28. Управление банковскими инновациями.
Банковская инновация - это результат деятельности банка, направленной на получение дополнительных доходов в процессе создания благоприятных условий формирования и размещения ресурсного потенциала при помощи нововведений, содействующих клиентам в получении прибыли. Банковская инновационная деятельность ориентирована на гармонизацию интересов банка, потребителей и общества в целом в рамках создания продуктов и услуг более высокой ценности, чем у конкурентов.
В банковской сфере важно различать такие понятия, как новые банковские услуги и новые банковские продукты, которые с правовой точки зрения включены в такие понятия, как банковская операция и банковская сделка.
Новая банковская услуга - это деятельность по оказанию помощи или содействия клиенту в получении прибыли, способная приносить дополнительный комиссионный доход. В отличие от банковского продукта услуга может носить незавершенный характер.
Новый банковский продукт - комбинированная либо нетрадиционная форма банковского обслуживания, создаваемая на основе маркетинговых исследований потребностей рынка.
По экономическому содержанию нововведения в банковской сфере можно подразделить на два типа:
-
технологические, к ним относятся: электронные переводы денежных средств, банковские карты;
-
продуктовые, к ним относятся новые банковские продукты, которые могут быть связаны как с новыми операциями и услугами, так и с традиционными банковскими операциями периода их развития либо изменения условий регулирования.
В отечественной практике обычно выделяют следующие виды банковских инноваций:
-
инновационная деятельность, соответствующая мировым тенденциям регулирования банковского дела (отсутствие запрета на лизинговую и инвестиционную деятельность, напротив, наличие запретительных ограничений на страховой бизнес);
-
выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
-
осуществление доверительного управления (трастовые операции) денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;
-
приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
-
проведение операций с валютными ценностями;
-
внедрение в практику операций с банковскими картами;
-
предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных сейфов или помещений для хранения документов и ценностей;
-
оказание консультационных и информационных услуг;
-
развитие операций на денежно-финансовом рынке за счет «иных сделок», в том числе с производными финансовыми инструментами.
Банки заинтересованы модернизировать методики создания и по ставки своих услуг, чтобы довести операционные расходы и цены на них до уровня соответствия конкурентной позиции. Разработка новых банковских продуктов и услуг - это процесс изменения стратегии банковской деятельности.
При определении специфических факторов развития новых видов продуктов и услуг в коммерческом банке необходимо опираться на преимущества той или иной стратегии, обусловленной:
-
совершенствованием банковских технологий в условиях научно-технического прогресса,
-
современным состоянием спроса и предложения на денежно-финансовом рынке.
Стратегия может быть:
-
ориентирована на спрос (стратегия быстрого реагирования). Преимущества состоит в том, что стратегия позволяет выйти за рамки роли банка как финансового посредника и расширить базу прибыльности за счет перехода от процентной маржи к комиссионной оплате, от маркетинга продукта к маркетингу потребителя. Недостатки стратегии быстрого реагирования связаны с тем, что перераспределение банковских ресурсов с традиционных видов деятельности на освоение новых продуктов может породить ситуацию нестабильности, привести к падению роли старых источников доходов.
-
ориентирована на предложение новых продуктов (стратегия предложения). Достоинства стратегии предложения новых продуктов определены взаимообусловленностью банковских инноваций, что отличает их от нововведений в других секторах экономики. Недостатки стратегии предложения новых продуктов связаны с тем, что банковская система уходит с рынка ссудных капиталов в другие сегменты денежно-финансового рынка, способствуя росту фиктивного капитала.
В целом стратегии разработки и предложения банковских инноваций основываются на важнейших концепциях маркетинга: необходимости дифференциации услуг и сегментации рынка.
Процесс разработки банковской инновации состоит из следующих этапов:
-
разработка новых идей с помощью экспертных оценок;
-
анализ соответствия новой услуги стратегии банка;
-
исследование потребностей банковских клиентов и наличие спроса на услугу;
-
оценка возможностей банка, его опыта и как следствие, принятие решения относительно выбора конкретной стратегии.
Организация разработки стратегии внедрения банковских инноваций происходит на основе использования специальных инструментов. Под инструментами понимаются методы подготовки и принятия управленческих решений, методики прогноза и анализа информации.
