Аудиторы при проведении проверок должны производить оценку достаточности и эффективности системы внутреннего контроля проверяемого подразделения.
По результатам проверки аудиторы обязаны дать соответствующие рекомендации по устранению выявленных нарушений, усилению внутреннего контроля.
Руководитель рабочей группы персонально отвечает за весь ход проведения проверки. Члены рабочей группы также несут персональную ответственность за своевременное и качественное проведение проверки в пределах возложенных на них обязанностей и предоставленных прав.
Результаты проверки структурного подразделения оформляются отчетом о результатах проверки. В отчете по результатам проверки приводятся обобщенные итоговые данные и факты, а также рекомендации по устранению в дальнейшей работе выявленных недостатков.
Комментарии службы внутреннего аудита о деятельности проверяемого подразделения и рекомендации по улучшению его работы также включаются в материалы проверки. При наличии у аудитора особого мнения по результатам проведенной им проверки при составлении отчета он вправе сделать об этом оговорку. Руководитель проверки не имеет права настаивать на изменении аудитором своих выводов или оценки по результатам проведенного аудита.
Структура отчета по результатам проведенного аудита включает в себя титульный лист, общее представление, таблицу результатов и отчет в деталях.
Титульный лист содержит общую информацию об объекте аудита и должностных лиц, которым направляется отчет; общее представление включает все главные результаты аудита и содержит обобщенное мнение аудита о состоянии дел в проверяемом структурном подразделении, основные недостатки и риски; таблица результатов содержит рекомендации по результатам аудита; отчет в деталях содержит описание недостатков и нарушений и рекомендации по их устранению и недопущению в дальнейшей работе, срок проведения проверки и согласования, проверяемый период и состав рабочей группы.
По результатам проверки (ревизии) касс, обменных пунктов составляется акт по форме, установленной соответствующими нормативными правовыми актами Национального банка Республики Беларусь, которые прилагаются к отчету.
Материалы внеплановых проверок по заданию руководства банка могут быть оформлены с отступлением от установленной процедуры и типовой формы отчета.
Все материалы, служащие подтверждением обнаруженных аудитом нарушений, должны быть задокументированы как часть аудиторских рабочих бумаг, в том числе с использованием рабочих таблиц. В необходимых случаях к отчету могут быть приложены копии документов или выписки из различных учетных регистров, а также справки и расчеты, составленные на основании проверенных документов, заверенные в установленном порядке.
В рабочих таблицах, прилагаемых к отчету, производится документирование нарушений и указываются все необходимые данные по каждому факту: период, на протяжении которого совершались нарушения и их характер, даты и номера документов, виновные лица и другие обязательные сведения. Рабочие таблицы составляются в двух экземплярах. Один экземпляр рабочих таблиц остается в структурном подразделении до подписания окончательного варианта отчета по результатам проверки.
Согласование рабочих таблиц с руководителями проверяемых подразделений (ответственными исполнителями) должно производиться не позднее одного рабочего дня до срока завершения проверки.
В день завершения проверки руководителем проверки производится систематизация материалов по ее результатам и формируется предварительный вариант отчета. До сведения руководства проверяемого подразделения доводится информация о рекомендациях по устранению недостатков в работе, которые будут даны службой внутреннего аудита.
Один экземпляр предварительного отчета остается в проверенном подразделении для согласования рекомендаций. В течение трех рабочих дней после завершения аудиторской проверки материалы должны быть согласованы с руководителем службы внутреннего аудита, ее куратором, а при необходимости с руководителями заинтересованных подразделений центрального офиса банка. По истечении указанного срока окончательный вариант согласованного отчета в двух экземплярах подписывается руководителем проверки, регистрируется секретариатом в соответствии с локальными актами банка и направляется в структурное подразделение, подвергнутое проверке, для ознакомления.
Руководитель и главный бухгалтер проверенного подразделения в течение одного рабочего дня обязаны ознакомиться с материалами проверки, о чем в заключительной части отчета делаются соответствующие подписи, и напра
вить 1-й экземпляр окончательного варианта отчета вместе с рабочими таблицами в Департамент внутреннего контроля для хранения.
В сроки, обозначенные в таблице результатов, руководство проверенного структурного подразделения должно информировать службу внутреннего аудита о выполнении рекомендаций по итогам проверки. Контроль за исполнением рекомендаций возлагается на руководителя проверки.
