14. Надзор Центрального Банка рф за деятельностью кредитных организаций;
Банковские системы различных стран следуют одной из двух возможных схем организации регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций: первая – надзорные функции выполняет только центральный банк страны; вторая – надзорные функции наряду с центральным банком выполняет созданный для этого орган. В свою очередь вторая схема может распадаться на несколько типов, в зависимости от степени и характера участия в процессе надзора центрального банка.
Центральный Банк Российской Федерации является единственным органом, осуществляющим регулирование и надзор за банковской деятельностью. При этом, конечно же, следует помнить, что определенными контрольными полномочиями в отношении кредитных организаций располагают и другие органы – например, министерство РФ по антимонопольной политике в части соблюдения положений антимонопольного законодательства при реорганизации кредитных организаций, приобретении акций (долей участия) кредитных организаций, государственной регистрации кредитных организаций; Комитет по финансовому мониторингу России в части деятельности, направленной на предотвращение отмывания денег. Однако функции этих органов не являются собственно «банковско-надзорными» - в рамках своей компетенции они осуществляют эти функции по отношению ко всем организациям, в том числе и кредитным.
В этом документе перед банковским надзором ставится задача развития содержательных (риск-ориентированных) подходов, включающих в себя оценку деятельности кредитных организаций и применение мер надзорного реагирования исходя прежде всего из содержания и реальной оценки рисков банковской деятельности с позиций их потенциального влияния на устойчивость кредитных организаций (профессиональное суждение). Решение этой задачи предполагает:
• продолжение работы, направленной на повышение качественных параметров банковского капитала, корректировку капитала, сформированного с использованием схем фиктивной капитализации, и предотвращение использования таких схем;
• завершение работы по созданию системы раннего реагирования, основой которой является разработка модели развития ситуации в кредитной организации, и внедрение этой системы в практику надзора;
• совершенствование банковского надзора за деятельностью кредитных организаций на консолидированной основе, включая анализ рисков, возникающих у кредитных организаций в рамках взаимоотношений с юридическими и физическими лицами – участниками банковских групп и банковских холдингов.
Определенная часть пути по изменению подходов в сфере банковского надзора уже пройдена. За последние несколько лет Банк России заметно активизировал свою деятельность по реализации надзорных полномочий. Как отмечают эксперты, ЦБ РФ приступил к публикации ежегодных отчетов о развитии банковского сектора и банковского надзора в Российской Федерации.
Вместе с тем надзорные процедуры Банка России еще имеют направления для совершенствования. Сложившаяся система пруденциального надзора по ряду моментов вызывает критические замечания российских банков.
В соответствии с ФЗ О Центральном банке Российской Федера ции Банк России является органом регулирования и надзора за деятель ностью кредитных организаций. Главной целью надзорной деятельности ЦБ РФ является поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов.
Исходя из этой цели, Банк России должен решать следующие задачи:
• предупреждать возможность возникновения системного бан ковского кризиса (путем снижения рисков утраты ликвидности отдельны ми кредитными институтами);
• защищать интересы вкладчиков и кредиторов;
• не допускать монополизации финансового капитала, поддерживать здоровую конкуренцию в банковском секторе экономики;
• способствовать повышению эффективности банковского дела, росту профессионализма и добросовестности банковских работников.
Конкретное содержание банковского регулирования и надзора формируется под воздействием ряда факторов:
• макроэкономическая ситуация в стране, состояние банковской системы;
•социальноэкономические приоритеты развития общества;
• совершенство законодательной базы;
• проводимая Банком России кредитная политика;
• степень независимости Банка России от органов законодательной и исполнительной власти;
• исторически сложившиеся особенности организации банков ского надзора в стране.
Банковский надзор может быть двух видов: прямой (превентив ный) и более либеральный (защитное регулирование). На практике чаще используются эти методы в сочетании. Зарубежная банковская теория использует термин разумный банковский надзор
Механизм регулирования и надзора представляет собой систему инструментов и методов организации банковской деятельности.
Методы делятся на административные и экономические, регулирующие и надзорные.
Административные методы включают лицензирование, прямые ог раничения (лимиты) и запреты. Например, запрет на проведение страховых операций с клиентами, назначение временной администрации в проблемные банки.
Экономические методы оказывают в основном косвенное воздействие на деятельность банков. Выделяют три основные группы методов: налоговые , нормативные и корректирующие (гибко стимулирующие предпочтительное с точки зрения ЦБ поведение коммерческих банков).
Банк России широко использует нормативный метод путем издания специальных инструкций и организации контроля за их исполнением.
Регулирующие методы направлены на снижение банковских рисков. К ним относятся разработанные Банком России инструктивные материалы, базирующиеся на законе О банках и банковской деятельно сти и нормах международного банковского права. Они предполагают исследование как административных, так и экономических методов.
Надзорные методы нацелены на организацию контроля за выполнением Банковского законодательства и инструкций ЦБ.
