logo
БМ - ОТВЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ 2011

26. Классификация банковских рисков. Стратегия управления банковскими рисками.

Эффективность оценки и управления риском во многом определяется его классификацией. Под клас­сификацией рисков следует понимать их распределе­ние на конкретные группы по определенным призна­кам для достижения поставленных целей. Научно обоснованная классификация позволяет четко опре­делить место каждого риска в их общей системе. Она создает возможности для эффективного применения соответствующих методов и приемов управления риском. В современной экономической литературе и практике существует большое количество классифи­каций банковских рисков в зависимости от целей ана­лиза и управления. Некоторые, наиболее часто встре­чающиеся, приведены в таблице 26.1.

Таблица 26.1 - Классификация рисков

Классификационный признак

Виды рисков

Описание

Степень риска

Допустимые, критические, катастрофические

Отражает степень влияния риска на деятельность банка: угроза потери чистой прибыли, убытки, угроза дальнейшему существованию банка.

Возможный результат

Чистые и спекулятивные

Нулевой или отрицательный результат и положительный или отрицательный результат соответственно.

Причины возникновения

Природно-естественные, экологические, политические, коммерческие, злоупотребления

В зависимости от источника возникновения. Данные риски можно также объединить в группы, например, внешние и внутренние, управляемые и неуправляемые и т.д.

Структурный признак

Имущественные, финансовые

Определяются части имущества подверженные тому или иному риску.

Покупательная способность денег

Инфляционные и дефляционные, валютные, риск ликвидности

Зависят от волатильности рынков валют, на которых работает банк.

Инвестиционные

Риск упущенной выгоды, риск снижения доходности (процентные и кредитные), риск прямых финансовых потерь (биржевой, селективный, кредитный, банкротства), страновой

Зависят от цели инвестирования: сохранения ресурсов (например, от влияния инфляции), получение прибыли, формирование портфеля с оптимальным сочетанием доходности, ликвидности и риска и т.п.

Целью управления рисками является сокращение финансовых потерь банка и, соответственно, повышение рентабельности, обеспечение надлежащего уровня надежности, соответствующей характеру и масштабам проводимых банком операций.

При построении системы управления рисками должны быть учтены следующие принципы:

Организация процесса управления рисками включает три этапа.

1. Идентификация и оценка факторов риска – работу производят структурные подразделения банка, осуществляющие банковские операции. В результате идентификации и оценки рисков подразделение принимает решение о санкционировании несущих риски операций и устанавливает определенные лимиты и ограничения.

Лимитирование рисков - система мероприятий, ограничивающих опасность потери имеющегося имущества или неполучения запланированного результата. Ограничение рисков достигается лимитированием операций в зависимости от состояния существенных факторов.

2. Принятие рисков, мониторинг, непосредственное управление рисками осуществляется теми структурными подразделениями банка, которые совершают несущие риск операции банка. Эти подразделения несут ответственность за использование и соблюдение установленных лимитов и ограничений рис ков.

Принятие рисков - осуществление несущих риски банковских операций, так как в результате их у коммерческих банка возникает вероятность финансовых потерь.

Мониторинг рисков - проводимая на регулярной основе идентификация и оценка факторов риска, в результате чего предпринимаются действия по непосредственному управлению рисками, происходит актуализация установленных лимитов и ограничений.

Методы регулирования рисков:

- предотвращение риска - отказ в выдаче кредита, сопряженного с рискованным мероприятием (объектом кредитования). Многое здесь определяет умение (готовность) банкира отказаться от высокодоходного (высоко рентабельного) кредитования при наличии сомнений относительно возврата кредита. Партнерские отношения банка с клиентом обязывают банк рекомендовать ему не вкладывать как собственный, так и заемный капитал в мероприятия, влекущие вероятность получения убытков;

- методы перевода риска - создание ситуации, при которой риск берет на себя третье лицо, в том числе государство. Подобный перевод должен найти отражение в соответствующем договоре. Сторона, принявшая на себя обязательство за возврат кредита заемщиком, может быть как юридическим, так и физическим лицом. Перевод может проводиться как на безвозмездной, так и возмездной основе.

- способы поглощения риска направлены на нейтрализацию возможного ущерба при наступлении вероятного события или несрабатывания иных способов его минимизации. Первичным способом такого поглощения риска является формирование резерва на возможные потери по судам. Конечным способом поглощения риска выступает имущество заемщика, покрывающее долг и уплату процента в случае наступления вредоносного события.

- способы компенсации риска направлены на уравнение последствий риска посредством механизма сохранения безубыточного состояния. В этом случае для банка-кредитора важно создать ситуацию, при которой потеря, например, кредита в полном объеме или части, как основной сделки, компенсируется приобретением от другой (вспомогательной) сделки. Примером такой компенсации может служить открытие заемщиком депозита в кредитной организации, предоставляющей ему кредит. В качестве компенсирующего способа может выступать и заклад.

- разделение общей совокупности рисков на отдельные части применяется с целью ограничения воздействия ущерба этой отдельной частью, а не всей совокупностью. На практике это находит свое отражение при оформлении консорциональных кредитов, рассредоточении кредитования различных типов заемщиков (различных отраслей, юридических и физических лиц), объектов, сроков кредита и т.п.

- диверсификация - расширение диапазона кредитования, обновляется кредитный портфель, появляются новые услуги, связанные с кредитованием. Это могут быть те операции, которые банк ранее не выполнял, это могут быть и совершенно новые услуги в сфере кредитования.

3. Контроль рисков, целью которого является получение “обратной связи”, т.е. объективной информации об эффективности проводимой банком политики управления кредитными рисками, о надлежащем выполнении утвержденных порядков и процедур. Можно выделить внешний (осуществляется аудитом в соответствии с Международными стандартами аудита и представляется акционерам и Совету директоров) и внутренний контроль.