logo
Иванов

II. Доходы бюджетов

Формирование доходов бюджетов основывается на бюджетном законодательстве и законодательстве об обязательных платежах. К последнему прежде всего относятся налоговое законодательство и Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы РФ с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.

Кодекс разделяет доходы бюджетов на налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. Так, налоговыми являются доходы не только от всех видов налогов, действующих в РФ, но и доходы от сборов, а также пеней и штрафов по ним. Ко второму виду можно, например, отнести средства самообложения граждан - это источник неналоговых доходов местных бюджетов, представляющий собой разовые платежи целевого назначения. К безвозмездным поступлениям относятся, например, дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ.

К формированию неналоговых доходов бюджетов имеют прямое отношение нормативные правовые акты, устанавливающие суммы штрафов, взыскиваемых в качестве наказания за совершение того или иного правонарушения, а также иные суммы принудительного изъятия, например, средства, полученные в возмещение вреда. В БК содержатся правила распределения сумм штрафов по бюджетам бюджетной системы РФ. Например, суммы штрафов за нарушение законодательства РФ о рекламе и неисполнение предписаний антимонопольного органа зачисляются:

- в федеральный бюджет - по нормативу 40%;

- в бюджет субъекта РФ, на территории которого зарегистрированы юридические лица или индивидуальные предприниматели, допустившие нарушение законодательства РФ о рекламе, - по нормативу 60%.

Кодекс помимо налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений отдельно называет собственные доходы бюджетов, в состав которых входят только те поступления, подпадающие под общепринятую классификацию, которые зачисляются в эти бюджеты полностью.

Все классифицируемые таким образом доходы Кодекс разделяет на доходы:

1) федерального бюджета;

2) бюджетов субъектов РФ;

3) местных бюджетов.

Рассмотрим их по отдельности.

1. В Кодексе перечислены все налоговые и неналоговые доходы федерального бюджета. Например, к первым относится налог на прибыль организаций, который зачисляется в федеральный бюджет по нормативу 100%. Ко вторым - таможенные пошлины и таможенные сборы, зачисляемые в федеральный бюджет по нормативу 100%.

В БК определены полномочия РФ по формированию доходов бюджетов, в сущности, это совокупность ограничений, которые Кодекс накладывает на установление новых налогов, их отмену или изменение, а также на любые изменения законодательства, которые приводят к изменению доходов бюджетов бюджетной системы РФ.

2. По той же схеме регулируются доходы бюджетов субъектов РФ. В Кодексе закреплены все налоговые и неналоговые доходы субъектов РФ. Например, к первым относится налог на имущество организаций, зачисляемый в бюджет субъекта федерации по нормативу 100%. Ко вторым - плата за негативное воздействие на окружающую среду, зачисляемая в бюджет субъекта по нормативу 40%, а если это город федерального значения, то 80% (в федеральный бюджет зачисляется 20%, в бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов зачисляется 40%).

В БК определены полномочия субъектов РФ по установлению нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов в местные бюджеты. В сущности, это закрепление права субъекта РФ делиться с местными бюджетами доходами от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащими зачислению в бюджет субъекта РФ. В отношении отчислений от налога на доходы физических лиц закрепляется уже не право, а обязанность - в местные бюджеты должно зачисляться не менее 20% налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ от указанного налога.

Полномочия субъектов РФ по формированию доходов бюджетов субъектов РФ также представляют собой совокупность правил и ограничений, которые Кодекс накладывает на субъектов РФ в сфере регионального законотворчества, затрагивающего налоги и сборы, изменяющего доходы бюджетов бюджетной системы РФ.

3. Регулирование доходов местных бюджетов подчиняется той же логике.

В отношении налоговых доходов следует отметить, что к ним отнесены не только поступления от местных налогов (норматив 100%), но и от федеральных тоже по установленным нормативам, например, от федерального налога на доходы физических лиц 10% поступает в бюджеты поселений. По отдельности Кодексом урегулированы налоговые доходы муниципальных районов и городских округов.

Неналоговые доходы местных бюджетов перечислены в БК с учетом особенностей соответствующих доходов, поступающих в бюджеты муниципальных районов, городских округов и поселений.

Кодекс закрепляет полномочия муниципального района по установлению нормативов отчислений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов в бюджеты поселений, а также полномочия муниципальных образований по формированию доходов местных бюджетов.