Надзор за деятельностью кредитных организаций может осущест вляться в следующих формах:
• анализ отчетности КБ, регулярно представляемой в Банк России в установленном порядке;
• проверка отдельных направлений деятельности или кредит ной организации в целом представителем Банка России – ревизия на месте;
• проведение внешнего аудита аудиторской фирмой. Сведения о фирме и ее ау диторское заключение представляются в Банк России.
Кроме того, все кредитные организации обязаны осуществлять внутренний аудит и контроль своими силами и публиковать заверенн ые ау диторской фирмой балансы и Отчеты о прибылях и убытках.
Если в результате надзорной деятельности Банк России выявил на рушение коммерческим банком банковского законодательства или от дельных нормативов, он имеет право:
• взыскать штраф;
• назначить временную администрацию для управления проблемным банком;
• отозвать лицензию на право осуществления банковской дея тельности.
Основные тенденции развития банковского регулирования и надзора в России:
• постепенный переход на международные стандарты регули рования и надзора;
• введение системы раннего оповещения и быстрого реагирования на появление проблемных кредитных организаций;
• переход на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности;
• укрепление банковского менеджмента 1 ;
• совершенствование методов банковского регулирования и надзора.
• ограничение деятельности финансовонесостоятельных КО 2 . Совершенствование регулирования и надзора Банк России опреде
ляет в соответствии с Базовыми принципами эффективного надзора за банковской деятельностью, сформированными Базельским комитетом .
С 31.12.99г. все кредитные организации обязаны публиковать в СМИ ключевые показатели своей деятельности: • баланс; • отчет о прибылях / убытках. • размер капитала; • Н 1 – норматив достаточности капитала; • величина резервов на возможные потери по ссудам и иным активам.
Банк России – публикует сводный отчет о финансовом состоянии крупных КО
- 1. Понятие «Банковского права», как отрасли Российского права;
- 2. Предмет и метод правового регулирования отрасли «Банковское право»;
- 3. Источники регулирования «Банковского права»;
- 4. Банковское правоотношение;
- 5. «Кредитная система» в Российской Федерации;
- 6. Особенности правового положения банков;
- 7. Особенности правового положения небанковских кредитных организаций;
- 8. Правовое положение обособленных подразделений кредитных организаций;
- 9. Правовое положение кредитных организаций с участием иностранного капитала;
- 10. Обязательные экономические нормативы. Их значение в деятельности кредитной организации;
- 11. Правовое положение Центрального Банка рф;
- 12. Организационная структура Центрального Банка рф;
- 13. Функции Центрального банка рф;
- 14. Надзор Центрального Банка рф за деятельностью кредитных организаций;
- 15. Лицензирование банковской деятельности; виды лицензий;
- 16. Ответственность коммерческих банков за нарушение норм банковского законодательства;
- Бр является органом банк.Регулирования и надзора.И в этой связи выполняет следующие законодательно закрепленные за ним функции:
- 17. Банковские резервы и их виды;
- 18. Риски в деятельности кредитных организаций;
- 19. Договор банковского счета;
- 20. Договор банковского вклада;
- 21. Кредитный договор;
- 22. Договор на расчетно - кассовое обслуживание;
- 23. Участие кредитных организаций в сделках лизинга и факторинга;
- 24. Способы обеспечения банковского кредита;
- 25. Разновидности залога в обеспечении полученной ссуды;
- 26. Страхование вкладов граждан
- 27. Правовые основы обращения банковских билетов (наличных денег);
- 28. Особенности расчетов банковскими билетами (наличными деньгами);
- 29. Правовые основы расчетов при помощи «электронных денег»;
- 30. Юридическая ответственность за нарушения установленного порядка денежного обращения;
- 31. Порядок расчетов платежными поручениями;
- 32. Порядок расчетов платежными требованиями – поручениями;
- 33. Порядок расчетов аккредитивом;
- 34. Особенности расчетов по инкассо;
- 35. Особенности обращения векселей на территории рф;
- 36. Предмет валютного регулирования. Валютные ценности;
- 37. Субъекты валютных правоотношений в рф;
- 38. Классификация валютных операций;
- 39. Операции кредитных организаций по купле-продаже иностранной валюты;
- 40. Регулирование деятельности кредитных организаций в сфере обращения драгоценных металлов и камней;
- 41. Права и обязанности кредитной организации - агента валютного контроля в рф;
- 42. Ответственность за нарушения валютного законодательства;
- 43. Особенности привлечения к ответственности кредитных организаций за нарушение валютного законодательства;
- 44. Понятие и виды ценных бумаг: особенности, признаки;
- 45. Профессиональные участники рынка ценных бумаг;
- 46. Совмещение деятельности на рынке ценных бумаг;
- 47. Требования, предъявляемые к кредитным организациям, как профессиональным участникам рынка ценных бумаг;
- 48. Участие кредитной организации в брокерской и дилерской деятельности;
- 49. Управление кредитной организацией ценными бумагами и осуществление депозитарной деятельности;
- 50. Функции и задачи Федеральной Службы по финансовым рынкам в сфере регулирования работы кредитных организаций с ценными бумагами.