II. Финансово-правовые основы деятельности
государственных компаний
Общая финансово-правовая характеристика государственной компании.
(Далее в скобках дается сравнение с характеристикой госкорпорации.)
основания создания:
- федеральный закон о государственной компании (далее при упоминании государственной компании также используются слова "госкомпания" или "компания");
- имущественные взносы Российской Федерации (корпорация основывается на одном взносе);
тип юридического лица:
- некоммерческая организация;
- без членства (все аналогично корпорации);
степень имущественной самостоятельности:
- по общему правилу имущество, переданное госкомпании Российской Федерацией, является собственностью компании;
- по общему правилу имущество, созданное или приобретенное госкомпанией в результате собственной деятельности, является собственностью компании;
- по общему правилу имущество, созданное за счет доходов от деятельности по доверительному управлению, является собственностью Российской Федерации (в отличие от корпораций, для компаний уточняются виды имущества, в отношении которых право собственности не возникает, а также допускается отклонение от общих правил);
- по решению высшего органа управления госкомпании возможна передача части имущества в государственную казну России (аналогично корпорации);
- по общему правилу госкомпания не отвечает по обязательствам РФ, равно как и РФ не отвечает по обязательствам госкомпании (аналогично корпорации);
деятельность:
- оказывает государственные услуги, выполняет иные функции с использованием государственного имущества на основе доверительного управления (отсутствует указание на общественно-полезный характер деятельности);
- по общему правилу осуществляется на основании долгосрочной программы деятельности, предусматривающей выполнение производственных, инвестиционных и финансовых показателей (у корпораций в названии программы также присутствует слово "развития");
- разрешается предпринимательская, но только для достижения целей создания госкомпании (аналогично корпорациям);
порядок использования прибыли:
- определяется высшим органом управления госкомпании (аналогично корпорации);
инвестирование временно свободных средств:
- возможно;
- предельный объем инвестиций и другие ограничения устанавливаются высшим органом управления госкомпании (все аналогично корпорациям);
заимствования в иностранной валюте:
- возможны;
- решения о заимствованиях принимаются в порядке, установленном Правительством РФ (все аналогично корпорациям);
отчетность:
- госкомпания публикует отчеты о деятельности в соответствии с законом об этой компании (корпорация публикует отчеты об использовании имущества);
- годовая бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту (аналогично корпорации);
подконтрольность:
- контроль за деятельностью госкомпаний осуществляют: а) Счетная палата РФ, б) иные государственные органы в соответствии с законодательством РФ (аналогично корпорации);
особенности правового положения:
- устанавливаются законом, предусматривающим создание госкомпании (аналогично корпорации).
Общие нормы Закона "О некоммерческих организациях" <11>, закрепляющие правовой статус госкомпаний, не содержат информации о том, нужны или не нужны компании учредительные документы, а также не предусматривают формирования уставного капитала компании.
--------------------------------
<11> Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (ред. от 02.07.2013) // СПС "КонсультантПлюс".
ПРИМЕР
Особенности правового положения государственной компании "Российские автомобильные дороги":
- цель - оказание государственных услуг, выполнение иных полномочий в сфере дорожного хозяйства с использованием федерального имущества на основе доверительного управления (в доверительном управлении находятся, например, автомобильные дороги);
- уполномочена создавать коммерческие организации или участвовать в уставных капиталах коммерческих организаций в целях, установленных законом об этой компании, например, в целях реализации инвестиционных проектов, связанных со строительством объектов дорожного сервиса в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог этой компании;
- регламент компании утверждается Правительством РФ;
- обязана вести обособленный учет получения и использования а) средств, связанных с доверительным управлением, б) средств, связанных с собственной деятельностью, в) привлеченного финансирования;
- для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью компании создается Ревизионная комиссия, а для внутреннего контроля - структурное подразделение внутреннего аудита.
- Краткий курс финансового права
- И.С. Иванов
- Общая часть
- Раздел I. Финансовое право и финансовая система
- I. Проблема определения предмета финансового права
- II. Система финансового права
- III. Принципы финансового права
- IV. Финансовая система рф
- V. Органы управления финансовой системой рф
- Раздел II. Правовые основы финансового контроля
- I. Общие сведения о финансовом контроле
- II. Федеральный государственный финансовый контроль
- III. Региональный государственный финансовый контроль
- IV. Муниципальный финансовый контроль
- V. Финансовый контроль, осуществляемый без участия
- VI. Основы организации проведения финансового контроля
- VII. Ответственность за нарушения в финансовой сфере
- Особенная часть
- Раздел I. Бюджетное и налоговое право
- Глава 1.1. Бюджетная система рф
- I. Бюджетное устройство рф
- 13 Принципов бюджетной системы рф.
- II. Доходы бюджетов
- III. Расходы бюджетов
- IV. Сбалансированность бюджетов
- Глава 1.2. Бюджетный процесс
- I. Участники бюджетного процесса
- II. Стадии бюджетного процесса
- 1. Стадия составления проектов бюджетов.
- 2. Стадия рассмотрения проектов бюджетов.
- 3. Стадия исполнения бюджетов.
- 4. Стадия составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
- III. Роль Счетной палаты в бюджетном процессе
- IV. Государственный и муниципальный финансовый контроль
- 8. Подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля):
- Глава 1.3. Государственные внебюджетные фонды - основа финансовой системы обязательного социального страхования
- I. Общая финансово-правовая характеристика государственных
- II. Порядок составления, представления и утверждения
- III. Страховые взносы и страховое обеспечение
- 1) В обязательном пенсионном страховании:
- 2) В обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством:
- 3) В обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:
- 4) В обязательном медицинском страховании:
- IV. Сохранность денежных средств в системе
- Глава 1.4. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства российской федерации
- I. Нарушение бюджетного законодательства
- II. Меры, применяемые к нарушителям
- III. Лица, уполномоченные на применение мер принуждения
- 2. Министерство финансов рф:
- 3. Руководители органов, исполняющих бюджеты субъектов рф и местные бюджеты, и их заместители (в соответствии с их полномочиями):
- IV. Нарушения бюджетного законодательства;
- 1. Нецелевое использование бюджетных средств.