Ответственность за устранение недостатков и нарушений, выявленных проверками, и выполнение рекомендаций аудита несут руководители проверяемых подразделений.
После реализации материалов аудита предварительные варианты отчета подлежат уничтожению.
По результатам проверки структурному подразделению могут быть предложены конкретные рекомендации по устранению недостатков, отраженных в материалах аудита. К таковым относятся:
-
мероприятия организационного характера, направленные на повышение эффективности взаимодействия структурных подразделений с целью снижения затрат, а также улучшение системы контроля на всех этапах совершения операций;
-
мероприятия, направленные на разработку конкретных действий по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также пересмотру либо совершенствованию системы функционального контроля.
Кроме того, по результатам проверок службой внутреннего аудита могут быть даны руководителям департаментов центрального офиса рекомендации по изменению локальных актов банка, доработке или разработке программного обеспечения, пересмотра процедур, регламентирующих осуществление банковских операций либо иные рекомендации. Рекомендации фиксируются в отчете по результатам проверки и оформляются докладной запиской в адрес руководителя структурного подразделения за подписью руководителя службы внутреннего аудита либо ее куратора.
Реализация материалов. Материалы проверок после получения окончательного отчета рассматриваются куратором. Председатель Правления и главный бухгалтер банка должны быть проинформированы о результатах проведенной проверки. Информация о результатах проверок может также направляться членам Правления банка. После ознакомления с материалами совместно с руководителем службы внутреннего аудита определяется способ их реализации. В зависимости от объема и существенности выявленных нарушений применяется одна из форм реализации:
-
рассмотрение материалов председателем Правления банка;
-
рассмотрение на заседаниях коллегиальных органов банка;
-
рассмотрение результатов проверки на рабочем совещании у куратора;
-
информационное письмо (докладная записка) в адрес руководства проверяемого объекта.
Реализация материалов производится не позднее тридцати дней с момента подписания отчета по результатам проверки. Рассмотрение материалов может производиться как с участием руководства проверяемого структурного подразделения, так и без его участия. В рассмотрении материалов могут принимать участие и руководители заинтересованных структурных подразделений, которые предварительно знакомятся с материалами проверки.
По истечении шести месяцев с момента окончания проверки службой внутреннего аудита проводится проверка выполнения мероприятий по устранению недостатков, зафиксированных в отчете по результатам проверки фи- нансово-хозяйственной деятельности. Указанная проверка проводится в соответствии с утвержденной процедурой. Проверка должна отражать полноту и эффективность предпринятых структурным подразделением мер к устранению и недопущению в дальнейшем недостатков и нарушений, установленных предыдущей проверкой. Кроме того, фиксируется ход и степень реализации рекомендаций, наличие нарушений, аналогичных ранее выявленным. Контроль выполнения мероприятий по результатам тематических проверок, проверок отдельных вопросов и внеплановых проверок по заданию руководства банка может производиться как с выходом непосредственно в структурное подразделение банка, так и путем переписки.
Материалы проверок являются документами служебного пользования, регистрируются по специальному делопроизводству.
Любое несанкционированное тиражирование и распространение материалов проверок запрещено. Ответственность за несанкционированное тиражирование и распространение материалов проверки в период ее проведения несет руководитель проверки, а в период их нахождения в проверяемом подразделении - руководитель этого подразделения, после поступления в Департамент внутреннего контроля и регистрации - лицо, ответственное за ведение специального делопроизводства.
Ознакомление с материалами проверок руководителей структурных подразделений банка производится только с разрешения руководителя службы внутреннего аудита. Представление материалов третьим лицам производится по согласованию с председателем Правления банка либо куратором.
Службой внутреннего аудита производится изучение, обобщение и систематизация недостатков и нарушений, выявленных по результатам проведенных Департаментом проверок структурных подразделений банка. По согласованию с председателем правления либо куратором обобщенные материалы проверок доводятся до структурных подразделений банка.
Координация действий. Служба внутреннего аудита организует и осуществляет координацию работы в области контроля и аудита с Национальным банком Республики Беларусь, внешними контролирующими органами, внешним аудитом банка. Руководитель службы внутреннего аудита является официальным представителем банка в работе с членами ревизионной комиссии банка, внешним аудитом и способствует осуществлению их планов и действий.
Служба внутреннего аудита имеет право запрашивать все банковские документы и информацию, необходимые для проведения проверок Национальным банком Республики Беларусь, внешними контролирующими органами и внешним аудитом. Запросы о представлении информации и документов направляются в адрес подразделений за подписью куратора или руководителя службы внутреннего аудита.