Разработка банковских инноваций связана с оценкой экономической целесообразности их внедрения и установлением тарифов на новые услуги и продукты. Для решения такого рода задач финансовому менеджменту банка необходимо располагать методикой оценки эффективности раз работки новой услуги. Данная методика должна содержать:
-
обоснование необходимости внедрения инноваций и методы рейтинговой оценки сравниваемых услуг;
-
определение эффективности новой услуги на основе балльной оценки потенциала рыночного сектора с учетом конкуренции;
-
методы сравнения полученного результата с критериальным уровнем.
Расчет суммарного балла инновации (новой услуги) может осуществляться по следующей формуле:
ВПУ = ПР - К - РСК ± РСР,
где, ВНУ - суммарный балл инновации (услуги);
ПР - потенциал сек тора рынка (региона);
К - оценка степени конкуренции;
РСК - реакция возможного сопротивления клиентов;
РСР - готовность руководства и оценка внутреннего сопротивления.
При принятии решения относительно целесообразности разработки и внедрения новой услуги полученный суммарный балл сравнивается с критериальным уровнем, который может быть следующим: разработка и внедрение новой услуги неэффективно - 0 баллов, средне эффективно Х - N баллов, эффективно - Х баллов.
Сочетание основных элементов стратегии и методики управления инновациями в зарубежной практике отражено в формуле инноваций:
Аббревиатура ТОРКА расшифровывается следующим образом:
Т обозначает технологию,
О - ослабление регулирования, в том числе в области налогообложения,
Р - процентный риск,
К - конкуренцию в виде борьбы за клиентов,
А - адекватность, или достаточность собственного капитала.
Разумное своекорыстие является синонимом прибыльных возможностей банка.
В качестве факторов успеха банка при внедрении инноваций выделяются:
-
принадлежность банка к выгодно позиционированной стратегической группе,
-
наличие необходимых финансовых ресурсов,
-
достаточная номенклатура продуктов и услуг,
-
ценовые преимущества,
-
рентабельность,
-
технологический уровень и инновационный потенциал,
-
профессионализм сотрудников и высокое качество обслуживания клиентов.
- 68 Ответы к экзамену по дисциплине «Банковский менеджмент»: о.А. Глуховой содержание
- 2. Банковский маркетинг в системе управления банковской деятельностью.
- 3. Внутренний контроль как инструмент банковского менеджмента.
- 4. Управление персоналом банка.
- 5. Оценка деятельности коммерческого банка.
- 6. Управление ликвидностью на основе экономических нормативов.
- 7. Методы и инструменты управления ликвидностью.
- 8. Система управления прибылью банка.
- 9. Состав привлеченных ресурсов коммерческого банка.
- 10. Организация управления привлеченными ресурсами. Оценка качества обязательств банка.
- 1) Анализ привлеченных ресурсов банка
- 11. Управление собственным капиталам банка: содержание, внутренние и внешние источники прироста капитала.
- 12. Оценка и анализ достаточности капитала.
- 13. Управление активами. Оценка качества активов банка.
- 14. Управление расчетными технологиями
- 15. Сущность процентного риска и система управления им.
- 16. Методы регулирования кредитных рисков.
- 17. Работа банков с проблемными кредитами.
- 18. Кредитоспособность заемщиков банка и методы ее оценки.
- 19. Организация кредитования и наблюдения за кредитом.
- 20. Основные методы минимизации валютных рисков.
- 21. Депозитная политика коммерческого банка.
- 22. Кредитная политика коммерческого банка.
- Роль и цели кредитной политики
- Виды кредитной политики:
- 23. Структура доходов коммерческого банка.
- 24. Структура расходов коммерческого банка.
- 25. Организация банковской деятельности.
- 26. Классификация банковских рисков. Стратегия управления банковскими рисками.
- 27. Содержание и роль аналитической работы в деятельности банка.
- 28. Управление банковскими инновациями.
- 29. Кредитный портфель в системе управления кредитным риском.
- 30. Рыночные риски: сущность, понятие и способы их оценки.
- 31. Основные инструменты денежно-кредитной политики Центрального банка (Банка России).
- 32. Проблемы и перспективы развития российского банковского сектора.