2. Банковский маркетинг в системе управления банковской деятельностью.
Содержание банковского маркетинга
Банковский маркетинг можно рассматривать в нескольких аспектах: как вид человеческой деятельности, систему и концепцию управления, философию мышления, науку. Если рассматривать маркетинг как функцию управления, то можно выделить несколько его принципов. Все они применимы в полной мере и к банковской сфере (табл. 2.1).
Таблица 2.1 – Принципы банковского маркетинга
Принципы маркетинга | Содержание принципа применительно к банковской сфере |
Учет конъюнктуры рынка | Разработка стратегии развития банка и принятие оперативных решений на основе динамики спроса и предложения, а также цен на рынках отдельных банковских услуг |
Максимальное приспособление производства товаров и оказания услуг к требованиям рынка | Определение содержания услуг, повышение качества, достижение большего разнообразия банковских продуктов в соответствии с потребностями клиента |
Целенаправленное воздействие на рынок | Использование разнообразны способов контакта с клиентов для формирования спроса на банковские услуги, активное разъяснение выгодности банковских услуг |
Долговременный характер целей маркетинга | Большое значение прогнозов исследований банковского рынка, развитие стратегического планирования в банковской сфере |
Нацеленность на ясно выраженный коммерческий результат | Обеспечение рентабельной работы банка не только в целом, но и на отдельных сегментах рынка, получение прибыли от каждого вида банковских услуг, систематическое отслеживание себестоимости банковских услуг |
Исходя из принципов банковского маркетинга, можно определить его как деятельность на рынке банковских продуктов (услуг) с целью удовлетворения потребностей клиентов и обеспечения рентабельной деятельности банка. Маркетинг можно рассматривать как концепцию управления (табл. 2.2).
Таблица 2.2 – Концепции банковского маркетинга
Вид концепции применительно к банковской сфере | Содержание концепции |
Концепция производства или создания продукта (услуг) | Совершенствование технологии банковских услуг, снижение и себестоимости, что делает банк конкурентоспособным на рынке в ценовом отношении |
Концепция совершенствования банковского продукта | Повышение качества услуг с учетом наиболее полного удовлетворения потребностей клиентов. Под качеством понимается содержание услуги, срок выполнения, учет требований клиента |
Концепция интенсификации и коммерческих усилий | Концентрация работы банка на стимулирование сбыта с помощью рекламы банковского продукта, использования различных методов при составлении прейскуранта цен на банковские услуги, выбора оптимальных форм банковских организаций |
Концепция маркетинга целевого рынка | Сосредоточение работы банка в определенном сегменте рынка, детальное изучение потребностей покупателей данного целевого рынка, дифференциация на этой основе видов услуг, обеспечение их рентабельности, укрепление позиций в данном сегмента с точки зрения эффективности и качества всех видов услуг, доли рынка |
Концепция социально-этического маркетинга | Удовлетворение потребностей клиентов целевых банковских рынков при одновременном учете интересов общества в целом, т.е. кредитование программ социального значения, развитие благотворительной деятельности, защита интересов вкладчиков и мелких держателей акций |
Соединение в банковском маркетинге двух начал – функции и концепции управления позволяют дать определение этой экономической категории как философии и стратегии банка, требующей тщательной предварительной подготовки, продумывания и анализа, активной работы во многих подразделениях банка, начиная с высших руководителей и кончая низовыми звеньями.
Банковский маркетинг имеет специфические черты, отличающие его от маркетинга, лежащего в основе управления производственно-сбытовой и торговой деятельностью. Для банковского маркетинга характерны:
-
нематериальный характер банковского продукта, который снижает объективность оценки банковского продукта покупателем; из этого вытекает большое значение рекламы банковского продукта;
-
прямой контакт с покупателем услуг, т.е. клиентом, что требует персонализации отношений на рынке банковских услуг, создает трудности в их стандартизации и повышает роль места и атмосферы контакта с клиентом;
-
денежный характер услуг, который требует учитывать особое внимание общественности к их содержанию и последующим результатам.
Таким образом, при объединении всех существенных элементов категории «банковский маркетинг» получается следующее его определение: банковский маркетинг представляет собой вид деятельности банка, концепцию и функцию управления, а также особую философию мышления банковского служащего, которые ориентированы рынок банковских услуг.