Структурные подразделения банка обязаны исполнять данные запросы в установленные службой внутреннего аудита сроки. Филиалы банка направляют информацию (документы) по принадлежности в подразделения центрального офиса, курирующие данные направления банковской деятельности. Полученная от филиалов информация анализируется и проверяется ответственными исполнителями соответствующих подразделений центрального офиса банка на предмет ее соответствия балансовым данным, отчетности (и иным требованиям) и в установленные сроки представляется в службу внутреннего аудита. Запрашиваемую информацию структурные подразделения банка представляют в электронном виде, а при необходимости - с последующим подтверждением ее на бумажном носителе за подписью руководителя или его заместителя.
Выверенная и надлежащим образом сформированная информация, полученная от структурных подразделений банка, представляется службой внутреннего аудита заявителям в соответствии с их запросами. Руководители структурных подразделений банка несут ответственность за достоверность, полноту и своевременность представления информации.
Все структурные подразделения банка должны согласовывать со службой внутреннего аудита планы проведения проверок и представлять материалы проведенных проверок структурных подразделений банка (кроме материалов проверок последующего контроля) не позднее пяти дней с момента их оформления.
При наличии в материалах проверок, проведенных внешними контролирующими органами, недостатков и нарушений, копии указанных материалов направляются в адрес службы внутреннего аудита. О фактах применения к банку финансовых санкций со стороны внешних контролирующих органов куратор и руководитель службы внутреннего аудита должны быть поставлены в известность незамедлительно.
При подготовке к утверждению органами управления банка все локальные нормативные правовые акты банка проходят процедуру согласования со службой внутреннего аудита. В соответствии с принципами независимости в разработке локальных актов банка (кроме регламентирующих процесс организации внутреннего аудита) служба внутреннего аудита участия не принимает.
После утверждения коллегиальным органом банка копия локального нормативного правового акта должна представляться в службу внутреннего аудита банка.
Сотрудники всех подразделений банка должны оказывать специалистам службы внутреннего аудита содействие в осуществлении ими своих прямых должностных обязанностей.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
-
Что является объектом аудиторской проверки?
-
Дайте определение понятию «аудит».
-
Назовите основные цели аудита в современных условиях.
-
Какая ответственность аудиторской организации предусмотрена действующим законодательством?
-
Как осуществляется лицензирование внешних аудиторов в Национальном банке Республики Беларусь?
-
В чем сущность и основные разделы договора на оказания аудиторских услуг?
-
Из каких частей состоит аудиторское заключение?
-
Назовите требования, предъявляемые к содержанию аудиторского заключения.
-
Что представляет собой рабочая документация внутреннего аудитора?
-
Каковы порядок и содержание внутреннего аудита в банке?
-
Перечислите основные задачи внутреннего аудита банка.
ЛИТЕРАТУРА
-
Банковский кодекс Республики Беларусь от 25.10.2000 г. № 441-3 (ред. от 17.07.2006 г. № 145-3) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. Минск, 2007.
-
Белоглазова, Г.Н. Банковское дело/ Г.Н. Белоглазова [и др.]; под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. М., 2005.
-
Бондарь, Т.Е. Комментарий к инструкции по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности / Т.Е. Бондарь // Финансы. Учет. Аудит. 2005. № 6.
-
Вулфел, Ч. Дж. Энциклопедия банковского дела и финансов / Ч. Дж. Вулфел. Самара, 2000.
-
Тарасов, В.И. Деньги. Кредит. Банки / В.И. Тарасов. Минск, 2003.
-
Ермолович, Л.Л. Практикум по анализу хозяйственной деятельности организаций / Л.Л. Ермолович. Минск, 2005.
-
Закон Республики Беларусь о валютном регулировании и валютном контроле № 226-3 от 22.07.2003 г. (ред. от 29.06.2006 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. Минск, 2007.
-
Инструкция о банковском переводе: постановление Правления Национального банка Республики Беларусь 29.03.2001 г. № 66 (ред. от 28.12.2006 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. Минск, 2007.
-
Инструкция о нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций: постановление Правления Национального банка Республики Беларусь 28.09.2006 г. № 137 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. Минск, 2007.
-
Инструкция о порядке предоставления (размещения) денежных средств банками в форме кредита и их возврата: постановление Правления Национального банка Республики Беларусь 30.12.2003 г. № 226 (ред. от 28.12.2006 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. Минск, 2007.
