I. Общая финансово-правовая характеристика государственных
внебюджетных фондов: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального
страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского
страхования и территориальные внебюджетные фонды
обязательного медицинского страхования
В России действует три государственных внебюджетных фонда:
1) Пенсионный фонд РФ (далее также - "ПФ РФ");
2) Фонд социального страхования РФ (далее также - "ФСС РФ");
3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее также - "ФФОМС").
Кроме того, в регионах действуют территориальные внебюджетные фонды обязательного медицинского страхования.
Обязательное социальное страхование.
Все эти фонды являются страховщиками в системе обязательного социального страхования и управляют денежными средствами, которые находятся в их ведении. Фонды являются некоммерческими организациями - финансово-кредитными учреждениями, созданными в целях реализации государственной политики в сфере обязательного социального страхования (далее также - "ОСС") и в более широком смысле - в сфере социального обеспечения. Каждый фонд имеет в своем распоряжении бюджет, находящийся за пределами федерального бюджета, отсюда и название - "внебюджетные".
Страховые случаи.
В основу любого страхования заложена вероятность наступления события в жизни застрахованного лица, последствия которого неблагоприятно сказываются на его материальном положении, эти вероятные события для целей страхования называются страховыми случаями, назовем их:
- достижение пенсионного возраста;
- наступление инвалидности;
- потеря кормильца;
- заболевание;
- травма;
- несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание;
- беременность и роды;
- рождение ребенка (детей);
- уход за ребенком в возрасте до полутора лет;
- другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
1.1. Пенсионный фонд РФ является страховщиком в системе обязательного пенсионного страхования. Данный вид страхования финансируется за счет средств бюджета ПФ РФ, в том числе за счет средств, направляемых туда из федерального бюджета. Для бесперебойной работы системы финансовые средства должны упорядоченно а) поступать в бюджет и б) расходоваться из него.
Страховые взносы.
Средства фонда формируются за счет страховых взносов. Они индивидуальны и обязательны, как и налоги, но, в отличие от последних, возмездны, т.к. впоследствии обеспечивают гражданину получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию. Именно за счет взносов образуются средства, которые выплачиваются застрахованным по наступлении страховых случаев.
Страховое обеспечение.
Обязательное страховое обеспечение - это выплата:
1) трудовой пенсии;
2) социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.
Другие выплаты.
Кроме обязательного страхового обеспечения Пенсионный фонд выплачивает:
1) пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии государственных служащих (за счет средств Фонда получают пенсии 36,5 млн. российских пенсионеров);
2) социальные выплаты отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям РФ и др.
3) материнский (семейный) капитал.
Ассигнования (расходы) фонда направляются и на другие цели, связанные с обеспечением его деятельности.
Доходы фонда.
Перечень расходных обязательств фонда широк, их часть не связана с пенсионным страхованием. Вот почему доходы фонда формируются также за счет:
1) взносов организаций на выплату доплат определенным категориям работников;
2) доходов от инвестирования средств пенсионных накоплений, перечисленных управляющими компаниями в Пенсионный фонд РФ в соответствии с законодательством РФ;
3) доходов от временного размещения средств фонда;
4) доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении фонда;
5) денежных взысканий и штрафов;
6) других поступлений.
Вывод.
Пенсионный фонд выполняет не только функции страховщика в системе обязательного пенсионного страхования. Его деятельность направлена и на предоставление других видов социального обеспечения, поэтому вполне оправданно называть данный фонд более широким понятием - "орган социального обеспечения". Вместе с тем данный фонд остается главным звеном пенсионной системы страны.
1.2. Фонд социального страхования РФ занимает свое место в системе обязательного социального страхования. Его доходы поступают из различных источников и расходуются в различных направлениях.
Доходы и расходы.
Некоторые доходы фонда:
1) налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения;
2) недоимки, пени и штрафы по взносам в указанный фонд;
3) страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
4) страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
5) средства федерального бюджета, передаваемые бюджету фонда на целевые выплаты, например, на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Расходы фонда связаны не только с социальным страхованием, его денежные средства также направляются на:
1) обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий;
2) пособие по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий;
3) приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан;
4) социальные выплаты гражданам;
5) иные цели.
Примечание о названиях фондов.
Стоит обратить внимание на то, что названия фондов не позволяют провести правильное разграничение между ними. Все три играют свою роль в обязательном социальном страховании, а не только Фонд социального страхования, название которого как бы вбирает в себя все виды социального страхования, но это не так. Точнее было бы говорить о том, что Фонд социального страхования отвечает за те виды обязательного социального страхования, которые не являются предметом деятельности Пенсионного фонда страны и Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Следует помнить, что каждый из названных фондов - это не только страховщик, но также и орган социального обеспечения.
