Понятие внешнеторгового посредничества. Виды посредников и посреднических фирм.
Посредники — лица, связывающие партнеров, которые желают заключить сделку в области торговли, перевозки, страхования, хранения товаров и в других областях. Содержанием таких сделок являются: поиск иностранных партнеров, подготовка и совершение сделки, транспортно-экспедиционное и кредитно-финансовое обслуживание, исследование рынков сбыта, таможенное оформление товаров и т.д.
Посредническая фирма — фирма между производителем и потребителем товаров, содействующая реализации товаров.
Торгово-посредническая внешнеэкономическая операция — операция, связанная с куплей-продажей товаров и совершаемая по поручению экспортера (импортера) независимым от него посредником на определенных условиях и за вознаграждение.
Классификация торгово-посреднических операций:
При классификации видов посреднической деятельности исходят из двух признаков: от чьего имени действует посредник и за чей счет он действует:
• дилерские операции, когда посредник действует от своего имени и за свой счет;
• комиссионные операции, когда посредник действует от своего имени, но за чужой счет;
• операции по договорам поручения (агентские соглашения), когда посредник действует от чужого имени и за чужой счет.
Мировая практика различает следующие виды торгово-посреднических фирм:
торговые фирмы (дилеры), комиссионные фирмы, торговые агенты, брокеры.
1) Торговые фирмы: занимаются перепродажей товаров.
Делятся на:
- Дистрибьюторы отличаются тем, что сами, от своего имени и за свой счет заключают контракты купли-продажи, с одной стороны, с продавцами (экспортерами), с другой — с покупателями (потребителями).
- Торговые дома — компании, организации, ассоциации, осуществляющие экспортно-импортные операции по широкой номенклатуре товаров и услуг.
- Экспортные фирмы чаще всего за рубежом действуют на внутреннем рынке, закупая товары с целью перепродажи их за рубеж, но уже от своего имени.
- Импортные фирмы действуют, как и экспортные, но в «обратном» направлении. Иными словами, они закупают товары за границей на биржах, аукционах, у непосредственных производителей и перепродают их на внутреннем рынке.
- Оптовые фирмы выступают в качестве посредников между изготовителями продукции и торговыми фирмами. Как и импортные фирмы, они закупают товары оптовыми партиями за границей и также внутри страны и реализуют их мелким оптом многочисленным потребителям, формируя прибыль за счет разницы в ценах.
- Розничные фирмы также закупают за рубежом товар, минуя экспортно-импортные и оптовые фирмы, реализуя его через свою розничную сеть.
- Стокисты — фирмы, создаваемые в стране импортера, которые выполняют экспортно-импортные операции за свой счет и от своего имени на основе договора о консигнационном складе. Такой договор заключается в дополнение к основному дилерскому договору о предоставлении исключительного права на продажу. Его следует отличать от договора консигнации, предусматривающего продажу товара за счет экспортера.
2) К брокерам, или простым посредникам относятся торговые фирмы, лица и организации, которые подыскивают взаимозаинтересованных продавцов и покупателей, помогают им наладить контакт, но сами непосредственного участия в сделках не принимают ни от своего имени, ни используя свой капитал.
С брокерами могут заключаться соглашения, расширяющие их обязательства вплоть до кредитования торговых операций и гарантирования платежеспособности покупателей (договоры делькредере). Делькредере — поручительство комиссионера перед комитентом за исполнение сделки третьим лицом, с которым комиссионер ее заключил от своего имени, но в интересах и за счет комитента.
3) Поверенные. Привлечение продавцами или покупателями (доверителями) фирм, лиц и организаций (поверенных) к совершению сделок от имени и за счет доверителей. Доверители заключают с поверенными договоры поручения. Существенной частью такого договора является подробное изложение полномочий поверенного в части коммерческих и технических условий сделок. Доверители исполняют подписанные поверенными контракты, возмещают им понесенные расходы и выплачивают вознаграждение, которое является оценкой компетенции и оперативности посредников. 4) Комиссионеры. Более широкое применение в международной торговле получили договоры комиссии, партнерами по которым являются комиссионеры и комитенты.
Комиссионер — торговый посредник, который продает и покупает товары от своего имени, но за счет и по поручению поручителя (комитента). Комитент (принципал) — сторона в договоре торговой комиссии, от которой происходит поручение комиссионерам на совершение сделок. По таким договорам комиссионеры получают право подыскивать партнеров и подписывать с ними контракты от своего имени, но за счет продавца или покупателя (комитентов), которые несут коммерческие риски.
Комиссионеры несут материальную ответственность за убытки, вызванные превышением полномочий комитентов. Комиссионеры могут самостоятельно выступать в роли продавцов или покупателей товаров для их последующей перепродажи.
5) Консигнаторы. Распространенной формой договора комиссии является продажа товаров на условиях консигнации. По таким условиям экспортер (консигнант) поставляет товары на склад посредника (консигнатора) для реализации на рынке в течение определенного срока. Консигнатор осуществляет платежи консигнанту по мере реализации товара со склада. Непроданные к установленному сроку товары консигнатор имеет право вернуть консигнанту. На условиях консигнации реализуют в основном товары массового спроса. По существу, при консигнации экспортер кредитует посредника на средний срок реализации товара. Непременным условием консигнационного соглашения является сохранение за комитентом права собственности на товары до их реализации покупателям. Однако это право не гарантирует получение платежей за проданные товары. С целью повышения надежности сбыта товаров наряду с простой консигнацией применяют частично возвратную и безвозвратную консигнации.