Основными приемами банковского маркетинга являются способы общения с клиентом, обеспечение преимуществ клиенту при пользовании услугами данного банка по сравнению с конкурирующими кредитными организациями, управление рентабельностью услуги и взаимоотношений с клиентом, система оплаты труда, заинтересовывающая работников банка в продаже максимального количества банковских продуктов.
Виды и составные части банковского маркетинга
По способу общения с клиентурой банковский маркетинг делится активный и пассивный.
Активный банковский маркетинг включает следующие элементы:
-
прямой маркетинг, в том числе: рекламу, использующую почту, рекламу с помощью телефонной связи, телемаркетинг, рекламные стенды, прочие виды рекламы;
-
проведение дней развития и конференций;
-
опрос клиентов;
-
создание фокус-групп для обсуждения определенных дискуссионных проблем, связанных с банковскими услугами;
-
персональное общение с клиентом (информирование клиентов при посещении банка, при предоставлении выписок из счета, при выдаче чековых книжек и т.д.).
Пассивный банковский маркетинг — это, прежде всего, публикация статей в деловой прессе о банке и банковских услугах, теоретических статей, отдельные положения которых иллюстрируются цифрами из деятельности банка, и т.д.
Необходимость освоения банками приемов маркетинга в современных условиях диктуется следующими обстоятельствами:
-
появлением на национальных банковских рынках конкурентов в лице иностранных банков и небанковских организаций,
-
борьбой за клиентов;
-
превращением банков в универсальные и поиск отличий, отвечающих интересам клиентов;
-
интернационализацией банковской деятельности, которая только стирает национальные особенности, но и заставляет изучать потребности покупателей банковских продуктов в других странах;
-
развитием новых банковских технологий, обеспечивающих получение детальной информации о клиенте;
-
потребностью в диверсификации банковского бизнеса для защиты банков от рисков.
В качестве составных частей банковского маркетинга можно выделить:
-
сбор информации о рынке и разработку на этой основе стратегии банка;
-
определение видов предлагаемых на рынке продуктов (услуг) их цены (товар-цена);
-
организацию сбыта банковских продукт (услуг).
- 68 Ответы к экзамену по дисциплине «Банковский менеджмент»: о.А. Глуховой содержание
- 2. Банковский маркетинг в системе управления банковской деятельностью.
- 3. Внутренний контроль как инструмент банковского менеджмента.
- 4. Управление персоналом банка.
- 5. Оценка деятельности коммерческого банка.
- 6. Управление ликвидностью на основе экономических нормативов.
- 7. Методы и инструменты управления ликвидностью.
- 8. Система управления прибылью банка.
- 9. Состав привлеченных ресурсов коммерческого банка.
- 10. Организация управления привлеченными ресурсами. Оценка качества обязательств банка.
- 1) Анализ привлеченных ресурсов банка
- 11. Управление собственным капиталам банка: содержание, внутренние и внешние источники прироста капитала.
- 12. Оценка и анализ достаточности капитала.
- 13. Управление активами. Оценка качества активов банка.
- 14. Управление расчетными технологиями
- 15. Сущность процентного риска и система управления им.
- 16. Методы регулирования кредитных рисков.
- 17. Работа банков с проблемными кредитами.
- 18. Кредитоспособность заемщиков банка и методы ее оценки.
- 19. Организация кредитования и наблюдения за кредитом.
- 20. Основные методы минимизации валютных рисков.
- 21. Депозитная политика коммерческого банка.
- 22. Кредитная политика коммерческого банка.
- Роль и цели кредитной политики
- Виды кредитной политики:
- 23. Структура доходов коммерческого банка.
- 24. Структура расходов коммерческого банка.
- 25. Организация банковской деятельности.
- 26. Классификация банковских рисков. Стратегия управления банковскими рисками.
- 27. Содержание и роль аналитической работы в деятельности банка.
- 28. Управление банковскими инновациями.
- 29. Кредитный портфель в системе управления кредитным риском.
- 30. Рыночные риски: сущность, понятие и способы их оценки.
- 31. Основные инструменты денежно-кредитной политики Центрального банка (Банка России).
- 32. Проблемы и перспективы развития российского банковского сектора.