- 4. Неперечисление либо несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств.
- 14. Несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов.
- 15. Несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление бюджетных средств на лицевые счета получателям бюджетных средств.
- 16. Несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам.
- 17. Правонарушения информационного характера:
- Глава 1.5. Основы налогового права
- I. Отношения, регулируемые Налоговым кодексом рф
- II. Налоги, сборы, налоговые вычеты
- III. Элементы налогообложения
- Раздел II. Правовое регулирование кредитно-денежной системы
- Глава 2.1. Банковская система
- I. Банк России в банковской системе
- II. Понятие и виды кредитных организаций
- 5. Вклады:
- III. Правовое положение кредитных организаций
- 1) Создавать (открывать):
- Глава 2.2. Правовое регулирование банковского кредитования
- I. Понятие банковского кредитования
- II. Виды банковских кредитов
- III. Кредитная история
- IV. Особенности потребительского кредитования.
- V. Обеспечение возвратности кредитов
- VI. Банковский факторинг - альтернатива кредитования
- Глава 2.3. Национальная платежная система
- I. Общая характеристика национальной платежной системы
- II. Оператор платежной системы
- III. Оператор услуг платежной инфраструктуры
- 3.3. Расчетный центр.
- IV. Участники платежной системы
- 4.3. Организации федеральной почтовой связи.
- Глава 2.4. Правовое регулирование безналичных расчетов
- I. Соотношение понятий "перевод" и "расчеты".
- II. Краткая характеристика безналичных расчетов
- III. Использование электронных средств платежа
- Глава 2.5. Правовое регулирование наличного денежного обращения
- I. Общие сведения о наличном денежном обращении
- II. Организация наличного денежного обращения Банком России
- III. Обеспечение наличного денежного обращения
- IV. Участие юридических лиц; индивидуальных
- Раздел III. Правовое регулирование денежных потоков на финансовых рынках
- Глава 3.1. Финансово-правовые основы валютного рынка
- I. Валютный рынок
- II. Регуляторы валютного рынка
- III. "Товар" на валютном рынке
- IV. "Продавцы" и "покупатели" на валютном рынке
- V. Валютные операции
- 1. Операции по приобретению и отчуждению.
- 2. Операции по ввозу и вывозу.
- 3. Операции по переводу.
- VII. Запреты и ограничения на валютном рынке
- VIII. Паспорт сделки
- Iх. Органы и агенты валютного контроля
- X. Права и обязанности резидентов и нерезидентов;
- XI. Ответственность за нарушение валютного законодательства
- 1. "Незаконные операции".
- 2. "Уведомительные нарушения".
- 3. "Репатриационные нарушения".
- 4. "Нарушения порядка учета и отчетности".
- Глава 3.2. Финансово-правовые основы рынка ценных бумаг
- I. Ценные бумаги и эмиссионные ценные бумаги
- II. Виды эмиссионных ценных бумаг
- III. Эмиссия ценных бумаг
- IV. Государственная регистрация выпуска
- V. Профессиональные участники рынка ценных бумаг
- VI. Фондовая биржа
- VII. Государственное регулирование рынка ценных бумаг
- VIII. Ответственность за нарушение законодательства;
- 1) Деятельность по организации торговли (отвечает организатор);
- 2) Эмиссия ценных бумаг (при отсутствии признаков преступления):
- 1) Учет прав на ценные бумаги:
- 2) Эмиссия ценных бумаг:
- 3) Осуществление прав, удостоверенных ценными бумагами:
- 4) Раскрытие или предоставление информации, определенной законодательством рф о ценных бумагах:
- Глава 3.3. Финансово-правовые основы страхового рынка
- I. Страховой рынок
- II. Страховщики и субъекты страхового дела
- 2.2. Субъекты страхового дела.
- III. Обеспечение финансовой устойчивости страховщиков
- Глава 3.4. Финансово-правовые основы инвестиционной деятельности
- I. Общие сведения о правовом регулировании
- II. Капитальные вложения
- III. Лизинг
- IV. Франчайзинг
- V. Концессионные соглашения
- VI. Участие в долевом строительстве объектов недвижимости
- VII. Инвестирование средств
- VIII. Инвестиционные фонды
- 1. Акционерный инвестиционный фонд является юридическим лицом.
- 2. Паевой инвестиционный фонд (пиф) не является юридическим лицом.
- IX. Защита прав и законных интересов
- Раздел IV. Организация финансов экономических субъектов:
- II. Финансово-правовые основы деятельности
- III. Финансово-правовые основы деятельности
- IV. Финансово-правовые основы
- Глава 4.2. Правовое регулирование бухгалтерского учета
- I. Общие сведения о бухгалтерском учете
- II. Стандарты бухгалтерского учета и учетная политика
- III. Первичные учетные документы, регистры, инвентаризация
- IV. Бухгалтерская (финансовая) отчетность
- Глава 4.3. Правовое регулирование оценки
- I. Оценка и оценочная деятельность
- II. Виды стоимости, определяемой оценщиком
- III. Подходы к оценке, применяемые при
- IV. Права и обязанности оценщика
- V. Правовое положение сро оценщиков
- VI. Оценка в налогообложении
- VII. Оценка в бухгалтерском учете и отчетности
- VIII. Оценка в страховании
- IX. Ответственность оценщиков