19. Организация кредитования и наблюдения за кредитом.
Предварительная стадия (переговоры о кредите)
Непосредственно процесс кредитования начинается со дня первой выдачи ссуды. Однако до этого момента и вслед за ним проходит целая полоса значительной работы, выполняемой как банком-кредитором, так и клиентом-заемщиком.
Переговоры о кредите начинаются задолго до принятия конкретного решения. Предложение о выдаче кредита может исходить как от банка, так и от клиента. Для развитых рыночных отношений более типичной является ситуация, когда банк ищет клиента, предлагает ему свой продукт, в том числе кредиты под те или иные цели и условия.
Иное дело – современная отечественная практика, когда искать клиента не приходится, клиент ищет банк, в котором можно было бы получить спасительную ссуду.
Коммерческие банки еще на стадии обращения клиента в банк анализируют риски. Так называемая преселекция риска осуществляется уже на стадии предварительных переговоров с клиентом. На данном этапе важно выяснить, насколько кредитование данного заемщика вписывается в общую кредитную политику данной кредитной организации, какова истинная цель кредитования, представляет ли потенциальный заемщик источники погашения кредита и уплаты ссудного процента. На ранней стадии для банка желательно посетить клиента на его предприятии, познакомиться с руководством фирмы, ее офисом, состоянием оборудования и прочее. Задача данного этапа в организационном отношении – проконсультировать клиента по поводу требований банка к кредитному проекту, особенностям оформления документов, которые необходимо представить.
Этап рассмотрения конкретного проекта
Аналитическая часть этапа включает сложную задачу расчета банком на базе представляемых клиентом документов его кредитоспособности. Банк анализирует финансовые коэффициенты (ликвидности, достаточности оборотного капитала, финансового левериджа), интенсивность денежного потока, степень делового риска. По результатам анализа банк получает сведения о возможностях клиента по контролю расходов, оформлению потока наличности за счет продажи определенных активов, реализации на рынке продукции для обеспечения возврата банковского кредита.
В российских коммерческих банках решение аналитических задач, как правило, возлагается на кредитный отдел (управление). В отдельных банках выделяются специальные аналитические подразделения, функцией которых является всесторонняя оценка кредитуемого мероприятия. Заключение о возможности кредитования зачастую дается работником, курирующим обслуживание данного клиента. В этом случае подготовительная работа возлагается на экономиста банка – он ведет предварительные переговоры, рассматривает представленную в банк документацию, готовит письменное заключение о возможности и условиях кредитования данного проекта, выписывает специальное распоряжение о выдаче кредита, собирает необходимые разрешительные подписи на кредитных документах и т.д., т.е. выполняет всю аналитическую, техническую и организационную работу по соответствующему кредитному проекту. В небольших банках вся кредитная работа, как правило, концентрируется в одном кредитном отделе.
В мировой практике в мелких банках аналитическая и техническая работа по выдаче кредита обычно бывает разделена между работниками: один анализирует, готовит решение, другой работник этого или другого специального подразделения выполняет работу по техническому оформлению ссуды. Специализация может быть и иной: кто-то из банковского персонала только приводит клиента в банк, остальное делают другие. Работники специально созданных отделов по продаже банковских услуг могут не только приводить клиента в банк («добывать бизнес»), но и осуществлять предварительный анализ кредитного проекта, согласовывать юридическую сторону, делать предварительную преселекцию риска, составлять письменное заключение. Другое заключение (возможно, не совпадающее с заключением подразделения по продаже услуг) составляется в экономическом управлении банка (в специальных отделах анализа кредитного риска). В этом случае реализуется так называемое правило четырех глаз, когда кредитный проект проходит через фильтр двух людей, не связанных друг с другом узами соподчинения интересов одного управленческого звена и иерархией власти.
Довольно распространенной формой работы на данном этапе является принятие решений о кредитовании клиентов в пределах определенной компетенции работников банка. В этом случае кредитный проект на соответствующую сумму рассматривается и принимается или отклоняется работником, которому предоставлено такое право соответствующими распоряжениями руководства банка. Данный опыт работы начинают использовать и российские коммерческие банки. Крупные кредиты, как правило, рассматриваются на заседании Кредитного комитета. К заседанию прорабатываются все экономические и юридические вопросы, на нем принимается окончательное решение по рассматриваемому вопросу и определяются конкретные условия кредитования. Параллельно решаются вопросы о методе кредитования. Кроме ссудного счета, открываемого клиенту для отражения на нем выдачи и погашения кредита, фиксируется сумма лимита кредитования, предназначенного для кредитования данного заемщика.
На этапе оформления кредитной документации работники банка оформляют кредитный договор, выписывают распоряжения по банку о выдаче кредита, заводят специальное досье на клиента-заемщика (кредитное дело).
