logo
k_ekzamenu_BP

11. Правовое положение Центрального Банка рф;

ФЗ «о ЦБ» в ред. 2002г.

ЦБ в соотв. с ФЗ – юридическое лицо, учредителем которого является РФ, с уставным капиталом 3 млрд. рублей, но с организационно правовой формой, которая не указана в законе.

Особенности организационно-правовой формы ЦБ:

1. ЦБ выполняет банковские операции как любые кредитные организации за исключением физических и юридических лиц;

2. ЦБ в своей деятельности не преследует цели извлечения прибыли, хотя он её получает. 75% полученной прибыли (чистой прибыли после уплаты налога на прибыль и прочих налогов) передается в доход бюджета.

3. ЦБ не отвечает по обязательствам РФ (учредителя), а учредитель (РФ) не отвечает по обязательствам ЦБ, если иное не предусмотрено законом.

4. ЦБ под контролем государственной думы и формально под контролем счетной палаты (ФЗ «о счетной палате») счетная палата производит аудит только с согласия национального банковского совета (типа общественного контроля за банковской деятельность).

Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка России законодательно определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами. Согласно Конституции Российской Федерации главной задачей Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля. В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" основными целями деятельности Банка России являются: укрепление покупательной способности и курса рубля по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы России: обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Реализация этих целей осуществляется Банком России независимо от органов государственной власти (ст. 75 Конституции Российской Федерации и ст. 5 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"). Получение прибыли не входит в цели деятельности Банка России.

Принцип независимости - ключевой элемент статуса Центрального банка Российской Федерации - проявляется прежде всего в том, что Банк России не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Независимость статуса Банка России отражена в ст. 1, 2 и 5 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Банк России является юридическим лицом и выступает как субъект публичного права. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России осуществляются самим Банком России; изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются. Финансовая независимость Центрального банка Российской Федерации выражается также в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства. В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России. В случаях такого вмешательства Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента. Кроме того, Банк России вправе защищать свой статус и полномочия в судебном порядке.

Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России*, а также назначает аудитора Банка России и утверждает годовой отчет Центрального банка Российской Федерации и аудиторское заключение.

Правовой статус Центрального банка РФ(ЦБ РФ) регулируется Конституцией РФ и федеральными законами. В настоящее время ведущим из них является ФЗ от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)" (в ред. от 29.07.2004). В соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом "О Центральном банке РФ (Банке России):

Получение прибыли не является целью деятельности ЦБ РФ. В то же время Центральный Банк осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Прибыль ЦБ РФ определяется как разница между:

-суммой доходов от предусмотренных законодательством банковских операций и сделок, и доходов от участия в капиталах кредитных организаций и

-расходами, связанными с осуществлением ЦБ РФ своих функций.

До 1 января 2003 года, то есть до вступления в силу ст. 10 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" уставный капитал ЦБ РФ составлял 3 млн рублей. Потом уставный капитал ЦБ РФ был увеличен до размера 3 млрд рублей.

ЦБ РФ не вправе участвовать в капиталах или являться членом иных коммерческих или некоммерческих организаций, если они не обеспечивают деятельность ЦБ РФ, его учреждений, организаций и служащих, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

ЦБ РФ может участвовать в капиталах и деятельности международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах, в том числе между центральными банками иностранных государств. Взаимоотношения ЦБ РФ с кредитными организациями иностранных государств осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, а также с межбанковскими соглашениями.