43. Особенности привлечения к ответственности кредитных организаций за нарушение валютного законодательства;
Административная ответственность за нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования установлена ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). Статья 15.25 КоАП РФ включает в себя несколько составов административных правонарушений, совершенных в процессе обращения валютных ценностей, из которых целесообразно остановиться на самых распространенных правонарушениях, совершаемых в процессе осуществления предпринимательской деятельности.
Но прежде чем обратиться к конкретным правонарушениям в сфере валютного регулирования, следует обратить внимание на содержание административного правонарушения, которое характеризуется наличием четырех обязательных признаков (объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения и субъективная сторона правонарушения). Отсутствие одного из них исключает наличие состава правонарушения и, следовательно, на основании ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Общим объектом правонарушений, предусмотренных ст. 15.25 КоАП РФ, являются общественные отношения, складывающиеся в процессе обращения валютных ценностей. Объективная сторона выражается в совершении деяния (действия или бездействия), предусмотренного ст. 15.25 КоАП РФ, за которое установлена административная ответственность. Субъектом правонарушения могут быть как резиденты (граждане только по достижении 16 лет), так и нерезиденты, при условии осуществления валютной операции, противоречащей законодательству РФ и совершенной на ее территории. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной (в форме умысла или неосторожности). Поэтому вина подлежит доказыванию во всех случаях привлечения к ответственности по ст. 15.25 КоАП РФ. Обязанность по доказыванию вины лица, привлекаемого к ответственности, возлагается на органы валютного контроля.
Основанием для привлечения к ответственности по ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ является невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Санкцией за совершение данного правонарушения является наложение административного штрафа на должностных и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.
С принятием Федерального закона № 173-ФЗ значительно изменились требования к порядку зачисления валютной выручки. Данная обязанность установлена в ст. 19 Федерального закона № 173-ФЗ и заключается в следующем. Согласно подп. 1 п. 1 ст. 19 Федерального закона № 173-ФЗ при осуществлении внешнеторговой деятельности резидент обязан обеспечить в сроки, предусмотренные внешнеторговыми контрактами, получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями данных контрактов за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Таким образом, обязанность по зачислению не распространяется на те поступления в пользу резидента из-за рубежа, основой получения которых не являются внешнеторговые договоры (например, дивиденды).
Другим существенным моментом при рассмотрении ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ является указание на срок, в течение которого резидент должен исполнить обязанность по зачислению денежных сумм на банковские счета в уполномоченных банках. Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона № 173-ФЗ таким сроком является срок, предусмотренный внешнеторговым контрактом для исполнения обязанностей нерезидентом по оплате товаров, работ, услуг или исключительных прав.
Вместе с тем из общего правила об обязательном зачислении валютной выручки установлены исключения, которые перечислены в ст. 19 названного закона. Так, резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту РФ в следующих случаях:
-при зачислении валютной выручки на счета юридических лиц — резидентов или третьих лиц в банках за пределами территории РФ — в целях исполнения обязательств юридических лиц-резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств — членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше 2 лет (подп. 1 п. 2 ст. 19);
-при оплате заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов, связанных с сооружением резидентами объектов на территориях иностранных государств (подп. 2 п. 2 ст. 19);
-при использовании иностранной валюты, получаемой резидентами от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами РФ, для покрытия расходов по их проведению (подп. 3 п. 2 ст. 19);
-при проведении зачета встречных требований по обязательствам между нерезидентами и резидентами, являющимися транспортными организациями, или между нерезидентами и резидентами, осуществляющими рыбный промысел за пределами таможенной территории РФ (подп. 4 п. 2 ст. 19).
Одним из обязательных признаков административного правонарушения является вина нарушителя. В данном случае при применении ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ контролирующие органы должны доказать, что у резидента имелась возможность обеспечить получение на свой банковский счет в уполномоченном банке иностранной валюты или валюты РФ от нерезидентов, но им не были приняты все зависящие от него меры по выполнению указанной обязанности. В связи с этим обратимся к судебной практике в части выяснения, какие именно меры признает суд разумными и достаточными со стороны резидента для обеспечения получения валютной выручки.
- 1. Понятие «Банковского права», как отрасли Российского права;
- 2. Предмет и метод правового регулирования отрасли «Банковское право»;
- 3. Источники регулирования «Банковского права»;
- 4. Банковское правоотношение;
- 5. «Кредитная система» в Российской Федерации;
- 6. Особенности правового положения банков;
- 7. Особенности правового положения небанковских кредитных организаций;
- 8. Правовое положение обособленных подразделений кредитных организаций;
- 9. Правовое положение кредитных организаций с участием иностранного капитала;
- 10. Обязательные экономические нормативы. Их значение в деятельности кредитной организации;
- 11. Правовое положение Центрального Банка рф;
- 12. Организационная структура Центрального Банка рф;
- 13. Функции Центрального банка рф;
- 14. Надзор Центрального Банка рф за деятельностью кредитных организаций;
- 15. Лицензирование банковской деятельности; виды лицензий;
- 16. Ответственность коммерческих банков за нарушение норм банковского законодательства;
- Бр является органом банк.Регулирования и надзора.И в этой связи выполняет следующие законодательно закрепленные за ним функции:
- 17. Банковские резервы и их виды;
- 18. Риски в деятельности кредитных организаций;
- 19. Договор банковского счета;
- 20. Договор банковского вклада;
- 21. Кредитный договор;
- 22. Договор на расчетно - кассовое обслуживание;
- 23. Участие кредитных организаций в сделках лизинга и факторинга;
- 24. Способы обеспечения банковского кредита;
- 25. Разновидности залога в обеспечении полученной ссуды;
- 26. Страхование вкладов граждан
- 27. Правовые основы обращения банковских билетов (наличных денег);
- 28. Особенности расчетов банковскими билетами (наличными деньгами);
- 29. Правовые основы расчетов при помощи «электронных денег»;
- 30. Юридическая ответственность за нарушения установленного порядка денежного обращения;
- 31. Порядок расчетов платежными поручениями;
- 32. Порядок расчетов платежными требованиями – поручениями;
- 33. Порядок расчетов аккредитивом;
- 34. Особенности расчетов по инкассо;
- 35. Особенности обращения векселей на территории рф;
- 36. Предмет валютного регулирования. Валютные ценности;
- 37. Субъекты валютных правоотношений в рф;
- 38. Классификация валютных операций;
- 39. Операции кредитных организаций по купле-продаже иностранной валюты;
- 40. Регулирование деятельности кредитных организаций в сфере обращения драгоценных металлов и камней;
- 41. Права и обязанности кредитной организации - агента валютного контроля в рф;
- 42. Ответственность за нарушения валютного законодательства;
- 43. Особенности привлечения к ответственности кредитных организаций за нарушение валютного законодательства;
- 44. Понятие и виды ценных бумаг: особенности, признаки;
- 45. Профессиональные участники рынка ценных бумаг;
- 46. Совмещение деятельности на рынке ценных бумаг;
- 47. Требования, предъявляемые к кредитным организациям, как профессиональным участникам рынка ценных бумаг;
- 48. Участие кредитной организации в брокерской и дилерской деятельности;
- 49. Управление кредитной организацией ценными бумагами и осуществление депозитарной деятельности;
- 50. Функции и задачи Федеральной Службы по финансовым рынкам в сфере регулирования работы кредитных организаций с ценными бумагами.