logo
Иванов

II. Оператор платежной системы

Оператором платежной системы может быть только организация, в том числе кредитная, включая Банк России, Внешэкономбанк. Главное требование - организация должна быть создана в соответствии с российским законодательством - в этом проявляется национальный характер системы. Оператор входит в число субъектов национальной платежной системы.

Обязанности оператора платежной системы:

- определять правила системы;

- контролировать их соблюдение участниками системы и операторами услуг платежной инфраструктуры;

- привлекать операторов услуг платежной инфраструктуры;

- вести перечень операторов услуг платежной инфраструктуры;

- контролировать оказание услуг платежной инфраструктуры участникам платежной системы;

- системно оценивать и управлять рисками в платежной системе;

- обеспечивать возможность досудебного и (или) третейского рассмотрения споров с участниками платежной системы и операторами услуг платежной инфраструктуры в соответствии с правилами платежной системы.

Если оператор не является кредитной организацией:

- привлечь в качестве расчетного центра кредитную организацию, которая не менее одного года осуществляет перевод денежных средств по открытым в этой кредитной организации банковским счетам.

Регистрация оператора платежной системы.

Организация, намеревающаяся стать оператором платежной системы, должна направить в Банк России регистрационное заявление по форме и в порядке, которые установлены Банком России, с приложением пакета документов. Если организация не является кредитной, она должна соответствовать ряду дополнительных требований, например, обладать чистыми активами в размере не менее 10 миллионов рублей.

Чистые активы - это величина, определяемая путем вычитания из суммы активов организации суммы ее обязательств. Чистые активы отражают реальную стоимость имеющегося у предприятия имущества за исключением его долгов.

Активы - это ресурсы, контролируемые организацией в результате событий прошлых периодов, от которых она ожидает экономические выгоды в будущем. В состав активов включают имущество и права. Примеры: недвижимость, сдаваемая в аренду; деньги на банковских счетах или выданные в долг юридическим лицам; ценные бумаги.

Доступное и простое разъяснение того, что такое активы и что такое пассивы, можно найти здесь: http://deneg.by/aktivi-vs-passivi.

Банк России обязан принять одно из двух решений:

1) о регистрации указанной организации в качестве оператора платежной системы;

2) об отказе в такой регистрации.

Срок принятия решения не должен превышать 30 календарных дней со дня получения регистрационного заявления.

Правила платежной системы (далее также - "Правила").

Эти правила, за исключением правил платежной системы Банка России, являются договором, они могут быть составлены в виде единого документа или нескольких взаимосвязанных документов. Содержание Правил, включая информацию о тарифах, относится к информации общего доступа.

Законодательно установлено, что необходимо урегулировать в Правилах и какие положения в них недопустимы.

Обязательные пункты Правил:

1) порядок:

- изменения Правил;

- присвоения кода участнику системы;

- привлечения операторов услуг платежной инфраструктуры и ведения их перечня;

- обеспечения бесперебойной работы системы;

- взаимодействия между оператором системы, участниками и операторами услуг платежной инфраструктуры;

- взаимодействия в рамках системы в спорных и чрезвычайных ситуациях;

- предоставления участниками системы и операторами услуг платежной инфраструктуры информации о своей деятельности оператору системы;

- перевода денежных средств в рамках платежной системы, а также должны быть названы применяемые формы безналичных расчетов;

- сопровождения перевода денежных средств сведениями о плательщике в соответствии с требованиями действующего законодательства;

- оплаты услуг по переводу денежных средств и услуг платежной инфраструктуры;

- обеспечения исполнения обязательств участников платежной системы по переводу денежных средств;

- платежного клиринга и расчета;

- контроля за соблюдением Правил и ответственность за их несоблюдение;

- досудебного разрешения споров с участниками платежной системы и операторами услуг платежной инфраструктуры.

2) система управления рисками в платежной системе, включая используемую модель управления рисками, перечень мероприятий и способов управления рисками;

3) требования к защите информации;

4) временной регламент функционирования платежной системы;

5) критерии участия, приостановления и прекращения участия в платежной системе;

6) перечень платежных систем, с которыми осуществляется взаимодействие, и порядок такого взаимодействия.

Клиринг - система взаимных безналичных расчетов, основанная на учете взаимных финансовых требований и долгов.

Законодательное определение гласит, что клиринг - это определение подлежащих исполнению обязательств, возникших из договоров, и подготовка документов, являющихся основанием прекращения и (или) исполнения таких обязательств.

Таким образом, согласно законодательству клиринг - это не сами расчеты, а подготовительные действия (сверка), предваряющие взаиморасчеты.

Запрещено устанавливать в Правилах:

1) требования:

- препятствующие участию в платежной системе;

- к участникам платежной системы о неучастии в других платежных системах, об ограничении или запрете клиринга между ними и расчета вне рамок платежной системы на основании отдельно заключаемых договоров;

- к операторам услуг платежной инфраструктуры об ограничении или запрете оказания услуг платежной инфраструктуры в рамках других платежных систем;

2) минимальный размер оплаты услуг по переводу денежных средств участниками платежной системы и их клиентами.