1.3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования является страховщиком в системе обязательного медицинского страхования. В субъектах РФ действуют территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Полномочия страховщика поделены между федеральным и территориальными фондами. Объемы ответственности фондов определяются и распределяются в программах обязательного медицинского страхования:
1) базовой программе ОМС;
2) территориальной программе ОМС в пределах базовой программы ОМС.
Доходы и расходы.
Доходы фонда формируются за счет:
1) денежных штрафов;
2) недоимок, пеней и штрафов по взносам в данный фонд;
3) страховых взносов на ОМС;
4) поступлений за счет использования имущества;
5) иных источников.
Расходы Федерального фонда направляются на:
1) общегосударственные вопросы;
2) здравоохранение;
3) межбюджетные трансферты бюджетам территориальных фондов ОМС;
4) межбюджетные трансферты бюджету Фонда социального страхования РФ;
5) оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни;
6) некоторые другие цели.
Разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов.
В завершение общей характеристики следует сказать, что в соответствии с принципом разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ законодательство РФ закрепляет свои доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов за каждым бюджетом государственного внебюджетного фонда. Так, например, доходы от штрафов на основании БК РФ закрепляются следующим образом: за нарушение законодательства РФ о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе в части бюджетов государственных внебюджетных фондов, суммы указанных штрафов поступают в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов по нормативу 100 процентов.
Особенности.
Бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования изъятию не подлежат.
- Краткий курс финансового права
- И.С. Иванов
- Общая часть
- Раздел I. Финансовое право и финансовая система
- I. Проблема определения предмета финансового права
- II. Система финансового права
- III. Принципы финансового права
- IV. Финансовая система рф
- V. Органы управления финансовой системой рф
- Раздел II. Правовые основы финансового контроля
- I. Общие сведения о финансовом контроле
- II. Федеральный государственный финансовый контроль
- III. Региональный государственный финансовый контроль
- IV. Муниципальный финансовый контроль
- V. Финансовый контроль, осуществляемый без участия
- VI. Основы организации проведения финансового контроля
- VII. Ответственность за нарушения в финансовой сфере
- Особенная часть
- Раздел I. Бюджетное и налоговое право
- Глава 1.1. Бюджетная система рф
- I. Бюджетное устройство рф
- 13 Принципов бюджетной системы рф.
- II. Доходы бюджетов
- III. Расходы бюджетов
- IV. Сбалансированность бюджетов
- Глава 1.2. Бюджетный процесс
- I. Участники бюджетного процесса
- II. Стадии бюджетного процесса
- 1. Стадия составления проектов бюджетов.
- 2. Стадия рассмотрения проектов бюджетов.
- 3. Стадия исполнения бюджетов.
- 4. Стадия составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
- III. Роль Счетной палаты в бюджетном процессе
- IV. Государственный и муниципальный финансовый контроль
- 8. Подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля):
- Глава 1.3. Государственные внебюджетные фонды - основа финансовой системы обязательного социального страхования
- I. Общая финансово-правовая характеристика государственных
- II. Порядок составления, представления и утверждения
- III. Страховые взносы и страховое обеспечение
- 1) В обязательном пенсионном страховании:
- 2) В обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством:
- 3) В обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:
- 4) В обязательном медицинском страховании:
- IV. Сохранность денежных средств в системе
- Глава 1.4. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства российской федерации
- I. Нарушение бюджетного законодательства
- II. Меры, применяемые к нарушителям
- III. Лица, уполномоченные на применение мер принуждения
- 2. Министерство финансов рф:
- 3. Руководители органов, исполняющих бюджеты субъектов рф и местные бюджеты, и их заместители (в соответствии с их полномочиями):
- IV. Нарушения бюджетного законодательства;
- 1. Нецелевое использование бюджетных средств.
- 4. Неперечисление либо несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств.
- 14. Несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов.
- 15. Несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление бюджетных средств на лицевые счета получателям бюджетных средств.
- 16. Несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам.
- 17. Правонарушения информационного характера:
- Глава 1.5. Основы налогового права
- I. Отношения, регулируемые Налоговым кодексом рф
- II. Налоги, сборы, налоговые вычеты
- III. Элементы налогообложения
- Раздел II. Правовое регулирование кредитно-денежной системы
- Глава 2.1. Банковская система
- I. Банк России в банковской системе
- II. Понятие и виды кредитных организаций
- 5. Вклады:
- III. Правовое положение кредитных организаций
- 1) Создавать (открывать):
- Глава 2.2. Правовое регулирование банковского кредитования
- I. Понятие банковского кредитования
- II. Виды банковских кредитов
- III. Кредитная история
- IV. Особенности потребительского кредитования.
