III. Финансово-правовые основы деятельности
государственных и муниципальных учреждений
Общие сведения
Государственные и муниципальные учреждения:
- являются некоммерческими организациями;
- создаются Российской Федерацией, субъектом РФ и муниципальным образованием.
Типы государственных и муниципальных учреждений:
- автономное;
- бюджетное;
- казенное.
Автономное учреждение
Общая финансово-правовая характеристика:
цель:
- обеспечивает реализацию полномочий органов государственной власти, местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта;
- реализует полномочия указанных органов в иных сферах только в случаях, установленных федеральными законами;
база для деятельности
правовая:
- законодательство РФ, включая Закон "Об автономных учреждениях" <1>;
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ (ред. от 03.12.2012) "Об автономных учреждениях" // СПС "КонсультантПлюс".
- подзаконные нормативные правовые акты;
- муниципальные правовые акты;
- устав;
- государственное (муниципальное) задание;
- план финансово-хозяйственной деятельности;
финансовая (имущественная):
- получает субсидии от соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ;
- имущество передается учредителем на праве оперативного управления;
- по общему правилу доходы учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано;
- собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от деятельности учреждения и использования имущества, закрепленного за учреждением (отличительная особенность);
- земельный участок, необходимый для выполнения автономным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования;
- вправе привлекать заемные средства (отличительная особенность!);
- вправе самостоятельно распоряжаться имуществом, находящимся на праве оперативного управления, за исключением: а) недвижимого имущества, б) особо ценного имущества, приобретенного за счет собственника или закрепленного собственником за учреждением;
содержание деятельности:
- осуществляет полномочия федерального органа государственной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления по исполнению перед физическим лицом публичных обязательств, подлежащих исполнению в денежной форме;
- выполняет работы, оказывает услуги;
- вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие этим целям, при условии что такая деятельность указана в его уставе;
- вправе открывать счета в кредитных организациях (отличительная особенность!) и (или) лицевые счета соответственно в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
ПРИМЕР
Особенности правового положения Федерального автономного учреждения "Российский Речной Регистр":
- функции и полномочия: а) учредителя - принадлежат Министерству транспорта РФ, б) собственника имущества - поделены между Министерством транспорта РФ и Федеральным агентством по управлению государственным имуществом;
- цель: обеспечение технической безопасности плавания судов, в связи с чем, например, выдает: а) свидетельство о годности судна к плаванию, б) свидетельство о предотвращении загрязнения с судна нефтью сточными водами и мусором, в) свидетельство о классификации, г) мерительное свидетельство;
- вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность;
- вправе иметь не только федеральные земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования, но и земельные участки на ином предусмотренном законодательством РФ праве.
Бюджетное учреждение
Общая финансово-правовая характеристика
цель:
- обеспечивает реализацию полномочий соответственно государственных органов или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, в иных сферах;
база для деятельности
правовая:
- федеральные законы (в частности, Закон "О некоммерческих организациях");
- иные нормативные правовые акты;
- муниципальные правовые акты;
- устав;
- государственное (муниципальное) задание от учредителя;
- план финансово-хозяйственной деятельности;
финансовая (имущественная):
- на выполнение государственного (муниципального) задания получает из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ субсидию;
- получает доход от выполнения работ, оказания услуг сверх установленного государственного (муниципального) задания (отличительная особенность!);
- имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления (не является собственником);
- земельный участок, необходимый для выполнения бюджетным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования;
- вправе самостоятельно распоряжаться имуществом, находящимся на праве оперативного управления, за исключением: а) недвижимого имущества, б) особо ценного имущества, приобретенного за счет собственника или закрепленного собственником за учреждением;
- не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами (отличительная особенность!);
содержание деятельности;
- осуществляет полномочия федерального органа государственной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления по исполнению перед физическим лицом публичных обязательств, подлежащих исполнению в денежной форме;
- выполняет работы, оказывает услуги;
- виды деятельности, не являющиеся основными, разрешены для достижения целей создания учреждения;
- операции с денежными средствами осуществляются через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта РФ, муниципального образования.
ПРИМЕР
Особенности правового положения Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный Эрмитаж":
- поделены функции и полномочия: а) учредителя - между Правительством РФ и Министерством культуры РФ, б) собственника - между Министерством культуры РФ и Федеральным агентством по управлению государственным имуществом;
- осуществляет культурно-просветительскую, научно-исследовательскую и образовательную деятельность;
- вправе сверх установленного государственного задания оказывать услуги (выполнять работы), например, создавать и реализовывать мультимедийную продукцию в соответствии со сферой своей деятельности;
- среди источников финансирования - доходы, полученные от деятельности организованных Эрмитажем кафе и столовых для сотрудников и посетителей музея.
