30. Юридическая ответственность за нарушения установленного порядка денежного обращения;
Наиболее распространенными нарушениями, которые выявляются в ходе проверки кассовых операций, являются:
- отсутствие первичных кассовых документов или оформление их с нарушением установленных требований;
- выплаты подотчетным лицам на основании документов, подтверждающих расходы, без оформления авансовых отчетов;
- несоблюдение установленного лимита расчетов наличными деньгами между юридическими лицами;
- арифметические ошибки при подсчете оборотов и остатков в учетных регистрах при ручном ведении учета;
- неполное оприходование денежной выручки, выразившееся в том, что кассиры оставляют в кассах организации небольшой размер денежных средств «на размен».
Ответственность за нарушение кассовой дисциплины регулируется Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ). В соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в расчетах наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет за собой наложение административного штрафа.
Про индивидуальных предпринимателей в статье ничего не говорится, но и они связаны жесткой нормой. В примечании к ст. 2.4 КоАП РФ указано, что предприниматели несут административную ответственность как должностные лица.
Проверки соблюдения Порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью осуществляют кредитные организации (обслуживающие банки) не реже одного раза в два года (п. 2.14 Положения Банка России от 05.01.1998 № 14-П «О правилах организации налично-денежного обращения на территории Российской Федерации»). Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.1 КоАП РФ, рассматривают налоговые органы (ст. 23.5 КоАП РФ).
Постановление по делу об административном правонарушении за некоторыми исключениями не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения (ст. 4.5 КоАП РФ).
При длящемся административном правонарушении этот срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Остановимся на этом вопросе поподробнее.
КоАП РФ не содержит понятия «длящееся правонарушение». Об этом говорят сами налоговики (Письмо ФНС России от 26.01.2005 № 22-3-11/073 «О применении ККТ»).
Верховный Суд РФ (в п. 14 Постановления от 24.03.2005 № 5) разъяснил, что длящимся является такое действие или бездействие, которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением.
Как правило, суды подтверждают, что нарушение лимита остатка кассы к длящимся правонарушениям не относится. Поэтому если сроки привлечения к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ налоговым органом пропущены, то его «штрафное» постановление судьи отменяют (постановления ФАС Северо-Западного округа от 17.08.2007 № А56-50165/2006, от 06.06.2006 № А13-391/2006-08, Северо-Кавказского округа от 13.12.2005 № Ф08-5915/2005-2341А, Поволжского округа от 22.07.2004 № А65-25343/2003-СА2-9).
Таким образом, если в кассовых документах на какую-либо дату числится превышение лимита остатка кассы, то выявление контролерами указанного правонарушения по истечении двух месяцев после этой даты не сможет привести к наложению административного штрафа. Во всяком случае, «просроченное» взыскание можно попытаться оспорить в судебном порядке.
Кроме того, не является длящимся административным правонарушением неоприходование выручки в кассу. Следовательно, срок давности привлечения к ответственности за указанное нарушение исчисляется со дня получения выручки и неоприходования ее в кассу, а не со дня обнаружения данного нарушения. К такому выводу ВАС РФ пришел в Определении от 26.06.2008 № 5196/08. Позиция суда подтверждена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 07.10.2008.
За неисполнение иных обязанностей, установленных Законом № 54-ФЗ (использование неисправной или неопломбированной ККТ, невыдачу чека покупателю и др.), ответственность ни в указанной, ни в какой-либо другой статье КоАП РФ, а также в самом Законе не предусмотрена.
Тем не менее, согласно Постановлению ВАС РФ от 31.07.2003 № 16 под неприменением кассовой техники следует понимать:
- фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия);
- использование ККМ (контрольно-кассовая машина), не зарегистрированной в налоговых органах;
- использование ККМ, не включенной в Государственный реестр;
- использование ККМ без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;
- использование ККМ, у которой пломба отсутствует либо имеется повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти;
- пробитие ККМ чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом).
