8. Система управления прибылью банка.
Прибыль коммерческого банка является внутренним источником его развития. Поэтому управление прибылью — важная составная часть банковского менеджмента, цель которой заключается в максимизации прибыли при допустимом уровне рисков и обеспечении ликвидности баланса.
Управление прибылью банка осуществляется через систему элементов (блоков) управления, тесно связанных между собой.
Управление прибылью банка осуществляется через систему элементов управления, тесно связанных между собой. Можно выделить следующие основные блоки управления прибылью коммерческого банка:
-
определение подразделений банка, участвующих в процессе управления прибылью;
-
планирование доходов, расходов и прибыли банка;
-
применение способов оценки уровня прибыльности банковской деятельности;
-
определение методов текущего регулирования прибыли (финансового результата).
Управление прибылью КБ осуществляется на различных уровнях:
-
на уровне банка в целом;
-
на уровне отдельных направлений деятельности банка,
-
на уровне конкретных банковских продуктов,
-
на уровне отдельных рабочих мест, взаимоотношений с клиентом.
Содержание отдельных элементов управления рентабельностью кредитной организации имеет свою специфику применительно к перечисленным уровням.
В управлении прибылью банка принимают участие различные его подразделения: руководящие органы, департаменты, управления, отделы. К их числу относятся:
1) функциональные подразделения, т.е. управления и отделы, прямо участвующие в проведении активных и пассивных операций КБ. В их функции по управлению прибылью входит оценка и анализ рентабельности создаваемых продуктов, контроль за рентабельностью отдельных сделок, представление информации в сводные аналитические управления для оценки рентабельности банка в целом. Контрольные формы участия функциональных подразделений в управлении прибылью банка определяются Правлением банка.
2) казначейство или другое сводное управление. В его функции входят составление плана доходов и расходов банка как составной части бизнес-плана, анализ и оценка уровня прибыли банка в целом и рентабельности отдельных направлений деятельности банка, разработка рекомендаций о величине достаточной процентной маржи, процентных ставок по активным и пассивным операциям банка, ориентировочном уровне комиссионного вознаграждения, структуре работающих активов и ресурсов и т.д.
3) бухгалтерия, которая обеспечивает аналитические службы казначейства и функциональных подразделений необходимой информацией.
4) служба внутреннего контроля, в функции которой входит контроль за правильностью формирования и использования прибыли. Основные направления этого контроля включают следующее:
-
проверка соблюдения нормативных требований ЦБ в отношении организации аналитического и синтетического учета доходов, расходов, формирования и использования прибыли;
-
проверка соблюдения требований Министерства по налогам и сборам по расчету налогооблагаемой базы;
-
проверка правильности применяемых ставок налога и сроков его перечисления;
-
проверка льгот, используемых банком при исчислении налогов;
-
проверка использования прибыли.
Планирование доходов, расходов и прибыли банка в качестве элемента управления рентабельностью банка на макроуровне включает следующие направления: составление планового баланса доходов и расходов банка в рамках бизнес-плана, планирование на его основе достаточной процентной маржи, составление сметы доходов и расходов банка, прогнозный расчет нормы прибыли на активы и собственный капитал, планирование распределения прибыли.
Составными элементами управления прибылью банка являются:
-
управление доходами банка;
-
контроль за формированием прибыли банка;
-
оценка уровня доходности и прибыли банка с количественных и качественных позиций;
-
оценка рентабельности подразделений банка;
-
анализ и оценка рентабельности банковского продукта или услуги;
-
оценка рентабельности «центров прибыли» или основных направлений деятельности банка.
Способы оценки и регулирования уровня прибыли банка.
-
структурный анализ доходов - целью является выявление основных видов доходов для оценки их надежности и возможности сохранения в будущем. Доходы делятся на процентные, комиссионные и прочие доходов. По степени стабильности выделяются группы стабильных и нестабильных доходов.
-
структурный анализ расходов – аналогичен анализу доходов. На основе формы цены на банковских рынках ресурсов и услуг выделяются процентные, комиссионные и прочие расходы.
-
структурный анализ сложившихся источников формирования прибыли (финансового результата). Под финансовым результатом деятельности понимается прибыль или убытки банка. Количественным выражением финансового результата может являться балансовая или чистая прибыль (убытки). Структурный анализ финансового результата построен на выявлении его основных источников.
-
анализ динамики и соотношения темпов роста доходов и расходов банка.
-
оценка результатов деятельности на основе системы финансовых коэффициентов: коэффициенты процентной маржи, уровней непроцентного дохода и расхода, соотношения непроцентной и процентной маржи, стабильных доходов на рубль активной, доли дивидендов в доходах, расходов на рубль активов, коэффициенты спреда и посреднической маржи, показатели прибыльности актинон и собственного капитала, прибыли на одного работника.
-
факторный анализ показателей доходности и прибыльности банка - позволяет детализировать причины ее изменения, а на этой основе конкретизировать принятие управленческих решений. Он применяется для выявления основного фактора изменения показателя прибыльности. Для этой цели может использоваться: метод подстановки, позволяющий выявить, с каким элементом числителя или знаменателя коэффициента связана в основном положительная или отрицательная тенденция его изменения.
- 68 Ответы к экзамену по дисциплине «Банковский менеджмент»: о.А. Глуховой содержание
- 2. Банковский маркетинг в системе управления банковской деятельностью.
- 3. Внутренний контроль как инструмент банковского менеджмента.
- 4. Управление персоналом банка.
- 5. Оценка деятельности коммерческого банка.
- 6. Управление ликвидностью на основе экономических нормативов.
- 7. Методы и инструменты управления ликвидностью.
- 8. Система управления прибылью банка.
- 9. Состав привлеченных ресурсов коммерческого банка.
- 10. Организация управления привлеченными ресурсами. Оценка качества обязательств банка.
- 1) Анализ привлеченных ресурсов банка
- 11. Управление собственным капиталам банка: содержание, внутренние и внешние источники прироста капитала.
- 12. Оценка и анализ достаточности капитала.
- 13. Управление активами. Оценка качества активов банка.
- 14. Управление расчетными технологиями
- 15. Сущность процентного риска и система управления им.
- 16. Методы регулирования кредитных рисков.
- 17. Работа банков с проблемными кредитами.
- 18. Кредитоспособность заемщиков банка и методы ее оценки.
- 19. Организация кредитования и наблюдения за кредитом.
- 20. Основные методы минимизации валютных рисков.
- 21. Депозитная политика коммерческого банка.
- 22. Кредитная политика коммерческого банка.
- Роль и цели кредитной политики
- Виды кредитной политики:
- 23. Структура доходов коммерческого банка.
- 24. Структура расходов коммерческого банка.
- 25. Организация банковской деятельности.
- 26. Классификация банковских рисков. Стратегия управления банковскими рисками.
- 27. Содержание и роль аналитической работы в деятельности банка.
- 28. Управление банковскими инновациями.
- 29. Кредитный портфель в системе управления кредитным риском.
- 30. Рыночные риски: сущность, понятие и способы их оценки.
- 31. Основные инструменты денежно-кредитной политики Центрального банка (Банка России).
- 32. Проблемы и перспективы развития российского банковского сектора.