logo
Внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая

42. Качество во внешнеэкономической деятельности. Методы обеспечения и современные концепции

В современных условиях качество становится основополагаю­щим направлением в повышении конкурентоспособности товара, предприятия как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Ины­ми словами, качество — важнейший, решающий фактор форми­рования экспортного потенциала субъектов внешнеэкономичес­кой деятельности.

Длительное время имело место упрощенное понимание качес­твенной продукции как соответствующей действующим стандар­там, техническим условиям и другим видам нормативно-техни­ческой документации (НТД). Но продукция может соответство­вать НТД и не иметь экспортной привлекательности, так как не в полной мере соответствует требованиям потребления, что в свою очередь требует рыночная экономика. В этой связи при определении качества продукции следует учитывать различные аспекты.

Прежде всего, следует назвать научно-технический аспект понятия «качества».

Такой аспект сужает совокупность свойств качества до пред­елов, которые известны на данный момент науке. Когда мы гово­рим о конкретном виде сырья как сырье для промышленности, мы имеем в виду всю характеристику данного продукта, все его свойства, независимо от того, используются или нет какие-то свойства как полезные. По мере углубления научного познания будет расширяться набор свойств и точность их измерения и, ес­тественно, расширится и граница применения материала.

Еще более сужается понятие качества в товароведческом аспек­те этого понятия. При таком подходе потребителя интересуют толь­ко те свойства, которые используются в функциональном назначе­нии, для которого создано изделие. При таком подходе уровень ка­чества определяется в сравнении присущих товару свойств с эталон­ным.

Совокупность свойств товаров может оставаться и на уровне прошлого периода, но усло­вия потребления этого товара могут измениться. Свойства остаются, меняется отношение к ним потребителя. Отсюда возникает новый аспект понятия качества, при котором качество выступает как эко­номическом категория.

В таком толковании качество — это общественная оценка, ха­рактеризующая степень удовлетворенности потребителей в кон­кретных условиях потребления той совокупности свойств, которой наделили продукцию ее изготовители для этих условий.

Процесс формирования качества товара характеризуется тре­мя этапами: проектированием, изготовлением, эксплуатацией (потреблением).