logo
Иванов

VII. Ответственность за нарушения в финансовой сфере

Нарушения финансового характера, выявленные в ходе финансового контроля, могут повлечь за собой применение мер юридической ответственности. В зависимости от квалификации содеянного и пострадавшего объекта (общественных отношений, которым причинен вред) применяются меры гражданско-правовой, дисциплинарной, финансовой, административной или уголовной ответственности (есть мнение, что только финансовой, административной или уголовной). Далее в других главах на примере различных сфер финансовой деятельности будут показаны конкретные финансовые правонарушения, а также административные проступки и преступления финансового характера и меры ответственности, применяемые к виновным.

Финансово-правовая ответственность - самостоятельный вид юридической ответственности, существующий наряду с уголовной, административной и другими ее видами. Правонарушения, влекущие применение финансово-правовых санкций, описаны в Бюджетном и Налоговом кодексах РФ - см. соответственно часть IV БК РФ и раздел VI НК РФ. Эти два примера можно считать классическими, но не единственными. Классическими потому, что в названных Кодексах институт ответственности можно считать полностью или в большей степени сформированным: институт выделен в самостоятельную часть или раздел, в которой дается определение бюджетного/налогового правонарушения, описаны составы, названы санкции. Кроме того, Налоговый кодекс содержит систему процессуальных норм, регламентирующих порядок привлечения к налоговой (финансовой) ответственности.

Наряду с Налоговым и Бюджетным кодексами институты финансово-правовой ответственности созданы в банковском законодательстве (сфера банковского надзора), законодательстве об организации страхового дела (сфера надзора за страховым рынком), законодательстве о ценных бумагах. Исследователи также выделяют виды финансовой ответственности за нарушения валютного, таможенного законодательства, порядка ведения кассовых операций. Объем правового регулирования институтов финансово-правовой ответственности в каждой из перечисленных сфер различен.

Особенности финансово-правовой ответственности.

Равно как и другие виды юридической ответственности, финансово-правовая представляет собой механизм применения к правонарушителям специфических принудительных мер (санкций), но с тем отличием, что применение финансово-правовых санкций вызывает два положительных эффекта:

во-первых, позволяет контролирующему органу оперативно ("в рабочем порядке") наладить движение денежных потоков в подведомственной сфере без использования длительных судебных процедур - тем самым укрепить финансовую дисциплину;

во-вторых, предупредить совершение правонарушений с более высокой степенью общественной опасности - административных проступков и преступлений.

Этим объясняется разнообразие финансово-правовых санкций, т.е. правовых мер воздействия на нарушителей финансовой дисциплины.

Финансовая дисциплина - это понятие на практике используется чаще, чем в нормативных правовых актах, его легальное определение отсутствует. Упоминается в подзаконных нормативных правовых актах, регулирующих бюджетные правоотношения, контекст употребления следующий: никаких необоснованных расходов, строгое следование букве закона и указаниям руководящих органов. Некоторые формы нарушения финансовой дисциплины названы в Законе "О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации":

несвоевременное исполнение доходных/расходных статей федерального бюджета либо бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ;

неэффективность: а) расходов средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов РФ, б) управления и распоряжения федеральной собственностью.

Виды финансово-правовых санкций:

- предупредительно-пресекательные санкции:

- уведомление о выявленном правонарушении (например, предписание об устранении нарушения, которое дается субъекту страхового дела);

- приостановление деятельности (например, приостановление дальнейшего размещения незаконно выпущенных ценных бумаг, ограничение или приостановление действия лицензии страховщика, при которых сохраняется возможность возобновления действия лицензии);

- санкции-наказания (например, налоговые санкции - штрафы, отзыв у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, являющийся основанием для ликвидации кредитной организации);

- санкции-компенсации (например, списание в бесспорном порядке сумм бюджетных средств, используемых не по целевому назначению).

Нормативно-правовой минимум

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // СПС "КонсультантПлюс".

Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.06.2013) и часть вторая от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // СПС "КонсультантПлюс"

Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ (ред. от 07.05.2013) "О Счетной палате Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

Федеральный закон от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" // СПС "КонсультантПлюс".

Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (ред. от 21.11.2011) // СПС "КонсультантПлюс".

Федеральный закон от 27.12.2005 N 196-ФЗ "О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации" (ред. от 07.05.2013) // СПС "КонсультантПлюс".

Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 703 "О Федеральном казначействе" (ред. от 15.06.2013) // СПС "КонсультантПлюс".

Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 N 278 "Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора" (ред. от 25.12.2012) // СПС "КонсультантПлюс".

Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" (ред. от 20.03.2013) // СПС "КонсультантПлюс".

Постановление Правительства РФ от 29.08.2011 N 717 "О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации" (ред. от 30.04.2013) // СПС "КонсультантПлюс".

Приказ Минфина РФ от 25.12.2008 N 146н "Об обеспечении деятельности по осуществлению государственного финансового контроля" // СПС "КонсультантПлюс".

Рекомендуемая литература

Долгополов О.И. Камеральная налоговая проверка (законодательство, особенности, судебная практика) // СПС "КонсультантПлюс". 2013.

Костикова Е.Г. Мониторинг внешнего корпоративного долга: перспективы введения нового вида финансового контроля // Налоги. 2013. N 2.

Лагутин И.Б. Актуальные проблемы теории и практики государственного регионального бюджетного контроля в Российской Федерации // Финансовое право. 2012. N 9.

Лапина М.А., Ловинюков А.С. Понятие и виды финансового контроля // Юридический мир. 2012. N 4.

Овчарова Е.В. Концепция и принципы финансового контроля // Государство и право. 2012. N 11.

Овчарова Е.В. Система финансового контроля и правовой механизм его реализации // Государство и право. 2012. N 12.

Расулов И.Г. Налоговый контроль как особая форма деятельности налоговых органов // Финансовое право. 2012. N 7.

Сердюкова Н.В. Финансово-правовая ответственность по российскому законодательству: становление и развитие: Автореферат дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 2003.

Терехова Е.В. Финансово-правовые аспекты контроля за эффективным использованием государственных средств // Финансовое право. 2012. N 11.

Мусаткина А.А. Финансовая ответственность в системе юридической ответственности: Автореферат дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2004.

Рудовер Ю.В. Финансово-правовое регулирование ответственности за нарушение законодательства РФ о налогах и сборах: Автореферат дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013.