При частично возвратной консигнации консигнатор принимает обязательство по истечении установленного срока купить у консигнанта не менее согласованного количества из нереализованного к этому сроку товара.
При полностью безвозвратной консигнации консигнатор лишается права возврата, и весь непроданный к истечению установленного срока товар должен быть им куплен. Однако всегда следует иметь в виду, что ни частично возвратная, ни полностью безвозвратная консигнация не решают проблем гарантированного сбыта товара на рынке.
6) Торговые агенты. обычно относятся фирмы, лица и организации, которые на основании договоров с продавцами (экспортерами) и покупателями (импортерами) получают право содействовать заключению сделок или заключать их от имени экспортеров и импортеров, т.е. торговые агенты — это посредники, отношения с которыми строятся на основе договоров поручения и простого посредничества.
Агенты не покупают продукцию у производителей или экспортеров и не продают ее, они уполномочены принципалами продавать ее в качестве их представителей. При этом принципалы оставляют за собой право определять условия реализации товаров покупателям и, прежде всего, устанавливать уровень цен.
-
Содержание
- Внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность: понятие, содержание и взаимосвязь.
- Современное состояние внешнеэкономической сферы рб.
- Классификация субъектов вэд.
- Понятие, сущность и цели управления вэд.
- Принципы, функции и методы управления вэд.
- Организация управления внешнеэкономической сферой в республике беларусь.
- Управление вэд на предприятии.
- Содержание, принципы и задачи планирования вэд.
- Показатели планирования вэд.
- Сущность и методы государственного регулирования вэд.
- Нетарифные методы регулирования вэд.
- Понятие, функции, виды и структура таможенного тарифа.
- Виды таможенных пошлин. Классификационные признаки.
- 1. По способу взымания:
- 2. По направлению движения товаров:
- 3. По характеру:
- 4. По происхождению:
- Налоговое регулирование вэд в республике беларусь.
- Валютное регулирование и контроль в рб.
- Понятие и правовые формы международных коммерческих операций. Классификация межд. Торговых сделок.
- Встречная торговля: преимущества и недостатки. Виды встречных сделок.
- Экономическая эффективность внешнеторговых сделок: теоретический и методологический аспект.
- Методика определения экономической эффективности экспортных сделок.
- Методика определения экономической эффективности импортных сделок.
- Классификация фирм-партнеров на мир. Рынке. Основные принципы подбора фирм-партнеров.
- Содержание оперативно - коммерческой работы по подбору фирмы-партнера.
- Показатели, характеризующие экономический потенциал и эффективность деятельности зарубежных фирм.
- Показатели, характеризующие конкурентоспособность и финансовое состояние зарубежных фирм.
- Торговая оферта и ее виды. Коммерческие запросы
- Ценовой анализ при подготовке внешнеторговых сделок.
- Правовые источники договора межд. Купли-продажи товаров. Венская конвенция оон о договорах межд. Купли-продажи товаров.
- Содержание раздела «предмет контракта» внешнеторгового контракта купли-продажи.
- Содержание раздела «сроки поставки» внешнеторгового контракта купли-продажи.
- Содержание раздела «цена и общая сумма» внешнеторгового контракта купли-продажи.
- Содержание разделов «качество», «упаковка и маркировка» внешнеторгового контракта купли-продажи.
- Содержание разделов «ответственность сторон», «форс-мажорные обстоятельства» внешнеторг. Контракта купли-продажи.
- Содержание разделов «гарантии сторон», «штрафные санкции и возмещение убытков» внешнеторгового контракта купли-продажи.
- Международная аренда и лизинг. Виды лизинга.
- Лизинговый договор, механизмы расчета лизинговых платежей.
- Межд. Рынок технологий: понятие, субъекты и объекты
- Лицензионные соглашения. Лицензионные платежи.
- Инжиниринг и консалтинг: понятие и виды.
- Понятие внешнеторгового посредничества. Виды посредников и посреднических фирм.
- Условия работы посредников на рынках. Вознаграждение посредников.
- Транспортное обеспечение вэд.
- 3) Международная транспортная документация при авиаперевозках:
- 4) Международная транспортная документация на морском транспорте:
- 5) Международная транспортная документация на речном транспорте:
- 42. Качество во внешнеэкономической деятельности. Методы обеспечения и современные концепции
- Международные стандарты серии исо – 9000, 14000 в системах управления качеством.
- Сущность и содержание сертификации продукции. Директивы ес – система обязательного подтверждения качества продукции.
- 45. Валютно-финансовые условия внешнеторговых контрактов.
- 46. Кредитование во внешнеэкономической деятельности.
- 47. Способы обеспечения исполнения обяз-в внешнеторговых сделок.
- Риски во внешнеэкономической деятельности и управление ими.
- Страхование во вэд: сущность и основные виды.
- Цели, задачи и формы дел. Общения. Дел. Протокол.
- Деловые переговоры: цели, организация, планирование, подготовка, тактика ведения.
- Предприятия с иностранным капиталом: сущность и основные этапы организации.