logo
Внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая

Транспортное обеспечение вэд.

Транспорт играет важную роль во внешнеэкономической дея­тельности, от его работы в значительной степени зависит эффектив­ное функционирование внешнеэк. сферы стра­ны.

Понятие «транспортный фактор» включает в себя:

- степень развития в той или иной стране транспортной инфраструктуры,

- состояние парка средств автотранспорта,

- величину издержек то­вародвижения,

- характера и эффективности транспортного процесса,

- формулиро­вание в контрактах транспортных условий поставки,

- транспор­тную логистику и др..

Под транспортным обеспечением ВЭД понимается система, состоящая из технико-технологических элементов, экономичес­ких, коммерческих, правовых, организационных действий, форм и методов управления транспортными операциями и процессами в сфере производства, обращения и потребления товаров.

Тран­спортное обеспечение охватывает всю совокупность операций, составляющих содержание процесса доставки товара от места его изготовления до места потребления.

Транспортные операции — неотъемлемая часть внешнеторго­вых сделок, они оформляются договором перевозки, заключае­мым между грузовладельцем и перевозчиком, в соответствии с которым перевозчик обязуется доставить груз в указанное место и вовремя за согласованное вознаграждение, а грузовладелец — предоставить груз, произвести расчеты за перевозку товара и дру­гие услуги.

Транспортные операции считаются международными, если они связаны с перемещением внешнеторговых грузов из страны продавца в страну покупателя и оформлены соответствующим международным транспортным документом.

Содержание транспортных операций определяется характе­ром международных перевозок или международных сообщений. Прежде всего их следует делить на операции, предшествующие сделке международной купли-продажи товаров; возникающие в процессе ее реализации; выполняемые после завершения сделки.

Транспортные операции также классифицируются в зависи­мости от:

предмета — груз, багаж, пассажир;

вида транспорта — железнодорожный, водный, автомо­бильный, трубопроводный, воздушный, смешанная перевозка (участие двух и более видов транспорта);

транспортной характеристики груза — сухой, наливной;

периодичности — регулярные и нерегулярные;

порядка прохождения границы — перегрузочные и бесперег­рузочные перевозки;

видов технологических средств — контейнерные, паром­ные;

видов сообщений — прямое, непрямое.

Транспортные операции, связанные непосредственно с пере­мещением груза с помощью транспортных средств, называются основными; операции, выходящие за пределы функций перевоз­чика, обеспечивающие их выполнение, — дополнительными. К последним можно отнести планирование перевозок, их контроль и учет, анализ и подготовку транспортных условий в договорах купли-продажи. Такого рода операции называют внутренними, так как они осуществляются в рамках участника транспортного процесса. Внешними называют операции, когда участники транспортного процесса вступают в определенные взаимоотношения. Это операции, связанные с заключением договоров на транспор­тное обслуживание, согласование графиков перевозки, тарифов, расчет за перевозку. Транспортные операции могут проходить внутри страны и за границей.

Документация:

1) Международная транспортная документация при железно­дорожных перевозках: осуществляются на основании двусторонних и многосто­ронних соглашений. Западноевропейские страны координируют работу железных дорог на основании Международной конвенции по организации работы международного железнодорожного тран­спорта (КОТИФ) и Конвенции о международных железнодорож­ных перевозках — С1М. Перевозка оформляется единым доку­ментом — накладной CIM.

Железнодорожная накладная является именным документом, передача которого, а также прав на него невозможна. Заполняет отправитель или, чаще всего, экспедитор от его имени, пользуясь выданными пере­возчиками формулярами.

В состав железнодорожной накладной входят следующие до­кументы:

1) оригинал накладной;

2) накладная (для железнодорожников места назначения);

3) свидетельство получения (для железнодорожников места назначения);

4) дубликат накладной (для отправителя);

5) свидетельство отправки (для отправителя/экспедитора).

Из этого пакета документов 1-й, 2-й и 3-й отправляются вмес­те с товаром, 4-й и 5-й получает отправитель или экспедитор его товара.

Республика Беларусь не является участником КОТИФ.

2) Международная транспортная документация при автомо­бильных перевозках: на основе Конвенции о договоре международной перевозки грузов (КДПГ), подписанной в Женеве в 1956 г., и Протоколом к ней 1978 г. (Республика Беларусь присоединилась к ней в 1993 г.). В соответствии с Конвенцией договор перевозки опреде­ляется накладной — «международная товаротранспортная накладная» (накладная ЦМР) .

Накладная подписывается отправителем и перевозчиком и служит доказательством заключения договора на перевозку, его условий и удостоверяет факт принятия груза перевозчиком. После загрузки, на основании накладной CMR и других доку­ментов, характеризующих товар, оформляется грузовой мани­фест книжки.