Казенное учреждение
Общая финансово-правовая характеристика:
цель:
- обеспечивает реализацию полномочий (государственных органов), органов местного самоуправления;
статус:
- может иметь статус распорядителя/получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета;
- может являться государственным органом, органом управления государственным внебюджетным фондом, органом местного самоуправления;
база для деятельности
правовая:
- бюджетное законодательство РФ;
- государственное (муниципальное) задание;
- бюджетная смета;
- учреждение может быть создано в соответствии с: а) федеральным законом, б) законом субъекта РФ, в) нормативным правовым актом - Президента РФ, Правительства РФ или высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;
финансовая:
- действует за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (бюджетная смета устанавливает лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения);
- по общему правилу находится в ведении государственного органа, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств;
- субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются;
- доходы от всех платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, поступают в бюджет;
- не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги;
содержание деятельности:
- осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования);
- ведет бюджетный учет и представляет бюджетную отчетность;
- может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его уставе;
- федеральные казенные учреждения вправе заключать договоры от имени РФ, казенные учреждения субъекта РФ - от имени соответствующего субъекта федерации, а муниципальные казенные учреждения - от имени соответствующего муниципального образования;
- если лимитов бюджетных обязательств казенному учреждению недостаточно для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования отвечают соответственно: а) государственный орган, б) орган местного самоуправления, в ведении которых находится соответствующее казенное учреждение и которые являются главными распорядителями бюджетных средств.
ПРИМЕР
Особенности правового положения федерального казенного учреждения "Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве финансов Российской Федерации":
- учитывает и хранит драгоценные металлы, драгоценные камни, изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также их лом и отходы (далее - ценности), проводит их экспертизу, реставрацию, оценку, ведет учет сделок с необработанными драгоценными камнями, организует выставку "Алмазный фонд" и т.д.;
- владеет на праве оперативного управления зданиями, необходимыми для достижения уставных целей;
- проводит торги с ценностями Госфонда России;
- функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство финансов РФ.
КОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
- Краткий курс финансового права
- И.С. Иванов
- Общая часть
- Раздел I. Финансовое право и финансовая система
- I. Проблема определения предмета финансового права
- II. Система финансового права
- III. Принципы финансового права
- IV. Финансовая система рф
- V. Органы управления финансовой системой рф
- Раздел II. Правовые основы финансового контроля
- I. Общие сведения о финансовом контроле
- II. Федеральный государственный финансовый контроль
- III. Региональный государственный финансовый контроль
- IV. Муниципальный финансовый контроль
- V. Финансовый контроль, осуществляемый без участия
- VI. Основы организации проведения финансового контроля
- VII. Ответственность за нарушения в финансовой сфере
- Особенная часть
- Раздел I. Бюджетное и налоговое право
- Глава 1.1. Бюджетная система рф
- I. Бюджетное устройство рф
- 13 Принципов бюджетной системы рф.
- II. Доходы бюджетов
- III. Расходы бюджетов
- IV. Сбалансированность бюджетов
- Глава 1.2. Бюджетный процесс
- I. Участники бюджетного процесса
- II. Стадии бюджетного процесса
- 1. Стадия составления проектов бюджетов.
- 2. Стадия рассмотрения проектов бюджетов.
- 3. Стадия исполнения бюджетов.
- 4. Стадия составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
- III. Роль Счетной палаты в бюджетном процессе
- IV. Государственный и муниципальный финансовый контроль
- 8. Подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля):
- Глава 1.3. Государственные внебюджетные фонды - основа финансовой системы обязательного социального страхования
- I. Общая финансово-правовая характеристика государственных
- II. Порядок составления, представления и утверждения
- III. Страховые взносы и страховое обеспечение
- 1) В обязательном пенсионном страховании:
- 2) В обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством:
- 3) В обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:
- 4) В обязательном медицинском страховании:
- IV. Сохранность денежных средств в системе
- Глава 1.4. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства российской федерации
- I. Нарушение бюджетного законодательства
- II. Меры, применяемые к нарушителям
- III. Лица, уполномоченные на применение мер принуждения
- 2. Министерство финансов рф:
- 3. Руководители органов, исполняющих бюджеты субъектов рф и местные бюджеты, и их заместители (в соответствии с их полномочиями):
- IV. Нарушения бюджетного законодательства;
- 1. Нецелевое использование бюджетных средств.
- 4. Неперечисление либо несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств.
- 14. Несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов.
- 15. Несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление бюджетных средств на лицевые счета получателям бюджетных средств.
- 16. Несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам.
