IV. Участие юридических лиц; индивидуальных
предпринимателей в наличном денежном обращении
Кассовые операции организаций;
индивидуальных предпринимателей
Состав кассовых операций:
- прием наличных денег, включая их пересчет;
- выдача наличных денег.
Банк России вменил организациям, индивидуальным предпринимателям в обязанность устанавливать максимально допустимую сумму наличных денег, которая у них может храниться. Эта сумма называется лимитом остатка наличных денег.
Место хранения наличных денег зависит от суммы, накопившейся в организации, у индивидуального предпринимателя. Ниже приведены параметры этих сумм относительно лимита остатка наличных денег и соответствующие им места хранения:
- до установленного лимита - в месте для проведения кассовых операций (определяется руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем);
- сверх установленного лимита - на банковских счетах.
Накопление в кассе наличных денег сверх установленного лимита:
- допускается: а) в дни выплат заработной платы, стипендий, других выплат социального характера; б) по выходным, нерабочим праздничным дням в случае ведения кассовых операций в эти дни;
- не допускается - в остальных случаях.
Лица, уполномоченные на проведение кассовых операций:
1) кассир;
2) старший кассир;
3) руководитель.
Кассовые документы:
- приходные кассовые ордера - подписываются главным бухгалтером или бухгалтером, а при их отсутствии - руководителем, кассиром;
- расходные кассовые ордера - подписываются руководителем, а также главным бухгалтером или бухгалтером, а при их отсутствии - руководителем, кассиром.
Внесение исправлений в кассовые документы запрещено.
Действия кассира во время приема наличных денег:
1) проверяет:
- наличие подписи главного бухгалтера или бухгалтера (руководителя) на приходном ордере и ее соответствие образцу;
- соответствие суммы наличных денег, проставленной цифрами, сумме наличных денег, проставленной прописью;
- наличие подтверждающих документов, перечисленных в приходном кассовом ордере;
2) принимает наличные деньги полистным, поштучным пересчетом и таким образом, чтобы вноситель мог наблюдать за действиями кассира;
3) сверяет сумму, указанную в приходном кассовом ордере, с суммой фактически принятых наличных денег. Дальнейшие действия зависят от того, соответствует или не соответствует вносимая сумма приходному кассовому ордеру; если сумма соответствует, то:
4.а) подписывает ордер, квитанцию к нему и проставляет на квитанции оттиск штампа о проведении кассовой операции, а затем выдает квитанцию вносителю;
если сумма не соответствует, то:
4.б) предлагает вносителю наличных денег довнести недостающую сумму наличных денег и в случае отказа возвращает уже полученное. В этом случае приходный кассовый ордер перечеркивается и передается главному бухгалтеру или бухгалтеру (руководителю) для оформления приходного кассового ордера на фактически вносимую сумму.
Действия кассира во время выдачи наличных денег:
1) в зависимости от целей, на которые выдаются деньги, оформляет соответственно расходный кассовый ордер, расчетно-платежную либо платежную ведомость;
2) выдает наличные деньги непосредственно получателю, указанному в этих документах, при предъявлении документа, удостоверяющего личность, либо доверенности и документа, удостоверяющего личность;
3) проверяет:
- наличие подписей руководителя, главного бухгалтера или бухгалтера (при отсутствии последних двух - наличие подписи руководителя) и их соответствие образцам;
- сумм наличных денег, проставленных цифрами, суммам, проставленным прописью;
- при выдаче по расходному кассовому ордеру - наличие перечисленных в нем подтверждающих документов и соответствие фамилии, имени, отчества получателя, указанных в ордере, тем, что указаны в документе, удостоверяющем его личность;
- если выдача происходит при предъявлении доверенности - соответствие фамилии, имени, отчества данных расходного ордера и документу, удостоверяющему личность;
4) передает расходный кассовый ордер получателю наличных денег, а тот, в свою очередь, указывает получаемую сумму (рублей - прописью, копеек - цифрами) и подписывает расходный кассовый ордер;
5) пересчитывает сумму наличных денег, подготовленную к выдаче, таким образом, чтобы получатель мог наблюдать за его действиями;
6) выдает получателю наличные деньги полистным, поштучным пересчетом в сумме, указанной в расходном кассовом ордере;
7) не принимает от получателя наличных денег претензии по сумме, если получатель не пересчитал полученные деньги под наблюдением кассира;
8) после выдачи подписывает расходный кассовый ордер (если применялся именно этот кассовый документ).