Кроме того, в этом же Постановлении разъяснено, что лица, в силу специфики своей деятельности имеющие право производить наличные денежные расчеты без применения ККТ при условии выдачи бланков строгой отчетности, в случае их невыдачи несут ответственность за осуществление наличных денежных расчетов без применения ККМ.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.12.2004 № 6429/04 отмечается, что неприменение юридическим лицом ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов вследствие ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей его работником не является обстоятельством, освобождающим само юридическое лицо от ответственности за административное правонарушение по ст. 14.5 КоАП РФ.
Другими словами, если ККТ не применил работник организации, штраф все равно налагается на юридическое лицо. Вместе с тем возложение ответственности на организацию (предпринимателя) не может служить препятствием работодателю в установленном законом порядке требовать возмещения ущерба, нанесенного ему по вине работника.
- 1. Понятие «Банковского права», как отрасли Российского права;
- 2. Предмет и метод правового регулирования отрасли «Банковское право»;
- 3. Источники регулирования «Банковского права»;
- 4. Банковское правоотношение;
- 5. «Кредитная система» в Российской Федерации;
- 6. Особенности правового положения банков;
- 7. Особенности правового положения небанковских кредитных организаций;
- 8. Правовое положение обособленных подразделений кредитных организаций;
- 9. Правовое положение кредитных организаций с участием иностранного капитала;
- 10. Обязательные экономические нормативы. Их значение в деятельности кредитной организации;
- 11. Правовое положение Центрального Банка рф;
- 12. Организационная структура Центрального Банка рф;
- 13. Функции Центрального банка рф;
- 14. Надзор Центрального Банка рф за деятельностью кредитных организаций;
- 15. Лицензирование банковской деятельности; виды лицензий;
- 16. Ответственность коммерческих банков за нарушение норм банковского законодательства;
- Бр является органом банк.Регулирования и надзора.И в этой связи выполняет следующие законодательно закрепленные за ним функции:
- 17. Банковские резервы и их виды;
- 18. Риски в деятельности кредитных организаций;
- 19. Договор банковского счета;
- 20. Договор банковского вклада;
- 21. Кредитный договор;
- 22. Договор на расчетно - кассовое обслуживание;
- 23. Участие кредитных организаций в сделках лизинга и факторинга;
- 24. Способы обеспечения банковского кредита;
- 25. Разновидности залога в обеспечении полученной ссуды;
- 26. Страхование вкладов граждан
- 27. Правовые основы обращения банковских билетов (наличных денег);
- 28. Особенности расчетов банковскими билетами (наличными деньгами);
- 29. Правовые основы расчетов при помощи «электронных денег»;
- 30. Юридическая ответственность за нарушения установленного порядка денежного обращения;
- 31. Порядок расчетов платежными поручениями;
- 32. Порядок расчетов платежными требованиями – поручениями;
- 33. Порядок расчетов аккредитивом;
- 34. Особенности расчетов по инкассо;
- 35. Особенности обращения векселей на территории рф;
- 36. Предмет валютного регулирования. Валютные ценности;
- 37. Субъекты валютных правоотношений в рф;
- 38. Классификация валютных операций;
- 39. Операции кредитных организаций по купле-продаже иностранной валюты;
- 40. Регулирование деятельности кредитных организаций в сфере обращения драгоценных металлов и камней;
- 41. Права и обязанности кредитной организации - агента валютного контроля в рф;
- 42. Ответственность за нарушения валютного законодательства;
- 43. Особенности привлечения к ответственности кредитных организаций за нарушение валютного законодательства;
- 44. Понятие и виды ценных бумаг: особенности, признаки;
- 45. Профессиональные участники рынка ценных бумаг;
- 46. Совмещение деятельности на рынке ценных бумаг;
- 47. Требования, предъявляемые к кредитным организациям, как профессиональным участникам рынка ценных бумаг;
- 48. Участие кредитной организации в брокерской и дилерской деятельности;
- 49. Управление кредитной организацией ценными бумагами и осуществление депозитарной деятельности;
- 50. Функции и задачи Федеральной Службы по финансовым рынкам в сфере регулирования работы кредитных организаций с ценными бумагами.