Этап использования кредита
На третьем этапе — этапе использования кредита — осуществляется наблюдение за кредитными операциями, в частности за соблюдением лимита кредитования (кредитной линии), целевым использованием кредита, уплатой процента, полнотой и своевременностью возврата суммы основного долга, корректируются сроки и условия кредитования, продолжается работа по анализу кредитоспособности и финансовых результатов работы заемщика. Кредитоспособность при этом связывается как с финансовым положением заемщика (финансовые коэффициенты и интенсивность денежного потока), так и с его личной надежностью. В широком смысле кредитоспособность заемщика — это оценка надежности заемщика плюс оценка самой сделки, на финансирование которой требуется кредит, плюс оценка обеспечения кредита.
Наблюдение за кредитом нацелено на сбор информации о заемщике в течение всего срока, на который выдан кредит, на установление контроля за изменением в худшую для банка сторону тех данных, которые легли в основу первоначальной оценки кредитоспособности заемщика.
Наблюдение за кредитом отличается от первоначальной оценки кредитоспособности:
-
по времени совершения. Проверка кредитоспособности осуществляется перед выдачей кредита, а наблюдение начинается после выдачи ссуды;
-
по целевому назначению. Проверка кредитоспособности проводится для идентификации риска перед принятием окончательного решения о кредитовании, а наблюдение за кредитом совершается для выявления кредитного риска в течение времени, на которое выдается кредит;
-
по периодичности. Проверка кредитоспособности в первоначальном виде проводится один раз, а наблюдение за кредитом является текущим, т.е. в определенном смысле периодическим или систематическим;
-
по объему. При расчете кредитоспособности оценивается надежность заемщика и обеспечение кредита, в процессе наблюдения за кредитом изучаются не все детали, необходимые для расчета кредитоспособности, а только важнейшие изменяющиеся величины (факторы), а также осуществляется перепроверка обеспечения, условий кредитования, проверка своевременности погашения кредита и полноты уплаты ссудного процента.
В организации процесса кредитования важное значение принадлежит контролю за кредитом. Его цель — защитить имущество банка от потерь. Контроль за кредитом многообразен, охватывает все стадии (подготовительную и последующие) процесса кредитования и предполагает проверку:
-
выполнения требований Центрального банка по регулированию кредитных операций (экономические нормативы, затрагивающие кредитные операции, организация внутрибанковского контроля);
-
соблюдения условий кредитного соглашения;
-
кредитоспособности заемщика (в широком значении этого понятия);
-
состояния и изменений ссудной задолженности;
-
состояния залога;
-
качества кредитного портфеля;
-
организации работы с проблемными кредитами.
Контроль за кредитом включает также проверку заемщика на месте.
Объектом контроля в процессе кредитования является соблюдение кредитного договора. Банк при этом обращает внимание на своевременность представления всех предусмотренных в договоре документов, (бухгалтерской отчетности, заверенной налоговой инспекцией, отдельных расшифровок к балансу и др.), проверяет целевое использований кредита, своевременность и полноту уплаты основного долга и процентов. Объектом анализа здесь являются также финансовое состояние заемщика, его изменение, изменение финансового состояния гаранта (поручителя), соответствие уровней доходов и расходов по кредитуемому проекту фактическим результатам, объем реализации (продаж) и прогноз на его основе погашения кредита. Сигналами дли усиления контроля могут при этом быть взаимные платежные затруднения, увеличение запасов материальных ценностей, замедление погашения дебиторской задолженности.
По результатам оценки соблюдения требования кредитного договора банк может пролонгировать срок договора или прекратить его. Контроль банков за движением денежных средств, состоянием и изменением ссудной задолженности носит регулярный характер. Особое внимание здесь уделяется наблюдению за остатками ссудной задолженности, использованием кредитной линии (лимита кредитования), выполнением графика погашения кредита. От операциониста банка, ведущего соответствующего заемщика, кредитный инспектор может всегда получить сведения о состоянии расчетного счета своего клиента. При приближении срока возврата кредита (обычно за 5 дней) не будет лишним напомнить заемщику о приближающемся сроке платежа. Ухудшение состояния счетов клиента может стать для банка предупредительным сигналом о неблагоприятных событиях в хозяйстве заемщика.
Объектом наблюдения до и после кредита является его залог. Отечественные банки уделяют залогу повышенное внимание, поскольку он позволяет в наибольшей степени гарантировать соблюдение интересов кредитной организации. Согласно ст. 334 Гражданского кодекса РФ, кредитор приобретает право в случае неисполнения должником обязательства, обеспеченного залогом, получить удовлетворение за счет заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами. В период кредитования банк проверяет наличие и сохранность залога. В соответствии с договором залога на практике могут предусматриваться не только меры по обеспечению сохранности имущества, но и индексации его стоимости, по уточнению предмета залога, его принадлежности, по ограничению права третьих лиц или самого собственника на заложенное имущество, по уточнению момента возникновения права залога и т.п.