Выдача наличных денег работнику под отчет на расходы, связанные с осуществлением деятельности организации/предпринимателя:
1) работник (он же - подотчетное лицо) составляет в произвольной форме письменное заявление на имя руководителя, в котором указывает сумму, цель получения и срок, на который выдаются деньги;
2) заявление с подписью руководителя передается в бухгалтерию;
3) деньги выдаются работнику, если только он полностью погасил задолженности по суммам, полученным под отчет ранее;
4) работник представляет авансовый отчет не позднее трех рабочих дней со дня окончания срока, на который ему выдавались деньги;
5) к отчету прилагаются подтверждающие документы.
Выдача сумм заработной платы, стипендий, других выплат:
1) общая сумма выплат устанавливается в соответствующей ведомости;
2) там же указывается срок выдачи (определяет руководитель);
3) продолжительность выдачи не должна превышать пяти рабочих дней;
4) старший кассир выдает сумму для выдачи кассиру (кассирам);
5) кассир:
- передает ведомость работнику для подписания;
- пересчитывает сумму, подготовленную к выдаче, на глазах у работника;
- выдает деньги полистным, поштучным пересчетом;
6) работник пересчитывает полученные деньги под наблюдением кассового работника, в противном случае кассир претензий не принимает.
Фактически выданные суммы оформляются расходным кассовым ордером. Не выданные по ведомости суммы подлежат депонированию - сдаются в банк. На эти суммы составляется реестр депонированных сумм.
Ведение кассовой книги.
Кассовая книга ведется для учета наличных денег: а) поступающих в кассу, б) выдаваемых из кассы.
Деньги, принимаемые платежным агентом и банковским платежным агентом (субагентом), в кассовой книге не отражаются, они отражаются в отдельной кассовой книге.
Записи в кассовой книге сверяются с данными кассовых документов.
Применение контрольно-кассовой техники
(далее также - "ККТ")
Информация о наличных денежных расчетах и расчетах с использованием платежных карт может быть зафиксирована при помощи технических средств, оснащенных фискальной памятью, то есть памятью, способной сохранять и автономно хранить сведения о расчетах без возможности их корректировки. Указанные сведения, поступая в технические средства, отображаются: а) на контрольной ленте, б) в фискальной памяти. Преобразованные таким образом они становятся фискальными данными.
Общее название этих технические средств - контрольно-кассовая техника. Сфера и порядок ее применения регулируются Законом о ККТ.
Сфера применения.
По общему правилу ККТ, при условии ее включения в Государственный реестр ККТ, должна применяться всеми организациями, индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими:
а) наличных денежных расчетов;
б) расчетов с использованием платежных карт.
Расчеты производятся в связи с продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг.
Исключения.
Закон о ККТ освобождает некоторых лиц от обязанности применения ККТ, например, в случае оказания услуг населению. Эти организации, индивидуальные предприниматели обязаны выдавать населению бланки строгой отчетности установленной формы.
Налогоплательщики ЕНВД и налогоплательщики, применяющие патентную систему налогообложения, в определенных случаях тоже освобождаются от обязанности применять ККТ при условии выдачи покупателю по требованию документа, подтверждающего получение денег, например, товарного чека, квитанции.
И, наконец, в исключения попадают организации, предприниматели, в отношении которых учитывается либо специфика их деятельности, либо местонахождение. Например, продающие проездные билеты, мороженое (в киосках) или торгующие на ярмарках.
Контрольные полномочия налоговых органов:
- контролируют: а) исполнение организациями, предпринимателями Закона о ККТ; б) полноту учета выручки организациями, предпринимателями;
- проверяют документы, связанные с применением ККТ;
- получают объяснения, справки и сведения;
- проводят проверки выдачи организациями, индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;
- налагают на нарушителей административные штрафы.
Нормативно-правовой минимум
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // СПС "КонсультантПлюс".
Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (ред. от 25.06.2012, с изм. от 07.05.2013) // СПС "КонсультантПлюс".
Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утв. Банком России 12.10.2011 N 373-П // СПС "КонсультантПлюс".
Указание Банка России от 26.12.2006 N 1778-У "О признаках платежеспособности и правилах обмена банкнот и монеты Банка России" (ред. от 05.06.2009) // СПС "КонсультантПлюс".