-
Инструкция по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности: постановление Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства статистики и анализа Республики Беларусь 14.05.2004 г. № 81/128/65 (ред. от 25.05.2006 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. Минск, 2007.
-
Кравцова, Г.И. Организация деятельности коммерческих банков. / Г.И. Кравцова [и др.]; под общ. ред. Г.И. Кравцовой. Минск, 2002.
-
Лаврушин, О.И. Банковское дело / О.И. Лаврушин [и др.]; под ред. О.И. Лаврушина. М., 2002.
-
Миллер, Р.-Л. Современные деньги и банковское дело / Р.-Л. Миллер, Д.Д. Ван-Хуз. М„ 2000.
-
Основы банковской деятельности / под ред. К.Р. Тагир- бекова. М., 2003.
-
Панкевич, СП. Основные подходы к анализу финансового состояния субъектов предпринимательской деятельности / С.П. Панкевич // Экономика. Финансы. Управление. 2005, № 2.
-
Рекомендации по финансово-экономическому анализу и платежеспособности субъектов предпринимательской деятельности АСБ «Беларусбанк» от 06.08.2004 г. № 03-3-16/11768.
-
Савицкая, Г.В. Экономический анализ / Г. В. Савицкая. М„ 2005.
-
Тавасиев, А.М. Банковское дело: базовые операции для клиентов / А.М. Тавасиев. М„ 2005.
-
Тарасов, В.И. Банковское дело / В.И. Тарасов, А.И. Ав- раменко. Минск, 2005.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 3
- Глава 1 организация деятельности банков
- 1.1. Банковская система республики беларусь
- 1.2. Порядок регистрации и лицензирования деятельности банков
- 1.3. Нормативы безопасного функционирования, устанавливаемые для банка
- Нормативы минимального размера уставного фонда
- Норматив минимального размера нормативного капитала банка '
- 3.Нормативы ликвидности
- 4.Нормативы достаточности нормативного капитала
- 5.Нормативы ограничения кредитных рисков
- 6.Нормативы ограничения валютного риска
- 7.Нормативы участия банка в уставных фондах других коммерческих организаций
- 1.4. Порядок формирования и использования банками специальных резервов на покрытие возможных убытков но активам и операциям, не отраженным на балансе
- Глава 2
- 2.1. Фонды банка как основной компонент собственных средств
- 2.2. Привлеченные и заемные средства банков, их характеристика
- Глава 3
- 3.1. Сущность кредита, его виды
- 3.6. Порядок кредитования юридических
- 3.61. Порядок рассмотрения вопроса о предоставлении денежных средств в форме кредита
- 3.6.2. Порядок принятия решения о предоставлении кредита и заключение кредитного договора
- 3.6.3. Способы предоставления денежных средств в форме кредита
- 3.6.4. Порядок погашения кредита и уплаты процентов по нему
- 3.6.5. Пролонгация кредитов
- 3.6.6. Завершение кредитного процесса
- 3.7. Оценка кредитоспособности кредитополучателя
- 3.7.1. Понятие, значение, задачи и источники анализа финансового состояния организации
- 3.7.2. Анализ равновесия между активами организации и источниками их формирования
- 3.7.3. Методика оценки финансового состояния организации
- 3.7.4. Понятие платежеспособности и ликвидности организации
- 3.7.5. Анализ ликвидности баланса
- 3.7.6. Сущность кредитоспособности организации и экономическая оценка основных показателей, ее характеризующих
- 3.8. Порядок кредитования физических лиц
- Глава 4 лизинговые операции банков
- Глава 5 факторинговые операции банков
- Глава 6 расчетное обслуживание клиентов банка
- 6Л. Банковский перевод
- 6.3. Дебетовый перевод
- 6.5. Расчеты чеками из чековой книжки ]
- 6.6. Расчеты расчетными чеками
- Глава 7 фондовые операции
- 7.1. Банки на рынке ценных бумаг
- 7.3. Клиентские операции с ценными бумагами
- Глава 7 трастовые операции банков
- Глава9 валютные операции
- 9.6.2. Порядок проведения банками валютно-обменных операций с участием физических лиц
- Глава 10
- Глава 1. Организация деятельности банков 5
- Глава 2. Пассивные операции банков 20
- Глава 3. Кредитные операции 40
- Глава 10. Банковский аудит 250