logo
Иванов

V. Органы управления финансовой системой рф

Если отталкиваться от научных основ социального управления, то управление финансовой системой происходит одновременно на двух уровнях, отделить которые друг от друга можно только теоретически:

1) управление людьми - человеческим поведением;

2) управление денежными потоками - финансами.

Управление финансовой системой, облеченное в правовую форму, обычно сводится к администрированию, то есть административно-государственному управлению - масштабному процессу, в который вовлечены группы профессиональных агентов власти - государственных чиновников, образующих аппарат управления.

Единственная легальная форма профессионального объединения чиновников - это государственный орган (орган местного самоуправления), который в соответствии с принципом разделения государственной власти на три ветви реализует функции законодательные, исполнительные или судебные.

Однако органы управления финансовой системой - это также:

а) не всегда органы государственной власти, принадлежащие к какой-либо ее ветви (например, Банк России или Агентство по страхованию вкладов);

б) независимые контролирующие государственные органы (например, Счетная палата РФ, подотчетная Государственной Думе, не входит ни в одну из ветвей государственной власти).

Управление финансовой системой подчинено особенностям федеративного устройства России и прежде всего - разделению предметов ведения федерации и субъектов, а также учитывает право граждан на местное самоуправление. Далее будет рассмотрен только федеральный уровень управления финансовой системой РФ.

Законодательные (представительные) органы управления финансовой системой РФ:

- Государственная Дума - на правах нижней палаты Федерального Собрания участвует в законотворчестве, принимая федеральные законы; депутаты Думы наделены правом законодательной инициативы; все законопроекты вносятся в Думу (включая проекты федеральных законов о бюджетах), при этом только при наличии заключения Правительства РФ могут быть внесены законопроекты о:

а) введении или отмене налогов;

б) освобождении от их уплаты;

в) выпуске государственных займов;

г) изменении финансовых обязательств государства;

д) другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.

Кроме того, нижняя палата российского парламента назначает на должность и освобождает от должности:

а) Председателя ЦБ РФ;

б) Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов;

- Совет Федерации - на правах верхней палаты Федерального Собрания в обязательном порядке рассматривает принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: а) федерального бюджета, б) федеральных налогов и сборов, в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; назначает на должность и освобождает от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов.

Счетная палата <3> - независимый орган финансового контроля, формируемый парламентом и подотчетный ему. Направления деятельности Счетной палаты рассматриваются в главе "Пособия о бюджетном процессе".

--------------------------------

<3> Счетная палата Российской Федерации.

Исполнительные органы управления финансовой системой РФ:

- Правительство РФ:

- разрабатывает федеральный бюджет, представляет его Государственной Думе, обеспечивает исполнение, отчитывается перед Государственной Думой о его исполнении;

- обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики;

- Министерство финансов РФ:

- вырабатывает государственную политику и осуществляет нормативно-правовое регулирование следующих сфер:

а) бюджетная и сфера государственного долга;

б) налоговая;

в) банковская деятельность;

г) валютная;

д) страховая;

е) финансовые рынки;

ж) кредитная кооперация;

з) микрофинансовая деятельность;

и) аудиторская деятельность;

к) бухгалтерский учет и бухгалтерская отчетность;

л) организация и проведение лотерей, азартных игр;

м) производство, переработка и обращение драгоценных металлов и драгоценных камней;

н) формирование, инвестирование средств пенсионных накоплений;

о) некоторые другие финансовые сферы;

- разрабатывает основные направления развития рынка ценных бумаг;

- координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг;

- координирует и контролирует деятельность подведомственных ему:

а) Федеральной налоговой службы;

б) Федеральной службы финансово-бюджетного надзора;

в) Федерального казначейства.

- Федеральная служба по финансовым рынкам - осуществляет нормативно-правовое регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков.

Банк России - орган управления банковской (денежно-кредитной) системой РФ. Подробнее направления деятельности и полномочия Банка России рассматриваются в главе "Пособия о банковской системе".

Нормативно-правовой минимум

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // СПС "КонсультантПлюс".

Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (ред. от 07.05.2013) // СПС "КонсультантПлюс".

Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ред. от 02.07.2013) // СПС "КонсультантПлюс".

Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" (ред. от 30.04.2013) // СПС "КонсультантПлюс".

Постановление Правительства РФ от 29.08.2011 N 717 "О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации" (ред. от 30.04.2013) // СПС "КонсультантПлюс".

Рекомендуемая литература

Каюров Е.А. Конституционно-правовое регулирование государственных (муниципальных) финансов в России // Законодательство и экономика. 2013. N 3.

Лнишин А.Ю. Предмет финансового права: современное состояние: Автореферат дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.

Принципы налогообложения от Адама Смита до Барака Обамы // Материал сайта Audit-it.ru, http://www.audit-it.ru/articles/account/buhaccounting/a6/197077.html. Опубликовано 26 ноября 2009 г.

Саттарова А.А. Фонд как институт в финансовом праве: Автореферат дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.

Саттарова Н.А. Конституционно-правовые основы управления финансами // Финансовое право. 2012. N 10.

Соколова Э.Д. Система принципов финансового права // Финансовое право. 2012. N 8.

Соколова Э.Д., Савостьянова С.А. К вопросу о понятии и сущности финансовой деятельности муниципальных образований // Финансовое право. 2012. N 3.

Фатьянов А.А. Категории "деньги", "финансы" и предмет финансового права / Сайт финансового университета при Правительстве РФ // http://www.fa.ru/institutes/pego/news/Documents/5.doc. Дата создания документа 05.04.2013.

Шагиева Р.В. Принципы финансовой деятельности // Финансовое право. 2012. N 4.

Щекин Г.В. Теория социального управления: Монография. К.: МАУП, 1996. 408 с.