Рекомендуемая литература
Бородина В. Кассовые операции: нарушения и ответственность // Финансовая газета. 2013. N 19.
Булаев С. Особенности учета ККТ // Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2013. N 6.
Гафарова Г.Р. Правовые аспекты функционирования денежного обращения в финансовой системе // Налоги. 2012. N 3.
Крылов О.М. О соотношении категорий "финансовая деятельность государства" и "организация денежного обращения" // Налоги. 2012. N 6.
Крылов О.М. Особенности наличного денежного обращения в сфере государственных финансов в Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2012. N 5.
Кучеров И.И. Право денежного обращения: понятие, предмет и метод // Финансовое право. 2013. N 3.
Лисицын А.Ю. Систематизация в эмиссионном праве // Реформы и право. 2012. N 4.
Назаров В.Н. О классификации денежных отношений и предмете денежного права // Финансовое право. 2012. N 8.
Попова Н.Ф. К вопросу об административных процедурах в области финансов, налогов и сборов // Современный юрист. 2013. N 2.
Самойлов Е.В. Разменная монета Банка России: проблемы с обеспечением и способы их решения // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. 2013. N 1.
- Краткий курс финансового права
- И.С. Иванов
- Общая часть
- Раздел I. Финансовое право и финансовая система
- I. Проблема определения предмета финансового права
- II. Система финансового права
- III. Принципы финансового права
- IV. Финансовая система рф
- V. Органы управления финансовой системой рф
- Раздел II. Правовые основы финансового контроля
- I. Общие сведения о финансовом контроле
- II. Федеральный государственный финансовый контроль
- III. Региональный государственный финансовый контроль
- IV. Муниципальный финансовый контроль
- V. Финансовый контроль, осуществляемый без участия
- VI. Основы организации проведения финансового контроля
- VII. Ответственность за нарушения в финансовой сфере
- Особенная часть
- Раздел I. Бюджетное и налоговое право
- Глава 1.1. Бюджетная система рф
- I. Бюджетное устройство рф
- 13 Принципов бюджетной системы рф.
- II. Доходы бюджетов
- III. Расходы бюджетов
- IV. Сбалансированность бюджетов
- Глава 1.2. Бюджетный процесс
- I. Участники бюджетного процесса
- II. Стадии бюджетного процесса
- 1. Стадия составления проектов бюджетов.
- 2. Стадия рассмотрения проектов бюджетов.
- 3. Стадия исполнения бюджетов.
- 4. Стадия составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
- III. Роль Счетной палаты в бюджетном процессе
- IV. Государственный и муниципальный финансовый контроль
- 8. Подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля):
- Глава 1.3. Государственные внебюджетные фонды - основа финансовой системы обязательного социального страхования
- I. Общая финансово-правовая характеристика государственных
- II. Порядок составления, представления и утверждения
- III. Страховые взносы и страховое обеспечение
- 1) В обязательном пенсионном страховании:
- 2) В обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством:
- 3) В обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:
- 4) В обязательном медицинском страховании:
- IV. Сохранность денежных средств в системе
- Глава 1.4. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства российской федерации
- I. Нарушение бюджетного законодательства
- II. Меры, применяемые к нарушителям
- III. Лица, уполномоченные на применение мер принуждения
- 2. Министерство финансов рф:
- 3. Руководители органов, исполняющих бюджеты субъектов рф и местные бюджеты, и их заместители (в соответствии с их полномочиями):
- IV. Нарушения бюджетного законодательства;
- 1. Нецелевое использование бюджетных средств.
- 4. Неперечисление либо несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств.
- 14. Несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов.
- 15. Несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление бюджетных средств на лицевые счета получателям бюджетных средств.
- 16. Несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам.
- 17. Правонарушения информационного характера:
- Глава 1.5. Основы налогового права
- I. Отношения, регулируемые Налоговым кодексом рф
- II. Налоги, сборы, налоговые вычеты
- III. Элементы налогообложения
- Раздел II. Правовое регулирование кредитно-денежной системы
- Глава 2.1. Банковская система
- I. Банк России в банковской системе
- II. Понятие и виды кредитных организаций
- 5. Вклады:
- III. Правовое положение кредитных организаций
- 1) Создавать (открывать):
- Глава 2.2. Правовое регулирование банковского кредитования
- I. Понятие банковского кредитования
- II. Виды банковских кредитов
- III. Кредитная история
- IV. Особенности потребительского кредитования.