Проверка на месте как элемент контроля за кредитом обычно планируется. Ей предшествует предварительная подготовка: определение круга вопросов, требующихся для выяснения и характеризующих состояние заемщика, круга лиц, с которыми целесообразно встретиться и получить необходимую информацию. Особым объектом контроля здесь может быть состояние обеспечения кредита, например наличие запасов товаров, их качество, условия хранения. Полезно при этом воспользоваться расшифровками отдельных статей баланса клиента, данными складского учета и т.п. Рассмотренные элементы контроля за кредитами охватывают его экономические и организационные стороны, однако немаловажное значение в этом случае имеют некоторые положения, затрагивающие поведение сотрудников банка и связанные с системой ценностей, которая вырабатывается на базе коллективного и собственного опыта банка и выступает осью, определяющей тип и принципы поведения кредитной организации. В процессе наблюдения за кредитом, в частности, важны следующие ценностные установки:
-
ориентация банка на неизбежность риска. Риск не есть нечто сверхъестественное в деятельности кредитной организации, нечто неприятное, а, напротив, есть явление вполне естественное, связанное с управлением кредитом;
-
ориентация на открытость и честность, объективность и достоверность оценки кредитной операции. На практике это означает получение полной и открытой (вместо неполной и приукрашенной, «отфильтрованной») информации, когда риск, как говорят, «кладется на стол», а не «прячется под ковер». Важно при этом понимать, что кредитный работник может ошибиться, но он не должен скрывать допущенные ошибки. Важную роль здесь может сыграть создание свободного от страха климата открытости и взаимного доверия (вместо нагнетания неизбежности наказания, «трибунала», санкций за допущенные просчеты);
-
ориентация на поддержку, кооперацию. В центре внимания должен быть не вопрос: «Кто виноват в плохом развитии кредита?», а вопрос: «Как можно быстро предотвратить опасность потерь?». Важнее, оказывается, не взвалить, переадресовать вину на другого, а разработать конкретные предложения по решению возникших проблем.
Многое в системе реализации ценностей в процессе кредитования зависит от руководящего персонала, который должен постоянно, настойчиво внедрять указанные принципы в жизнь. Культура кредитования не приходит сама собой. Ее освоение — длительный процесс, поэтому целесообразно использовать каждую возможность (на заседаниях, учебных мероприятиях) распространения данных ценностных ориентиров в повседневную практику.
- 68 Ответы к экзамену по дисциплине «Банковский менеджмент»: о.А. Глуховой содержание
- 2. Банковский маркетинг в системе управления банковской деятельностью.
- 3. Внутренний контроль как инструмент банковского менеджмента.
- 4. Управление персоналом банка.
- 5. Оценка деятельности коммерческого банка.
- 6. Управление ликвидностью на основе экономических нормативов.
- 7. Методы и инструменты управления ликвидностью.
- 8. Система управления прибылью банка.
- 9. Состав привлеченных ресурсов коммерческого банка.
- 10. Организация управления привлеченными ресурсами. Оценка качества обязательств банка.
- 1) Анализ привлеченных ресурсов банка
- 11. Управление собственным капиталам банка: содержание, внутренние и внешние источники прироста капитала.
- 12. Оценка и анализ достаточности капитала.
- 13. Управление активами. Оценка качества активов банка.
- 14. Управление расчетными технологиями
- 15. Сущность процентного риска и система управления им.
- 16. Методы регулирования кредитных рисков.
- 17. Работа банков с проблемными кредитами.
- 18. Кредитоспособность заемщиков банка и методы ее оценки.
- 19. Организация кредитования и наблюдения за кредитом.
- 20. Основные методы минимизации валютных рисков.
- 21. Депозитная политика коммерческого банка.
- 22. Кредитная политика коммерческого банка.
- Роль и цели кредитной политики
- Виды кредитной политики:
- 23. Структура доходов коммерческого банка.
- 24. Структура расходов коммерческого банка.
- 25. Организация банковской деятельности.
- 26. Классификация банковских рисков. Стратегия управления банковскими рисками.
- 27. Содержание и роль аналитической работы в деятельности банка.
- 28. Управление банковскими инновациями.
- 29. Кредитный портфель в системе управления кредитным риском.
- 30. Рыночные риски: сущность, понятие и способы их оценки.
- 31. Основные инструменты денежно-кредитной политики Центрального банка (Банка России).
- 32. Проблемы и перспективы развития российского банковского сектора.