- V. Обеспечение возвратности кредитов
- VI. Банковский факторинг - альтернатива кредитования
- Глава 2.3. Национальная платежная система
- I. Общая характеристика национальной платежной системы
- II. Оператор платежной системы
- III. Оператор услуг платежной инфраструктуры
- 3.3. Расчетный центр.
- IV. Участники платежной системы
- 4.3. Организации федеральной почтовой связи.
- Глава 2.4. Правовое регулирование безналичных расчетов
- I. Соотношение понятий "перевод" и "расчеты".
- II. Краткая характеристика безналичных расчетов
- III. Использование электронных средств платежа
- Глава 2.5. Правовое регулирование наличного денежного обращения
- I. Общие сведения о наличном денежном обращении
- II. Организация наличного денежного обращения Банком России
- III. Обеспечение наличного денежного обращения
- IV. Участие юридических лиц; индивидуальных
- Раздел III. Правовое регулирование денежных потоков на финансовых рынках
- Глава 3.1. Финансово-правовые основы валютного рынка
- I. Валютный рынок
- II. Регуляторы валютного рынка
- III. "Товар" на валютном рынке
- IV. "Продавцы" и "покупатели" на валютном рынке
- V. Валютные операции
- 1. Операции по приобретению и отчуждению.
- 2. Операции по ввозу и вывозу.
- 3. Операции по переводу.
- VII. Запреты и ограничения на валютном рынке
- VIII. Паспорт сделки
- Iх. Органы и агенты валютного контроля
- X. Права и обязанности резидентов и нерезидентов;
- XI. Ответственность за нарушение валютного законодательства
- 1. "Незаконные операции".
- 2. "Уведомительные нарушения".
- 3. "Репатриационные нарушения".
- 4. "Нарушения порядка учета и отчетности".
- Глава 3.2. Финансово-правовые основы рынка ценных бумаг
- I. Ценные бумаги и эмиссионные ценные бумаги
- II. Виды эмиссионных ценных бумаг
- III. Эмиссия ценных бумаг
- IV. Государственная регистрация выпуска
- V. Профессиональные участники рынка ценных бумаг
- VI. Фондовая биржа
- VII. Государственное регулирование рынка ценных бумаг
- VIII. Ответственность за нарушение законодательства;
- 1) Деятельность по организации торговли (отвечает организатор);
- 2) Эмиссия ценных бумаг (при отсутствии признаков преступления):
- 1) Учет прав на ценные бумаги:
- 2) Эмиссия ценных бумаг:
- 3) Осуществление прав, удостоверенных ценными бумагами:
- 4) Раскрытие или предоставление информации, определенной законодательством рф о ценных бумагах:
- Глава 3.3. Финансово-правовые основы страхового рынка
- I. Страховой рынок
- II. Страховщики и субъекты страхового дела
- 2.2. Субъекты страхового дела.
- III. Обеспечение финансовой устойчивости страховщиков
- Глава 3.4. Финансово-правовые основы инвестиционной деятельности
- I. Общие сведения о правовом регулировании
- II. Капитальные вложения
- III. Лизинг
- IV. Франчайзинг
- V. Концессионные соглашения
- VI. Участие в долевом строительстве объектов недвижимости
- VII. Инвестирование средств
- VIII. Инвестиционные фонды
- 1. Акционерный инвестиционный фонд является юридическим лицом.
- 2. Паевой инвестиционный фонд (пиф) не является юридическим лицом.
- IX. Защита прав и законных интересов
- Раздел IV. Организация финансов экономических субъектов:
- II. Финансово-правовые основы деятельности
- III. Финансово-правовые основы деятельности
- IV. Финансово-правовые основы
- Глава 4.2. Правовое регулирование бухгалтерского учета
- I. Общие сведения о бухгалтерском учете
- II. Стандарты бухгалтерского учета и учетная политика
- III. Первичные учетные документы, регистры, инвентаризация
- IV. Бухгалтерская (финансовая) отчетность
- Глава 4.3. Правовое регулирование оценки
- I. Оценка и оценочная деятельность
- II. Виды стоимости, определяемой оценщиком
- III. Подходы к оценке, применяемые при
- IV. Права и обязанности оценщика
- V. Правовое положение сро оценщиков
- VI. Оценка в налогообложении
- VII. Оценка в бухгалтерском учете и отчетности
- VIII. Оценка в страховании
- IX. Ответственность оценщиков