logo
Иванов

IV. Франчайзинг

Понятие

Легальное название франчайзинга в российском законодательстве - коммерческая концессия; правовой режим установлен главой 54 ГК. Договор коммерческой концессии исходя из его названия и сущности не может заключаться для удовлетворения личных, бытовых нужд. Механизм франчайзинга применяется только в предпринимательской деятельности. По такому договору одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий права на:

- товарный знак;

- знак обслуживания;

- коммерческое обозначение;

- секрет производства (ноу-хау);

другие объекты исключительных прав.

В переводе на простой язык франчайзинг - это покупка брэнда, известной торговой марки, использование которой в бизнесе (торговля, сфера услуг) позволит получать гарантированный доход, т.к. потребители уже подготовлены ко встрече с этим товаром/услугой.

Договор коммерческой концессии подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Вместе с тем за рубежом все-таки преобладает понятие "франчайзинг", в нормах иностранного права его участники называются по другому - франшизодатель и франшизополучатель.

Франшизодатель

- предлагает или обязуется проявлять постоянный интерес к деятельности франшизополучателя в таких сферах, как ноу-хау и обучение персоналу, а

франшизополучатель

- осуществляет собственную деятельность под общим фирменным наименованием, форматом и/или процессом:

а) которым франшизодатель владеет;

б) который контролируется франшизодателем;

в) в который франшизодатель вложил или вложит существенные инвестиции из собственных ресурсов.

Таким образом, инвестором в этих отношениях является франшизодатель.

Инвестиционная привлекательность

В соответствии с ГК пользователь (франшизополучатель) выплачивает правообладателю (франшизодателю) вознаграждение по договору в какой-либо оговоренной сторонами форме, например, в форме:

1) фиксированных разовых платежей;

2) периодических платежей;

3) отчислений от выручки;

4) наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи;

5) иной, предусмотренной договором.

В действительности доход и иные материальные преимущества получают обе стороны:

- франшизодатель избавляет себя от кадровых проблем, экономит собственный капитал и трудовые ресурсы, в то время как его сеть продолжает расширяться;

- франшизополучатель, как правило, знает местные особенности, потребности населения и предприятий на обслуживаемой территории; пользуется преимуществами, которые дает поддержка крупной корпорации; не надо "изобретать велосипед", делает бизнес "на всем готовеньком".

Более подробно и доступно экономическая сущность франчайзинга описана по этому адресу: http://www.elitarium.ru/2010/11/15/print:page,1,preimushhestva_nedostatki_franchajjzinga.html.