- 17. Правонарушения информационного характера:
- Глава 1.5. Основы налогового права
- I. Отношения, регулируемые Налоговым кодексом рф
- II. Налоги, сборы, налоговые вычеты
- III. Элементы налогообложения
- Раздел II. Правовое регулирование кредитно-денежной системы
- Глава 2.1. Банковская система
- I. Банк России в банковской системе
- II. Понятие и виды кредитных организаций
- 5. Вклады:
- III. Правовое положение кредитных организаций
- 1) Создавать (открывать):
- Глава 2.2. Правовое регулирование банковского кредитования
- I. Понятие банковского кредитования
- II. Виды банковских кредитов
- III. Кредитная история
- IV. Особенности потребительского кредитования.
- V. Обеспечение возвратности кредитов
- VI. Банковский факторинг - альтернатива кредитования
- Глава 2.3. Национальная платежная система
- I. Общая характеристика национальной платежной системы
- II. Оператор платежной системы
- III. Оператор услуг платежной инфраструктуры
- 3.3. Расчетный центр.
- IV. Участники платежной системы
- 4.3. Организации федеральной почтовой связи.
- Глава 2.4. Правовое регулирование безналичных расчетов
- I. Соотношение понятий "перевод" и "расчеты".
- II. Краткая характеристика безналичных расчетов
- III. Использование электронных средств платежа
- Глава 2.5. Правовое регулирование наличного денежного обращения
- I. Общие сведения о наличном денежном обращении
- II. Организация наличного денежного обращения Банком России
- III. Обеспечение наличного денежного обращения
- IV. Участие юридических лиц; индивидуальных
- Раздел III. Правовое регулирование денежных потоков на финансовых рынках
- Глава 3.1. Финансово-правовые основы валютного рынка
- I. Валютный рынок
- II. Регуляторы валютного рынка
- III. "Товар" на валютном рынке
- IV. "Продавцы" и "покупатели" на валютном рынке
- V. Валютные операции
- 1. Операции по приобретению и отчуждению.
- 2. Операции по ввозу и вывозу.
- 3. Операции по переводу.
- VII. Запреты и ограничения на валютном рынке
- VIII. Паспорт сделки
- Iх. Органы и агенты валютного контроля
- X. Права и обязанности резидентов и нерезидентов;
- XI. Ответственность за нарушение валютного законодательства
- 1. "Незаконные операции".
- 2. "Уведомительные нарушения".
- 3. "Репатриационные нарушения".
- 4. "Нарушения порядка учета и отчетности".
- Глава 3.2. Финансово-правовые основы рынка ценных бумаг
- I. Ценные бумаги и эмиссионные ценные бумаги
- II. Виды эмиссионных ценных бумаг
- III. Эмиссия ценных бумаг
- IV. Государственная регистрация выпуска
- V. Профессиональные участники рынка ценных бумаг
- VI. Фондовая биржа
- VII. Государственное регулирование рынка ценных бумаг
- VIII. Ответственность за нарушение законодательства;
- 1) Деятельность по организации торговли (отвечает организатор);
- 2) Эмиссия ценных бумаг (при отсутствии признаков преступления):
- 1) Учет прав на ценные бумаги:
- 2) Эмиссия ценных бумаг:
- 3) Осуществление прав, удостоверенных ценными бумагами:
- 4) Раскрытие или предоставление информации, определенной законодательством рф о ценных бумагах:
- Глава 3.3. Финансово-правовые основы страхового рынка
- I. Страховой рынок
- II. Страховщики и субъекты страхового дела
- 2.2. Субъекты страхового дела.
- III. Обеспечение финансовой устойчивости страховщиков
- Глава 3.4. Финансово-правовые основы инвестиционной деятельности
- I. Общие сведения о правовом регулировании
- II. Капитальные вложения
- III. Лизинг
- IV. Франчайзинг
- V. Концессионные соглашения
- VI. Участие в долевом строительстве объектов недвижимости
- VII. Инвестирование средств
- VIII. Инвестиционные фонды
- 1. Акционерный инвестиционный фонд является юридическим лицом.
- 2. Паевой инвестиционный фонд (пиф) не является юридическим лицом.
- IX. Защита прав и законных интересов
- Раздел IV. Организация финансов экономических субъектов:
- II. Финансово-правовые основы деятельности
- III. Финансово-правовые основы деятельности
- IV. Финансово-правовые основы
- Глава 4.2. Правовое регулирование бухгалтерского учета
- I. Общие сведения о бухгалтерском учете
- II. Стандарты бухгалтерского учета и учетная политика
- III. Первичные учетные документы, регистры, инвентаризация
- IV. Бухгалтерская (финансовая) отчетность
- Глава 4.3. Правовое регулирование оценки
- I. Оценка и оценочная деятельность
- II. Виды стоимости, определяемой оценщиком
- III. Подходы к оценке, применяемые при
- IV. Права и обязанности оценщика
- V. Правовое положение сро оценщиков
- VI. Оценка в налогообложении
- VII. Оценка в бухгалтерском учете и отчетности
- VIII. Оценка в страховании
- IX. Ответственность оценщиков