- V. Обеспечение возвратности кредитов
- VI. Банковский факторинг - альтернатива кредитования
- Глава 2.3. Национальная платежная система
- I. Общая характеристика национальной платежной системы
- II. Оператор платежной системы
- III. Оператор услуг платежной инфраструктуры
- 3.3. Расчетный центр.
- IV. Участники платежной системы
- 4.3. Организации федеральной почтовой связи.
- Глава 2.4. Правовое регулирование безналичных расчетов
- I. Соотношение понятий "перевод" и "расчеты".
- II. Краткая характеристика безналичных расчетов
- III. Использование электронных средств платежа
- Глава 2.5. Правовое регулирование наличного денежного обращения
- I. Общие сведения о наличном денежном обращении
- II. Организация наличного денежного обращения Банком России
- III. Обеспечение наличного денежного обращения
- IV. Участие юридических лиц; индивидуальных
- Раздел III. Правовое регулирование денежных потоков на финансовых рынках
- Глава 3.1. Финансово-правовые основы валютного рынка
- I. Валютный рынок
- II. Регуляторы валютного рынка
- III. "Товар" на валютном рынке
- IV. "Продавцы" и "покупатели" на валютном рынке
- V. Валютные операции
- 1. Операции по приобретению и отчуждению.
- 2. Операции по ввозу и вывозу.
- 3. Операции по переводу.
- VII. Запреты и ограничения на валютном рынке
- VIII. Паспорт сделки
- Iх. Органы и агенты валютного контроля
- X. Права и обязанности резидентов и нерезидентов;
- XI. Ответственность за нарушение валютного законодательства
- 1. "Незаконные операции".
- 2. "Уведомительные нарушения".
- 3. "Репатриационные нарушения".
- 4. "Нарушения порядка учета и отчетности".
- Глава 3.2. Финансово-правовые основы рынка ценных бумаг
- I. Ценные бумаги и эмиссионные ценные бумаги
- II. Виды эмиссионных ценных бумаг
- III. Эмиссия ценных бумаг
- IV. Государственная регистрация выпуска
- V. Профессиональные участники рынка ценных бумаг
- VI. Фондовая биржа
- VII. Государственное регулирование рынка ценных бумаг
- VIII. Ответственность за нарушение законодательства;
- 1) Деятельность по организации торговли (отвечает организатор);
- 2) Эмиссия ценных бумаг (при отсутствии признаков преступления):
- 1) Учет прав на ценные бумаги:
- 2) Эмиссия ценных бумаг:
- 3) Осуществление прав, удостоверенных ценными бумагами:
- 4) Раскрытие или предоставление информации, определенной законодательством рф о ценных бумагах:
- Глава 3.3. Финансово-правовые основы страхового рынка
- I. Страховой рынок
- II. Страховщики и субъекты страхового дела
- 2.2. Субъекты страхового дела.
- III. Обеспечение финансовой устойчивости страховщиков
- Глава 3.4. Финансово-правовые основы инвестиционной деятельности
- I. Общие сведения о правовом регулировании
- II. Капитальные вложения
- III. Лизинг
- IV. Франчайзинг
- V. Концессионные соглашения
- VI. Участие в долевом строительстве объектов недвижимости
- VII. Инвестирование средств
- VIII. Инвестиционные фонды
- 1. Акционерный инвестиционный фонд является юридическим лицом.
- 2. Паевой инвестиционный фонд (пиф) не является юридическим лицом.
- IX. Защита прав и законных интересов
- Раздел IV. Организация финансов экономических субъектов:
- II. Финансово-правовые основы деятельности
- III. Финансово-правовые основы деятельности
- IV. Финансово-правовые основы
- Глава 4.2. Правовое регулирование бухгалтерского учета
- I. Общие сведения о бухгалтерском учете
- II. Стандарты бухгалтерского учета и учетная политика
- III. Первичные учетные документы, регистры, инвентаризация
- IV. Бухгалтерская (финансовая) отчетность
- Глава 4.3. Правовое регулирование оценки
- I. Оценка и оценочная деятельность
- II. Виды стоимости, определяемой оценщиком
- III. Подходы к оценке, применяемые при
- IV. Права и обязанности оценщика
- V. Правовое положение сро оценщиков
- VI. Оценка в налогообложении
- VII. Оценка в бухгалтерском учете и отчетности
- VIII. Оценка в страховании
- IX. Ответственность оценщиков