logo
БМ - ОТВЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ 2011

28. Управление банковскими инновациями.

Банковская инновация - это результат деятельности банка, направленной на получение дополнительных доходов в процессе создания благоприятных условий формирования и размещения ресурсного потенциала при помощи нововведений, содействующих клиентам в получении прибыли. Банковская инновационная деятельность ориентирована на гармонизацию интересов банка, потребителей и общества в целом в рамках создания продуктов и услуг более высокой ценности, чем у конкурентов.

В банковской сфере важно различать такие понятия, как новые банковские услуги и новые банковские продукты, которые с правовой точки зрения включены в такие понятия, как банковская операция и банковская сделка.

Новая банковская услуга - это деятельность по оказанию помощи или содействия клиенту в получении прибыли, способная приносить дополнительный комиссионный доход. В отличие от банковского продукта услуга может носить незавершенный характер.

Новый банковский продукт - комбинированная либо нетрадиционная форма банковского обслуживания, создаваемая на основе маркетинговых исследований потребностей рынка.

По экономическому содержанию нововведения в банковской сфере можно подразделить на два типа:

В отечественной практике обычно выделяют следующие виды банковских инноваций:

Банки заинтересованы модернизировать методики создания и по ставки своих услуг, чтобы довести операционные расходы и цены на них до уровня соответствия конкурентной позиции. Разработка новых банковских продуктов и услуг - это процесс изменения стратегии банковской деятельности.

При определении специфических факторов развития новых видов продуктов и услуг в коммерческом банке необходимо опираться на преимущества той или иной стратегии, обусловленной:

Стратегия может быть:

В целом стратегии разработки и предложения банковских инноваций основываются на важнейших концепциях маркетинга: необходимости дифференциации услуг и сегментации рынка.

Процесс разработки банковской инновации состоит из следующих этапов:

Организация разработки стратегии внедрения банковских инноваций происходит на основе использования специальных инструментов. Под инструментами понимаются методы подготовки и принятия управленческих решений, методики прогноза и анализа информации.

Разработка банковских инноваций связана с оценкой экономической целесообразности их внедрения и установлением тарифов на новые услуги и продукты. Для решения такого рода задач финансовому менеджменту банка необходимо располагать методикой оценки эффективности раз работки новой услуги. Данная методика должна содержать:

Расчет суммарного балла инновации (новой услуги) может осуществляться по следующей формуле:

ВПУ = ПР - К - РСК ± РСР,

где, ВНУ - суммарный балл инновации (услуги);

ПР - потенциал сек тора рынка (региона);

К - оценка степени конкуренции;

РСК - реакция возможного сопротивления клиентов;

РСР - готовность руководства и оценка внутреннего сопротивления.

При принятии решения относительно целесообразности разработки и внедрения новой услуги полученный суммарный балл сравнивается с критериальным уровнем, который может быть следующим: разработка и внедрение новой услуги неэффективно - 0 баллов, средне эффективно Х - N баллов, эффективно - Х баллов.

Сочетание основных элементов стратегии и методики управления инновациями в зарубежной практике отражено в формуле инноваций:

Аббревиатура ТОРКА расшифровывается следующим образом:

Т обозначает технологию,

О - ослабление регулирования, в том числе в области налогообложения,

Р - процентный риск,

К - конкуренцию в виде борьбы за клиентов,

А - адекватность, или достаточность собственного капитала.

Разумное своекорыстие является синонимом прибыльных возможностей банка.

В качестве факторов успеха банка при внедрении инноваций выделяются: